Экономические взгляды и представления в эпоху Древнего мира

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 19:03, контрольная работа

Описание

Предметом истории экономических учений является процесс возникновения, развития и смены экономических воззрений различных идеологов социальных групп, школ, течений идеологов. Фигурально выражаясь, история экономических учений – это «научающее отражение отражения».
Экономическая мысль - явление весьма древнее. Первые экономические трактаты можно найти в религиозных книгах Древнего Востока, в иудейских, христианских, мусульманских канонических текстах.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава 1. Экономические взгляды в Древнем Востоке………………………….4

Глава 2. Экономические учения Древней Греции……………………………..10

Глава 3. Экономические представления Древнего Рима……………………...16

Заключение……………………………………………………………………….19

Список используемой литературы……………………………………………...20

Работа состоит из  1 файл

история экономических учений.docx

— 39.11 Кб (Скачать документ)

У Ксенофонта наметилось понимание двоякого назначения вещи: как потребительной стоимости, с одной стороны, и меновой стоимости — с другой. Будучи идеологом натурального хозяйства, он не придавал особого значения меновой стоимости. Ценность вещи ставилась в зависимость от полезности, а цена непосредственно объяснялась движением спроса и предложения.

Экономические идеи занимали значительное место в  сочинениях древнегреческого философа Платона (427-347 гг. до н.э.). Наиболее известна его работа "Политика или государство". Социально-экономическая концепция Платона получила концентрированное выражение в проекте идеального государства. Платон рассматривал государство как сообщество людей, порожденное самой природой, впервые высказав мысль о неизбежности деления государства (города) на две части: на богатых и бедных.

Платон  уделял большое внимание проблеме разделения труда, рассматривая его как естественное явление. В его концепции обос­новывалось прирожденное неравенство людей. Деление на свободных и рабов он толковал как нормальное состояние, данное самой природой. Рабы рассматривались в качестве основной производительной силы, а их эксплуатация — как средство обогащения рабовладельцев. Свободными гражданами могли быть только греки. В рабов превращались варвары, иностранцы.

Главной отраслью хозяйства Платон считал земледелие, но одобрительно относился и к  ремёслам. Экономическую основу государства  он видел в натуральном хозяйстве, базирующемся на эксплуатации рабов. С  естественным разделением труда  Платон связывал необходимость обмена Он допускал мелкую торговлю, которая призвана была обслуживать разделение труда. Однако в целом к торговле, особенно крупной, к торговой прибыли Платон относился весьма отрицательно. По его мнению, торговлей должны заниматься в основном иностранцы, рабы. Для свободного грека занятие торговлей он считал недостойным и даже постыдным.

В идеальном  государстве Платона свободные  люди делились на три сословия: 1) философов, призванных управлять государством; 2) воинов; 3) землевладельцев, ремесленников  и мелких торговцев. Рабы не включались ни в одно из этих сословий. Они приравнивались к инвентарю, рассматривались как  говорящие орудия производства. Философы и воины составляли высшую часть  общества, о которой Платон проявлял особую заботу. Он предполагал обеспечить им обобществленное потребление, что  дало повод толковать это как  некий "аристократический коммунизм".

Наибольший  вклад в развитие экономической  мысли Древней Греции внес величайший мыслитель древности Аристотель. Он родился в 384 г. до н.э. в семье  врача (умер в 322 г. до н.э.). Будучи учеником Платона по Академии, Аристотель не разделял, однако, платоновского идеализма. Проявляя колебания между материализмом и идеализмом, он шел к материализму. Аристотель известен как воспитатель наследника престола в Македонии знаменитого Александра Македонского. В дальнейшем он основал философскую школу Ликей в Афинах, занимался научной и педагогической деятельностью, явился автором многочисленных произведений по естественнонаучной тематике, философии, логике, экономике, литературе, истории и т.д. Его политические взгляды изложены в работе "Политика" и других произведениях. Он — противник аристократического строя, олигархической власти, сторонник рабовладельческой демократии. Аристотель оправдывал деление людей на рабов и свободных, воспринимая его как естественное. По его мнению, свобода была уделом лишь эллинов. Что касается иностранцев (варваров), то они по своей природе могли быть только рабами. Граждан Греции он делил на пять групп (классов): 1) земледельческий класс, 2) класс ремесленников, 3) торговый класс, 4) наёмные рабочие, 5) военные. Рабы составляли отдельную группу, не включавшуюся в гражданскую общину. Рабство Аристотель связывал с естественным разделением труда, считая, что рабы по своей природе являются таковыми и способны только к физическому труду. Раб приравнивался к другим вещам, принадлежавшим свободным, включался в их имущество. Рабы, по мнению Аристотеля, должны были обеспечивать все виды физического труда.

Выдающейся  заслугой Аристотеля в развитии экономической  мысли является его попытка проникнуть в сущность экономических явлений, вскрыть их закономерности. В этом Аристотель существенно отличался  от своих предшественников (Ксенофонта, Платона), положив начало экономическому анализу, что проявилось в подходе к определению предмета экономической науки, в изучении обмена, форм стоимости и т.д.

Являясь сторонником натурального хозяйства, основанного на эксплуатации рабов, Аристотель рассматривал экономические  явления с точки зрения наибольшей пользы. Всё, что соответствовало  интересам укрепления хозяйства, принималось  как естественное и справедливое. Напротив, всё, что расшатывало и разлагало хозяйство, относилось к разряду явлений противоестественных. С этой точки зрения оценивалось богатство и его источники, средства удовлетворения потребностей общества. Естественные явления Аристотель относил к экономике, которая раскрывала источники "истинного богатства", состоящего из потребительных стоимостей. Экономика обеспечивала изучение путей укрепления натурального хозяйства; возможности расширения производства потребительных стоимостей. Это соответствовало поддержанию умеренных размеров богатства, сторонником которых был Аристотель, отвергавший чрезмерное накопление денег, обогащение за счёт формы обращения, спекулятивной торговли, ростовщичества и т.п. Он допускал меновую торговлю, поскольку она не нарушала преобладающей роли потре­бительной стоимости, и относил её к экономике.

Противоестественные явления Аристотель связывал с чрезмерным развитием сферы обращения и  включал в хрематистику, которая рассматривалась как искусство "делать деньги", создавать богатство, не имеющее границ. Он отвергал крупную, спекулятивную торговлю, преследующую цель накопления денежных богатств, осуждал ростовщичество. Являясь сторонником ведения хозяйства на основе экономики, великий мыслитель древности решительно выступал против того, что относилось к хрематистике.

Гениальные  догадки высказал Аристотель по поводу обмена, меновой стоимости. Он понимал, что обмениваемые товары без тождества  их сущностей не могли бы относиться друг к другу как соизмеримые  величины. По его мнению, обмен не может иметь места без равенства, а равенство — без соизмеримости. В обмене приравниваются все ремёсла  и искусства, а участвующие в  нём потребительные стоимости обладают чем-то общим, хотя такое приравнивание  Аристотель не мог объяснить. Гений  Аристотеля проявился в том, что  в выражении стоимости товара он открывает отношение равенства. Лишь исторические границы общества, в котором он жил, помешали ему раскрыть, в чём же состоит "в действительности" это отношение равенства.

Представляет  интерес и то, как Аристотель рассматривал форму стоимости. Денежная форма  товара принималась как развитие простой формы стоимости. Хотя он не мог научно объяснить происхождение  и сущность денег, однако важно то, что он связывал их с развитием  обмена, положил начало рассмотрению функций денег в качестве меры стоимости и средства обращения. "В истории экономических учений древнегреческие мыслители обнаруживают такую же гениальность и оригинальность, — отмечал К. Маркс, — как и  во всех других областях. Исторически  их воззрения образуют поэтому теоретические исходные пункты современной науки".

 

 

Глава 3. Экономические представления  Древнего Рима

В Древнем Риме по сравнению с  Древней Грецией производственные отношения были более развиты, ибо  территориальная экспансия Рима привела к формированию огромной империи, подчинившей многие племена  и народы.

В Древней Греции рабы в основном эксплуатировались в сфере ремесла  и торговли, В Древнем Риме, где  было очень развито сельское хозяйство, они использовались в этой сфере, и положение их было особенно тяжелым. Одновременно на протяжении столетий шла упорная борьба беднейших слоев свободного населения за землю. Все это и обусловило особенности экономической мысли Древнего Рима, которую в основном интересовали аграрные проблемы и проблемы рационального функционирования рабовладельческой латифундии, основанной на широком использовании рабского труда.

Идеологом римского рабовладельческого хозяйства, ориентированного на рынок, был Катон-старший (234-149 гг. до н.э.). В сочинении “О земледелии” он доказывал преимущества сельского хозяйства по сравнению с другими отраслями, подчеркивал, что доход от земледелия “самый чистый, самый верный и вовсе не вызывает зависти”, рекомендовал “меньше проживать и больше наживать”. Его идеалом было высокоинтенсивное сельское хозяйство, основанное на труде рабов. Обобщая опыт ведения такого хозяйства, Катон дает  рекомендации, направленные на повышение его доходности, особое внимание уделяется проблемам эффективной организации рабского труда: стимулирование, регламентация, предельная загрузка и пр.

Взгляды Катона: 

1)из всех видов хозяйственной  деятельности выше всего ставил  занятие, связанное с сельским  хозяйством;

2) рассматривал прибыль как избыток над стоимостью, которую он ошибочно сводил к издержкам производства;

3) был против применения наемного труда, он стремился обеспечить доход за счет рабов и уделял много внимания организации их труда;

4) требовал предельной загрузки и регламентации рабочего дня рабов. Опасаясь согласия в их среде, Катон требовал поддерживать между ними ссоры и изнурять их трудом.

" Однако рабский труд в  земледелии был малопроизводителен, и Катон выступил впоследствии за пастбищное хозяйство, а затем стал оправдывать торговлю и ростовщичество.

Проблемы рациональной организации  рабовладельческого хозяйства нашли  отражение в трудах римских агрономов  Варрона («О сельском хозяйстве») и Колумеллы. Взгляды Колумеллы отражали кризис латифундиального рабовладельческого хозяйства, понимание неэффективности рабского труда, он пытался найти решение этих проблем на основе развития системы колоната.

Взгляды Колумеллы: 

1)указывал на отсутствие разумной  твердости к рабам;

2) высказывал необходимость стремления к ведению интенсивного хозяйства путем использования научных достижений своего времени;

3) призывал производить товары для рынка, а не довольствоваться потреблением товаров, произведенных в собственном хозяйстве;

4) отстаивал необходимость повышения производительности труда рабов и разделения труда между ними.

Экономическое развитие Древнего Рима характеризовалось концентрацией  земельной собственности в руках  патрициев и обезземеливанием значительной части италийского крестьянства. Защитниками интересов крестьян выступили народные трибуны братья Гракхи - Тиберий (162-133 гг. до н.э.) и Гай (153-121 гг. до н.э.), предложившие проект аграрной реформы, направленной на усиление позиций мелкого крестьянства и предотвращения пролетаризации римского населения. Эти реформы были частично осуществлены.

Гракхи (Тиберий и Гай). Во вв. до н. э. в Римском государстве начал развиваться экономический и политический кризис. Попытку приостановить его предприняли братья Гракхи, выдвинувшие проект аграрной реформы.

Они требовали:

1) ограничить крупное землевладение;

2) упрочить положение разорявшихся крестьян.

Но в своей борьбе против крупных  рабовладельцев Гракхи погибли.

Идеологом господствующего класса рабовладельцев был и знаменитый Цицерон (106-43 гг. до н.э.), ярый сторонник частной собственности крупного землевладения, основанного на рабском труде. В отличии от философов Древней Греции, которые отрицательно относились к торговле и ростовщичеству. Цицерон одобрял крупную торговлю и третировал мелкую, в определенной степени поощрительно относился к ростовщичеству.

В I-II вв. н. э. кризис рабовладения обусловливал необходимость изменений в обществе, оправдание рабства становится затруднительным, широко стали использоваться практика отпуска рабов, система колоната, создавались предпосылки для формирования новых отношений.

 

Заключение

История экономических учений занимает важнейшее место в системе экономических наук. Она представляет собой ступени познания экономической науки, помогает понять внутреннюю логику, взаимосвязь экономических категорий,  концепций.

Знакомство с различными школами  и направлениями в экономической  науке позволяет  понять взаимосвязь теоретических взглядов и концепций с условиями и причинами их возникновения, потребностями экономической практики, интересами различных социальных групп, стран, народов.

Благодаря имеющимся систематизированным  знаниям  современники могут делать выводы, а также заниматься исследованиями различных теорий, опираясь на опыт прошлых лет.

 

Список  используемой литературы

 

  1. Войтов А.Г. История экономических учений, Краткий курс, переработанный. 3-е изд. М.: Маркетинг, 2008. - 103 с.
  2. Новиков А.А. История экономических учений, Учебный курс, переработанный, 7-е изд. М: МИЭМП, 2011. - 255 с.
  3. Титова Н. История экономических учений, Курс лекций. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС,. 1997. - 288 с. 
  4. http://www.eclib.ru/istoriya-ekonomicheskix-uchenij/1304-ekonomicheskaya-mysl-drevnego-mira-vostok-greciya
  5. http://www.grandars.ru/student/ekonomicheskaya-teoriya/ekonomicheskie-ucheniya-drevnego-mira.html

 

 

 

 


Информация о работе Экономические взгляды и представления в эпоху Древнего мира