Эластичность спроса: ее измерение и использование в рыночной стратегии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2013 в 08:13, курсовая работа

Описание

Целью данной курсовой работы является всестороннее освещение вопросов эластичности спроса и предложения, а также факторов их определяющих.
Исходя из цели в работе поставлены следующие задачи:
- рассмотреть сущность и свойства эластичности спроса;
- изучить факторы ценовой эластичности спроса;
- охарактеризовать практическое применение концепции эластичности спроса в рыночной стратегии;
- охарактеризовать ценовую стратегию фирм

Содержание

ВВЕДЕНИЕ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .3-4
1 Понятие эластичности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .5
1.1 Эластичность спроса по цене. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5-9
1.2 Измерение эластичности спроса. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .9-11
1.3 Факторы, влияющие на эластичность спроса. . .. . . . . .. . . . . . . . . . 12-13
1.4 Перекрестная эластичность спроса и его эластичность по доходу . . . 13-20
2. Практическое значение теории эластичности. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 21
2.1 Ценовая эластичность и налоговая политика. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 21-22
2.2 Ценовые стратегии . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 22-25
2.3 Этапы формирования ценовой стратегии. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .26-29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .30-33
Список литературы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 34

Работа состоит из  1 файл

Курсовая экономика.docx

— 236.73 Кб (Скачать документ)

Рис. 7. Распределение налогового бремени при эластичном (а) и неэластичном (б) предложении: D — спрос;So, S1, — предложение до и после  введения налога [Л1, с. 200]

При эластичном предложении  налоговое бремя ляжет в основном на потребителя, рост цены и сокращение объема производства будут значительными, сумма налога будет относительно меньше, чем при неэластичном предложении, потери общества — выше. При неэластичном предложении наблюдается обратная картина.

 

Заключение

Рассмотрев тему по данной курсовой работе, мы пришли к выводу, что изучение спроса на продукцию  является первейшей задачей фирмы  в условиях рынка. Одной из важнейших  характеристик спроса является его  эластичность. Оценка эластичности спроса (по цене, доходам покупателей и  другим параметрам) позволяет фирме  выбрать верную стратегию поведения  на рынке. Коэффициенты (показатели) эластичности спроса и предложения дают возможность  определить положение кривых спроса и предложения и прогнозировать изменение объема продаж в зависимости  от изменения факторов, влияющих на спрос и предложение.

Ценовая эластичность спроса измеряет степень чувствительности потребителей к изменениям цены. Если потребители относительно чувствительны  к изменениям цен, спрос является эластичным. Если потребители относительно нечувствительны к изменениям цен, спрос неэластичен. 

Ценовую эластичность спроса можно определить, наблюдая за характером воздействия изменения цены на величину общей выручки от продажи продукции. Если цена и общая выручка изменяются в противоположных направлениях, значит, спрос эластичен. Если цена и общая выручка изменяются в  одном и том же направлении, спрос  неэластичен. В случае единичной  эластичности спроса изменение цены оставит общую выручку неизменной.

Количество доступных  товаров-заменителей, место продукта в бюджете покупателя, его принадлежность к предметам необходимости или  роскоши, а также длительность анализируемого периода времени — все это  факторы, влияющие на эластичность спроса.

Эластичность предложения  зависит от трудности перераспределения  ресурсов между альтернативными  областями их использования. В свою очередь, эта мобильность ресурсов зависит от количества времени, имеющегося в распоряжении производителей для  того, чтобы приспособиться, к данному  изменению цены.

Практическое значение коэффициента эластичности заключается в облегчении прогнозирования того, какие именно отрасли имеют шансы на процветание и расширение, а какие в будущем, вероятнее всего, ожидает застой и сокращение производства. Точнее говоря, при прочих равных условиях высокая положительная эластичность по доходу означает, что вклад конкретной отрасли в экономический рост будет больше, чем ее доля в структуре экономики. Небольшой положительный или, еще хуже, отрицательный коэффициент указывает на перспективу сокращения производства в отрасли. Например, упомянутая высокая положительная эластичность спроса на автомобили предвещает процветание автомобильной промышленности на долгосрочную перспективу, тогда как низкая эластичность по доходу спроса на сельскохозяйственную продукцию предполагает хронические затруднения в этой отрасли.

 

Список использованной литературы

1.   Булатов А. С. Экономика/Учебник. – М.: Юристь, 2001. – 896 с.

2.   Бункин М. К., Семенов В. А. Макроэкономика: Учебник. – М.: Издательство «ДИС», 1997. – 320 с.

3.   Камаев В. Д. Учебник по основам теории (экономика). – М.: «ВЛАДОС», 1994. – 384 с.: ил.

4.   Куликов Л. М. Основы экономических знаний: Учеб. пособие. – М.: Финансы и  статистика, 1999. – 272 с.: ил.

5.   Лебедев О. Т., Каньковская А. Р., Филиппова Т. Ю. Основы экономики/Учеб. пособие. Под ред. д-ра эконом. наук, проф. О. Т. Лебедева. Изд. 2-е, доп. – СПб.: ИД «МиМ», 1997. – 224 с. с ил.

6.   Любимов Л.Л., Раннева Н. А. Основы экономических знаний. – М.: Издательство «Вита-Пресс», 1997. – 496 с.  [с. 113-116]

7.   Макконнелл К. Р., Брю С. Л.  Экономикс.  В  2 т. – М.: 1992. Т. 2. С. 400

8.   Современная экономика.  Материалы к семинарским занятиям. Пособие для студентов по курсу «Основы экономической теории». – Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 1999. – 352 с.

9.   Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р.  Экономика.  Пер. с англ.  со 2-го изд. – М.: «Дело ЛТД», 1995. – 864 с.

 

 

 

МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО  ХОЗЯЙСТВА И                

                ПРОДОВОЛЬСТВИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ               

                     ОРЛОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ                    

                        АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ                      

                   Кафедра экономической теории                  

                         КУРСОВАЯ  РАБОТА                        

                             по   ОЭТ                            

              Тема: ЭЛАСТИЧНОСТЬ СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ             

     Выполнила:  студентка гр. Ф-201 (п) 

     экономического  факультета

     Крайнова  Светлана Леонидовна

     Научный   руководитель:

                          Орел – 2001 г.                         

СОДЕРЖАНИЕ

    

 

С.

ВВЕДЕНИЕ .............................

3

1. Эластичность спроса ........................

5

1.1. Измерение эластичности спроса .................

8

1.2. Факторы, влияющие на эластичность  спроса ...........

11

1.3. Перекрестная эластичность спроса ...............

12

1.4. Эластичность спроса по доходу .................

13

2. Эластичность предложения ....................

16

3. Применение теории эластичности ................

19

Заключение .............................

25

Список использованной литературы ..................

27


 

ВВЕДЕНИЕ

В  данной курсовой работе рассматриваются  кривые спроса и предложения и

направление их изменения.  Однако нас интересует не только направление

кривых, но и масштабы изменения объема спроса и предложение  при изменении

цены данного товара. Поэтому мы выясним  почему кривые спроса и предложения

изменяются определенным образом, а следовательно, почему они  пересекаются в

той или иной точке.

Эластичность –  одна из самых важных категорий  экономической науки.  Впервые

она была введена  в экономическую теорию А. Маршаллом  и представляет собой

выраженное в процентах  изменение одной переменной в  ответ на выраженное в

процентах изменение  другой переменной. Понятие эластичности позволяет

выяснить,  как  происходит адаптация рынка к  изменениям его факторов. Обычно

предполагается, что  фирма, повышая цену на свою продукцию, имеет возможность

увеличить выручку  от ее продажи. Однако в действительности так бывает не

всегда:  возможна ситуация, когда повышение цены приведет не к росту, а

наоборот, к снижению выручки в силу уменьшения спроса и соответствующего

сокращения сбыта.

Поэтому понятие  эластичности имеет огромное значение для производителей

товаров, т.к. дает ответ  на вопрос о том на какую величину изменится объем

спроса и предложения  при изменении цены.

Изучение спроса потребителей, а также мотивов, которыми они руководствуются,

совершая покупки, — важнейшая задача фирмы в  условиях конкуренции. Обладание

как можно более  полной информацией о спросе позволяет  фирме обеспечивать сбыт

своей продукции, расширять  производство и успешно конкурировать  на рынке.

В курсовой работе рассматривается  эластичность спроса по ценам, доходам,

перекрестная эластичность, что позволяет оценить влияние  перечисленных

показателей на спрос, а также теория потребительского выбора, которая

объясняет, каким  образом покупатели предпочитают тратить  получаемые ими

доходы в целях  максимального удовлетворения своих  потребностей.

Для фирмы при  планировании объема и структуры  производства чрезвычайно важно

знать, от чего зависит  спрос на ее продукцию. Величина спроса зависит от цены

товара, доходов потенциальных  потребителей, а также цен на товары, которые

являются либо взаимодополняемыми (например, автомобили и бензин), либо

взаимозаменяемыми (например, масло и маргарин, отдельные  сорта мяса и т. п.).

На спрос влияют и другие факторы.

С повышением цен  на продукцию фирмы можно ожидать, при прочих равных

условиях, снижения спроса на нее, при этом активная деятельность конкурентов,

выпускающих продукты-заменители и продающих их по более низким ценам, также

может привести к  снижению спроса на изделия фирмы. В  то же время с ростом

доходов населения  фирма может рассчитывать на расширение покупательского

спроса и соответственно увеличение сбыта предлагаемой продукции.

Однако нас интересует не только направление, но и величина изменения спроса.

Как изменится величина спроса при повышении (понижении) цены продукции на 1,

10, 100 руб.? Обычно  предприятие, повышая цену, рассчитывает  на рост выручки

от продаж. Однако возможна ситуация, когда повышение  цены приведет не к росту

выручки, а, наоборот, к ее снижению за счет сокращения величины спроса и

соответственно уменьшения сбыта.

Поэтому для фирмы  важно определить, какое в количественном отношении

воздействие на величину спроса может оказать изменение  цены продукции,

доходов потребителей или цен на товары-заменители, производимые конкурентами.

                        

1. Эластичность  спроса

                        

Мера реакции одной  величины на изменение другой называется эластичностью.

Эластичность показывает, на сколько процентов изменится  одна переменная

экономическая величина при изменении другой на один процент. Примером может

служить эластичность спроса по цене, или ценовая эластичность спроса, которая

показывает, на сколько  изменится в процентном отношении  величина спроса на

товар при изменении  его цены на один процент.

Если обозначить цену  Р,  а величину спроса  Q,  то показатель

(коэффициент) ценовой  эластичности спроса  Ер  равен:

                                                                 (1)

где  Q — изменение величины спроса, %;  Р — изменение цены, %;

«Р» в индексе означает, что эластичность рассматривается по цене  [Л1, с. 187].

Аналогично можно  определить показатель эластичности по доходам или какой-то

другой экономической  величине.

Показатель ценовой  эластичности спроса для всех товаров  является

отрицательной величиной. Действительно, если цена товара снижается  — величина

спроса растет, и  наоборот. Однако для оценки эластичности часто используется

абсолютная величина показателя (знак «минус» опускается).

Например, снижение цены стирального порошка на 5% вызвало  увеличение спроса

на него на 10%. Показатель эластичности будет равен:

     ,               

Если абсолютная величина показателя ценовой эластичности спроса больше 1, то

мы имеем дело с относительно эластичным спросом. Иными словами, изменение

цены в данном случае приведет к большему количественному  изменению величины

спроса.

Если абсолютная величина показателя ценовой эластичности спроса меньше 1, то

спрос относительно неэластичен. В этом случае изменение  цены повлечет за

собой меньшее изменение  величины спроса.

При коэффициенте эластичности равном 1 говорят о единичной эластичности. В

этом случае изменение  цены приводит к такому же количественному  изменению

величины спроса.

На рис. 1 изображены два варианта графиков спроса. На рис. 1, а 

снижение цены с Р0 до Р1, на 100 руб. (на

33%) приведет к  росту величины спроса с Q0 до Q

1, на 20 ед. (на 200%). Коэффициент эластичности будет равен 6 (200:33),

т.е. он больше 1, и  спрос эластичен. А что произойдет с выручкой от реализации

продукции? Она увеличится с 3000 (300×10) до 6000 руб. (200×30),

т.е. вырастет в два  раза. Заштрихованные прямоугольники 0 и 1

наглядно показывают увеличение выручки от реализации продукции  при снижении цены

в условиях эластичного  спроса. Площадь прямоугольника 1 заметно больше

площади прямоугольника 0.

Рис. 1, б  графически иллюстрирует пример неэластичного спроса. Снижение

цены на 100 руб. (с Р0 до Р1) увеличит

величину спроса лишь на 2 ед. При этом выручка от реализации упадет с  3000

(300×10) до 2400 руб. (200×12). Естественно, что при такой  ситуации

фирма не будет снижать  цену своей продукции, не без основания  опасаясь снижения

своих доходов [Л8, с. 89].

                             

Рис. 1. Относительно эластичный (а)  и относительно неэластичный (б) спрос

Существует два  крайних случая. Первый случай —  существование только одной цены,

при которой товар  будет приобретаться покупателями. Любое изменение цены

приведет либо к  полному отказу от приобретения данного  товара (если цена

повысится), либо к  неограниченному увеличению спроса (если цена снизится). При

этом спрос является абсолютно эластичным, показатель эластичности бесконечен.

Графически этот случай можно изобразить в виде прямой, параллельной

горизонтальной оси (рис. 2, а). Например, спрос на помидоры,

продаваемые отдельным  торговцем на городском рынке, абсолютно  эластичен. Однако

рыночный спрос  на помидоры не является эластичным.

                             

Рис. 2. Крайние случаи эластичности: а — спрос абсолютно эластичен,

б — спрос абсолютно неэластичен

Другой крайний  случай — изменение цены не отражается на величине спроса. График

абсолютно неэластичного  спроса (рис. 2,б) выглядит как прямая,

перпендикулярная  горизонтальной оси. Примером может  служить спрос на отдельные

виды лекарств, без  которых больной не может обойтись,  и  т. п. [Л6, с. 101].

Информация о работе Эластичность спроса: ее измерение и использование в рыночной стратегии