Анализ оборотных средств предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2013 в 12:00, курсовая работа

Описание

Целью курсовой являлось разработка мероприятий по повышению эффективности использования оборотных средств.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
осуществить теоретический анализ оборотных средств;
осуществить анализ обеспеченности предприятия оборотными средствами и эффективности их использования;
выявить резервы повышения эффективности использования оборотных средств.

Содержание

Введение 3
1 Теоретические основы анализа оборотных средств 5
1.1 Сущность и состав оборотных средств 5
1.2 Методика анализа оборачиваемости оборотного капитала и эффективность его использования в СПК «Русь» Баевского района 10
1.3 Основные направления повышения эффективности использования оборотных средств 17
2 Методика анализа обеспеченности предприятия оборотными средствами и эффективности их использования в СПК «Русь» Баевского района 21
2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия и его финансовое состояние 21
2.2 Анализ состава и структуры оборотных средств СПК «Русь» Баевского района Алтайского края 33
2.3 Анализ наличия и обеспеченности предприятия собственными и оборотными средствами 37
2.4 Анализ оборачиваемости и эффективности оборотных средств СПК «Русь» Баевского района Алтайского края 41
2.5 Анализ состояния и оборачиваемости запасов СПК «Русь» Баевского района Алтайского края 42
2.6 Анализ состояния и оборачиваемости дебиторской задолженности СПК «Русь» Баевского района Алтайского края 45
2.7 Анализ остатков и движения денежной наличности СПК «Русь» Баевского района Алтайского края 50
3 Резервы повышения эффективности использования оборотных средств СПК «Русь» Баевского района Алтайского края 55
3.1 Факторный анализ ускорения оборачиваемости оборотных средств СПК «Русь» Баевского района Алтайского края 55
3.2 Факторный анализ и резервы увеличения прибыли от реализации продукции СПК «Русь» Баевского района Алтайского края 58
Выводы и предложения 66
Список литературы 70
ПРИЛОЖЕНИЯ 73

Работа состоит из  1 файл

вторая глава2003.docx

— 176.94 Кб (Скачать документ)

Из данных таблицы 24 видим, что оборачиваемость денежных средств в 2010 году по сравнению с 2008 годом и 2009 годом увеличилась на 756,7 и 765,5 оборотов соответственно, что благоприятно для предприятия. Период оборота денежных средств сокращается на 5,16 и 5,96 дня в 2010 году по сравнению с 2008 и 2009 годом. Абсолютная платежеспособность сокращается в 2010 году по сравнению с 2008 годом на 41,2%, а по сравнению с 2009 годом на 38,3%, что неблагоприятно для предприятия ( предприятию не хватает денежных средств для покрытия краткосрочных обязательств).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 Резервы повышения эффективности использования оборотных средств СПК «Русь» Баевского района Алтайского края

 

3.1 Факторный анализ ускорения оборачиваемости оборотных средств СПК «Русь» Баевского района Алтайского края

 

Оборачиваемость оборотных  средств в динамике может ускоряться или замедляться. При ее замедлении в оборот вовлекаются дополнительные оборотные средства, при ускорении – высвобождаются.

Сумма дополнительно привлеченных в оборот (+) или высвобожденных из оборота (-) оборотных средств (экономический результат) исчисляется:

 

где N/T1 – средняя величина однодневного оборота (выручки) за отчетный период, тыс.руб.

Продолжительность одного оборота оборотных активов в  днях (L) и экономический результат зависят от 2  факторов первого порядка: 1) среднегодовых остатков оборотных активов (Е); 2) выручки от продаж (N).

Факторная модель, описывающая  взаимосвязь показателей имеет  вид:

 

Расчет влияния изменения  среднегодовых остатков оборотных  активов на продолжительность одного оборота оборотных активов (в  днях) и экономический результат  производится по формуле:

 

Расчет влияния изменения  выручки от продаж на продолжительность  одного оборота оборотных активов (в днях) и экономический результат  производится по формуле:

 

Таблица 25 – Оценки влияния факторов на экономический результат от ускорения (замедления) оборачиваемости оборотных активов СПК «Русь»

Показатель

2009 год

2010 год

Изменение (+/-)

Экономический результат, тыс.руб.

А

1

2

3

4  (п.4* п.6а и п.6б)

1. Выручка от продаж, тыс.руб.

17532

32040

14508

-

2. Среднегодовые остатки оборотных  средств, тыс.руб.

16016,5

16622,5

606

-

3. Продолжительность оборачиваемости  оборотных активов, дней

328,8

186,76

142,12

-

4. Однодневный оборот, тыс.руб. (п.1:360)

-

89

-

-

5. Экономический результат

-

-

12648,76

-

6. Расчет влияния факторов на  экономический результат (+,-), дней

-

-

1726,6

153703

В том числе за счет:

-

-

   

6а. Изменения среднегодовых остатков  оборотных активов

-

-

1112,5

99012,5

6 б. Изменение выручки от продаж

-

-

614,1

54690,5

7. Баланс отклонений (6а + 6б) = 6

-

-

1726,6

153703


По данным таблицы 25 видим, что выручка от продаж в 2010 году по сравнению с 2009 годом увеличилась на 14508 тыс. рублей, среднегодовые остатки оборотных средств увеличились на 606 тыс. рублей. Также наблюдаем сокращение продолжительности оборачиваемости оборотных активов, что благоприятно для предприятия. За счет сокращения продолжительности оборачиваемости, а следовательно высвобождения из оборота оборотных средств происходит увеличение экономического результата на 12648,76 тыс. рублей. Изменение среднегодовых остатков оборотных активов оказывают большее влияние на продолжительность одного оборота оборотных активов и экономический результат увеличится на 1112,5 тыс. руб. и составит 99012, 5 тыс. рублей.

Таблица 26 – Расчет влияния оборачиваемости оборотных активов на изменение прибыли от продаж СПК «Русь»

Показатель

2009 год

2010 год

Изменение, (+,-)

1. Выручка от продаж, тыс.руб.

17532

32040

14508

2. Прибыль от продаж, тыс.руб.

103

2723

2620

3. Среднегодовые остатки оборотных  активов, тыс.руб.

16016,5

16622,5

606

4. Рентабельность продаж (п.2:п.1)

0,00587

0,08498

0,07911

5. Коэффициент оборачиваемости оборотных  активов (п.1:п.3)

1,09462

1,92750

0,83288

6.Прирост (уменьшение) прибыли от  продаж, всего, тыс.руб.

-

-

2620

6 а. Рентабельности продаж

-

-

1386,9

6 б. Коэффициента оборачиваемости  оборотных активов

-

-

1193,3

6 в. Изменение средних остатков  оборотных активов

-

-

39,8

7. Баланс отклонений (6а+6б+6в)=6

-

-

2620


По данным таблицы видим, что прибыль от продаж в 2010 году по сравнению с 2009 годом увеличилась  на 2620 тыс. рублей. Прибыль от продаж увеличится за счет увеличения рентабельности продаж на 1386,9 тыс. рублей, за счет увеличения оборачиваемости оборотных активов на 1193,3 тыс. рублей, за счет увеличения средних остатков оборотных активов на 39,8 тыс. рублей. Как видно, решающее влияние на увеличение суммы прибыли окажет увеличение рентабельности продаж.

 

3.2 Факторный анализ и резервы увеличения прибыли от реализации продукции СПК «Русь» Баевского района Алтайского края

 

Основную  часть прибыли предприятия получают от реализации продукции и услуг. В процессе анализа изучаются динамика, выполнение плана прибыли от реализации продукции и определяются факторы изменения ее суммы.

Прибыль от реализации продукции в целом  по предприятию зависит от четырех  факторов первого уровня соподчиненности: объема реализации продукции VРП; ее структуры ; себестоимости и уровня среднереализационных цен .

Объем реализации продукции может оказывать положительное и отрицательное влияние на сумму прибыли. Увеличение объема продаж рентабельной продукции приводит к пропорциональному увеличению прибыли. Если же продукция является убыточной, то при увеличении объема реализации происходит уменьшение суммы прибыли.

Структура товарной продукции может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на сумму прибыли. Если увеличится доля более рентабельных видов продукции в общем объеме ее реализации, то сумма прибыли возрастает, и наоборот, при увеличении удельного веса низкорентабельной или убыточной продукции общая сумма прибыли уменьшится.

Себестоимость продукции и прибыль находится в обратно пропорциональной зависимости: снижение себестоимости приводит к соответствующему росту суммы прибыли, и наоборот.

Изменение уровня среднереализационных цен и величина прибыли находятся в прямо пропорциональной зависимости: при увеличении уровня цен сумма прибыли возрастает, и наоборот.

Расчет  влияния этих факторов на сумму прибыли  можно выполнить, используя данные таблицы 27.

Прибыль от реализации продукции в отчетном году увеличилась на 2620 тыс. рублей (2723-103).

Если  сравнивать базовую и условную сумму  прибыли, исчисленную исходя из фактического объема и ассортимента продукции, но при базовом уровне цен и себестоимости  продукции, узнаем, на сколько она изменилась за счет объема и структуры реализованной продукции:

= 1413-103= +1310 тыс. рублей

Таблица 27 – Исходные данные для факторного анализа прибыли от реализации продукции СПК «Русь», тыс. рублей

Показатель

2009 год

2009 год пересчитанный на объем продаж 2010 года

2010 год

Выручка от реализации продукции за вычетом НДС, акцизного налога и  других отчислений из выручки (В)

17532

24786

32040

Полная себестоимость реализованной  продукции (З)

17429

23373

29317

Прибыль от реализации продукции (П)

103

1413

2723


Чтобы найти влияние только объема продаж, необходимо базовую прибыль умножить на процент изменения объема реализации продукции (23373/17429*100-100=+34,1%) и результат разделить на 100:

 тыс. рублей

Затем можно определить влияние структурного фактора (из первого результата нужно вычесть второй):

=1310-35,1=1274,9 тыс. рублей

Выявление изменения полной себестоимости  на сумму прибыли устанавливают  сравнением фактической суммы затрат с базовой, пересчитанной на фактический  объем продаж в отчетном периоде:

=-(29317-23373)=-5944 тыс. рублей

Изменение суммы прибыли за счет отпускных  цен на продукцию находят сопоставлением фактической выручки отчетного  периода с условной, которую предприятие  получило бы за фактический объем  реализации продукции при базовом  уровне цен:

=32040-24786=7254 тыс. рублей

Эти же результаты можно получить и способом цепной подстановки, последовательно  заменяя базовую величину каждого  фактора фактической (таблица ).

Сначала нужно найти сумму прибыли  при фактическом объеме продаж и  базовой величине остальных факторов. Для этого следует рассчитать индекс объема реализации продукции в целом по предприятию, а затем базовую сумму прибыли скорректировать на его уровень.

Таблица 28 - Расчет влияния факторов первого уровня на изменение суммы прибыли от реализации продукции СПК «Русь», тыс. рублей

Показатель

Условия расчета

Порядок расчета

Сумма прибыли, тыс. руб.

Объем реализации

Структура товарной продукции

Цена

Себестоимость

           

103

           

138,1

           

1415

           

8667

           

2723


Индекс  объема продаж исчисляют путем сопоставления  фактического объема реализации с базовым  в натуральном (если продукция однородная), условно-натуральном или в стоимостном  выражении (если продукция неоднородна  по своему составу), для чего желательно использовать базовый уровень себестоимости  отдельных изделий, так как себестоимость  меньше подвержена влиянию структурного фактора, чем выручка. На этом предприятии индекс объема реализации равен:

=23371/17429=1,34

Если  бы величина остальных факторов не изменилась, то сумма прибыли должна была бы увеличится на 34,1% и составить 138,1 тыс. рублей (103*1,34).

Затем следует определить сумму прибыли  при фактическом объеме и структуре  реализованной продукции, но при  базовом уровне себестоимости и  цен. Для этого необходимо из условной выручки вычесть условную сумму  затрат:

=24786-23371=1415 тыс. руб.

Нужно подсчитать также, сколько прибыли  предприятие могло бы получить при  фактическом объеме реализации, структуре и ценах, но при базовом уровне себестоимости продукции. Для этого от фактической суммы выручки следует вычесть условную сумму затрат:

=32040-23373=8667 тыс. рублей

По  данным таблицы можно установить, как изменялась сумма прибыли  с учетом каждого фактора:

  1. Объема реализации:

=138,1-103=+35,1 тыс. рублей;

  1. Структуры товарной продукции:

=1415-138,1=+1276,9 тыс. рублей;

  1. Средних цен реализации:

8667-1415=+7252 тыс. рублей;

  1. Себестоимости реализованной продукции:

=2723-8667=-5944 тыс. рублей.

Результаты подсчетов  показывают, что сумма прибыли  выросла в основном за счет увеличения среднереализационных цен и структуры товарной продукции. Росту прибыли на 35,1 тыс. рублей способствовал также увеличение объема реализации продукции. В связи с повышением себестоимости продукции сумма прибыли уменьшилась на 5 944 тыс. рублей.

Резервы увеличения суммы  прибыли определяются по каждому  виду продукции. Основными их источниками  являются увеличение объема реализации, снижение ее себестоимости, повышение качества товарной продукции, реализация ее на более выгодных рынках сбыта и т.д.

Для определения резервов роста прибыли по первому источнику ( таблица) необходимо выявленный ранее резерв роста объема реализации умножить на фактическую прибыль в расчете на единицу соответствующего вида в отчетном периоде:

Информация о работе Анализ оборотных средств предприятия