Анализ регионального рынка труда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Июля 2011 в 21:41, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы – раскрыть сущность регионального рынка труда.

В соответствии с поставленной целью необходимо обозначить основные задачи, которые будут решены в работе:

- рассмотреть общую характеристику рынка труда;

- дать анализ рынка труда на региональном уровне (Вологодской области).

- проанализировать перспективы развития рынка труда Вологодской области.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….3

1. Сущность рынка труда…………………………………………………...5

1.1. Понятие рынка труда……………………………………...………….5

1.2. Типология и структура рынка труда………………………………….6

2. Анализ регионального рынка труда (на примере Вологодской области)……………………………………………………………………..…..11

2.1. Состояние рынка труда в Вологодской области……………...…….11

2.2. Перспективы развития рынка труда Вологодской области…………………………………………………………………..….…15

Заключение………………………………………………………………….24

Список использованной литературы……………………………….…….26

Работа состоит из  1 файл

7488 тема 21 рынок труд.doc

— 112.50 Кб (Скачать документ)

  2.1. Состояние рынка  труда в Вологодской  области 

  Рынок труда Вологодской области в  настоящее время характеризуется  двумя основными тенденциями: продолжает сокращаться число безработных и растет количество свободных рабочих мест.

  Наличие таких благоприятных тенденций  позволило впервые за последние  годы переломить ситуацию: начиная  с июня 2009 года число свободных  рабочих мест стало превышать  количество официально зарегистрированных безработных. Однако если проанализировать ситуацию по уровню безработицы в различных районах Вологодской области, то картина получается довольно пестрая. Все ее административно-территориальные единицы по уровню безработицы можно разделить на три группы. В первую входят самые благополучные: в них этот показатель не превышает среднеобластного (1,5 %). Ее составляют крупные промышленные центры. Только в этой группе, да и то не во всех районах, у соискателей есть выбор из нескольких свободных рабочих мест.  Ко второй, самой многочисленной, следует отнести территории с уровнем безработицы от 1,5 до 3 % (их насчитывается 12).  К третьей нужно отнести те районы области, в которых уровень безработицы вдвое превышает средний (от 3 % и больше). Ситуация с занятостью населения здесь сложная: так, например, в одном из районов при наличии 168 безработных на 1 августа не было ни одной вакансии.  Как считают специалисты службы занятости, эффективное трудоустройство затруднено двумя основными причинами. Первая – структурный дисбаланс между спросом и предложением. Вторая – дефицит вакансий, характерный для отдаленных районов. Рынок труда Вологодской области испытывает наибольшую потребность в высококвалифицированных рабочих и персонале для бюджетных структур: в сфере образования, здравоохранения и предоставлении социальных услуг, а способных и желающих заполнять эти свободные места не хватает. Большую роль играет уровень зарплаты: соискатели не всегда готовы соглашаться на любую работу и нередко предпочитают состоять на учете в службе занятости. К тому же качество рабочей силы, особенно в сельских районах, хозяев вакансий зачастую не устраивает.

  Нередко единственным эффективно действующим  посредником между соискателями и работодателями остается государственная  служба занятости населения. Эффективно работать местной службе занятости удается благодаря активному сотрудничеству с органами исполнительной власти и работодателями. В апреле 2009 года в рамках областного Праздника труда состоялась крупная Ярмарка вакансий, в которой приняли участие 65 ведущих предприятий области, 29 профессиональных учебных заведений и 10 организаций, ведущих подготовку специалистов на курсах. Ярмарку посетили 6,7 тысячи человек, что для Вологды с ее 300-тысячным населением неплохо.

  Вместе  с тем остается констатировать: пока в Вологодской области выбор из вакансий есть только у тех, кто живет в городах. Остальным приходится конкурировать за немногочисленные рабочие места и чаще всего соглашаться на условия тех работодателей, у которых есть хоть какие-то предложения.

  На 12 марта 2009 года на рынке труда Вологодской  области специалисты департамента занятости населения отмечают стабильную ситуацию. Уровень безработицы населения  держится в последнее время на отметке 1,7%. Всего на учетах в центрах  занятости по данным февраля стоит 12,3 тысячи вологжан, из них официально признаны безработными чуть более 11,4 тысяч человек. В сравнении с январем, в феврале уровень безработицы по районам на прежнем уровне остался в 10 муниципалитетах, в то же время рост произошел в 9 районах. По-прежнему высокие показатели зафиксированы в Вожегодском - 4,6%, и Вытегорском районах - 4,4%. Самый низкий уровень безработицы отмечен в Череповце - 0,6% и 0,7 процента безработных от экономически активного населения в Вологде. Добавим, что на сегодняшний день в банке данных службы занятости Вологодчины находится 7,8 тысяч вакансий. 
 

  Рынок труда Вологодской  области за январь-февраль 2010 года  

  В течение января-февраля 2010 года в  органах службы занятости населения  состояли на учете в поиске подходящей работы 17219 человек, из которых 5338 человек были поставлены на учет в январе-феврале текущего года.

  Имели статус безработного – 14298 человек, из них были признаны безработными в  январе-феврале 2010 года – 3646 человек.

  По  состоянию на 01.03.10 г. уровень безработицы составил 1,5%, численность безработных - 10197 человек, из которых:

  - 2998 чел., или 29,4% - уволившиеся по  собственному желанию;

  - 1985 чел., или 19,5% - уволенные в связи  с ликвидацией организации, либо  сокращения численности или штата;

  - 243 чел., или 2,4 % - уволенные за нарушение  трудовой дисциплины;

  - 292 чел., или 2,9% - выпускники учреждений  профессионального образования;

  - 42 чел., или 0,4% - лица, вернувшиеся  из мест лишения свободы;

  - 23 чел., или 0,2% - граждане, уволенные с военной службы;

  - 4614 чел., или 45,2% - граждане, уволенные  по другим причинам.

  В течение двух месяцев 2010 года трудоустроились  на постоянную и временную работу 2122 человека, обратившихся в органы службы занятости населения за содействием  в поиске подходящей работы, из них безработных граждан - 1679 человек.

  В январе-феврале 2010 года приступили к  профессиональному обучению по направлению  органов службы занятости населения 708 человек.

  Участвовали в общественных работах 208 человек. [4]

  Были  трудоустроены на временную работу в рамках проведения мероприятий активной политики занятости:

  - 135 несовершеннолетних граждан в  возрасте от 14 до 18 лет в период  каникул и свободное от учебы  время;

  - 70 безработных, из числа граждан,  испытывающих трудности в поиске работы.

  Получили  услуги по содействию в организации  самозанятости 5 безработных гражданин, которые зарегистрировались в качестве индивидуальных предпринимателей.

  Получили  услуги по профессиональной ориентации 4197 человек.

  Участвовали в мероприятиях по социальной адаптации безработных граждан на рынке труда 156 человек.

  В данном периоде органами службы занятости  организована и проведена 31 ярмарка  вакансий и учебных рабочих мест, которую посетили 939 человек.

  В январе-феврале 2010 года служба занятости располагала 13881 вакансией рабочих мест, из которых 6334 вакансии были заявлены в службу занятости в течение двух месяцев.

  Коэффициент напряженности, рассчитанный как отношение  количества незанятых граждан на свободную вакансию, по состоянию  на 01.03.10 г. составил 1,4 человек на 1 вакансию. 
 

  2.2. Перспективы развития  рынка труда Вологодской  области 

  Основные  направления совершенствования  механизма регулирования занятости  в Вологодской области связаны  со следующими проблемами:

  - сокращение роли государства в регулировании занятости населения;

  - появление новых субъектов отношений  занятости на российском рынке;

  - наличие технологической безработицы;

  - отрыв образовательных программ  от нужд бизнеса;

  - наличие широкого слоя образованной  молодежи на рынке труда;

  - отсутствие координации ГСЗН  и рекрутинговых компаний;

  - дискриминация работников по  возрасту и уровню образования;

  - отсутствие цельных методик управления  кадрами, особенно на малых  и средних предприятиях;

  - наличие неформальной занятости  в России, трудно поддающейся статистическому учету;

  - ограниченные возможности незанятого  населения для самозанятости. 

  С точки зрения стабилизации занятости  наиболее важны действия и меры, позволяющие сбалансировать спрос на рабочую силу, формирующийся в рамках рынков труда различных уровней. Поскольку спрос на труд произведен (зависит от спроса на производимые в обществе товары и услуги), государство может принять меры, стимулирующие производство как таковое. Хотя на первый взгляд большинство мер по государственному регулированию объемов и структуры производства не относятся к политике занятости, тем не менее, сила их воздействия на рынок труда очень велика.

  Совокупный  спрос на труд, формирующийся в  рамках национального рынка труда и любой его территориальной подсистемы (региональной, локальной), можно рассматривать как сумму спроса на труд, исходящего от организаций. Поэтому все меры управленческого воздействия по стимулированию спроса на труд должны быть направлены на внутренние рынки труда. В системе организационно-экономических мер стимулирования спроса на труд особое значение приобретают программы субсидирования занятости, квотирования рабочих мест, которые эффективно реализуются на основе содействия служб управления персоналом организаций и местных подразделений государственной службы занятости населения. Очевидно, что основой такого содействия и сотрудничества может стать только пересечение экономических интересов организации и тех органов государственной власти, в чьей компетенции находятся вопросы регулирования рынка труда.

  Необходим централизованный банк достоверных  данных о вакансиях по регионам; стране и странам-партнерам (например, СНГ, Евросоюза), который может быть получен на основе консолидации усилий государственных служб занятости и частных рекрутинговых предприятий.

  Необходимо  регулирование образовательных  программ, соответствующих рыночным условиям тем требованиям, которые  предъявляются к работникам. В одобрении программ учебных заведений, утверждаемых Министерством образования и науки РФ, должны участвовать представители предпринимательства, например, Союза предпринимателей. В процессе подготовки профессиональных кадров необходимо проведение серьезной профориентационной работы и реальной производственной практики в учебных заведениях среднего и высшего звеньев. Вузы и сузы должны быть сориентированы на непосредственные связи с экономическими структурами-работодателями.

  Региональным  структурам власти необходимо развивать систему местного профессионального обучения, в том числе, в профессионально-технических училищах и техникумах. Это позволит более эффективно решать проблемы занятости молодежи, особенно в области рабочих специальностей.

  Одной из проблем региональной занятости остается миграция экономически активного населения. Политика региональных властей в области трудоустройства и размещения мигрирующих кадров будет способствовать притоку «посторонней» рабочей силы. В силах региона контролировать, стандартизацию рабочих мест на предприятиях и сокращать производственный травматизм, региональная политика занятости должна носить социально ориентированный характер, в том числе, для работничков старшего возраста. Демографические спады в регионах не позволят постоянно «омолаживать» рынок рабочей силы. Активное население старше 40 лет также должно участвовать в создании регионального валового продукта.

  Мотивация трудоспособного населения в  регионе связана с активными  программами занятости, с ростом регионального уровня реальных доходов работников, с программами переподготовки безработного населения, нацеленными на включение их в стабильный производственный процесс. Именно в регионе возможно применить лизинг рабочей силы, так как территориальная привязка работника играет на рынке труда важную роль. «Челночные» поездки на заработки способствуют росту теневой занятости и социальной незащищенности работника.

  Все структуры региональной власти могут  принять участие в контроле над  результатом трудовых споров на предприятиях. Внимание властей к проблемам работающих, несомненно создаст кредит доверия со стороны трудящихся, и будет способствовать росту социального капитала области.

  Для стимулирования занятости на предприятиях конкретного региона можно предложить создание комплексной системы региональной занятости, в которой должны участвовать все работодатели. Работодатели, создающие рабочие места с оплатой труда не ниже, чем прожиточный минимум в регионе, должны поощряться местными властями. Формы поощрения могут быть связаны с экономией на местных налогах, с предоставлением льготных кредитов на развитие производства, с включением руководителей таких предприятий в общественные региональные советы и т.д.

  Субсидирование  занятости включает в себя мероприятия, связанные с поощрением самозанятости и предоставлением субсидий предпринимателям, принимающим на работу определенные категории граждан либо не увольняющим их. Экономический смысл субсидирования занятости связан с предоставлением предпринимателю средств для доплат к заработной плате работникам, которые в связи с пониженным уровнем трудоспособности не могут обеспечить необходимый уровень эффективности труда. Фактически субсидирование заработной платы происходит за счет средств государства.

Информация о работе Анализ регионального рынка труда