Экономические кризисы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 17:39, контрольная работа

Описание

Проблема экономических кризисов является одной из центральных в экономической теории. И выполняя эту курсовую работу, хотелось бы выполнить следующие цели: разобраться в сущности экономических кризисов, причинах возникновения различных видов этих кризисов, в их классификации по различным критериям, а также в последствиях, которые они влекут за собой.

Работа состоит из  1 файл

Экономические кризисы.doc

— 218.50 Кб (Скачать документ)

    Теория  государственного регулирования рыночной экономики была, как известно, построена Дж. М. Кейнсом и его последователями. Кейнс сделал вывод о том, что выход из глубокого кризиса, увеличение объёмов производства и уровня занятости невозможны без активного участия государства, которое должно не только стимулировать снижение дисконтной нормы  коммерческих банков (процента), но и осуществлять масштабные государственные закупки с целью увеличения платежеспособного совокупного спроса. Кроме того, государство должно выплачивать  социальные пособия безработным, людям преклонного возраста и другим  неработоспособным членам общества с целью не допустить социального взрыва. Государство должно обеспечивать полную занятость населения и высокий рост производства. Наиболее дальновидные государственные деятели западных стран приходят к принципиальному  выводу о том, что рыночный механизм должен быть дополненным механизмом прямого государственного регулирования экономики.

    В первой четверти 20 века США были в  числе ведущих государств мира и наиболее благополучной в экономическом отношении страной. США развивались быстрее всех и производили больше всех. Их доля в мировом производстве постоянно увеличивалась. В 1929 г. разразился мировой экономический кризис, который продолжался до 1933 г. включительно и сильнее всех поразил именно США.

    Кризис  начался в Нью-Йорке с краха  на фондовой бирже. Он охватил банковскую систему, промышленность, сельское хозяйство. По своему характеру он представлял  собой кризис перепроизводства, когда  вследствие недостаточной покупательной способности населения произведенная масса товара не нашла сбыта и оказалась нереализованной. В итоге нарушился процесс общественного воспроизводства, разорились многие торговые и промышленные предприятия, банки.

    Резко снизился жизненный уровень трудящихся. Падение курса акций затронуло от 15 до 25 млн. американцев. Охваченные паникой люди стремились разменять банкноты на золото. Росло число безработных. Заработная плата снизилась более чем вдвое. Многие лишились жилья, население голодало.

    Промышленный  кризис переплетался с аграрным. Сбор пшеницы упал к 1934 г. на 36%, кукурузы - на 45%. Цены на сельскохозяйственные продукты снизились на 58%, а более 40% фермерских доходов шло на погашение задолженности  и налоги. За годы кризиса разорилось более 1 млн. ферм, они были принудительно проданы, и фермеры лишились собственности на землю.

    В США в этот период утвердилась  философия "американского индивидуализма", не признающего государственного вмешательства  в дела частного бизнеса, хотя в годы первой мировой войны она применялась. Вступивший в 1929 г. на пост президента Герберт Гувер первоначально ограничился введением торгового протекционизма, считая, что кризис будет преодолен автоматически, и страна справится с ним за 60 дней. В 1930 г. для резкого сокращения ввоза товаров в США был принят высокий таможенный тариф. В ответ на это другие страны тоже повысили ввозные пошлины. Обещание Гувера быстро преодолеть кризис оказалось невыполненным.

    С 1933 г. президентом США был избран Франклин Деланно Рузвельт. К этому моменту положение в стране было чрезвычайным. Для выхода из кризиса требовались неординарные меры. Правительством Рузвельта были осуществлены крупномасштабные реформы, которые вошли в историю под названием "Новый курс Рузвельта". Теоретической базой "Нового курса" стало учение выдающегося английского экономиста Д. М. Кейнса, о котором шла речь ранее. Началось спасение банковской и финансовой системы. Для их оздоровления запрещался вывоз золота. Для увеличения финансовых ресурсов государства и расширения его регулирующих функций в этот период США отказались от золотого стандарта, изъяли из обращения доллар и провели его девальвацию. В январе 1934 г. золотое содержание доллара снизилось на 41%.

    Центральное место в мероприятиях "Нового курса" отводилось проблеме восстановления промышленности. Закон о восстановлении промышленности вводил систему государственного регулирования этого подразделения экономики. Он включал три раздела. Первый раздел предусматривал меры, способствующие оживлению экономики и выводу ее из бедственной ситуации. Основной упор делался "на кодекс честной конкуренции", в котором устанавливались правила конкуренции, занятости и найма. Во втором и третьем разделах закона определялись формы налогообложения и фонд общественных работ с указанием порядка использования средств этого фонда. Для оказания помощи безработным Конгресс создал Администрацию общественных работ. В числе других мер борьбы с безработицей было создание трудовых лагерей для безработной молодежи в возрасте 18 - 25 лет. Они обеспечивались бесплатным питанием, жильем, форменной одеждой, им платили 1 доллар в день.

    Второй  важный закон - закон о регулировании  сельского хозяйства - конгресс США  принял в начале 1933 г. Для его проведения была создана Администрация Регулирования сельского хозяйства, так называемая ААА. Для преодоления аграрного кризиса закон предусматривал меры:

  1. по сокращению посевных площадей и поголовья скота. За каждый незасеянный гектар фермеры получали компенсацию и премию.
  2. по финансированию государством фермерской задолженности, которая к началу 1933 г. достигла 12 млрд. долларов.
  3. инфляционные меры. Правительство США провело девальвацию доллара, выпустило на 3 млрд. долларов казначейских билетов, государственных облигаций.

    Выше  перечисленными методами удалось к 1936 г. поднять доходы фермеров на 50%.

    Важнейшим завоеванием рабочего класса США  следует признать принятие закона Вагнера. В нём признавались необходимость  коллективной защиты рабочими своих  интересов через профессиональные союзы и путем заключения с предпринимателями коллективных договоров.

    Не  меньшее значение имел закон о  социальном обеспечении, принятый несколько  недель спустя после закона Вагнера. Им вводилась система пенсий по старости и пособий по безработице. Однако закон распространялся на рабочих крупных промышленных предприятий и не охватывал рабочих и служащих торговли, сферы обслуживания.

    Благодаря активной регулирующей роли государства, страна смогла выбраться из кризиса, прибыли американских монополий  пошли в гору. Важнейшим инструментом политического курса Рузвельта стал государственный бюджет, за счет средств которого осуществлялось финансирование расширенного воспроизводства и социальных программ.

 
    1. Последствия
 
 

    Последствия кризиса были ужасные. К 1932 г. промышленное производство в США сократилось в целом на 46%, а по отдельным видам продукции значительно больше: производство чугуна - на 79%, стали - на 76%, автомобилей - на 80%. Из 279 доменных печей, в числе действующих оставалось только 44. Кризис вызвал массовую волну банкротства. За 1929 - 1933 г.г. потерпели крах 135 тысяч торговых, промышленных и финансовых фирм, разорилось 5760 банков. Убытки корпораций только в 1932 г. составили 3,2 млрд. долларов. Обороты внешней торговли сократились в 3,1 раза.

    Кризис 1929 — 1933 гг. нанес тяжелый удар и по мировой экономике. Мировое промышленное производство снизилось на 37%, сократилась емкость мирового рынка. Кризис привел к резкому сокращению экспорта капитала, который упал с 2,8 млрд. долларов в 1928 г. до 344 млн. долларов в 1932 г. и до 311 млн. долларов в 1936 г. Соответственно сократилась и общая сумма частных долгосрочных инвестиций с 47,5 млрд. долларов в 1929 — 1930гг. до 31,1 млрд. долларов в 1938 г. Оказалась разрушенной кредитная сфера: в период кризиса 25 стран прекратили платежи на общую сумму 6,3 млрд. долларов. Стремление ведущих стран оградить свою экономику высокими таможенными барьерами в совокупности с вышеперечисленными проблемами вело к росту автаркических тенденций и формированию торговых блоков, что усиливало двустороннюю торговлю в ущерб многосторонней. Стремление великих держав преодолеть кризис и его последствия на путях расширения экспорта усиливало рост конкуренции, государственную поддержку экспортеров и протекционизм. В результате относительно единая мировая экономика 20-х гг. оказалась в кризисе и стала распадаться на локальные экономические системы, подрывая мировую стабильность.

    Кризис  в наибольшей мере ударил по американской экономике. Пытаясь преодолеть кризис, американское руководство ввело  в 1930 г. высокие таможенные пошлины на импорт, вызвав ответные меры, что ударило по американскому экспорту. В условиях валютного кризиса большая часть американских инвестиций в Европе, Канаде и Австралии обесценилась, а отмена долговых платежей с 1932 — 1933 гг. еще больше сократила заграничные инвестиции. Пытаясь надавить на отказавшихся от уплаты должников, США в 1934 г. приняли закон об отказе в кредитах этим странам, что еще больше ограничило возможности экспорта капиталов. В итоге объем внешней торговли сократился в 3,1 раза, а доля США в мировой торговле снизилась с 13,8% в 1929 г. до 10,8% в 1932 г. В течение 30-х гг. США использовали все способы для преодоления зарубежных таможенных барьеров. К 1937 г. им всё-таки удалось несколько увеличить свою долю в мировой торговле до 11,7%.

    Вырвавшись  из тисков экономического кризиса 1929—1933 гг., американская экономика сумела к 1937 г. вновь достигнуть уровня 1929 г., понизить долю безработных в рабочей  силе, увеличить реальный валовой  национальный продукт.

    Таблица 1.

 

Национальный  доход и другие статистические показатели

 
Показатели 1929 год 1933 год 1939 год
1 Государственные закупки товаров и услуг 8,9 8,3 13,6
2 Чистый экспорт 1,1 0,4 1,2
3 Валовой национальный продукт 103,9 56,0 91,3
4 Амортизационные отчисления 9,9 7,6 9,0
5 Чистый национальный продукт  94,0 48,4 82,3
6 Косвенные налоги на предприятия 9,33 9,0 11,1
7 Национальный  доход 84,7 39,4 71,2
8 Взносы на социальное обеспечение 0,3 0,3 2,2
9 Трансфертные  платежи 3,7 3,7 4,8
10 Личный доход 84,3 46,3 72,1
11 Изменение реального  ВНП в %   -2,1 7,9
12 Индекс потребительских  цен 17,1 13,0 13,9
13 Уровень инфляции в % 0 -5,1 -1,4
14 Предложения денег (млрд.дол.) 26,6 19,9 34,2
15 Население (млн.чел.) 121,8 125,6 130,8
16 Рабочая сила (млн.чел.) 49,2 51,6 55,2
17 Безработица (млн.чел.) 1,6 12,8 9,5

Глава 2. Кризисы недопроизводства

 

2.1. Понятия  и причины

 

    Кризис  недопроизводства товаров - острая нехватка товаров для удовлетворения платежеспособного спроса населения.

    Кризисы недопроизводства вызываются следующими причинами:

1. Экономическими. Сырьевой и продовольственный кризисы 70-х годов нарушили пропорции воспроизводства в западных странах.

2. Природными. Это засухи, наводнения, неурожаи.

3. Социальными. Это войны и недостатки планирования в административно-командной экономике. Например, СССР в период своего существования полностью монополизировал экономику и базировал ее на постоянном дефиците средств производства для гражданских отраслей хозяйства и предметов потребления. Замедленный рост количества предметов потребления на протяжении шести десятилетий привел к тому, что они стали составлять только 25% во всей продукции промышленности, а остальная доля приходилась на военную продукцию (в высокоразвитых странах предметы потребления составляют 35–45% объема производства). Экономическая политика была направлена на усиление материального стимулирования работников и социальных выплат населению. В 1990 г. рост денежной массы в обществе в шесть раз обгонял увеличение ВНП.

 

2.2. Механизм выхода из кризиса и его последствия

 

    Стабильность  нефтяного рынка, практически неколебимая  на протяжении десятилетий, заметно  дрогнула в феврале 1971 года, когда  государства Персидского залива впервые добились в рамках соглашения ОПЕК с нефтедобывающими компаниями существенного повышения цен на нефть. Цены, с конца 20-х годов почти не отклонявшиеся от среднего уровня в 2 долл./барр., были повышены на 20%.

    Однако  подлинный взрыв рынка случился 16 октября 1973 года. В этот день шесть  арабских стран – экспортеров объявили о решении впредь устанавливать цены на нефть самостоятельно или в рамках ОПЕК, но без консультации с добывающими компаниями. Решение было эмоциональным и вполне политическими: в разгар очередной арабо – израильской войны стало ясно, что еврейское государство, несмотря на поражения первых дней, в очередной раз уцелеет благодаря быстрой и масштабной военной помощи США. Кроме того, экспортеры Персидского залива установили запрет на продажу нефти в США и Западную Европу. В результате немедленный почти двукратный рост мировых цен к зиме ускорился, так что их уровень практически достиг отметки в 12 долл./барр. уже в декабре, а к окончанию десятилетия нефть подорожала еще более чем в два раза. Для всемирного капиталистического хозяйства это выглядело реальной угрозой дальнейшему его развитию.

Информация о работе Экономические кризисы