Элластичность спроса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2013 в 13:35, реферат

Описание

Цель настоящей работы:
― раскрыть экономическое содержание спроса,
― выявить закономерности в изменении спроса на рынке,
― разобраться какие факторы влияют на изменения в спросе.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………....
1. ТЕОРИЯ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО ПОВЕДЕНИЯ ……………….
1.1 Экономическая сущность рынка …………………………………
1.2 Определение спроса ………………………………………………
1.3 Закон спроса ……………………………………………………….
2. ИССЛЕДОВАНИЯ ЗАКОНА СПРОСА …………………………..
2.1 Анализ эластичности спроса ……………………………………..
2.2 Оценка динамики спроса в современной экономике России …..
2.3 Исследование потребления в экономике России ………………..
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………….
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ …………………

Работа состоит из  1 файл

Спрос и элластичность спроса(курсовая).doc

— 124.50 Кб (Скачать документ)

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

 

стр.

ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………....

2

1. ТЕОРИЯ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО  ПОВЕДЕНИЯ ……………….

3

1.1 Экономическая сущность  рынка …………………………………

3

1.2 Определение спроса ………………………………………………

5

1.3 Закон спроса ……………………………………………………….

8

2. ИССЛЕДОВАНИЯ ЗАКОНА СПРОСА …………………………..

11

2.1 Анализ эластичности  спроса ……………………………………..

11

2.2 Оценка динамики  спроса в современной экономике  России …..

12

2.3 Исследование потребления  в экономике России ………………..

19

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………….

22

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ …………………

24


 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Изучение спроса на рынке  сейчас становится первоочередной задачей  при функционировании любого предприятия. Постоянное отслеживание спроса и способность  моментально реагировать на малейшие его изменения (то есть гибкость производства) ― все это предопределяет выживание и успешную работу предприятия. Сейчас для любой фирмы важнее даже не произвести какую-либо продукцию, а сбыть ее, найти конкретную нишу на рынке для своего товара. Поэтому на первые роли выходят в настоящее время многочисленные отделы маркетинга, непосредственно занимающиеся вопросами сбыта и реализации продукции. И там хорошо знают, что такое спрос и как он изменяется с течением времени. “Клиент всегда прав” ― этот принцип, принятый на вооружение многими ведущими производителями, лишний раз доказывает первостепенное значение такого экономического понятия, как спрос.

Для определенного товара покупатели всегда будут предпочитать купить его по более низкой цене. Наряду с ценой, на спрос на каждый товар явно влияет, например, наличие у покупателя возможности удовлетворять ту же потребность иным близким по назначению товаром.

Цель настоящей работы:

― раскрыть экономическое содержание спроса,

― выявить закономерности в изменении спроса на рынке,

― разобраться какие факторы влияют на изменения в спросе.

Актуальность данной темы заключается в том, что анализ процессов, происходящих на потребительском рынке представляет практический интерес для производителей и предпринимателей, занимающихся сбытом товара.

Структура работы соответствует  поставленным задачам и состоит  из введения, двух глав, заключения и  списка использованных источников.

 

1. ТЕОРИЯ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО ПОВЕДЕНИЯ

 

1.1 Экономическая сущность рынка

 

Для выяснения экономической сущности рынка многие теоретики исходили из определения рынка как категории товарного производства. Так. В. И. Ленин писал, что рынок — форма связи между товаропроизводителями, а "товарное производство, т. е. производство обособленных производителей, связанных между собой рынком", выражает отношения между кустарями по производству данного продукта.

В условиях развитого  товарного производства произведенный  продукт и соответственно воплощенный  в нем труд приобретают двоякое  существование денег и товаров, которые получают самостоятельное движение. Деятельность людей, производящих продукты, и их интересы также развиваются, расщепляются и приобретают предметную форму стоимости и потребительной стоимости.

Для осуществления экономических  интересов производителей и потребителей необходимо сомкнуть стоимость и потребительную стоимость, деньги и товары. Это и совершается в рыночном процессе.

Таким образом, суть рыночных отношений сводится к возмещению затрат и удовлетворению потребностей на основе эквивалентной возмездности (закона стоимости). Этим определяется роль рынка в воспроизводстве и обращении общественного продукта в условиях наличия товарно-денежных отношений.

Эквивалентная возмездность является абстрактным содержанием экономических отношений между продавцами и покупателями, обусловленная действием закона стоимости. Она совершается в конкретных формах рыночных отношений, при различных соотношениях между элементами рынка — спросом и предложением. В этом выражается специфическое содержание рынка как самостоятельной экономической категории.

Отношения спроса и предложения  и есть реальная форма выражения  экономических отношений между  покупателями и продавцами. И потому рынок следует определить как  отношение между спросом и  предложением товаров или, более  полно, как совокупность экономических отношений между людьми по поводу продажи и купли товаров, отношения между спросом и предложением. В этих отношениях выражаются экономические интересы производителей — возмещение затрат и получение чистого дохода — и потребителей — обмен денежных доходов на необходимые потребительские стоимости.

Таким образом, рынок, качественное его содержание и количественное соотношение определяется системой товарного производства.

В истории известны три  системы товарного производства: простое товарное производство, капиталистическое товарное производство и социалистическое товарное производство.

Продукт труда превращается в товар после первого крупного общественного разделения труда, когда  появляется всеобщая форма стоимости и получает развитие товарное обращение.

Товарное производство в полном смысле этого слова возникает  лишь в связи со вторым крупным  общественным разделением труда  — отделением ремесла от земледелия. Развитие производительных сил приводит к значительному росту эффективности  общественного труда, появлению излишней массы по сравнению с индивидуальными потребностями продукции, расширению номенклатуры потребительных стоимостей. Вследствие этого усиливается зависимость производителей друг от друга и для обеспечения их воспроизводства появляется необходимость производить часть продуктов труда специально с целью обмена.

 

1.2 Определение  спроса

 

Спрос ― это количество товаров, которое покупатель хочет и может купить за определенный период времени (платежеспособная потребность). Объем спроса, или спрос надо отличать от объема покупок. Объем спроса определяется только поведением покупателей, а объем покупок определяется как покупателями, так продавцами.

Любая цена, назначаемая  предприятием - продавцом, так или иначе скажется на уровне спроса на товар.

Кривая спроса показывает, какое количество товара будет продано на рынке в течение конкретного отрезка времени по разным ценам. В обычной ситуации спрос и цена находятся в обратно пропорциональной зависимости, т, е. чем выше цена, тем ниже спрос чем ниже цена, тем выше спрос. Так что, подняв цену, предприятие продаст меньшее количество товара. Потребители с ограниченным бюджетом, столкнувшись с выбором альтернативных товаров, будут покупать меньше тех, цены на которые оказываются для них слишком высокими.

Зарубежные фирмы постоянно проводят замеры изменений спроса в зависимости от изменений цен, этот показатель является главным в осуществляемой политике цен. Различия в подходах к замерам диктуются типом рынка. В условиях чистой монополии кривая спроса свидетельствует о том, что спрос на товар обоснован ценой, которую предприятие за него запрашивает. Однако с появлением одного или более конкурентов кривая спроса будет меняться в зависимости от цен конкурентов.

Чувствительность спроса к изменению цены характеризуется показателем эластичности. Эластичность показывает, на сколько процентов изменится одна переменная в результате изменения другой переменной на 1%.

Если под влиянием небольшого изменения цены спрос  почти не меняется, значит он -неэластичен. Если же при этом спрос претерпевает значительные изменения, то принято считать, что он эластичен.

Для общего спроса на многие товары промышленного назначения характерна низкая ценовая эластичность. Что  определяет эластичность спроса по ценам? Спрос, вероятнее всего, будет менее эластичен при следующих обстоятельствах:

1) товару нет или  почти нет замены, или отсутствуют  конкуренты;

2) покупатели не сразу  замечают повышение цен;

3) покупатели медленно  меняют свои покупательские привычки;

4) покупатели считают,  что повышенная цена оправдана улучшением качества товара, естественным ростом инфляции и т. д.

Если спрос можно  определить как эластичный, продавцам  стоит задуматься о снижении цены. Сниженная цена принесет больший  объем общего дохода. И такой подход имеет смысл до тех пор, пока нет непропорционального роста издержек производства и сбыта товара.

В практике зарубежных фирм широко применяется числовая (расчетная) оценка эластичности спроса в зависимости от изменения цены.

Если величину спроса мы обозначили q, а цену товара - Р, то показатель (коэффициент) спроса в зависимости от изменения цены, или ценовая эластичность спроса (предложения), Ep будет равен:

 

Ep = Aq/Ap

 

где Аq и Аp ― изменение спроса и цены. %.

Пример 1. Цена на товар  повысилась на 10%, спрос на него уменьшился на 3%. Эластичность спроса на товар в зависимости от изменения цены будет равна:

Ep = -3/10 = -0,3

Положительные значения эластичности отражают одинаково направленные изменения взаимосвязанных величин: обе возрастают и обе уменьшаются; отрицательные ― разную направленность изменений: одна величина возрастает, другая уменьшается, или наоборот, одна уменьшается, другая возрастает.

Эластичность спроса в зависимости от изменения цены обычно является отрицательной величиной, эластичность предложения как правило, положительной величиной.

Показатели эластичности спроса широко используются зарубежными  предприятиями при установлении цен на товары.

Прежде всего, зная эластичность спроса на выпускаемый на рынок товар, предприниматель заранее имеет  возможность определить реакцию покупателей на изменение цены.

Кроме того, показатель эластичности служит мерилом при оценке тенденций  изменения общих расходов предприятия  в зависимости от характера спроса на товар.

Зная коэффициент эластичности спроса по цене, можно достаточно просто рассчитать ряд показателей, необходимых для предпринимательской деятельности, в частности, возможное изменение цены.

Совершенно очевидно, что при увеличении объема реализации товара (допустим, предприниматель  расширил долю рынка или предполагает ее расширить), используя коэффициент эластичности для продаваемого товара, можно рассчитать возможное изменение цены.

Достаточно широко показатель эластичности используется для прогнозирования  цен. При этом следует отметить, что  спрос на отдельные группы товаров неодинаково (с различной эластичностью) реагирует на изменение цены. Для многих товаров спрос на них обычно тем эластичнее, чем длиннее период времени для принятия решения. На отдельные товары спрос может быть более эластичен для кратковременного периода.

Проведенные в США  исследования спроса на бензин и автомобили показали, что для этих двух факторов коэффициенты эластичности в зависимости  от продолжительности периода изменения  цен и доходов противоположны: для бензина в долгосрочном периоде  коэффициент эластичности спроса по абсолютной величине больше, чем в краткосрочном периоде, а для автомобилей - наоборот.

Таким образом, изучение спроса - очень важная и необходимая  часть методики ценообразования. На зарубежных предприятиях этому вопросу  придают исключительное значение, поскольку спрос и предложение - два основных рычага рыночной экономики.

 

1.3 Закон  спроса

 

Сущность закона спроса состоит в обратной зависимости  между ценой товара и спросом  на него при прочих равных условиях, т. е. спрос на товар увеличивается, когда цена на него падает, и, наоборот, спрос на товар уменьшается, когда цена на него растет. Причины существования обратной связи между ценой и спросом следующие:

― чем ниже цена, тем больше склонность людей, ранее покупавших этот товар, купить его еще;

― более низкая цена дает возможность людям, которые ранее не могли позволить себе покупку, приобрести этот товар;

― низкая цена на товар побуждает покупателей уменьшить потребление более дорогостоящих товаров-заменителей.

Первые две причины называют эффектом дохода, т. е. снижение цены увеличивает покупательную способность населения. Последнюю причину называют эффектом замещения. Эффект дохода и эффект замещения совмещаются и приводят к тому, что спрос на товар увеличивается при снижении цены на него. Процессу обмена товаров на конкурентном рынке присущи свои законы. Они обнаруживаются в особенностях экономического реагирования участников рынка на соотношения количества обмениваемых товаров и их цен. Так, одним из важнейших законов, «управляющих» процессом товарообмена и ценообразования на конкурентном рынке, выступает закон спроса.

Информация о работе Элластичность спроса