Экономическое развитие России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 20:55, курсовая работа

Описание

Теория экономического роста является одним из наиболее сложных разделов экономической науки, посвященных исследованию рыночного хозяйства. Как
определить вклад каждого из факторов производства в процесс увеличения
общественного продукта?

Содержание

Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .....3
Глава I: Экономический рост.
1.1. Сущность понятия «экономический рост». . . . . . . . . . . .4
1.2. Факторы экономического роста. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .6
1.3. Прямые и косвенные факторы экономического роста. . 9
Глава II: Экономическое развитие России.
2.1. Взаимосвязь факторов экономического роста. . . . . . . . 13
2.2. Ключевые факторы экономического роста в России. . .18
2.3. Перспективы экономического роста в России. . . . . . . . 19
Заключение. . . . . . .

Работа состоит из  1 файл

Факторы эконом.роста.docx

— 78.36 Кб (Скачать документ)

реализуются. Общество не нуждается ни в новых безработных, ни в педиатрах,

работающих водопроводчиками.

При всем значении факторов спроса и распределения  ресурсов основное внимание

в обсуждении проблем  экономического роста уделяется  факторам предложения.

Экономический рост определяется факторами, смещающими кривую совокупного

предложения вправо – рис. 3.

    

 
 
 

                                     Рис. 3.                                    

На рис. 3. увеличение совокупного спроса показано как  смещение кривой AD вправо,

от AD1 к AD2. Этот сдвиг показывает, что при различных

уровнях цен желаемый объем товаров и услуг возрастет.

Рис. 4. показывает схему влияния факторов предложения  на экономический рост.

Эта схема показывает, что увеличение реального продукта и дохода может

осуществляться  двумя основными способами: (1) путем  вовлечения большого

объема ресурсов и (2) путем более производительного  их использования. Прежде

всего, рассмотрим рост трудозатрат.

Можно сказать, что  реальный ВВП в любое время  определяется как трудозатраты

(в человеко-часах), умноженные на производительность  труда (реальная часовая

выработка на одного занятого). Или ВВП = число отработанных человеко-часов *

производительность  труда.

Пример. Предположим, в хозяйстве занято 10 человек, каждый из которых

отрабатывает 2 тыс. часов в год (50 недель по 40 рабочих  часов в неделю), так

что общее число  отработанных человеко-часов составляет 20 тыс.  Если средняя

выработка в расчете  на человеко-час составляет 5 долларов, то общий выпуск

продукции или  реальный ВВП, составит 100 тыс. долларов (20 тыс. * 5 дол.).

    

       
 
       
       
 

                                                           Рис. 4.

Рис. 4 дает схему  ответов на такие вопросы, как: (1) Что определяет

количество отработанных часов? (2) От чего зависит производительность труда?

Величина трудозатрат  зависит от численности занятых  и от продолжительности

средней рабочей  недели. В свою очередь, численность  занятых зависит от

численности населения  в трудовом возрасте и уровня вовлечения рабочей силы в

производство, то есть от доли трудоспособного населения, которое реально

занято производством. Средняя рабочая неделя определяется правовыми и

институциональными  факторами, а также коллективными  договорами.

Производительность  труда находится под воздействием таких факторов, как

технический прогресс, фондовооруженность, качество рабочей силы и

эффективность распределения, сочетания и управления различными ресурсами.

Иными словами, производительность труда увеличивается по мере улучшения

здоровья, профессиональной подготовки, образования и повышения

заинтересованности; по мере роста обеспеченности машинами и оборудованием, а

также природными ресурсами; при лучшей организации  и управлении

производством; при  перемещении рабочих их менее  в более эффективные отрасли.

Рис. 4 дает представление  о факторах, определяющих спрос на продукцию. На нем

перечислены факторы, определяющие способности экономики  предлагать или

производить совокупный продукт.

Сейчас хочу рассказать о таком факторе экономического роста, как технический

прогресс. Этот фактор является важным двигателем экономического роста. По

определению, технический  прогресс включает в себя не только совершенно новые

методы производства, но также и новые формы управления и организации

производства. Вообще говоря, под техническим прогрессом подразумевается

открытие новых  знаний, позволяющих по-новому комбинировать  данные ресурсы с

целью увеличения конечного выпуска продукции.

На практике технический  прогресс и капиталовложения (инвестиции) тесно

взаимосвязаны: технический  прогресс часто влечет за собой инвестиции в новые

машины и оборудование. Исходя из этого, вполне понятна необходимость  строить

атомные электростанции для применения технологий для использования  атомной

энергии. Тем не менее, хотя современный севооборот и контурное землевладение

обеспечивает значительный прирост продукции, они совсем не обязательно

требуют вовлечения новых видов или возросшего объема дорогостоящего

оборудования.

На первый взгляд ход технического прогресса исторически  характеризуется

глубиной и стремительностью. Газовые и дизельные двигатели, конвейеры и

сборочные линии  приходят на ум как наиболее существенное достижение прошлого.

Совсем недавно  «волшебная лампа технологии» выпустила  «джинна автоматизации»

и вместе с тем  все возможные чудеса фабрики, приводимой в движение одним

нажатием кнопки. Сверхзвуковые самолеты, транзисторы  и интегральные схемы,

компьютеры, ксероксы, контейнерные перевозки и ядерная  энергия, не говоря уже

о космических  полетах, - это те технологические  достижения, которые

относились к  области фантастики в недалеком  прошлом. Подобные нововведения

благоприятно влияют на экономический рост.

              2.2. Ключевые факторы экономического  роста в России.             

Существуют множество  факторов, влияющих на экономический  рост страны, но

ключевых всего  два. Во-первых, накопление капитала - физического  или

человеческого в  расчете на одного занятого или душу населения. Во-вторых,

изменения технологического уровня экономики, выражаемые показателем  общей

факторной продуктивности (ОФП). Данные изменения отражают темпы  технического

прогресса и структурных  сдвигов в экономике. Все прочие факторы (политика

государства, предпочтения населения и институты рынка, определяющие

инвестиционный  климат в стране, уровень развития инфраструктурных секторов и

т. д.), оказывают  позитивное или негативное влияние  на темпы экономического

роста через эти  два процесса.

Экономисты много лет спорят об относительной значимости накопления капитала и

роста ОФП. С одной  стороны, хорошо известно, что недостаток производственного

капитала в слаборазвитых  странах сдерживает их развитие. Инвестиции не идут в

эти страны, несмотря на потенциально очень высокую отдачу, что больше всего

препятствует их интеграции с мировой экономикой. С другой стороны, как

показывает регрессионный  анализ, межстрановая вариация темпов роста в большей

мере объясняется  различиями в ОФП, а не в темпах накопления капитала.

Существует точка  зрения, высказанная, к примеру, Эрнандо де Сото, что если

капитальное имущество, имеющееся в бедных странах правильно  оценить, то его

величина оказывается  намного выше стандартных оценок по системе национальных

счетов.

Еще один аргумент в пользу доминирующей роли ОФП как  фактора роста является

тот факт, что долговременные нормы сбережений в развитых и развивающихся

странах варьируют слишком слабо, чтобы объяснить вариации доходов на душу

населения. Например, в развитых странах и беднейших  странах Африки они

примерно одинаковы  и составляют в среднем примерно 20% ВВП.

Что касается накопления человеческого капитала как фактора  роста, то основной

вопрос в том, как этот капитал измерять. Говоря о роли данного фактора в

экономическом развитии, теория роста имеет в виду знания и практический опыт,

необходимые в  производстве и продвижении на рынок  продукции. Данные навыки

являются в значительной мере следствием обучения на практике и лишь косвенным

образом зависят  от уровня образования. Однако большая  часть эмпирических

исследований роста  основываются на измерениях именно уровня образования,

который на самом деле взаимосвязан с уровнем развития страны.

Конечно, образовательный  уровень позитивно влияет на эффективность

производства и  процессов обучения, повышая восприимчивость  работников к новым

технологиям, ноу-хау  и т. д. Но сам по себе он не гарантирует  высоких темпов

роста, особенно если в экономике отсутствуют механизмы  его генерации.

Экономика бывшего  СССР, да и современной России представляет в этом смысле

яркий пример: доля лиц с высшим образованием в нашей  стране была и остается

сопоставимой с  аналогичными показателями в передовых  странах, однако это

практически не сказалось  на ее экономической динамике. В  ряде странах Африки

и Азии рост образования  достиг за последние четверть века невиданных ранее

темпов, однако это практически не сказалось на экономической динамике данных

стран. Это подтверждает и опыт Индии, где значительные ресурсы  государства

направлялись на повышение образования и фундаментальных  исследований. Однако

индийская модель развития так и не стала эталоном для подражания.

                 2.3. Перспективы экономического роста  в России                

Суть задачи, которую  предстоит решать России, - догоняющая (точнее,

опережающая) постиндустриализация.

Решение этой задачи не имеет исторических аналогов. Нет  опыта, на который

можно опереться. Наиболее развитые страны мира - пионеры  постиндустриализации

- не решали задачи  догоняющего развития. А страны, демонстрировавшие в

последние десятилетия  чудеса роста (Южная Корея, Тайвань, Китай и др.),

осуществляли переход  от традиционного (аграрного) общества к индустриальному,

т. е. решали иные задачи.

Главная особенность  развития в  условиях постиндустриальных вызовов - резкое

сужение временных  интервалов, на которые можно ориентироваться  при разработке

стратегии. Если в  индустриальную эпоху можно было наметить приоритеты роста

на 30 - 40 лет, а при  их достижении благополучно войти в  ряды передовых стран

(что и сделала  в свое время Германия, а потом  - Япония и СССР), то теперь

приоритеты меняются быстро. Можно попытаться превзойти  весь мир в

производстве компьютеров на душу населения, разработать программы

Информация о работе Экономическое развитие России