Эволюция форм собственности в (XX-XXI вв.)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2012 в 12:24, курсовая работа

Описание

Собственность относится к числу наиболее важных и сложных проблем экономики и экономической теории. История экономической жизни общества в периоды повышенной социальной активности ведет, как правило, к перераспределению объектов и прав собственности

Содержание

Введение………………………………………………………………………...3
Глава 1. Сущность, значение и роль собственности в современном мире…5
1.1 Характеристика понятия собственности, её сущность…………..5
1.2 Основные формы собственности………………………………….7
Глава 2. Эволюция форм собственности в современной России…………..11
2.1 Государственная собственность в современной России……….11
2.2 Акционерная форма собственности……………………………..14
2.3 Альтернативные формы собственности…………………………19
2.4 Общие перспективы развития форм собственности……………21
Заключение…………………………………………………………………….28
Список использованной литературы………………………………………...30

Работа состоит из  1 файл

ПОСЛЕДНЯЯ КУРСОВАЯ.doc

— 163.50 Кб (Скачать документ)

Эволюция акционерной формы собственности началась с 1985 г., когда был провозглашён курс на ускорение социально- экономического развития и на перестройку общественного устройства страны.

В процессе формирования рыночных отношений доля государственной собственности постепенно сокращается, зато развиваются различные формы индивидуальной и коллективной собственности. Перемены в экономике начались  с выдвижением концепции ускорения социально-экономического развития страны и разработки на этой основе грандиозной программы «Основные направления экономического и социального развития СССР на 1986-1990 гг. и на период до 2000 года». В соответствии с этой программой  к 2000 г. намечалось увеличить национальный доход страны почти в 2 раза.

С 1985 г. в Сумском машиностроительном научно-производственном объединении имени М.В. Фрунзе начался эксперимент по самофинансированию. Его сущность состоит в том, что полученная прибыль после уплаты налога в бюджет поступает в распоряжение предприятия. То есть предприятие, получив выручку, покрывает все свои расходы, с прибыли выплачивает единый налог, а из оставшейся суммы прибыли формирует фонды и за счёт неё же и амортизационного фонда осуществляет расширенное воспроизводство. Последнее имело особенно большое значение, так как впервые реально существенно расширяло права предприятий. Накапливать средства, расширять за счёт них основные производственные фонды имело смысл только в случае, если они становились собственностью трудового коллектива.

Следующим шагом стало принятие Закона о государственном предприятии (объединении), в соответствии с которым все предприятия с 1988 г. переводились на полный хозрасчёт. (То есть руководство страны оказалось ещё не готово к более решительным шагам по преобразованию государственной экономики и по созданию альтернативных форм собственности). Полный хозрасчёт кроме самофинансирования включает относительную самостоятельность производственных коллективов.

Закон о государственном предприятии (объединении) устанавливал следующие принципы деятельности предприятия:

- предприятие строится на основе государственно плана экономического и социального развития

-производственная, социальная деятельность предприятия, оплата труда осуществляются за счёт заработных трудовым коллективом средств;

- деятельность предприятия в условиях полного хозяйственного расчёта осуществляется в соответствии с принципом социалистического самоуправления.

- предприятия действуют в условиях экономического соревнования между собой (конкуренция).

-давало право по собственной инициативе принимать все решения, если они не противоречили действующему законодательству.

-государство не отвечает по обязательствам предприятия, предприятие не отвечает по обязательствам государства.

Почему эти эксперименты и принятие в 1989 г. Закона о государственном предприятии можно считать первым этапом разгосударствления, т.е. размывания государственной собственности?

Дело в том, что их действие было направлено в строну усиления хозяйственного расчёта, а точнее, одной его стороны – товарно – денежной.

В основе развитых товарно-денежных (рыночных) отношений лежит не государственная, частная собственность в различных её видах, а в более общем плане – смешанная экономика с сочетанием различных форм собственности. Поэтому следующим шагом экономической перестройки стало допущение новых форм хозяйствования, основанных на негосударственных формах собственности.

Переход к рыночной экономике, а вернее, к экономике, устроенной по западному образцу, где функционируют предприятия различных форм собственности, для стран социалистического блока оказался очень труден. Более семидесяти лет экономика страны развивалась на прямо противоположных принципах: сложилась едина монопольная государственная собственность, оказалось сверхмонополизированным производство, сложилась не бывала милитаризация народного хозяйства; сверхцентрализм а управлении отучил население от инициативы, предприимчивости; отчуждение от собственности воспитало в работнике психологию безответственности, иждивенчества; страна многие десятилетия находилась фактически в самоизоляции – это обусловило её неконкурентоспособность на мировых рынках, общее отставание по многим направлениям научно - технического прогресса; устарел производственный аппарат народного хозяйства. В этих условиях переходить к рынку крайне сложно.

Однако в 1990 г. произошёл крутой перелом во всей системе отношения собственности, сначала – в правовой конституционной сфере, давшей старт формационной революции. Она заключалась, прежде всего в том, что из Конституции СССР были убраны понятия  «социалистическая», «всенародная» и «колхозно-кооперативная» собственность. Вместо них было введено собирательное понятие «коллективная собственность», под которой понимались и кооперативная, и акционерная собственность и собственность общественных, в том числе религиозных, организаций. Коллективная собственность оказалась своего рода «смешанной» министруктурой в составе «смешанной» экономики страны [16].

 

      2.3 Альтернативные формы собственности

Помимо государственной и акционерной форм собственности, экономисты выделяют индивидуальную форму собственности, в которой субъект собственности персонифицирован как физическое лицо, обладающее правом распоряжения принадлежащим ему объектом собственности или частью, долей объекта.  При такой форме собственности собственник знает, что принадлежит именно ему.

В пределах индивидуальной собственности, в зависимости от природы объекта собственности и характера его использования собственником, различают личную и частную собственность. Личная собственность отличается от частной по характеру использования. Личная собственность включает объекты индивидуальной собственности, используемые только самим собственником или предоставляемые им другим лицам в бесплатное пользование. Частная собственность- это объекты индивидуальной собственности, предоставляемые в пользование и потребление за определенную плату другим лицам, то есть выступающих как товар или капитал.

Экономически частная собственность в наибольшей степени соответствует свободной индивидуальной предпринимательской деятельности, осуществляемой в рамках товарно-денежных рыночных отношений пади удовлетворения личных потребностей или получения прибыли, которая присваивается непосредственно отдельным лицом как единовластным субъектом собственности. На предприятиях, которые не относятся к частной собственности (государственных, например), прибыль не присваивается никаким частным лицом, а предпринимательская деятельность осуществляется каждым соучастником лишь в связи с другим лицом, входящим в совокупный субъект собственности [7].

В 1990 г. Прошли серьёзные перемены и с категорией «личная собственность  граждан»: она была заменена понятием «собственность граждан»с новым, по существу, социально-экономическим содержанием. Она включала уже не только прежнюю личную собственность, основывающуюся на трудовых доходах, получаемых от работы в государственных и кооперативных организациях и в личном подсобном хозяйстве, но и частную собственность отдельных лиц, используемую для ведения как «крестьянского хозяйства» (трудовая частная собственность), так и другой «хозяйственно и иной, незапрещенной законом» деятельности. В неявном виде не запрещалось использование наёмного труда, т.е. фактически допускалось в рамках понятия «собственность граждан» индивидуально-капиталистическая собственность.

Уже в 1990 г. Госкомстат СССР впервые выделил в своём ежегоднике три сектора (уклада) в советской экономике: государственный, кооперативный и индивидуальный.

Таким образом, 1990 г. не только в законодательном порядке, но и фактически восстановил некий частнособственнический и частно-хозяйственный элемент в советской экономике, что возвращало ей пока ещё малозаметную черту формационной многоукладности, признак «смешанности» переходного межсистемного типа. Эти моменты дополняются характеристикой изменения места и роли государственной собственности, эффективности форм её экономической реализации, её внутренней структуры и методов управления ею.

После того как появилась возможность открыто создавать частные предприятия, большинство кооперативов, являвшихся фактически частными предприятиями, перерегистрировалось, приведя свою юридическую форму в соответствие с внутренним содержанием. Однако продолжал существовал огромный массив государственной собственности, оставшейся от «планового этапа» развития Советского Союза. Без преобразования этого сектора народного хозяйства нечего было и думать о создании системы рыночной экономики, которая только и возможна на основе развитой системы частной собственности [16].

 

 

2.4 Общие перспективы развития форм собственности

 

Изменения в отношениях собственности стали основным стержнем экономических реформ в России. В теоретическом плане трансформация собственности потребовала решения проблемы: до какого уровня должна снизиться доля государственной собственности, какими темпами и способами пойдет это снижение, как и к кому должна переходить государственная собственность.

В России взят курс на переход к системе, сочетающей частную (индивидуальную и групповую), государственную и смешанную формы собственности на средства производства. Это вполне логично сопрягается с курсом на переход к рынку. Раз рынок предполагает свободу производственной и коммерческой деятельности, конкуренцию между производителями, значит должно быть преодолено господство какой-то одной формы собственности. Оно должно быть заменено взаимно дополняющими друг друга различными формами собственности, каждая из которых оказалась бы наиболее приспособленной к конкретной сфере экономики, к каждому специфическому виду экономической деятельности.

Особенность отношений между субъектами и объектами собственности на федеральном уровне объясняются следующими обстоятельствами:

а) результаты процесса управления федеральной собственностью влияют на судьбы многих людей, определяя уровень их жизни, социальную защищенность, состояние здоровья, интеллектуальное развитие, безопасность и многие другие общепризнанные человеческие ценности;

б) федеральная собственность охватывает огромное число объектов, расположенных на всей территории страны и за ее пределами;

в) объекты федеральной собственности отличаются большим организационным и правовым многообразием, охватывают широкий спектр отраслей национального хозяйства и предназначены для использования в самых разнообразных направлениях;

г) реализация права государства на объекты собственности достигается через функционирование системы управления государственной собственностью, представляющей собой трехуровневую иерархическую структуру.

Государственная собственность, вероятно, сохранит свою значимость и функцию опорного звена всей хозяйственной цепи. Процесс приватизации, ведущий к расширению индивидуальной и групповой форм собственности, не означает, что государственная собственность будет полностью свернута. Есть такие отрасли народного хозяйства, которые нецелесообразно дробить на элементы.

Это относится, прежде всего, к крупным и наиболее важным комплексам, работающим в интересах всего государства. Очевидно, что в России энергетика, транспорт, производство оборонной продукции и некоторые другие отрасли должны преимущественно оставаться в сфере государственной собственности. Сюда должны быть отнесены материальные ресурсы науки, особенно фундаментальной [6].

После десятилетия реформ, ассоциируемых у большинства российских граждан с тотальной приватизацией, маятник качнулся в обратную сторону. Ситуация в стране сейчас уникальна – государство всё быстрее завоёвывает позиции и в обществе, и в бизнесе. В друг интересов государства кроме нефтегазовой отрасли, электроэнергетической и атомной промышленности уже вовлечены или ждут своего времени авто- и авиапром, горно- и алмазно-добывающая промышленность, металлургия. В связи с происходящим сейчас процессами активизации государства в экономике в настоящей статье хотелось бы рассмотреть проблему эффективности государственной собственности  [17].

За период с 2002 по 2005 гг. доля государственной собственности РФ в капитализации экономики увеличилась более чем в 1,5 раза и достигла 30%. И в 2006 г. правительство усиливало присутствие государства в крупнейших национальных холдингах. Благодаря весомым приобретениям государственных корпораций, а также росту курсовой стоимости акций произошло увеличение доли государства с 48 млрд. дол. в 2003 г. до 190 млрд. дол. на начало 2006 г., причем за это время капитализация Сбербанка и Газпрома выросла в 6 раз [14].

Нефтегазовый комплекс. В 2005 г. государство полностью оформило контроль над «Газпром».Доля государства в газовой монополии увеличилась с 38% в 2000 г. до 50% на конец 2005 г. В целом сделки «Газпрома» фактически завершили установление контроля над нефтяной отраслью получается 58%.

Топливно-энергетический комплекс. Параллельно государство завершает консолидацию и российского ТЭК. 8 февраля 2007 г. руководство «Газпром» и Сибирский угольной энергетической компании (СУЭК) подписали протокол о намерениях по созданию совместной компании на основе имеющихся у них  энергетических и угольных активов. В результате сделки «Газпром» получит в компании 50% пляс 1 акция.

Энергетика. Энергетическим сектором «Газпрома», стоимость которого аналитики оценивают в 7 млрд. долл., будет управлять стратегическое подразделение, созданное газовым концерном- «Газпромэнерго».

Информация о работе Эволюция форм собственности в (XX-XXI вв.)