Эволюция форм собственности в (XX-XXI вв.)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2012 в 12:24, курсовая работа

Описание

Собственность относится к числу наиболее важных и сложных проблем экономики и экономической теории. История экономической жизни общества в периоды повышенной социальной активности ведет, как правило, к перераспределению объектов и прав собственности

Содержание

Введение………………………………………………………………………...3
Глава 1. Сущность, значение и роль собственности в современном мире…5
1.1 Характеристика понятия собственности, её сущность…………..5
1.2 Основные формы собственности………………………………….7
Глава 2. Эволюция форм собственности в современной России…………..11
2.1 Государственная собственность в современной России……….11
2.2 Акционерная форма собственности……………………………..14
2.3 Альтернативные формы собственности…………………………19
2.4 Общие перспективы развития форм собственности……………21
Заключение…………………………………………………………………….28
Список использованной литературы………………………………………...30

Работа состоит из  1 файл

ПОСЛЕДНЯЯ КУРСОВАЯ.doc

— 163.50 Кб (Скачать документ)

Как уже говорилось, современная экономика характеризуется многообразием форм и видов собственности.  Широкое распространение получили смешанные формы собственности, когда внутри отдельных форм сочетаются черты разных форм собственности. Например, частно-государственная собственность в различных долевых соотношениях [21].

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2 Эволюция форм собственности в современной России

 

2.1      Государственная форма собственности в современной России

 

        Государственная собственность является необходимым элементом рыночной экономики. Рыночное хозяйство в определенных ситуациях неспособно решать задачи развития инфраструктуры, реконструкции некоторых отраслей промышленности, обеспечения народного хозяйства дешевой энергией и сырьем, финансирования и организации в общегосударственных масштабах научно-исследовательских, экспериментальных и опытно-конструкторских работ. Решение этих задач вынужден взять на себя государственный сектор в экономике.

Государственная собственность включает в себя не только предприятия. Государственные ценные бумаги составляют целый сектор фондового рынка, а государственные пакеты акций - это такой же объект управления, как и унитарные предприятия. Это относится и к государственным кредитам, разведанным запасам природных ископаемых и другим ресурсам.

Государственная собственность является объектом государственного регулирования, одновременно государственная собственность - это выражение деятельности государства как хозяйственного субъекта. В сочетании с другими средствами государственная собственность широко используется как инструмент регулирования для достижения практически всех государственных социально-экономических целей.

Государственная собственность играет заметную роль государственной структурной политике. Она создает новые объекты, расширяет, выкупает у частных собственников и реконструирует старые. Так же государственная собственность играет огромную роль в НИОКР, особенно в так называемой университетской науке, в переподготовке кадров.

Монопольная прибыль, а зачастую и прибыль вообще не являются первостепенной целью деятельности государственной собственности в инфраструктуре, энергетике, сырьевых отраслях, области научных исследований, подготовке кадров, охране окружающей среды, так как высоких прибылей от него никто не требует. А убытки покрываются из бюджета. Поэтому государственная собственность стала поставщиком дешевых услуг, в частности, транспортных, почтово-телеграфных, электроэнергии и сырья. Снижая, таким образом, издержки в частном секторе.

Проблема экономической эффективности госсектора является ключевой. К оценке эффективности может быть два подхода: с точки зрения рентабельности и полезности для всего народного хозяйства. Низкая рентабельность или даже убыточность государственных предприятий –обычное явление в странах рыночной экономики. Она выражается в относительно высоком, по сравнению с частными фирмами, уровне издержек при приобретении ресурсов, оптимизации объемов производства, сбыта.

Можно сформулировать следующие основные критерии народнохозяйственной и специальной эффективности функционирования госсектора:

а) обеспеченность общественными благами национальных потребностей;

б) вклад государственной собственности, в частности в области инфраструктуры, НИОКР, энергетики и экологии, в снижение издержек частного предпринимательства и повышение его конкурентоспособности;

в) вклад государственного сектора в обеспечение национальной безопасности [7].

Основной формой существования общественной собственности при социализме становилась государственная собственность. В соответствии с этим  положением марксизма и была построена экономика Советского союза, а позднее и других стран мировой социалистической системы.

Главенство государственной собственности определялось как по масштабам охвата материально-вещественных объектов, так и по доминирующему воздействию на все другие формы собственности. К концу существования плановой экономики Советского Союза государственная собственность занимала следующие позиции: государственная собственность – 88,7%; колхозно-кооперативная – 8,4%;  личная собственность граждан – 2,9%.

Доминирующая роль государственной собственности по отношению  ко всем остальным формам собственности проявлялась в том, что последние были  прямо зависимы от первой. Можно даже говорить о тотальном огосударствлении всех остальных форм собственности.

Исторически государственная собственность в Советском Союзе как главная и определяющая формировалась тремя путями.

Первый путь- это несколько этапов национализации частной собственности, прошедших после революции а период 1917-1920 гг.

Второй путь роста государственной собственности – воспроизводственный.

Третий путь увеличения масштабов государственной собственности.

Кооперативно – колхозная собственность, несмотря на её самостоятельное существование, являлась таковой лишь по форме. По существу же она несла на себе явственный отпечаток огосударствления. Можно сказать, что это был лишь филиал государственной собственности. По своей природе кооперативная собственность – это самовоспроизводящаяся  и самоуправляющаяся собственность. На деле в советских условиях она таковой не была. По способу функционирования она мало отличалась от государственной собственности: колхоз так же, как и государственным предприятиям, спускались задания по производству сельскохозяйственной продукции, они полностью зависели от государственной системы материально-технического снабжения, государственной системы мелиорации, химизации земель. Им жёстко указывалось, на каких земельных площадях что и когда сеять, и когда убирать.  На сельскохозяйственную продукцию централизованно устанавливать закупочные цены. Руководители колхозов назначались фактически централизованно партийно - государственными органами, хотя это и оформлялось решение общего собрания колхоза. Наконец, главный фактор сельскохозяйственного производства – земля – находилась в государственной собственности. Все это выхолащивало реальное содержание кооперативной собственности, дело её фактически филиалом государственной собственности.

Государственная собственность как основа экономической системы СССР сложилась к середине 30-х гг. К К этому времени было осуществлено огосударствление всей промышленности как объекта собственности. В дальнейшем, до начала 90-х гг., государственная собственность безраздельно господствовала в народном хозяйстве Советского Союза, усиливая своё монопольное влияние на сфере общественной жизни. Она стала главным устоем экономической системы [16].

C 1995 по 2003 г. наблюдался процесс неуклонного сокращения удельного веса государственных и муниципальных предприятий в их общем объеме при одновременном увеличении числа частных предприятий и организаций.

Число предприятий и организаций российской экономики по формам собственности, %

Форма собственности

1995

 

1998

2000

2001

2002

2003

Государственная и муниципальная

25,5

11,8

11,2

11,0

10,8

10,3

Частная

62,5

73,8

74,4

75,0

75,8

76,9

Другие виды

12,0

14,4

14,4

14,0

13,4

12,8

 

Однако, судя по социально-экономическим результатам проводимых в стране преобразований, такая организационно-юридическая динамика форм собственности не привела к ожидаемым позитивным результатам.

Специфика государства как общественного блага, или общественной ценности, состоит в том, что эта ценность призвана производить другие общественные ценности в форме, прежде всего, официальных институтов, функционирование которых во-первых, защищает систему личной и частной собственности членов гражданского общества; во-вторых, способствует расширенному воспроизводству общенациональной системы собственности как таковой; в-третьих, развивая общую систему собственности, обеспечивает социально направленную динамику не преобразований. Очевидно, именно эти положения имел ввиду Дж. Бьюкенен, характеризуя государство как сложную институциональную реальность, призванную «защищать и производить» [13].

Экономисты отмечают, что в будущем экономическая роль государства не только не будет снижаться, но, скорее, будет возрастать. Реалии страны, ее сложные проблемы и нерешенные задачи, вся современная мировая обстановка требуют совершенно нового взгляда со стороны власти на организационное строение народно хозяйства, его структуру, выявление «узлов торможения» и элементов развития. Нуждается в коренной модернизации сама система федеральной власти, промышленно-экономические, финансово-экономические и социальные ведомства (министерства), придание адекватности управляющих систем объектам регулирования. И самое главное -повсюду в высшем управлении должны быть классические специалисты и соответствующей отраслевой подготовкой и с большим практическим опытом работы именно в данной сфере [15].

 

2.2      Акционерная форма собственности

 

Современная рыночная экономика по своей сути является смешанной, поскольку опирается на разнообразные формы собственности и капитала и ее регулирующий рыночный механизм органично дополняется государственным и корпоративным регулированием. Защита и поддержка конкуренции остаётся одной из важнейших экономических функций государства. Однако эволюция собственности в условиях рыночного развития шаг за шагом способствовала распространению и укреплению акционерной собственности, которая заняла ключевые позиции во всех развитых странах. Развивающиеся на базе акционерной собственности акционерные общества стали опорой и современной экономики России [12].

Акционерная собственность - это закономерный результат процесса развития и трансформации частной собственности, когда на определенном этапе развития масштабы производства, уровень технологии, система организации финансов создают предпосылки для принципиально новой формы организации производства на базе добровольного участия акционеров.

Акционерная форма позволяет привлечь в одно предприятие капиталы многих лиц, причем даже тех, которые сами не могут в силу любых причин заниматься предпринимательской деятельностью. Кроме того, ограничение ответственности размером внесенного вклада вместе с высокой его диверсификацией позволяет вкладывать средства в весьма перспективные, но и в высоко рискованные проекты, существенно ускоряя внедрение достижений научно-технического прогресса. Имеется также множество других положительных сторон акционерной формы собственности, делающие ее поистине универсальной и применимой везде, где есть необходимость и возможность ограничить масштабы ответственности предпринимателя.

Последнее обстоятельство особенно важно в условиях нестабильной экономики, когда непредвиденная обстановка производства может привести к огромным убыткам, долгам, на погашение у которых может не хватить всего имеющегося имущества. Подобной ответственности подвергаются индивидуальные предприниматели и некоторые юридические лица, имеющие другую организационно-правовую форму. Акционерные общества позволяют более эффективно использовать материальные и другие ресурсы, оптимально сочетать личные и общественные интересы всех участников [1].

Акционерное общество, объединяя на единой правовой основе всех участников, обеспечивает уникальную форму реализации коллективной собственности, создавая при этом заинтересованность в конечных результатах работы. Выпуск и распространение акций дает реальную возможность контроля деятельности и управления ею со стороны акционеров [4].

Акционерное общество имеет ряд преимуществ перед другими организационно-правовыми формами предпринимательской деятельности. Акционерная форма организации бизнеса позволяет достаточно быстро собрать значительные финансовые средства, расширять производство до крупных масштабов. Верхние пределы на уставный капитал и число акционеров законодательно неопределенно, поэтому публичные компании, для которых, как правило, характерно отсутствие крупных собственников в структуре акционерного капитала, в настоящее время составляет вершину бизнеса в развитых странах [6].   

В России в ходе рыночных преобразований создание акционерных обществ наложило свой отпечаток на функционирование акционерной собственности, ее сосредоточение у узкого круга лиц. В результате у большинства населения стало формироваться негативное представление об акционерной собственности, как и о других рыночных атрибутах. Постепенное совершенствование законодательной базы, повышение эффективности деятельности всех ветвях государственной власти  позволяет надеяться, что Россия сумеет найти эффективный путь реализации акционерной собственности, которая и в российской модели экономического развития раскроет свои преимущества [12].

Информация о работе Эволюция форм собственности в (XX-XXI вв.)