Эластичность спроса: ее измерение и использование в рыночной стратегии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2013 в 08:13, курсовая работа

Описание

Целью данной курсовой работы является всестороннее освещение вопросов эластичности спроса и предложения, а также факторов их определяющих.
Исходя из цели в работе поставлены следующие задачи:
- рассмотреть сущность и свойства эластичности спроса;
- изучить факторы ценовой эластичности спроса;
- охарактеризовать практическое применение концепции эластичности спроса в рыночной стратегии;
- охарактеризовать ценовую стратегию фирм

Содержание

ВВЕДЕНИЕ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .3-4
1 Понятие эластичности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .5
1.1 Эластичность спроса по цене. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5-9
1.2 Измерение эластичности спроса. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .9-11
1.3 Факторы, влияющие на эластичность спроса. . .. . . . . .. . . . . . . . . . 12-13
1.4 Перекрестная эластичность спроса и его эластичность по доходу . . . 13-20
2. Практическое значение теории эластичности. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 21
2.1 Ценовая эластичность и налоговая политика. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 21-22
2.2 Ценовые стратегии . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 22-25
2.3 Этапы формирования ценовой стратегии. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .26-29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .30-33
Список литературы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 34

Работа состоит из  1 файл

Курсовая экономика.docx

— 236.73 Кб (Скачать документ)

Такая тенденция изменения эластичности во времени объясняется тем, что  с течением времени каждый потребитель  имеет возможность изменить свою потребительскую корзину, найти  товары-заменители.      

Различия  в эластичности спроса объясняются  также значимостью того или иного  товара для потребителя. Спрос на предметы первой необходимости неэластичен; спрос на товары, не играющие важной роли в жизни потребителя, обычно эластичен. Действительно, при повышении  цен мы можем отказаться от дополнительной пары обуви, драгоценностей, мехов, но вряд ли сократим покупки хлеба, мяса и молока. Как правило, спрос на продукты питания неэластичен, и  сейчас, при снижающемся уровне жизни  населения, на их приобретение тратится все большая часть доходов  средней российской семьи.     

1.4 Перекрестная эластичность спроса и его эластичность по доходу     

Понятие перекрестной эластичности спроса используется для определения степени влияния  на величину спроса на данный товар  изменения цены другого товара. Коэффициент  перекрестной эластичности – это  отношение процентного изменения  спроса на товар А к процентному изменению цены товара Б: 

 
        

(1.6)      

Значение  коэффициента перекрестной эластичности зависит от того, какие товары рассматривают: взаимозаменяемые или взаимодополняемые. Если товары являются взаимозаменяемыми, коэффициент перекрестной эластичности будет иметь положительное значение. Так, подорожание сливочного масла вызовет увеличение спроса на маргарин, снижение цены на бородинский хлеб приведет к сокращению спроса на другие сорта черного хлеба. Если товары являются взаимодополняемыми, как, например, бензин и автомобили, фотоаппараты и фотопленка, величина спроса будет изменяться в направлении, противоположном изменению цен, а коэффициент эластичности будет иметь отрицательное значение.     

Например, цена батона белого хлеба повысилась с 4 до 5 руб., в результате спрос на черный хлеб увеличился с 2000 до 3000 буханок. Рассчитав коэффициент перекрестной эластичности, который в данном случае равен 1,8, можно сделать вывод, что  эти два вида хлеба являются взаимозаменяемыми  товарами.      

Измерив перекрестную эластичность, можно определить, являются ли выбранные товары взаимодополняемыми или взаимозаменяемыми и соответственно как изменение цены на какой-то один вид продукции, производимой фирмой, может отразиться на спросе на другие виды продукции той же фирмы. Такие  расчеты помогут оценить решения  по изменению цен на выпускаемую  продукцию.      

Эластичность  спроса по доходу связана с изменением потребностей в товарах и услугах  при росте или снижении доходов. В развитых странах рост доходов  приводит к возрастанию потребностей в услугах, предметах роскоши, а  в развивающихся – в товарах  длительного пользования.     

Эластичность  спроса по доходу (Еd) определяется как процентное изменение количества продукции, на которую предъявляется спрос, к процентному изменению дохода:           

(1.7)      

где ?Q и QСР — приращение и средняя величина спроса,     

?I и IСР — приращение и средняя величина дохода.      

Эластичность  спроса по доходу на различные товары различна.      

Для товаров, спрос на которые с ростом доходов падает – это товары низкого  качества – например, продовольственные  недиетические товары. На западе к  ним относят цельное молоко, сливочное  масло и т. п.     

Для товаров качественных – чем больше товар нужен семье, тем меньше его эластичность (табл. 1.3).      

Таблица 1.3 - Эластичность товаров по доходу в США (1990-е гг) 

Группа  товаров

Наименование  товаров

Значение

Низкокачественные товары с отрицательной эластичностью

Цельное молоко     

Свинина     

Картофель

-0,5     

-0,2     

-0.2

Неэластичные товары      

Кофе     

Птица     

Сыр     

Говядина     

Сигареты

0,0     

0,3     

0,4     

0,5     

0,8

Эластичные товары      

Бензин     

Вино     

Товары  длительного пользования

1,1     

1,4     

1,8


 

  
     

На  рис. 1.3,а представлена зависимость спроса от доходов на качественные неэластичные товары (кофе, сигареты), на рис. 1.3,б – на качественные эластичные товары (предметы роскоши, дорогие предметы обихода) и на рис. 3,в – на низкокачественные товары (например, подержанную одежду, обувь, мебель, автомашины). 

 

 

     Рис. 1.3 – Эластичность спроса по доходу      

Обследования, проведенные в разных странах, показали, что эластичность спроса по доходу зависит не только от категории товара, но и от уровня среднедушевых доходов  в стране. Так, эластичность спроса по доходу на товары первой необходимости  может быть очень высока при низком уровне дохода и снижаться при  увеличении дохода. Эта закономерность была выявлена еще в XIX в. немецким статистиком Эрнстом Энгелем, который обнаружил, что доля расходов на питание в семейных бюджетах снижается по мере роста доходов потребителей.      

Значение  эластичности зависит и от уровня доходов конкретной социальной группы. В группе с низким доходом Етаких товаров, как хлеб и картофель, высока, и, следовательно, доля расходов на них в бюджете продолжает возрастать, а сами эти товары могут быть классифицированы для данной группы людей как блага высшего порядка. В группах с более высоким доходом все большую роль в бюджете начинают играть мясо, яблоки, некоторые виды овощей, а доля хлеба и картофеля начинает снижаться, хотя эти товары все еще могут рассматриваться как нормальные. Для слоев населения с еще более высоким уровнем дохода питание становится все более разнообразным и качественным, и в то же время увеличивается доля расходов на бензин, электроэнергию, товары длительного пользования, телефонные переговоры и т. д. Для этих слоев хлеб и картофель – безусловно, блага низшего порядка. Чем больше население страны тратит на питание, тем ниже уровень её благосостояния.     

При анализе спроса и предложения  важно выделять продолжительность  периода времени. Другими словами, если мы спрашиваем, насколько меняется спрос или предложение в результате изменения цены, мы должны конкретно установить, через какой промежуток времени мы будем определять изменения требуемого или предлагаемого количества. Если мы рассматриваем короткий промежуток времени (один год или менее), то речь идет о кратковременных спросе и предложении. В целом кривые спроса и предложения за короткий промежуток времени выглядят совершенно иначе, чем за долговременный.

 
и т.д.................

 

 

 

 

 

 

 

 

 

МИНИСТЕРСТВО  СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА И

ПРОДОВОЛЬСТВИЯ  РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 

 

ОРЛОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ 

АГРАРНЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ 

 

Кафедра экономической теории 

 

 

 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

по   ОЭТ 

 

Тема: ЭЛАСТИЧНОСТЬ СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ  

 

Выполнила: студентка гр. Ф-201 (п)

экономического  факультета

Крайнова  Светлана Леонидовна 

 

Научный  руководитель:                                           

 

 

  

 

Орел  – 2001 г.

СОДЕРЖАНИЕ 

 

С.

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………...

3

1.   Эластичность спроса   ……………..………………………………………..

5

1.1.  Измерение эластичности спроса …………………………………….……

8

1.2.  Факторы, влияющие на эластичность спроса ……………………………

11

1.3.  Перекрестная эластичность спроса  ………………………………………

12

1.4.  Эластичность спроса по доходу  …………………………………….……

13

2.   Эластичность предложения  ………………………………………………..

16

3.   Применение теории эластичности  …………………………………………

19

Заключение  ……………………………………………………………………...

25

Список использованной литературы  …………………………………….…….

27


ВВЕДЕНИЕ 

 

 

 В  данной курсовой работе рассматриваются  кривые спроса и предложения и направление их изменения.  Однако нас интересует не только направление кривых, но и масштабы изменения объема спроса и предложение при изменении цены данного товара. Поэтому мы выясним  почему кривые спроса и предложения изменяются определенным образом, а следовательно, почему они пересекаются в той или иной точке.

Эластичность – одна из самых важных категорий  экономической науки.  Впервые она была введена в экономическую теорию А. Маршаллом и представляет собой выраженное в процентах изменение одной переменной в ответ на выраженное в процентах изменение другой переменной. Понятие эластичности позволяет выяснить,  как происходит адаптация рынка к изменениям его факторов. Обычно предполагается, что фирма, повышая цену на свою продукцию, имеет возможность увеличить выручку от ее продажи. Однако в действительности так бывает не всегда:  возможна ситуация, когда повышение цены приведет не к росту, а наоборот, к снижению выручки в силу уменьшения спроса и соответствующего сокращения сбыта.

Поэтому понятие эластичности имеет огромное значение для производителей товаров, т.к. дает ответ на вопрос о  том на какую величину изменится  объем спроса и предложения при  изменении цены.

Изучение спроса потребителей, а также мотивов, которыми они  руководствуются, совершая покупки, —  важнейшая задача фирмы в условиях конкуренции. Обладание как можно  более полной информацией о спросе позволяет фирме обеспечивать сбыт своей продукции, расширять производство и успешно конкурировать на рынке.

В курсовой работе рассматривается  эластичность спроса по ценам, доходам, перекрестная эластичность, что позволяет  оценить влияние перечисленных  показателей на спрос, а также  теория потребительского выбора, которая  объясняет, каким образом покупатели предпочитают тратить получаемые ими  доходы в целях максимального  удовлетворения своих потребностей.

Для фирмы при планировании объема и структуры производства чрезвычайно важно знать, от чего зависит спрос на ее продукцию. Величина спроса зависит от цены товара, доходов  потенциальных потребителей, а также  цен на товары, которые являются либо взаимодополняемыми (например, автомобили и бензин), либо взаимозаменяемыми (например, масло и маргарин, отдельные сорта  мяса и т. п.). На спрос влияют и  другие факторы.

С повышением цен на продукцию  фирмы можно ожидать, при прочих равных условиях, снижения спроса на нее, при этом активная деятельность конкурентов, выпускающих продукты-заменители и  продающих их по более низким ценам, также может привести к снижению спроса на изделия фирмы. В то же время с ростом доходов населения  фирма может рассчитывать на расширение покупательского спроса и соответственно увеличение сбыта предлагаемой продукции.

Однако нас интересует не только направление, но и величина изменения спроса. Как изменится  величина спроса при повышении (понижении) цены продукции на 1, 10, 100 руб.? Обычно предприятие, повышая цену, рассчитывает на рост выручки от продаж. Однако возможна ситуация, когда повышение цены приведет не к росту выручки, а, наоборот, к  ее снижению за счет сокращения величины спроса и соответственно уменьшения сбыта.

Поэтому для фирмы важно  определить, какое в количественном отношении воздействие на величину спроса может оказать изменение  цены продукции, доходов потребителей или цен на товары-заменители, производимые конкурентами.

 

1. Эластичность  спроса

Мера реакции одной  величины на изменение другой называется эластичностью. Эластичность показывает, на сколько процентов изменится  одна переменная экономическая величина при изменении другой на один процент. Примером может служить эластичность спроса по цене, или ценовая эластичность спроса, которая показывает, на сколько  изменится в процентном отношении  величина спроса на товар при изменении  его цены на один процент.

Если обозначить цену  Р,  а величину спроса  Q,  то показатель (коэффициент) ценовой эластичности спроса  Ер  равен:

                                                            (1)

где  Q —  изменение величины спроса, %;  Р — изменение цены, %;

«Р» в индексе означает, что эластичность рассматривается по цене  [Л1, с. 187].

Аналогично можно определить показатель эластичности по доходам  или какой-то другой экономической  величине.

Показатель ценовой эластичности спроса для всех товаров является отрицательной величиной. Действительно, если цена товара снижается — величина спроса растет, и наоборот. Однако для  оценки эластичности часто используется абсолютная величина показателя (знак «минус» опускается).

Например, снижение цены стирального  порошка на 5% вызвало увеличение спроса на него на 10%. Показатель эластичности будет равен:

,                

Если абсолютная величина показателя ценовой эластичности спроса больше 1, то мы имеем дело с относительно эластичным спросом. Иными словами, изменение цены в данном случае приведет к большему количественному изменению  величины спроса.

Если абсолютная величина показателя ценовой эластичности спроса меньше 1, то спрос относительно неэластичен. В этом случае изменение цены повлечет за собой меньшее изменение величины спроса.

Информация о работе Эластичность спроса: ее измерение и использование в рыночной стратегии