Анализ объема, ассортимента и качества продукции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2011 в 16:20, курсовая работа

Описание

В сегодняшних условиях жесткой конкуренции чтобы удовлетворять самые разнообразные потребности потребителей, средние и крупные предприятия нередко организуют собственную сеть фирменных магазинов или заключают договоры с оптовыми покупателями (постоянными клиентами), стараясь, чтобы они были длительными, на большие объемы поставок и на сроки, оговоренные контрактом.

Содержание

Введение................................................................................................................... 3
1. Анализ объема, ассортимента и качества продукции ……………………… 5
1.1.Цель и задачи анализа объема, ассортимента и качества продукции…………………………………………………………………….. 5
2.Анализ формирования и выполнения производственной программы…………………………………………………………………...… 6
2.1.Анализ объема продукции………………………………………..……. 6
2.2.Анализ ассортимента продукции…………...…………………………….. 10
2.3.Анализ структуры продукции…………….……………………………… 12
3.Анализ качества продукции………………………………………………..… 14
4. Анализ факторов увеличения выпуска и реализации продукции……….… 18
4.1. Анализ ритмичности производства……….…………………………… 18
4.2. Анализ сезонности производства…………………..…………………….. 22
4.3. Анализ выполнения договорных обязательств…...…………………….. 23
Заключение.............................................................................................................. 26
Список использованной литературы……...………….......................................... 28

Работа состоит из  1 файл

Экономический анализ.doc

— 264.00 Кб (Скачать документ)

     Качество  продукции – это совокупность её свойств, которые обусловливают пригодность этой продукции удовлетворять определенные потребности в соответствии с её назначением.

     Различают обобщающие, индивидуальные и косвенные  показатели качества продукции.

     Обобщающие  показатели характеризуют качество всей произведенной продукции независимо от ее вида и назначения:

     а) удельный вес новой продукции  в общем ее выпуске;

     б) удельный вес аттестованной и  неаттестованной продукции;

     в) удельный вес продукции высшей категории  качества;

     г) удельный вес продукции, соответствующей мировым стандартам;

     д) удельный вес экспортируемой продукции.

     Индивидуальные (единичные) показатели качества продукции  характеризуют одно из ее свойств:

     а) полезность (жирность молока, содержание железа в руде);

     б) надежность (долговечность, безотказность, ремонтопригодность);

     в) технологичность (трудоемкость, энергоемкость);

     г) эстетичность (внешний вид, дизайн, эргономичность).

     Косвенные показатели характеризуют несколько  свойств: например, штрафы за некачественную продукцию, объем и удельный вес забракованной продукции, потери от брака и др.

     В процессе анализа качества продукции  решаются следующие задачи:

     1) оценивается технический уровень  продукции; выявляются отклонения  этого уровня по отдельным  изделиям по сравнению с базовым  уровнем и теоретически возможным;

     2) анализируется структура выпуска  продукции по параметрам, характеризующим  качество ее изготовления и  поставки;

     3) выявляются факторы, сдерживающие  рост технического уровня;

     4) обосновываются возможности повышения  качества продукции, сокращения брака и потерь.

     Источниками информации для комплексного анализа  качества продукции могут быть патенты, нормативно-техническая документация, акты испытания, данные лабораторного  контроля физико-химических показателей, сведения отделов технического контроля (ОТК), журналы и графики сдачи бездефектной продукции и др.

     На  первом этапе анализа требуется  изучить динамику названных выше показателей, сравнить их значения с  запланированными, определить причины  отклонений и дать приблизительную оценку качества продукции.

     Для обобщенной оценки выполнения плана  по качеству продукции используют разные методы, в том числе балльный. Сущность балльного метода оценки состоит  в следующем: определяется средневзвешенный балл качества продукции и путем сравнения его фактического и планового уровня находится процент выполнения плана по качеству. Чаще всего в качестве планового показателя качества принимается усредненный балл качества по аналогичной продукции, производимой организациями-конкурентами.

     По  продукции, качество которой характеризуется сортом или кондицией, рассчитываются доля продукции каждого сорта (кондиции) в общем объеме производства, средний коэффициент сортности, средневзвешенная цена изделий в сопоставимых условиях. При оценке выполнения плана по первому показателю фактическую долю каждого сорта в общем объеме продукции сравнивают с плановой, а для изучения динамики качества – с данными прошлых периодов.

     Средний коэффициент сортности можно  определить двумя способами:

     а) отношением количества продукции I сорта к общему количеству;

     б) отношением стоимости продукции  всех сортов к возможной стоимости  продукции по цене I сорта: 

     

     где – суммарная стоимость продукции всех сортов;

       – суммарная стоимость всей продукции по цене I сорта.

     Для примера воспользуемся таблицей 1.3.1. 

     Таблица 1.3.1 – Анализ объема выпуска продукции  по сортам

Сорт Цена  за 1 ед., руб. Объем производства, тыс. ед. Стоимость выпуска, тыс. руб.
план факт план факт по цене I сорта
план факт
I

II

III

40

30

15

10,8

16,5

10,4

12,2

15,4

9,6

432

495

156

488

462

144

432

660

416

488

616

384

Итого 37,7 37,2 1083 1094 1508 1488
 

     По  данным таблицы 1.3.1 коэффициент сортности по плану составил 0,718 (1083/1508), фактически – 0,735 (1094/1488). План по качеству был перевыполнен на 2,4% (0,735/0,718).

     Оценка  выполнения плана по качеству продукции  производится также по удельному  весу сертифицированных изделий, удельному  весу забракованной и зарекламированной  продукции. Комплексный анализ отклонений от норм по качеству осуществляется по данным о внутризаводском браке и внешних рекламациях на продукцию. В зависимости от действующей в организации системы представления информации о браке анализируются потери от брака как по организации, цехам, участкам, рабочим местам, так и по конкретным изделиям и причинам. Объем недополученной продукции (∆П) вследствие возникновения брака в производстве можно приближенно оценить по формуле: 

     ∆П = ГП Ч Дбр, 

     где Дбр – доля неисправимого брака в производственной себестоимости продукции.

     Основными причинами брака могут быть: недостаточный  уровень квалификации рабочих, работа на неисправном оборудовании, отступление  от технологического процесса, использование  материалов и полуфабрикатов со скрытыми дефектами, несовершенство упаковки, маркировки, нарушения условий хранения, перевозки, погрузки.

     Второй  этап анализа – определение влияния  качества продукции на стоимостные  показатели работы предприятия. Для  этого сначала рассчитывают изменение  средневзвешенной цены и себестоимости единицы продукции, а затем определяют влияние сортового состава на выпуск продукции, выручку и прибыль от ее реализации.

     Экономический эффект от повышения качества продукции  достигается в результате установления более высокой цены на продукцию. Это связано с ростом себестоимости вследствие применения более качественных материалов и сырья, приобретения современного оборудования и др. Поэтому повышение цены на продукцию высокого качества часто обоснованно.

     Таким образом, повышение качества продукции обеспечивает экономию трудовых и материальных ресурсов и в то же время позволяет более полно удовлетворять потребности покупателей. Высокий уровень качества продукции выгодно выделяет ее из ряда аналогичных товаров, способствует повышению спроса на нее. Это дает основание для увеличения выручки не только за счет роста объема продаж. 

     4.Анализ факторов увеличения выпуска и реализации продукции 

     4.1 Анализ ритмичности  производства

     Ритмичность – равномерный выпуск продукции  в соответствии с графиком в объеме и ассортименте, предусмотренном планом.

     О степени ритмичности в работе предприятия можно судить по проценту выполнения запланированной производственной программы. Если в каждый из рассматриваемых  периодов план выполняется и процент выполнения плана примерно одинаковый, то работу организации можно считать ритмичной.

     Аритмичность  производства продукции влияет на все  экономические показатели: снижается  качество продукции, растут объем незавершенного производства и сверхплановые остатки готовой продукции на складах, замедляется оборачиваемость оборотных средств. За невыполненные поставки продукции предприятие платит штрафы, несвоевременно поступает выручка, перерасходуется фонд оплаты труда, растет себестоимость продукции, падает прибыль. Основными причинами неритмичной работы организации могут быть: отсутствие спроса на продукцию, неэффективное использование производственных ресурсов, наличие избыточной производственной мощности, превышающей потребности населения в данных видах услуг и др.

     Для оценки ритмичности используют прямые и косвенные показатели. Среди  прямых показателей – коэффициенты ритмичности и аритмичности, коэффициент  вариации, удельный вес производства продукции за i-й период в годовом  объеме производства.

     Коэффициент ритмичности при зачетном методе оценки ритмичности определяется делением объема производства продукции, который зачтен в выполнение плана по ритмичности (ВПзачт), на плановый объем производства (ВПпл).  

       

     При этом в выполнение плана по ритмичности засчитывается объем производства, не более запланированного. Максимально возможное значение коэффициента ритмичности – 1, которое может быть получено, когда за каждый промежуточный период фактический выпуск продукции больше или равен плановому.

     Коэффициент вариации определяется как отношение  среднеквадратичного отклонения от плановых заданий (за сутки, декаду, месяц  и т.д.) к среднесуточному (среднедекадному, среднемесячному и т.д.) плановому  выпуску ( ): 

     

     где n – число суммируемых плановых заданий. 

     Косвенными  показателями ритмичности являются наличие доплат за сверхурочные работы, оплата простоев по вине предприятия, потери от брака, уплата штрафов за недопоставку и несвоевременную  отгрузку продукции и др.

     В процессе анализа необходимо подсчитать упущенные возможности по выпуску  продукции в связи с неритмичной  работой. Для этого используют:

     а) разность между плановым и засчитанным  выпуском продукции;

     б) разность между фактическим и  возможным выпуском продукции, исчисленным исходя из наибольшего среднесуточного (среднедекадного) объема производства.

     Равномерность производства определяется каким-либо внутренним нормативным документом, определяющим график (декадный, пятидневный, суточный). Графики составляют на месяц, и на основе них определяется темп производства продукции в течение всего года. Для крупносерийного или массового производства разрабатываются графики равномерного производства, а оценочным показателем является коэффициент равномерности: 

       

     где Н – недовыполнение за сутки в  соответствии с графиком;

       – сумма недовыполнения за  все дни месяца;

     Для оценки ритмичности производства в  организациях рассчитывается также  общее число аритмичности – как  сумма положительных и отрицательных относительных отклонений фактического объема производства от плана (по модулю) за каждый день (неделю, декаду). Чем менее ритмично работает организация, тем выше аритмичность, а желательное значение общего числа аритмичности – 0.

     На  примере таблицы 1.4.1 проведем оценку ритмичности производства. 

     Таблица 1.4.1 – Анализ ритмичности производства продукции

Декады План Факт По факту  в пределах плана Коэффициент ритмичности Числа аритмичности
сумма, тыс. руб. структура, % сумма, тыс.руб. структура, % абсолютное  отклонение относительное отклонение, %
+ - + -
1 15600 31,5 13850 28,0 13850 0,888   -1750   -24,5
2 16700 33,7 16380 33,1 16380 0,981   -320   -1,9
3 17200 34,8 19270 38,9 17200 1,000 +2070   +12,0  
Итого 49500 100 49500 100 47430 0,958 +2070 -2070 +12,0 -26,4

Информация о работе Анализ объема, ассортимента и качества продукции