Анализ кредиторской и дебиторской задолженности на ФГУАП "Кавминводыавиа"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 13:01, курсовая работа

Описание

Целью написания курсовой работы является дебиторско-кредиторская задолженность предприятия и способы управления ею..
В соответствии с поставленной целью необходимо решать следующие задачи:
Рассмотрение понятия и сущности дебиторской и кредиторской задолженности;
Определение методов управления дебиторской и кредиторской задолженности;
Рассмотрения дебиторской и кредиторской задолженности на ФГУАП «Кавминводыавиа»;
На основании проведенного анализа определить основные пути улучшения состояния расчетов с дебиторами и кредиторами.

Работа состоит из  1 файл

Анализ кретиорской и дебиторской задолженности.doc

— 413.00 Кб (Скачать документ)

      Анализ  задолженности - составная часть  оценки ликвидности предприятия, его способности погашать свои обязательства. Для этого необходимо изучить и сопоставить объемы и распределение во времени денежных потоков, проанализировать тенденции изменения соотношения краткосрочной задолженности финансовой отчетности предприятия включает:

      - анализ динамики и структуры долговых обязательств;

      - анализ оборачиваемости дебиторской и кредиторской задолженности;

      - анализ влияния долговых обязательств на платежеспособность, ликвидность и финансовую устойчивость предприятия. [7, c. 156]

      Анализ  дебиторской задолженности имеет  особое значение в периоды инфляции, когда такая иммобилизация собственных  оборотных средств становится особенно невыгодной.

      Управление  дебиторской задолженностью во многих случаях сведено к поиску цепочек взаимозачетов, к оценке возможностей использования бартера, обязательств, векселей и иных суррогатных платежей. Разумеется, факторинг, клиринг, фьючерсные сделки и т.п. являются важным дополнением денежных расчетов (наличных и безналичных), но они не могут заменить их. Однако упорядочение платежных отношений между предприятиями возможно только при нормализации всей кредитно-денежной системы в государстве. Лишь в этом случае станет возможным, использовать весь разнообразный арсенал методов управления дебиторской задолженностью. Управление дебиторской задолженностью состоит в выработке и реализации политики ценообразования, инвестиций и кредита, направленной на ускоренное востребование долгов и снижение риска неплатежей. Неравномерность изменения цен на различные группы ресурсов и товаров в условиях инфляции должна быть также учтена в процессе управления. Управление дебиторской задолженностью включает в себя анализ дебиторов, анализ реальной стоимости существующей дебиторской задолженности, контроль за соотношением дебиторской и кредиторской задолженности, разработку политики предоставления коммерческих кредитов, оценку параметров и реализацию авансовых, факторинговых, фьючерсных и других видов расчетов.[9]

      Анализ  дебиторов предполагает, прежде всего, анализ их платежеспособности с целью выработки индивидуальных условий представления коммерческих кредитов и условий факторинговых договоров. Уровень и динамика коэффициентов ликвидности могут привести менеджера к выводу о целесообразности продажи продукции только на условиях предоплаты или, наоборот, о возможности снижения процента по коммерческим кредитам и т.п.

      Анализ  дебиторской задолженности и оценка ее реальной стоимости заключается в анализе задолженности по срокам ее возникновения, в выявлении безнадежной задолженности и формировании на эту сумму резерва по сомнительным долгам. Определенный интерес представляет рассмотрение динамики дебиторской задолженности по срокам ее возникновения и/или по периоду оборачиваемости. Такой анализ позволяет сделать прогноз поступлений средств, выявить дебиторов, в отношении которых необходимы дополнительные усилия по возврату долгов, оценить эффективность управления дебиторской задолженностью.

      На  величину дебиторской задолженности  предприятия влияют:

      - общий объем продаж и доля в нем реализации на условиях последующей оплаты. С ростом объема продаж, как правило, растут и остатки дебиторской задолженности;

      - условия расчетов с покупателями  и заказчиками. Чем более льготные  условия расчетов предоставляются  покупателям (увеличение сроков, снижение требований к оценке надежности дебиторов и др.), тем выше остатки дебиторской задолженности;

      - политика взыскания дебиторской  задолженности. Чем большую активность  проявляет предприятие во взыскании дебиторской задолженности, тем меньше ее остатки и тем выше качество дебиторской задолженности;

      - платежная дисциплина покупателей.  Объективной причиной снижения  платежной дисциплины покупателей  и заказчиков следует назвать  общее экономическое состояние.  Кризисное состояние экономики,  массовые неплатежи значительно затрудняют своевременность расчетов, приводят к росту остатков неоплаченной продукции, вместо денежных в качестве платежных средств используются суррогаты. К субъективным причинам можно отнести неэффективность мер, которые предпринимает предприятие по взысканию дебиторской задолженности, и льготные условия предоставления кредитов: чем более льготные условия предоставляются, тем ниже платежная дисциплина дебиторов;

      - состояние бухгалтерского учета,  обоснованность проведения инвентаризации, наличие эффективной системы внутреннего контроля;

      - качество анализа дебиторской  задолженности и последовательность  в использовании его результатов.  Качественная аналитическая работа  на предприятии предусматривает  формирование информации о величине и возрастной структуре дебиторской задолженности, наличии и объемах просроченной задолженности, а также конкретных дебиторах, задержка расчетов с которыми создает проблемы с текущей платежеспособностью предприятия.[6, c. 53]

      Тем самым создаются предпосылки для перехода от пассивного управления дебиторской задолженностью, сводимого в основном к регистрации информации о составе и структуре задолженности, к политике активного управления, предполагающей целенаправленное воздействие на условия предоставления кредита покупателям.

      Для того чтобы грамотно и качественно  организовать этапы работ в ходе проведения анализа дебиторской  задолженности, необходимо четко представлять цель и задачи анализа, выделить исполнителей и координаторов работ и распределить между ними обязанности по проведению анализа, определить сроки, периодичность и последовательность организационных этапов проведения анализа.

      Цель  анализа дебиторской задолженности - выявление путей оптимизации величины дебиторской задолженности, снижение риска неплатежей или недопустимого увеличения или непогашения задолженности и обязательств, направленное на улучшение платежеспособности и финансовой устойчивости организации.

      Объект  анализа - краткосрочная и долгосрочная дебиторская задолженность покупателей и заказчиков, в том числе в виде отсрочки (рассрочки) платежа за реализованную продукцию (работы, услуги), по векселям к получению, задолженность дочерних и зависимых обществ, задолженность участников (учредителей) по взносам в уставный капитал, выданные авансы, прочие дебиторы.

      При проведении анализа дебиторской  задолженности можно выделить следующие  задачи:

      - оценить состав, величину, динамику и структуру дебиторской задолженности;

      - проанализировать изменение соотношения дебиторской и кредиторской задолженности;

      - исследовать их возрастную структуру дебиторской задолженности;

      - охарактеризовать качество и оборачиваемость дебиторской задолженности;

      - спрогнозировать оптимальную и вероятностную величину дебиторской задолженности;

      - разработать базовые положения политики расчетов и обосновать условия предоставления коммерческого кредита отдельным покупателям;

      - оценить изменение финансового состояния должников;

      - выявить степень и характер влияния дебиторской задолженности на величину чистого оборотного капитала, объем продаж и показатели финансовой устойчивости;

      - оценить эффективность использования дебиторской задолженности;

      - составить факторные модели зависимости дебиторской задолженности и разработать методику их анализа. [11, c. 50]

      Кредиторская  задолженность, являясь дополнительным источником денежных средств, одновременно приводит к появлению дополнительных финансовых издержек в виде штрафных санкций, начисления пени.

      Соотношение дебиторской и кредиторской задолженностей характеризует финансовую устойчивость фирмы и эффективность финансового менеджмента. В практике финансовой деятельности российских фирм зачастую складывается такая ситуация, когда становится невыгодным снижение дебиторской задолженности без изменения кредиторской. Уменьшение дебиторской задолженности снижает коэффициент покрытия. Предприятие приобретает признаки несостоятельности и становится уязвимым со стороны налоговых органов и кредиторов. Поэтому необходимо решать не только задачу снижения дебиторской задолженности, но и ее балансирования с кредиторской. В этом случае важно изучить условия коммерческого кредита, предоставляемого фирме поставщиками сырья и материалов.

      Анализ  дебиторской задолженности предусматривает  рассмотрение ее абсолютной и относительной  величин, оценку их изменений по данным горизонтального и вертикального анализов баланса. В процессе анализа нужно изучить динамику, состав, причины и давность образования дебиторской задолженности, установить, нет ли в ее составе сумм, нереальных для взыскания, или таких, по которым истекают сроки исковой давности. Если такие имеются, то необходимо срочно принять меры по их взысканию (оформление векселей, обращение в судебные органы и др.).

      Увеличение  статей дебиторской задолженности  возможно по разным причинам. Оно может  быть вызвано неосмотрительной кредитной политикой предприятия по отношению к покупателям, неразборчивым выбором партнеров, неплатежеспособностью и даже банкротством некоторых потребителей, слишком высокими темпами наращивания объема продаж, трудностями в реализации продукции и т.д.

      Дебиторская задолженность по своему характеру  в зависимости от расчетных отношений  может подразделяться на нормальную, которая является следствием хозяйственной  деятельности организации и просроченную дебиторскую задолженность, которая  создает финансовые затруднения для приобретения производственных запасов, выплаты з/пл. [4, c. 369]

      Просроченная  дебиторская задолженность возникает  вследствие недостатков в работе предприятия. Она включает в себя не оплаченные в срок покупателями счета по отгруженным товарам и сданным работам, расчеты за товары, проданные в кредит и неоплаченные в срок, а также векселя, по которым денежные средства не поступили в срок, и т.п.

      Резкое  увеличение дебиторской задолженности  и ее доли в оборотных активах  может свидетельствовать о неосмотрительной кредитной политике предприятия по отношению к покупателям, либо об увеличении объема продаж, либо о неплатежеспособности и банкротстве части покупателей. Сокращение дебиторской задолженности оценивается положительно, если оно происходит за счет сокращения периода ее погашения. Если же дебиторская задолженность уменьшается в связи с сокращением отгрузки продукции, то это свидетельствует о снижении деловой активности предприятия.

      Следовательно, рост дебиторской задолженности  не всегда оценивается отрицательно, а снижение - положительно. Наличие просроченной дебиторской задолженности создает финансовые затруднения, так как предприятие будет ощущать недостаток финансовых ресурсов для приобретения производственных запасов, выплаты заработной платы и др. Кроме того, замораживание средств в дебиторской задолженности приводит к замедлению оборачиваемости капитала. Просроченная дебиторская задолженность означает также рост риска непогашения долгов и уменьшение прибыли. Поэтому каждое предприятие заинтересовано в сокращении сроков погашения причитающихся ему платежей.

      Такая дебиторская задолженность должна быть в центре внимания, и должны быть приняты срочные оперативные  меры по ее исключению.

      Уровень дебиторской задолженности определяется многими факторами: вид продукции, емкость рынка, степень насыщенности рынка данной продукцией, принятая на предприятии политика расчетов с клиентами, причем последний фактор особенно важен. С позиций финансового менеджмента дебиторская задолженность имеет двоякую природу. С одной стороны, "нормальный" рост дебиторской задолженности свидетельствует об увеличении потенциальных доходов и повышении ликвидности. С другой стороны, не всякий размер дебиторской задолженности приемлем для предприятия, так как рост неоправданной дебиторской задолженности может привести также к потере ликвидности. [5, c.179]

     Для того, чтобы эффективно управлять  долгами компании необходимо, в первую очередь, определить их оптимальную структуру для конкретного предприятия и в конкретной ситуации: составить бюджет кредиторской задолженности, разработать систему показателей (коэффициентов), характеризующих, как количественную, так и качественную оценку состояния и развития отношений с кредиторами компании и принять определенные значения таких показателей за плановые. Вторым шагом в процессе оптимизации кредиторской задолженности должен быть анализ соответствия фактических показателей их рамочному уровню, а также анализ причин возникших отклонений. На третьем этапе, в зависимости от выявленных несоответствий и причин их возникновения, должен быть разработан и осуществлен комплекс практических мероприятий по приведению структуры долгов в соответствие с плановыми (оптимальными) параметрами.

Информация о работе Анализ кредиторской и дебиторской задолженности на ФГУАП "Кавминводыавиа"