Анализ объема, ассортимента и качества продукции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2011 в 16:20, курсовая работа

Описание

В сегодняшних условиях жесткой конкуренции чтобы удовлетворять самые разнообразные потребности потребителей, средние и крупные предприятия нередко организуют собственную сеть фирменных магазинов или заключают договоры с оптовыми покупателями (постоянными клиентами), стараясь, чтобы они были длительными, на большие объемы поставок и на сроки, оговоренные контрактом.

Содержание

Введение................................................................................................................... 3
1. Анализ объема, ассортимента и качества продукции ……………………… 5
1.1.Цель и задачи анализа объема, ассортимента и качества продукции…………………………………………………………………….. 5
2.Анализ формирования и выполнения производственной программы…………………………………………………………………...… 6
2.1.Анализ объема продукции………………………………………..……. 6
2.2.Анализ ассортимента продукции…………...…………………………….. 10
2.3.Анализ структуры продукции…………….……………………………… 12
3.Анализ качества продукции………………………………………………..… 14
4. Анализ факторов увеличения выпуска и реализации продукции……….… 18
4.1. Анализ ритмичности производства……….…………………………… 18
4.2. Анализ сезонности производства…………………..…………………….. 22
4.3. Анализ выполнения договорных обязательств…...…………………….. 23
Заключение.............................................................................................................. 26
Список использованной литературы……...………….......................................... 28

Работа состоит из  1 файл

Экономический анализ.doc

— 264.00 Кб (Скачать документ)
 

     Базисные  темпы роста (прироста) определяются по отношению к первому году анализируемого периода, цепные – по отношению к предыдущему году.

     Анализируя  динамику объема продаж, необходимо учитывать  показатели в сопоставимых ценах. Учет показателей в фактически действующих  ценах может привести к искажению результатов анализа, подпадающих под воздействие ценового фактора. Чтобы определить стоимость выпуска продукции i-го периода в ценах базисного периода, необходимо его величину разделить на произведение индексов цен на продукцию данного предприятия за n предыдущих периодов.

     Например, за 2009 год: 317 540 руб./1,3 = 211 693 руб.;

     за 2010 год: 416 167 руб./(1,3х1,32) = 189 167 руб. и т.д.

     Анализ  данных таблицы 1.1 свидетельствует  о том, что происходит снижение объема реализуемой продукции, при том, что объем ее производства вырос практически в 2 раза. Это негативно отражается на результатах финансово-хозяйственной деятельности организации, так как средства извлечены из оборота и находятся в виде остатков залежалой готовой продукции на складах.

     Комплексную оценку выполнения плана по производству и продаже продукции за период можно провести с помощью данных таблицы 1.2.2.

     Таблица 1.2.2 – Оценка выполнения плана по выпуску и продаже продукции

Наименование  продукции Объем производства продукции в плановых ценах, руб. Продажа продукции в плановых ценах, руб.
план факт +, – % к плану план факт +, – % к плану
Балки 30 000 42 000 +12 000 40 32 000 34 000 +4000 12,5
Катанка 20 000 14 000 – 6000 – 30 20 120 11 200 – 8920 – 44
Итого 50 000 56 000 + 6000 12 52 120 45 200 – 6920 – 13,3
 

     Анализ  данных таблицы 1.2.2 свидетельствует о том, что за отчетный год план по выпуску продукции перевыполнен на 12%. а по продаже недовыполнен на 13,3%, что негативно отражает результаты финансово-хозяйственной деятельности, так как в организации существуют остатки залежалой (нереализованной) продукции на складе. 

     2.2 Анализ ассортимента  продукции

     Для обеспечения более полного удовлетворения потребностей населения необходимо, чтобы предприятие выполняло план не только по общему объему продукции, но и по ассортименту. Ассортимент – это перечень наименований продукции с указанием ее объема выпуска по каждому виду.

     При формировании ассортимента и структуры  выпуска продукции предприятие  должно учитывать, с одной стороны, спрос на данные виды продукции, а с другой, наиболее эффективное использование трудовых, сырьевых, технических, технологических, финансовых и других ресурсов, имеющихся в его распоряжении. Система формирования ассортимента включает в себя:

     – определение текущих и перспективных потребностей покупателей;

     – оценку уровня конкурентоспособности  выпускаемой или планируемой  к выпуску продукции;

     – изучение жизненного цикла изделий  на рынках, принятие своевременных  мер по внедрению новых, более  совершенных видов продукции и изъятие морально устаревших и экономически неэффективных изделий;

     – оценку экономической эффективности  и степени риска изменений в ассортименте продукции.

     Для комплексного анализа выполнения плана  по ассортименту используют метод зачета, при котором рассчитывают коэффициент стабильности ассортимента (выполнения плана по ассортименту): 

     

     где Пзачт – суммарный объем продукции, зачтенный в выполнение производственной программы в соответствии с товарной стратегией (в зачет по ассортименту включаются фактические данные в пределах плана);

       – суммарный объем продукции  базисного (планового) периода. 

     Максимально возможное значение этого показателя – 1, отклонение от которого свидетельствует  о нестабильности ассортимента.

     Рассмотрим  пример анализа выполнения плана  по ассортименту продукции на основе таблицы 1.2.3. 

     Таблица 1.2.3 – Выполнение плана по ассортименту продукции

Вид продукции Объем производства, тыс.руб. Темп  роста, % Зачтено по ассортименту, тыс. руб.
план факт
А 337 218 433 600 128,58 337 218
Б 113 934 131 374 115,31 113 934
В 39 195 51 325 130,95 39 195
Г 59 184 73 362 123,96 59 184
Д 17 297 22 609 130,71 17 297
Е 5 833 5 146 88,22 5 146
Итого 572 661 717 416 125,28 571 974
 

     Коэффициент стабильности ассортимента будет равен:

     

     Полученное  значение меньше 1, значит, план по ассортименту организацией не выполнен.

     При оперативном анализе выполнения плана по ассортименту используются компьютерные варианты расчетов, в которых отражается фактический выпуск за сутки (смену), определяется отставание от планового задания за день и с начала месяца по количеству выпущенных изделий в натуральном выражении или по количеству наименований.

     Причины недовыполнения плана по ассортименту могут быть внешние (изменение конъюнктуры рынка, спроса на отдельные виды продукции, несвоевременный ввод производственных мощностей предприятия по независимым от него причинам) и внутренние (недостатки в системе организации и управления производством, плохое техническое состояние оборудования и пр.). 

     2.3 Анализ структуры  продукции

     Структура продукции – это соотношение  отдельных видов изделий в  общем объеме ее выпуска. Выполнить  план по структуре – значит сохранить  в фактическом выпуске продукции запланированное соотношение отдельных ее видов. Неравномерное выполнение плана по отдельным изделиям приводит к отклонениям от плановой структуры продукции, нарушая тем самым условия сопоставимости всех экономических показателей.

     Продукция в основном различается по трудоемкости выполнения, материалоемкости и рентабельности. Поэтому изменения в структуре продукции приводят к изменению объема продажи продукции. Фактическое изменение удельного веса отдельных видов продукции в их общем объеме по сравнению с удельным весом в базисном периоде называется структурными сдвигами. О характере структурных сдвигов можно судить по данным о средней цене одного вида продукции, по количеству продукции, по затратам труда на их выполнение и т. д.

     Для оценки влияния структурных сдвигов на объем продукции и финансовый результат используют зачетный метод, при котором на основе данных таблицы 1.2.4, рассчитывают коэффициент структурных сдвигов по формуле: 

       

     где Пзачт – суммарный объем продукции, зачтенный в выполнение производственной программы в соответствии с товарной стратегией (в зачет по структуре включаются наименьшие значения, полученные путем сравнения фактических данных с данными отчетного периода при базисной структуре);

       – суммарный объем продукции отчетного периода.

     Максимально возможное значение этого показателя – 1, которое будет получено при  стабильности структуры продукции.

     Рассмотрим  пример оценки структурных сдвигов  на основе таблицы 1.2.4. 

     Таблица 1.2.4 – Анализ структуры товарной продукции

Продукция Структура продукции, % Выпуск  продукции, тыс. руб. Зачтено по структуре
прошлый отчетный прошлый отчетный фактический при  базисной структуре
Балки 57 67 40000 48500 37300 37300
Швеллеры 43 33 20000 11600 18400 11600
Итого 100 100 60000 60100 55700 48900
 

     Коэффициент структурных сдвигов будет равен:

     

     Полученное  значение меньше 1. Основными причинами  изменения структуры продукции  могут быть:

     – изменение спроса на продукцию;

     – недостаточная обеспеченность предприятия необходимым оборудованием и материальными ресурсами;

     – нехватка персонала необходимых  профессий и квалификаций;

     – стремление организации производить  менее трудоемкие и более высокорентабельные виды продукции.

     Кроме относительных показателей рассчитывают также абсолютный показатель структурных сдвигов: 

     С = Пзачт – Потч,

     где С – величина изменения объема продукции за счет структурных сдвигов.

     По  данным таблицы 1.2.4 сокращение объема продукции под влиянием структурных сдвигов составило 11 200 тыс. руб. (48 900 – 60 100).

     Для характеристики интенсивности структурных  преобразований в организации используют коэффициент структурной активности, который рассчитывается по формуле: 

       

     где – изменение удельного веса i-го вида продукции (номенклатурной группы) в общем объеме выпуска (продаж) за исследуемый период;

     n – число видов продукции (номенклатурных  групп).

     Чем активнее структурные преобразования на предприятии, тем выше уровень  данного коэффициента. Это свидетельствует о том, что администрация предприятия активно реагирует на изменение конъюнктуры рынка, своевременно обновляя ассортимент продукции.

     Таким образом, анализ влияния структуры  продукции на сумму выручки, трудоемкость, материалоемкость, общую сумму затрат, прибыль, рентабельность и другие экономические показатели позволяет комплексно и всесторонне оценить эффективность ассортиментной и структурной политики предприятия. 

     3.Анализ качества продукции 

     Важным  показателем деятельности промышленных предприятий является качество продукции. Высокий уровень качества продукции способствует повышению спроса на нее и увеличению суммы прибыли не только за счет объема продаж, но и за счет более высоких цен.

Информация о работе Анализ объема, ассортимента и качества продукции