Анализ труда, занятого на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2011 в 13:01, курсовая работа

Описание

Целью данной курсовой работы является анализ труда и заработной платы в бюджетном учреждении.

Для осуществления этой цели необходимо выполнить следующие задачи:

1) рассмотреть понятие и значение оплаты труда;

2) изучить формы, виды и системы оплаты труда и документальное оформление расчетов организации по оплате труда;

3) проанализировать обеспеченность учреждения трудовыми ресурсами;

4) изучить движение кадров в учреждении;

5) провести анализ использования фонда рабочего времени и фонда заработной платы;

6) определить направления развития (совершенствования) оплаты труда работников бюджетных учреждений.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….……..3


1. Теоретические основы оплаты труда…………………………………….…...5

1.1. Понятие и значение оплаты труда…………………………………………..5

1.2. Формы, виды и системы оплаты труда………………………………….….6

1.3. Документальное оформление расчетов организации по оплате труда…...9


2. Анализ труда и заработной платы в УЭФ МО «Онгудайский район»…………………………………...……......................................................15

2.1.Экономическая характеристика предприятия……………………………..15

2.2. Анализ обеспеченности учреждения трудовыми ресурсами…………….16
2.3. Анализ использования фонда рабочего времени……………………...….20
2.4.Анализ использования фонда заработной платы………………………….25


3.Направления развития (совершенствования) оплаты труда работников бюджетных учреждений………………………………………………………...30


Заключение……………….……………………………………………………....32


Список источников и литературы……………………………………………...35

Работа состоит из  1 файл

курсовая.doc

— 248.00 Кб (Скачать документ)

2.2. Анализ обеспеченности  учреждения

трудовыми ресурсами

       К трудовым ресурсам относится та часть населения, которая обладает необходимыми физическими данными, знаниями и навыками труда в соответствующей отрасли. Достаточная обеспеченность учреждений нужными трудовыми ресурсами, их рациональное использование имеют большое значение для увеличения объемов оказываемых услуг. В частности, от обеспеченности учреждения трудовыми ресурсами и эффективности их использования, зависят объем и своевременность выполнения всех работ.

       Анализ обеспеченности учреждения трудовыми ресурсами необходимо начинать с выяснения перечня нормативов, используемых в учреждении для планирования труда персонала, а также плановых показателей, утверждаемых вышестоящей организацией. Анализ состоит в сравнении фактических показателей с их плановыми и нормативными значениями, а так же расчёте и оценки изменения ряда производных показателей .

       Общую картину состояния и тенденции развития трудовых ресурсов учреждения дает анализ изменения среднесписочной численности работников, проведённый по категориям персонала, что позволяет оценить также состав и структуру трудовых ресурсов.

         Обеспеченность учреждения трудовыми ресурсами определяется сравнением фактического количества рабочих по категориям с плановой потребностью. Необходимо анализировать качественный состав трудовых ресурсов по квалификации .

         Для изучения обеспеченности учреждения трудовыми ресурсами необходимо дать количественную и качественную характеристику работников учреждения.

        Методику анализа изменений общей численности работников рассмотрим на данных таблицы 1.

Таблица 1

Анализ  и оценка обеспеченности УЭФ МО «Онгудайский район» кадрами за период 2009-2010 гг., чел.

Категории персонала Численность в 2009 году Численность в 2010 году  
отклонение (+/-)
Выполнение  плана, %
План Факт От плана От 2009 года
Руководство 1 1 1 0 0 100
Начальник отдела 2 2 2 0 0 100
Заместитель начальника 2 2 2 0 0 100
Главный специалист 3 4 3 -1 0 75
Ведущий специалист 5 7 6 -1 1 85,714
Специалист 1 категории 2 2 2 0 0 100
Обслуживающий персонал 2 3 2 -1 0 66,667
Итого 17 21 18 -3 1 85,714
 

       Из приведенных данных видно, что план по численности работников на 2010 год в целом выполнен на 85,71%.

      Сокращение численности работников связано, прежде всего, с тем, что молодые специалисты не желают идти работать в бюджетную сферу из-за низкого уровня оплаты труда. Это отрицательно сказывается на результатах работы учреждения. Следовательно, для ликвидации этих негативных явлений необходимо доукомплектовать штат по таким категориям как главный специалист и ведущий специалист. Отклонение фактической численности в 2010 году от численности в 2009 году составило +1 чел.. Это свидетельствует незначительном увеличении численности работников в целом по учреждению по сравнению с прошлым годом.

       Одним из необходимых условий эффективной работы персонала является стабильность состава работников, что объясняется персонифицированным характером труда специалистов.

Движение  состава работников характеризуется  коэффициентами оборота по увольнению, по приему и текучести, которые рассчитываются по следующим формулам .

Коэффициент оборота по увольнению:

,             (1)

где ЧУ – количество всех уволенных работников;

ЧСР – среднесписочное число работников.

Коэффициент оборота по приему:

,            (2)

где ЧП – количество всех принятых работников;

ЧСР – среднесписочное число работников.

Коэффициент оборота по текучести:

,           (3)

где ЧУН – количество уволенных работников по отрицательным причинам;

ЧСР – среднесписочная численность работников.

        Рассмотрим движение кадров в УЭФ МО «Онгудайский район». 
 
 
 
 

Таблица 2

Анализ  движения кадров в УЭФ МО «Онгудайский район» по причинам за период 2009-2010 гг., чел.

Показатели 2009 2010
Численность Доля,% Численность Доля,%
Среднесписочная численность работников 17 100 18 100
Принято работников 3 17,64 1 5,56
Уволено работников 2 11,76 2 11,11
Из  них:

– по оправданным  причинам

– по отрицательным  причинам

1 5,88 2 11,11
1 5,88 - -
В том числе:

– в  связи с несоответствием занимаемой должности

– за нарушение  трудовой дисциплины

– по собственному желанию

- - - -
1 5,88 - -
1 5,88 2 11,11
 

         Анализ данных приведенных в таблице позволяет сделать вывод о том, что в 2009 году коэффициент обновления трудовых ресурсов, рассчитанный по формуле (2), составил 0,1764 или 17,64%. Коэффициент выбытия, рассчитанный по формуле (1), составил 0,1176 или 11,76%. Коэффициент текучести кадров, рассчитанный по формуле (3), составил 0,66 или 66%.

        В 2010 году коэффициент обновления трудовых ресурсов составил 0,055 или 5,56%, коэффициент выбытия – 0,1111 или 11,11%, текучести –1 или 100%.

        Анализируя динамику изменения коэффициентов за период 2009-2010 гг., важно отметить тенденцию уменьшения значений коэффициента обновления трудовых ресурсов и коэффициента выбытия. Однако, значение коэффициента текучести кадров увеличилось. Следовательно, руководству необходимо установить конкретные причины, явившиеся основанием для увольнения, и принять меры по их ликвидации.

        В 2010 году по сравнению с 2009 годом произошло повышение общей численности персонала на 1 человека. Численность принятых работников в 2010 году составила 1 человек, что на 2 человека меньше, чем в 2009 году. Число уволенных работников не изменилось.

         По оправданным причинам в 2009 году было уволено 1 человек, по отрицательным причинам то же 1. В 2010 году 2 человека были уволены по оправданным причинам.

        За два анализируемых года в связи с несоответствием занимаемой должности не был уволен ни один человек; за нарушение трудовой дисциплины в 2009 году увольнен 1 человек; по собственному желанию в 2009 году был уволен 1 человек; в 2010 году – 2 человека по собственному желанию.

      Основными причинами увольнения стали:

– низкий уровень заработной платы работников бюджетной сферы;

– неудовлетворенность  графиком работы;

– морально тяжелая работа, требующая эмоциональной  устойчивости и терпения.

                     2.3. Анализ использования фонда рабочего времени

         В бюджетных учреждениях, финансируемых из бюджета, результаты труда не находят вещественного воплощения, поэтому анализ рабочего времени в данном случае имеет особое значение. Это связано с тем, что оценка затрат труда здесь ограничивается величиной отработанного времени, а продолжительность рабочего дня основной категории работников дифференцирована и зависит от принадлежности учреждения к определенной отрасли непроизводственной сферы.

       Данные об использовании рабочего времени могут быть получены из табельного учета отработанного времени, который содержит информацию о явках и неявках работников на работу с указанием причин.

       Анализ использования рабочего времени осуществляем путем сравнения фактического количества рабочих дней и часов с плановым (режимным).

Величина  рабочего времени устанавливается путем планирования дней работы на протяжении календарного периода и регламентации продолжительности рабочей недели и рабочего дня в зависимости от характера должности и условий работы .

      Анализ величины и использования рабочего времени предполагает использование данных следующих источников информации:

– штатного расписания, тарификации;

– материалов табельного учета;

– отчета о труде и движении рабочей  силы;

– отчета о развитии штатов и контингентов;

– отчета учреждения о размерах заработной платы рабочих и служащих по отдельным должностям;

– материалов нормирования рабочего времени и  прочей документации.

   Анализ использования рабочего времени приведем в таблице 3.

Таблица 3

Показатели  использования рабочего времени УЭФ МО «Онгудайский район» за период 2009 г., чел. -дн.

Показатели Рабочее время Абсолютное  изменение % к плану
По  плану Фактически
На  одного работника На всех работников На одного работника На всех работников На одного работника На всех работников
Среднегодовая численность работников 20 17 3 85
Календарный фонд времени 365 7300 365 6205 -1095 85
Праздничные и выходные дни 117 2340 117 1989 -351 85
Номинальный фонд рабочего времени 248 4960 248 4216 -744 85
Нормируемые целодневные невыходы на работу 19 380 21 357 2 -23 93,95
В том числе:

– очередные  отпуска

8 160 8 136 -24 85
– отпуска по учебе 2 40 2 34 -6 85
– отпуска по беременности и родам 3 60 2 34 -26 56,67
– по болезни 3 60 5 85 1 25 141,67
– неявки с разрешения администрации 2 40 3 51 1 11 127,5
– выполнение государственных обязанностей 1 20 1 18 -2 90
Активный  фонд рабочего времени (режимное рабочее  время) 229 4580 227 3859 -2 -721 84,26
Ненормируемые целодневные невыходы на работу (потери рабочего времени)        
В том числе:

– прогулы

       
– по шефской помощи и др.              
Полезный  фонд рабочего времени (фактическое  рабочее время) 210 4200 206 3502 -4 -698 83,381

  

         Номинальный фонд рабочего времени представляет собой разницу между количественной величиной календарного фонда времени и количеством праздничных и выходных дней.

        Активный фонд рабочего времени равен разнице между номинальным фондом рабочего времени и величиной нормируемых целодневных невыходов на работу.

        Полезный фонд рабочего времени равен разнице между активным фондом рабочего времени и количественной величиной ненормируемых целодневных невыходов на работу.

       Данные таблицы 3 позволяют сделать вывод о том, что в 2009 году в УЭФ МО «Онгудайский район» фактический уровень использования рабочего времени чуть - чуть ниже планового. Так, план по количеству явок на работу выполнен только на 84,26%, а по численности работников – на 85%. Следовательно, рабочее время недоиспользуется на 0,74%.

       

Таблица 4

Показатели  использования рабочего времени УЭФ «МО «Онгудайский район» за период 2010 г., чел. -дн.

Показатели Рабочее время Абсолютное  изменение % к плану
По  плану Фактически
На  одного работника На всех работников На одного работника На всех работников На одного работника На всех работников
Среднегодовая численность работников 21 18 3 85,71
Календарный фонд времени 365 7665 365 6570 -1095 85,71
Праздничные и выходные дни 117 2457 117 2106 -351 85,71
Номинальный фонд рабочего времени 248 5208 248 4464 -744 85,71
Нормируемые целодневные невыходы на работу 27 567 30 540 3 -27 95,24
В том числе:

– очередные  отпуска

10 210 10 180 -30 85,71
– отпуска по учебе 4 84 3 54 -30 64,29
– отпуска по беременности и родам 3 63 4 72 9 114,3
– по болезни 5 105 6 108 1 3 102,9
– неявки с разрешения администрации 4 84 5 90 1 6 107,1
– выполнение государственных обязанностей 1 21 2 18 -3 85,71
Активный  фонд рабочего времени (режимное рабочее  время) 221 4641 218 3924 -3 -717 84,55
Ненормируемые целодневные невыходы на работу (потери рабочего времени)        
В том числе:

– прогулы

       
– по шефской помощи и др.              
Полезный  фонд рабочего времени (фактическое  рабочее время) 194 4074 188 3384 -6 -690 83,06

Информация о работе Анализ труда, занятого на предприятии