Элластичность спроса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2013 в 13:35, реферат

Описание

Цель настоящей работы:
― раскрыть экономическое содержание спроса,
― выявить закономерности в изменении спроса на рынке,
― разобраться какие факторы влияют на изменения в спросе.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………....
1. ТЕОРИЯ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО ПОВЕДЕНИЯ ……………….
1.1 Экономическая сущность рынка …………………………………
1.2 Определение спроса ………………………………………………
1.3 Закон спроса ……………………………………………………….
2. ИССЛЕДОВАНИЯ ЗАКОНА СПРОСА …………………………..
2.1 Анализ эластичности спроса ……………………………………..
2.2 Оценка динамики спроса в современной экономике России …..
2.3 Исследование потребления в экономике России ………………..
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………….
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ …………………

Работа состоит из  1 файл

Спрос и элластичность спроса(курсовая).doc

— 124.50 Кб (Скачать документ)

Спрос является, по меньшей  мере, двуединым понятием, связывающим  количество покупаемого товара с  его ценой. Своеобразие закона спроса ― в обратной зависимости между ценой и количеством покупаемого товара: чем выше цена, тем меньшее количество товаров будет куплено потребителями. И наоборот, если цена снижается - количество покупок данного товара возрастает. Когда количество данного товара на рынке возрастает, то при прочих равных условиях его продажа возможна лишь при снижающейся цене. Малейший дефицит привычных для покупателей товаров на рынках вызовет тенденцию повышения их цен.

В основе закона спроса лежит  две причины:

1) товар при снижении  цены на него дешевеет относительно других товаров и приобретать его становится относительно выгодно (эффект замещения);

2) при снижении цены  потребитель желает приобрести  больше товара (эффект дохода).

Закон спроса не действует  в трех случаях:

1) при антимонопольном  спросе, вызванном ожидаемым повышением цен;

2) для некоторых редких  и дорогостоящих товаров (золото, антиквариат и т.д.), являющихся средством помещения денег;

3) при переключении  спроса на более качественные  и дорогостоящие товары (например, переключение спроса с маргарина на масло)

Закон спроса выявляет и  другую важную особенность: постепенное  убывание спроса покупателей. Это означает, что снижение количества покупок  данного товара происходит не только вследствие роста цены, но и вследствие насыщения потребностей. Приращение покупок одного и того же товара, как правило, осуществляется потребителями вследствие снижения его цены. Однако полезный эффект от такого приращения имеет известный предел, по мере наступления которого даже при понижательной тенденции цен закупки товара сокращаются. Эта особенность закона спроса находит выражение в убывающей полезности каждой дополнительной покупки одноименного товара. Для покупателя становится все более очевидным снижение полезного потребительского эффекта от дополнительных затрат на эти закупки, и убывание спроса происходит, несмотря на падение цены. Таким образом, закон спроса описывает две важнейшие особенности рынка:

― обратную зависимость между ценой и покупаемым количеством товаров;

― постепенное убывание спроса на любой обмениваемый на рынке товар.

Спрос показывает то количество продукта, которое потребители готовы и в состоянии купить по некоторой  цене из возможных в течение определенного периода времени.

Существует отрицательная  или обратная связь между ценой  и величиной спроса. Экономисты, назвали ее законом спроса. Суть закона ― при неизменности всех прочих параметров снижение цен ведет к соответствующему возрастанию величины спроса и наоборот.

 

2. ИССЛЕДОВАНИЯ ЗАКОНА СПРОСА

 

2.1 Анализ эластичности спроса

спрос рынок предложение эластичность

Рыночный процесс состоит из множества актов обмена товарами и услугами. В каждом таком акте участвует продавец, на стороне которого выступает предложение товара, и  покупатель, представляемый спросом  на товары. Спрос и предложение  являются тесно связанными и непрерывно взаимодействующими категориями и служат связующим механизмом между производством и потреблением. На величину спроса, как индивидуального, так и совокупного, влияют ценовые и неценовые факторы, которые должны четко отслеживаться на постоянной основе специальными отделами.

Результатом взаимодействия спроса и  предложения выступает рыночная цена, которая также называется равновесной  ценой. Она характеризует состояние  рынка, при котором величина спроса равна предложению. Для измерения величины изменения спроса и предложения используется понятие эластичности как меры реагирования одной переменной на изменение другой.

Надо также отметить, что спрос  выступает одним из самых важнейших  факторов при формировании экономической  стратегии предприятия, так как только производство “нужных”, пользующихся спросом у покупателей товаров целесообразно и выгодно с экономической точки зрения.

Понятие эластичности, особенно эластичности спроса, имеет прямое отношение к  ценовой политике производителей.

При установлении цены на свой товар, а также при определении ценовых  надбавок или скидок, производитель  должен улавливать те изменения, которые  происходят на рынке и имеют какое-либо отношение к изменению эластичности спроса на его товар. Если у него не будет возможности учесть в ценах происходящие на рынке изменения, это может привести к потере им части прибыли, а то и рынка. Понимание ценовой эластичности часто является решающим для многих хозяйственных решений.

Факторы, влияющие на эластичность спроса:

― наличие товаров-заменителей

― фактор времени.

― значимость того или иного товара для потребителя.

Понятие перекрестной эластичности спроса используется для определения степени  влияния на величину спроса на данный товар изменения цены другого  товара.

Значение коэффициента перекрестной эластичности зависит от того, какие  товары рассматривают: взаимозаменяемые или взаимодополняемые. Если товары являются взаимозаменяемыми коэффициент  перекрестной эластичности будет иметь  положительное значение. Если товары являются взаимодополняемыми, величина спроса будет изменяться в направлении, противоположном изменению цен, а коэффициент эластичности будет иметь отрицательное значение.

 

2.2 Оценка динамики  спроса в современной России

 

В сфере рыночной экономики субъектам управления недостаточно только владеть информацией. Эту информацию необходимо уметь читать, обработать, сделать верные выводы и использовать их с целью принятия эффективных управленческих решений.

Основной информационной базой, характеризующей финансово-хозяйственную деятельность предприятия, является бухгалтерская (финансовая) и управленческая отчетность. Понятия «управленческий» и «финансовый» учет и анализ пришли к нам из современной зарубежной литературы.

Различие между финансовым и управленческим учетом было определено в 1972 году Национальной ассоциацией  бухгалтеров США при разработке программы для дипломированных управленческих бухгалтеров .

Информация, представленная в финансовой отчетности предприятия, представляет интерес для различных категорий пользователей: предпринимателей, менеджеров, кредиторов, потенциальных инвесторов, поставщиков и др. Например, для предпринимателей наиболее важна оценка показателей эффективной работы предприятия, куда были вложены их средства, и какова отдача от их использования. Менеджеров больше всего интересует эффективность хозяйственных операций, используемых ресурсов и полученные результаты хозяйственной деятельности. Собственники и акционеры больше всего заинтересованы в прибыльности вложенных ими капиталов, т.е. оценке перспективы, возврате инвестиционных средств, поставщики ― возможности предприятия своевременно оплачивать поставленную продукцию и услуги.

В управленческой отчетности представлена информация о производственной и деловой активности предприятия, т.е. внутренних проблемах предприятия: размеры, стоимость и эффективность использования ресурсов производства, измерение затрат, формирование центров производства продукции, ее качество, конкурентоспособность, цена, сфера реализации, от которых зависят финансовые результаты и служат для цели руководителя предприятия.

Информация, содержащаяся в управленческой отчетности, доступна только для работников данного предприятия  и их доверенных лиц, осуществляющих управленческий анализ.

Управленческий анализ представляет собой объективный  необходимый элемент управления компаниями и является одним из методов  экономического исследования об использовании  основных экономических законов  и закономерностей в процессе управления хозяйственной деятельностью.

Каждый работник, занимающийся анализом финансово-хозяйственной  деятельности предприятия, а также  пользующийся данными финансовой отчетности, должен уметь читать и анализировать  бухгалтерский анализ и другие формы, разбираться в их статьях, владеть экономическими категориями и показателями их характеризующими, а также делать выводы и рекомендации для принятия эффективных управленческих решений.

Экономический анализ представляет собой объективный необходимый  элемент управления компаниями и является одним из этапов экономического исследования функций управленческой деятельности.

Экономический анализ как  функция управления включает оценку внутренних и внешних факторов, повлиявших на состояние хозяйственной деятельности, тенденций развития экономически возможных резервов повышения эффективности производства; предусматривает оценку степени напряженности в выполнении плановых заданий по всем показателям и разработку рекомендаций по устранению выявленных недостатков, использованию выявленных резервов и совершенствованию управления экономикой корпораций.

Каждый руководитель и предприниматель в условиях жесткой конкуренции и кризиса  должен принимать эффективные управленческие решения. Любое экономическое решение  на любом уровне должно основываться на знании проявления объективных экономических законов в хозяйственной деятельности, базироваться на фактическом состоянии внутренних и внешних факторов и тенденциях их изменения.

В экономике, как и  в природе, происходят процессы и  явления, которые имеют как случайный, так и закономерный характер. Между этими процессами и явлениями, как правило, имеет место устойчивая или случайная, долгосрочная или краткосрочная причинно-следственная связь. Познание их позволяет научно обосновать развитие процессов в экономике, предсказать и определить будущие пути развития. По своему характеру причинно-следственные связи могут быть субъективными и объективными.

Субъективные ― это совокупность особенностей поведения человека, экономическое сознание и мышление, мотивы хозяйственной деятельности, экономические интересы.

Объективные ― это причинно-следственные связи, которые не зависят от воли и сознания людей. На практике часто субъективные и объективные причинно-следственные связи в результатах хозяйственной деятельности не совпадают, а иногда противоречат друг другу.

Объективные причинно-следственные связи, оказывающие стабильное влияние  на экономическое развитие, относятся  к категории экономических законов.

Экономические законы ― это объективные, повторяющиеся устойчивые причинно-следственные и функциональные связи между экономическими явлениями, процессами. Иначе говоря, экономические законы ― это проявление устойчивых отношений между людьми, складывающихся в процессе производства, распределения, обмена и потребления, которые в то же время проявляются как интересы. Они имеют объективный характер, действуют независимо от воли и сознания людей.

Экономические законы можно  разделить на следующие группы:

1. Общие экономические  законы ― это законы, свойственные всем без исключения историческим эпохам, формам собственности и хозяйственной деятельности. Их принято называть основными экономическими законами.

2. Специфические экономические  законы (частные), свойственные конкретным  стадиям хозяйственной деятельности. Например, законы инвестиционных процессов, использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов, реализации произведенной продукции и т.п.

Основные экономические  законы являются более устойчивыми, действующими всегда и во всех экономических  системах, формах собственности и производства. Например, закон стоимости, закон спроса и предложения, закон экономического роста, закон накопления, закон эффективности производства и т.п.

Закон стоимости ― экономический закон, согласно которому производство и обмен товаров происходят на основе их стоимости, величина которой определяется общественно необходимыми затратами труда. Он регулирует связи между производителями, а также распределение и стимулирование труда в условиях товарного производства.

Этот закон присущ всем формам собственности, предпринимательским структурам и формациям общественного производства. Нарушение этого закона независимо от воли и желания любого лица занимающего различные уровни управления экономикой и от которого зависит экономическое развитие страны, региона или отдельного предприятия, приведет к необратимым последствиям.

Закон спроса и предложения  регулирует зависимость между ценой  и величиной спроса на товар или  услугу в течение определенного  периода. Эта зависимость состоит  в том, что по мере увеличения производства и предложения товара или услуги их дополнительная полезность для потребителя будет снижаться, что приводит к снижению спроса и цены на них.

К основным требованиям  объективных экономических законов, которыми должны руководствоваться  при управлении коммерческой деятельностью и контроле анализа хозяйственной деятельностью, относятся:

Рост объема производства должен сопровождаться эффективным  использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов, повышением производительности труда, экономией производственных и непроизводственных затрат.

Увеличение объема производства и реализации продукции должно сопровождаться увеличением прибыли и рентабельности.

Рост объема производства в основном должен осуществляться за счет интенсивных факторов при полном использовании экстенсивных факторов и интенсификации производства.

Информация о работе Элластичность спроса