Бедность в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2012 в 23:05, курсовая работа

Описание

Если в Западной Европе в новое время сложилось преимущественно негативное отношение к бедным, которые якобы сами виновны в своих бедах, то в дореволюционной России бедность рассматривалась как горе, в котором виновно скорее общество, чем конкретный индивид.

Работа состоит из  1 файл

Бедность в России.docx

— 213.65 Кб (Скачать документ)

Бедность  в России.

Если в  Западной Европе в новое время  сложилось преимущественно негативное отношение к бедным, которые якобы  сами виновны в своих бедах, то в дореволюционной России бедность рассматривалась как горе, в котором  виновно скорее общество, чем конкретный индивид. Эта трактовка бедности как порождения несправедливого  социального строя способствовала широкому распространению социалистических воззрений.

В советские  времена понятие «бедность» практически  не применялось. На смену ему пришло понятие «малообеспеченные», призванное подчеркнуть, что в Советском  Союзе нет людей, которые не обеспечены всем необходимым для жизни, а  население делится на тех, кто  обеспечен в большей или меньшей  степени.

В постсоветской  России произошло, как считают многие исследователи, массовое обнищание  населения. К 1992, по данным Института  социально-экономических проблем  народонаселения РАН, за чертой бедности проживало примерно 90% населения  России. Подобного рода цифры, однако, трудно признать достоверными, поскольку  для оценки бедности в России применялись  критерии, которые используются в  развитых странах.

Однако официальная  российская статистика тоже отмечала в 1990-е высокий уровень бедности, хотя и не более 35% (рис. 2). Первый скачок уровня бедности был связан с либерализацией цен в 1992, другой произошел после  дефолта 1998. Однако в целом уровень  бедности в России, по официальным  данным, имеет тенденцию снижаться  – от 30–35% в начале 1990-х до 15–25% в начале 2000-х.

БЕДНОСТЬ

Резкие расхождения  между данными Госкомстата и  цифрами, получаемыми отдельными исследователями, во многом зависят от используемого  определения бедности. Госкомстат исходит  из определения бедности через прожиточный  минимум (например, на IV квартал 2004 для  России прожиточный минимум составил 2451 руб.), измеряя абсолютную бедность. Те же исследователи, которые дают более  высокие цифры бедности, обычно измеряют относительную бедность.

Разные регионы  России сильно различаются по уровню бедного населения. Самая низкая доля бедных в середине 2000-х насчитывается  в Тюменской области (менее 18%), самая  высокая – в Республике Ингушетия (более 95%).

Бедность  в России обладает чертой, типичной для развивающихся стран. В развитых странах мира бедность, как правило, связана с безработицей. В России же бедность охватывает не только безработных, но и многих работающих на малооплачиваемых должностях (в первую очередь в бюджетном секторе экономики). 
 
 
 

Что такое бедность в  США и Европе?

10 февраля  2011г. 13:44

 

Бедность - социальная проблема, присущая всем без  исключения странам  мира. Например, во Франции и России число живущих за чертой бедности... одинаковое (около 13%), а в США - еще выше 14.3%, а в ЕС - 17%. Удивлены? Нет, статистика не обманывает, просто под бедностью в различных государствах мира подразумеваются абсолютные разные вещи. Что же такое бедность "по-европейски" и "по-американски" и почему российские новостные СМИ с гордостью не доносят до граждан РФ, что проблемы малоимущих Россия решает успешнее, чем в США и ЕС? 
 
Что такое бедность? Или какие критерии используют экономисты 
 
Бедность - это экономическое положение человека, при котором он не в состоянии удовлетворить свои минимальные потребности для существования. Лукавство здесь в следующем:  
* Всемирный банк определяет общемировой уровень бедности при доходах менее $ 1,25 в день. 
* но в США, Германии, Франции, Великобритании и др. процветающих государствах мира существуют иные критерии определения бедности. 
 
Американский стандарт бедности... или почему 14% американцам выгодно быть "бедными и несчастными" 
 
За чертой бедности в США, согласно официальной статистике, проживает 14,3% населения (43,6 млн. чел.). Он исчисляется из прожиточного минимума, умноженного на коэффициент 2,5, и ныне составляет чуть больше $ 1 тыс. в месяц,- пояснили эксперты землячества трейдеров и инвесторов США и Канады академии 
форекс и биржевой торговли Masterforex-V. Ежегодно уровень бедности корректируется, кроме того, для семей (домохозяйств) разного состава устанавливается различный порог бедности: 
граждане, чей доход ниже уровня бедности, получают различные виды помощи от государства и штата, в котором они проживают. Бедным также помогают многочисленные социальные и филантропические организации. Причем эта помощь не обязательно поступает в виде банковского чека – бедные американцы получают продуктовые талоны, бесплатную пищу, вещи, право на бесплатное посещение кафе, ресторанов, кинотеатров, прачечных и многое другое; 
если американец не получает ежемесячно хотя бы (!)$ 700, то его относят (неофициально, конечно) к самой низшей категории нищих; 
Но! Более 90% официальных бедных и нищих американцев имеют свое жилье – дом или квартиру. Почти все бедняки в США имеют автомобиль (иногда два или даже больше); конечно, это не новый автомобиль, но вполне сносный для передвижения или перевозки грузов.  
* практически все бедные пользуются мобильной связью и имеют дома компьютер с подключенным интернетом; 
половина бедняков имеет медицинскую страховку (федеральную или местную); 
при этом 90% детей из бедных семей учатся в школе, где получает бесплатное питание, возможность (опять-таки бесплатно) ездить с одноклассниками на экскурсии, посещать музеи, выставки, библиотеки. Правда, получить высшее образование детям бедняков сложнее – для этого нужно быть или хорошим спортсменом, чтобы получить стипендию на учебу, или отслужить 5-7 лет в армии. 
среди пенсионеров (то есть тех, кому за 65) бедняками являются только 6%. В основном это те, кто имеет небольшой трудовой стаж. Американские пенсионеры не платят подоходный налог, если их доход в год менее $ 20,9 тыс. (средняя годовая зарплата в США составляет чуть больше $ 44 тыс.). На питание в США в среднем тратится 12,3%, так что у американских пенсионеров остается достаточно средств для полноценной жизни (в том числе и для турпоездок за границу, отдыха на курортах, хотя в своей стране они официально числятся бедняками, нуждающимися в заботе государства и многочисленных фондов). 
приблизительно 60% американских домохозяйств с доходами ниже уровня бедности получают, как минимум, один вид нефинансовой помощи, а 20% из них – еще и помощь в денежной форме. Нефинансовая помощь – это продовольственное пособие (каждый девятый американец покупает товары с помощью продовольственных карточек), медицинские услуги и пр. 
 
Но главное – американское государство дает беднякам шанс вырваться из объятий нищеты. Пользуются этим шансом далеко не все, хотя для этого в Америке широко используют бесплатные программы получения новой профессии – старая истина, что лучше дать человеку удочку, чем просто время от времени подкидывать ему рыбу. «Хочешь поддержки? Работай!» – таков принцип американской общенациональной системы социального обеспечения. Работающий человек не только повышает уровень своих доходов, но и за счет пенсионных отчислений обеспечивает себе беспроблемную старость. Причем помощь в обучении и трудоустройстве оказывается всем, в том числе и пенсионерам, и инвалидам. Всего 2,6% работающих американцев живут за порогом бедности. Так что трудно сравнить жизнь американского бедняка с живущими за чертой бедности в развивающихся странах.  
 
Что значит бедность по-европейски? 
 
В Европейском союзе, в который входит 27 стран доля бедняков даже немного выше, чем в США: 17 процентов, что равно почти 85 млн. человек (больше, чем население крупнейшей европейской страны – Германии). По оценкам аналитиков землячества трейдеров и инвесторов Западной Европы академии Masterforex-V: 
больше всего бедняков в странах бывшего социалистического лагеря 
Латвии (26%), Румынии (23%), Болгарии (21%), Литве (20%). Меньше всего бедняков, как ни парадоксально, тоже в бывшей социалистической стране – Чехии (9%). «Золотую середину» занимают Германия (15%), Швеция, Дания, Австрия (по 12%). 
бедными в Евросоюзе считаются те граждане, чей доход (включая социальные выплаты) меньше 60% от уровня зарплаты в стране проживания. Зарплаты в странах ЕС разные, поэтому, чтобы считаться бедняком в Люксембурге, нужно получать меньше 18,5 тыс. евро в год. В Дании уровень бедности – 14,5 тыс., в 
Ирландии –  13,7 тыс.,Великобритании –  13,1 тыс., Швеции –  12,1 тыс., Финляндии –  11,8 тыс., Германии –  10,9 тыс. Самый низкий порог бедности зафиксирован в Румынии ( 1,1 тыс.) и Болгарии ( 1,3 тыс.). 
бедность в Европе определяется не по уровню доходов, а по наличию материальных благ. Eurostat (Европейское статистическое агентство) выделяет 9 видов материальных благ: возможность питаться мясом (птицей, рыбой) как минимум через день, наличие автомобиля, стиральной машины, телевизора, телефона, возможность хотя бы недельного отпуска, проводимого вдали от родного дома, способность оплатить непредвиденные расходы (то есть наличие сбережений), возможность поддерживать в своем жилье необходимую температуру и т.д. Если хотя бы 3 из этих материальных благ отсутствуют, то семью следует считать бедной. 
бедные европейцы получают помощь от государства. В Германии, например, безработная семья с двумя несовершеннолетними детьми получает не только пособие (более  1,1 тыс. евро в месяц), но и квартиру до 90 кв. м, бесплатные коммунальные услуги, бесплатные поездки с классом для школьников и многие другие льготы. При этом в отличие от Америки работающие немцы не всегда чувствуют себя лучше, чем безработные, поэтому до 1,3 млн. немцев в дополнение к зарплате получают еще и социальное пособие по бедности. 
в скандинавских странах (Финляндия, Швеция, Норвегия, Дания) действует такая социальная модель устройства общества, что бедными становятся настоящие маргиналы (например, наркоманы). В этих странах действует «социальный договор» – богатые платят за бедных (в Дании, например, 2/3 ВВП перераспределяется через налоговую систему). Каждый пятый в этих странах живет за счет социальных пособий (по безработице, нетрудоспособности и пр.). Понятие «долгосрочная бедность» вообще нетипично для скандинавов. 
на еду европейцы тратят столько же, сколько американцы, например, во Франции – 14% доходов, в Великобритании – 11%. У европейских бедняков хватает средств на покупку не только товаров длительного пользования (бытовая техника и даже новый автомобиль), но и на откладывание сбережений, покупку страховки, образование и медицинские услуги. 
 
Вырастающие проблемы Америки и Европы? 
 
Картина бедности и в Америке, и в Европе была бы более радужной, если бы не… эмигранты. Выходцы из беднейших стран Африки, Азии, 
Латинской Америки, попав в благополучные страны, довольствуются минимумом, который в десятки (а то и сотни) раз превышает уровень доходов на их исторической родине. Большинство таких эмигрантов не имеют современных специальностей, а их опыт земледелия, скотоводства или ремесленничества не нужен современным экономикам. Поэтому многие из них предпочитают существовать на минимальные пособия всю жизнь и не работать. Так, в Дании среди этнических датчан только 1,1% пенсионеров живут ниже порога бедности – а среди пенсионеров-эмигрантов таковых насчитывается 27,4%. При этом доля неэтнических датчан составляет уже 10% населения страны. 
 
 

.4. Основные положения  социальной политики

в различных экономических  системах

1.4.1. Германия

Социальная политика заложена в самой финансовой системе  Германии, поскольку финансовая система  Германии построена таким образом, что она вполне соответствует  правительственной политике социальной рыночной экономики. Огромное внимание в ней уделяется социальному  обеспечению и поддержанию нормального  уровня жизни населения.

Так, в Германии существуют специальные правительственные  фонды (помимо основных бюджетов), которые  формируются в основном за счет отчислений с заработной платы. И преобладают  в основном фонды социального  обеспечения, по объему они стоят  на втором месте после государственного бюджета страны. Главное место  среди них занимает Фонд социального  страхования, который охватывает отдельные  виды страхования - по временной нетрудоспособности, на случай безработицы, от несчастных случаев, пенсионное страхование рабочих  и служащих, пенсионное страхование  лиц, не работающих по найму [6, c. 71].

Финансирование выплат по безработице осуществляется за счет средств федерального бюджета, федеральным  ведомством занятости осуществляются страховые выплаты и выплаты  по безработице. Безработные в Германии получают пособие, которое зависит  от общего трудового стажа, от размеров последней заработной платы, от возраста, от наличия обязательства по содержанию детей. Безработные, «снятые» со страхования  по безработице, т.е. те, кто исчерпал право на причитающееся пособие, получают выплату по безработице. Размер такой выплаты составляет для  безработных, имеющих детей - 58%, для  безработных без детей - 56%.

Социальная помощь и другие виды социальных услуг, оказываемых  государством, финансируются за счет государственного бюджета.

Система пенсионного  обеспечения Германии содержит сочетание двух систем финансирования обеспечения граждан в старости: перераспределительную и накопительную. Эта система называется «системой трех уровней». Первый - (около 80% всех пенсионных выплат в основном финансируется перераспределительным способом)- охватывает, прежде всего, обязательное пенсионное страхование всех работников по найму. Перераспределительная система характеризуется тем, что на выплаты пенсий пожилым используются поступления в фонд пенсионного страхования (ведомства пенсионного страхования). В Германии этими поступлениями являются страховые взносы застрахованных лиц и работодателей, а также дотации государства. Этой пенсии достаточно для обеспечения нормального уровня жизни пожилого человека. Второй и третий уровни пенсионного обеспечения из фондов предприятий и частные накопления, финансируются накопительным способом [4, c.71].

1.4.2. Швеция

Каждая социально-экономическая  модель преследует и создана для  определенных целей. В шведской модели первостепенную роль играет социальная политика, которая призвана создавать  более или менее нормальные условия  воспроизводства рабочей силы (преимущественно  высококвалифицированной) - обстоятельство исключительной важности для Швеции, если иметь в виду специфику ее развития и место в международном  разделении труда, - и является инструментом ослабления социальной напряженности, нейтрализации классовых антагонизмов и конфликтов.

В шведской модели социальная политика способствует преобразованию общественных отношений в духе социальной справедливости, уравниванию доходов, сглаживанию классовых неравенств и в итоге построению нового демократического общества на базе государственного благосостояния [5, c.132].

Уровень жизни в  Швеции считается одним из наиболее высоких в мире и наивысшим в Европе. Уровень жизни определяется комплексом различных показателей. По ВВП и потреблению на душу населения Швеция занимает одно из первых мест в Европе. По степени выравнивания доходов Швеция опережает все остальные страны мира. Отношение зарплаты женщин к зарплате мужчин в Швеции самое высокое в мире.

Неоспорим успех Швеции на рынке труда. Швеция всегда сохраняла  исключительно низкую безработицу: в послевоенный период, в середине 70-х годов, когда серьезные структурные  проблемы привели к массовой безработице  в большинстве развитых стран  мира, в настоящее время.

Есть определенные достижения и в длительной борьбе за равенство. Полная занятость сама по себе важный фактор выравнивания: общество с полной занятостью избегает различий в доходах и жизненном уровне, проистекающих из массовой безработицы, поскольку долгосрочная безработица  ведет к потерям в доходах. Доходы и жизненный уровень выравниваются  двумя путями в шведском обществе. Политика солидарности в области  зарплаты стремится достичь равной зарплаты за равный труд. Правительство  использует прогрессивное налогообложение  и систему обширных государственных  услуг.

Социальное страхование  составляет основной элемент шведской социальной политики благосостояния. Цель системы социального обеспечения в Швеции - обеспечить человека экономической защитой в случае болезни, при оказании медицинской помощи, рождении ребенка и по старости (всеобщее страхование), в связи с несчастными случаями и болезнями по производственной причине (страхование от несчастных случаев на производстве) и безработицей (страхование по безработице и помощь от рынка труда наличными). Окончательной гарантией независимо от причины обращения считается пособие наличными, известное как страховая помощь [11, c .48].

Система страхования  здоровья является, прежде всего, инструментом создания большего социально-экономического равенства. Она дает возможность людям с низкими доходами, нуждающимся в интенсивной медицинской помощи, получить медицинские услуги на основе равенства с другими. Более того, система страхования функционирует как финансовый инструмент и инструмент государственного управления.

Система социального  страхования финансируется из государственных  и местных налогов, налогов с  предпринимателей, трудящихся и работающих не по найму, доходов по процентам  и вычетов из капитала из различных  фондов. Главный источник (свыше 40%) - взносы с предпринимателей, исчисляемые  с суммы фонда заработной плат. Распределение средств ведется  через Конторы Социального Страхования.

1.4.3. Япония

Японская социальная политика в основном направлена на создание достойного уровня жизни лицам  пожилого возраста. Это связано с  тем, что численность данной категории  постоянно растет и к 2025 году достигнет 5,2 млн. человек против 2 млн. в 1993 году [7, c. 163]. Кроме того, из-за роста продолжительности жизни и увеличения периода трудовой активности этой категории населения, а также нехватки молодой рабочей силы пожилые люди станут важным компонентом рынка труда. Пенсионная система Японии достаточно сложна и многослойна. Средствами государственного бюджета обеспечивается 1/3 выплат базовой пенсии. Остальное выплачивается за счет различных пенсионных фондов.

За счет бюджета  финансируется в Японии так называемое общественное вспомоществование. Оно  охватывает тех, кто сам не может  обеспечить минимальный уровень  жизни. Такая помощь предоставляется  на основе Закона о гарантиях прожиточного минимума и выплачивается по семи номинациям: на повседневные нужды, образование, жилье, медицинское обслуживание, материнство, по безработице, на похороны: 75% выплат по общественному вспомоществованию предоставляется из центрального бюджета, 25% - из бюджетов местных органов власти. К 2025 году планируется поднять расходы на социальное обеспечение, и в частности, повысить уровень социальной защищенности всех нуждающихся [16, c. 57].

1.4.4. Великобритания

Социальная политика Великобритании характеризуется политической направленностью страны. В зависимости  от того, какая из политических партий руководит в правительстве, определяются и приоритеты экономического и социального  развития страны.

Так, с приходом к  власти правительства М.Тэтчер, в  Великобритании значительно ухудшилось экономическое и социальное положение. Оказались деградированными все  прежние варианты государственного регулирования, основанные на кейнсианской теории, а Британские острова превратились в своего рода полигон для испытаний идейно-политических установок правых консерваторов. За время пребывания консерваторов у власти (80-е-90-е годы) значительной эрозии подверглись многие традиционные ценности и институты. Существенного изменения претерпела и модель социально-экономического развития. Государство приступило к реформированию отношений собственности, ее «распылению», к преобразованию системы социальных услуг - внедрению рыночных начал и конкуренции в «государстве благосостояния», созданию «смешанной» государственно-частной системы здравоохранения, страхования, пенсионного обеспечения, распространению принципа свободы выбора в школьном образовании. Однако с приходом к власти лейбористской партии во главе с Т.Блэром социальная политика претерпевает небольшие изменения: сочетаются социальные ценности старого лейборизма с развитием рыночной экономики [19, c. 98].

Информация о работе Бедность в России