Эластичность спроса и предложения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2013 в 13:31, контрольная работа

Описание

Цель контрольной работы состоит в рассмотрении различных видов эластичности спроса и предложения, как важных показателей состояния рынка.
Задачи работы:
- рассмотреть теоретические основы эластичности спроса и предложения;
- изучить виды эластичности и их значение для рыночной конъюнктуры;
- показать практическое применение теории эластичности на конкретных примерах.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………….3
Эластичность спроса……………………………………………………………..5
1.1 Измерение эластичности спроса………………………………………………...8
1.2 Факторы, влияющие на эластичность спроса…………….................................10
1.3 Перекрестная эластичность спроса……………………………………………..11
1.4 Эластичность спроса по доходу………………………………………………...12
2 Эластичность предложения……………………………………………………..14
3 Применение теории эластичности……………………………………………...16
Заключение……………………………………………………………………………...21
Список использованной литературы………………………………………………….23

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Office Word (2).docx

— 162.51 Кб (Скачать документ)

 

 

 

1. 2.   Факторы, влияющие на эластичность спроса

Важным моментом, оказывающим  воздействие на эластичность спроса, является наличие товаров-заменителей. чем больше товаров-субститутов, тем эластичнее спрос на данный товар. Однако при этом следует учитывать, насколько узко определены границы данного экономического блага. Если мы возьмем в качестве примера соль, то ей трудно найти адекватную замену.

Однако соль "Экстра" имеет в качестве заменителя соль грубого помола, которая не украшает праздничный стол, но в ней больше йода и она с успехом может  использоваться для засолки продуктов. Таким образом, в первом случае практически  отсутствуют товары-заменители, во втором заменителей (отдельной марки  соли) можно найти гораздо больше (особенно если учесть разновидности  соли, производимые в разных странах).

Большое влияние на ценовую  эластичность оказывает фактор времени. В краткосрочном периоде спрос  имеет тенденцию быть менее эластичным, чем в долгосрочном. Например, спрос  на бензин со стороны индивидуальных владельцев автомобилей относительно неэластичен, и повышение цены, особенно в летний сезон, вряд ли сократит спрос. Однако можно предположить, что осенью значительная часть автовладельцев поставят свои машины в гаражи, спрос  на бензин снизится, сократится объем  продаж его. Кроме того, к следующему лету часть из них начнут пользоваться пригородными электричками. Несмотря на то, что спрос на бензин относительно неэластичен в обоих случаях, в долгосрочном периоде эластичность выше.

Такая тенденция  изменения эластичности во времени  объясняется тем, что с течением времени каждый потребитель имеет  возможность изменить свою потребительскую  корзину, найти товары-заменители.

Также важно для анализа  ценовой эластичности ожидания потребителей. Если в краткосрочном периоде потребление электроэнергии неэластично (Ер=0,13), то в долгосрочном — довольно эластично и равно 1,89. Такое значительное различие объясняется тем, что в краткосрочном периоде вы не можете быстро отказаться от имеющихся электроприборов (холодильников и другой энергопотребляющей бытовой техники).

 

Однако, если цена за электричество  стремительно растет, вы при покупке  новых электроприборов будете учитывать  их энергоемкость и постепенно замените энергоемкие приборы на более  экономные.

Другим обстоятельством, влияющим на ценовую эластичность, является значимость товара для потребителя. Спрос на предметы первой необходимости неэластичен; спрос на товары, не играющие важной роли в жизни потребителя, обычно эластичен. Действительно, при повышении цен мы можем отказаться от дополнительной пары обуви, драгоценностей, мехов, но вряд ли сократим покупки хлеба, мяса и молока. Как правило, спрос на продукты питания неэластичен, и сейчас, при снижающемся уровне жизни населения, на их приобретение тратится все большая часть доходов средней российской семьи.

1.3 Перекрестная  эластичность спроса

Понятие перекрестной эластичности спроса используется для определения  степени влияния на величину спроса на данный товар изменения цены другого  товара. Коэффициент перекрестной эластичности — это отношение процентного  изменения спроса на товар А  к процентному изменению цены товара Б:

                                         (6)

где «с» в индексе означает перекрестную эластичность (англ. cross).

Значение коэффициента перекрестной эластичности зависит  от того, какие товары рассматривают: взаимозаменяемые или взаимодополняемые. Если товары являются взаимозаменяемыми, коэффициент перекрестной эластичности будет иметь положительное значение. Так, подорожание сливочного масла вызовет увеличение спроса на маргарин, снижение цены на бородинский хлеб приведет к сокращению спроса на другие сорта черного хлеба. Если товары являются взаимодополняемыми, как, например, бензин и автомобили, фотоаппараты и фотопленка, величина спроса будет изменяться в направлении, противоположном изменению цен, а коэффициент эластичности будет иметь отрицательное значение.

Например, цена батона белого хлеба повысилась с 4 до 5 руб., в результате спрос на черный хлеб увеличился с 2000 до 3000 буханок.

Рассчитав коэффициент перекрестной эластичности, который в данном случае равен 1,8, можно сделать вывод, что эти  два вида хлеба являются взаимозаменяемыми  товарами.

Измерив перекрестную эластичность, можно определить, являются ли выбранные  товары взаимодополняемыми или взаимозаменяемыми  и соответственно как изменение  цены на какой-то один вид продукции, производимой фирмой, может отразиться на спросе  на другие виды продукции  той же фирмы. Такие расчеты помогут  оценить решения по изменению  цен на выпускаемую продукцию.

1.4 Эластичность  спроса по доходу

По мере увеличения доходов  возрастают потребности в услугах  и товарах. Отсюда очевидно, что доход  воздействует на спрос и появляется необходимость в определении  этой зависимости с помощью такого показателя, как эластичность спроса по доходу EDІ. Последняя исчисляется  как отношение процентного изменения  количества продукции, на которую предъявлен спрос, к процентному изменению  дохода:

EI=                                           7)

где EI - эластичность спроса по доходам; 

DQ/Q — относительное изменение  спроса;

DІ/І — относительное  изменение дохода.

Особенность эластичности спроса по доходу состоит в том, что она  меняет свой знак для некоторых товаров.

Эластичность спроса по доходу выступает в следующих основных формах:

1 Положительная, предполагающая, что увеличение дохода (при прочих равных условиях) сопровождается ростом объемов спроса. Положительная форма эластичности спроса по доходу относится к нормальным товарам, в частности, к товарам роскоши;

2. Отрицательная, предполагающая сокращение объема спроса с увеличением дохода, т. е. существование обратного соотношения между доходом и объемом покупок. Эта форма эластичности распространяется на некачественные блага;

3. Нулевая, означающая, что объем спроса нечувствителен к изменению дохода. Это блага, потребление которых нечувствительно к доходам. К ним, в частности, относятся товары первой необходимости.

Эластичность спроса по доходу зависит от следующих факторов:

  1. от значимости того или иного блага для бюджета семьи. Чем больше благо нужно семье, тем меньше его эластичность;
  2. является ли данное благо предметом роскоши или первой необходимости. Для первого блага эластичность выше, чем для последнего;
  3. от консерватизма спроса. При увеличении дохода потребитель не сразу переходит на потребление более дорогих благ.

Необходимо отметить, что  для потребителей, имеющих разный уровень дохода, одни и те же товары могут относиться или к предметам  роскоши, или к предметам первой необходимости. Подобная оценка благ может  иметь место и для одного и  того же индивида, когда у него изменяется уровень дохода.

На Рис. изображены графики зависимости спроса от дохода при различных значениях эластичности спроса по доходу.

Рисунок 3 Графики зависимости спроса от дохода




 


  1.                                                           б)                                                    в)

Эластичность спроса по доходу: а) качественные неэластичные блага; б) качественные эластичные блага; в) некачественные блага

Спрос на неэластичные блага  увеличивается с ростом дохода лишь при низких доходах домохозяйств. Затем, начиная с некоторого уровня I1, спрос на эти блага начинает сокращаться.

Спрос на эластичные блага (например, предметы роскоши) до некоторого уровня I2 отсутствует, поскольку домохозяйства не имеют возможности приобретать их, а затем увеличивается с увеличением дохода. Спрос на некачественные блага вначале увеличивается, но, начиная со значения I3, сокращается.

 

 

 

2 Эластичность  предложения

Степень изменения объема предложения в зависимости от изменения цены характеризует эластичность предложения по цене. Мерой этого изменения является коэффициент эластичности предложения, который рассчитывается как отношение объема предложения (%) к росту цен (%), т. е. по формуле:

                                 1)                          

где Е – коэффициент  эластичности предложения; S – предложение; Р – цена.

Эластичность предложения  служит  показателем относительного изменения предложения в соответствии с относительным изменением рыночной цены. Различают пять вариантов эластичности предложения (см. рисунок). Если предлагаемое количество товара остается неизменным для перепродажи по любой цене, то имеет место неэластичное предложение. Когда же малейшее уменьшение цены товара вызывает сокращение предложения до нуля, а малейшее увеличение цены обуславливает увеличение предложения, то имеем дело с абсолютно эластичным предложением.

Рисунок 3 Графики эластичности предложения.


 


 


Ер=∞. Полностью       1<Ep<∞. Относительно           Ер= 1. Эластичность

эластичное                  эластичное предложение.      равна единице.

предложение.


 

 

 

 


   0<Ep<1. Относительно     Ер=0 Жесткое (абсолютно неэластичное)

             неэластичное предложение.     предложение.    

 

Эластичность предложения  равна нулю, когда кривая предложения  вертикальна.

Здесь предложение не изменяется от того, что возрастает цена.

Эластичность предложения  обычно бывает больше на протяжении длительного  времени, чем в короткие сроки. Это  вызвано приспособлением производителей к более высокой цене. Эластичность предложения может меняется под воздействием технического прогресса, изменения качественного и количественного состава используемых ресурсов, а также на эту экономическую категорию влияют способность к длительному хранению, стоимость хранения и особенности производственного процесса.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Применение теории эластичности

Теория эластичности спроса и предложения имеет важное практическое значение. Проиллюстрируем ее применение на конкретных примерах. Увеличение производственных издержек толкает предприятие на повышение цены продукции. Что произойдет со сбытом? Снизится ли он значительно  или вообще не изменится? Компенсирует ли рост цены сокращение прибыли за счет потери части потребительского спроса?

Чтобы ответить на эти вопросы  и правильно выбрать ценовую  стратегию предприятия, надо знать  эластичность спроса и предложения  на данный товар. Ниже приведены коэффициенты ценовой эластичности спроса на некоторые  виды товаров и услуг:  

Таблица 2 Эластичность спроса по цене на некоторые виды товаров   

Наименование товара

Коэффициент ценовой эластичности

Хлеб

0,15

Говядина

0,64

Баранина

2,65

Яйца

0,32

Электричество в домах

0,13

Табачные изделия

0,46

Газеты и журналы

042

Одежда и обувь

0,20


 

Приведенные данные характерны для экономики США. Для России показатели ценовой эластичности рыночного  спроса будут несколько иными  в зависимости от наличия товаров-заменителей  и других обстоятельств, о которых  говорилось выше.

Для фирмы важно иметь  в виду, что эластичность спроса на ее продукцию и эластичность рыночного  спроса не совпадают. Первая всегда (за исключением абсолютной монополии фирмы на рынке) выше второй.

Рассчитать ценовую эластичность спроса на продукцию фирмы достаточно сложно, так как необходимо принимать  во внимание и реакцию конкурентов  на повышение или понижение фирмой цены. Помочь в этом может использование  математических моделей или опыт руководителей фирмы.

 

Если фирма при принятии решения о цене будет руководствоваться  только данными об эластичности рыночного  спроса, то потери сбыта от повышения  цен могут стать более значительными, чем ожидались. Например, если примем эластичность рыночного спроса на табачные изделия 0,46, то это совершенно не означает, что эластичность спроса на сигареты фабрики «Ява» или «Дукат»  будет иметь то же значение. Конкуренция  повысит коэффициент эластичности спроса на сигареты каждой из этих фабрик.

Другим примером практического использования теории эластичности является государственная налоговая политика. При введении косвенных налогов государство преследует цель увеличить объем налоговых поступлений в бюджет для перераспределения ресурсов в экономике, перераспределения доходов населения поддержки малоимущих, развития социальной сферы, инфраструктуры, обороны и т.п. Однако в зависимости от эластичности спроса и предложения на отдельные виды товаров и услуг налоговое бремя будет распределяться по-разному между производителями и потребителями продукции.

Информация о работе Эластичность спроса и предложения