Экономический кризис во франции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2012 в 20:58, творческая работа

Описание

Франция, как и многие другие страны еврозоны, в последнее время столкнулась с замедлением темпов роста экономики и с угрозой снижения суверенного кредитного рейтинга, как это стало уже с США и Японией. Это привело бы к падению акций на европейских рынках и усугубило бы продолжающийся долговой кризис еврозоны.

Работа состоит из  1 файл

Во Франции.docx

— 65.43 Кб (Скачать документ)

    11-год

    Франция, как и многие другие страны еврозоны, в последнее время столкнулась  с замедлением темпов роста экономики  и с угрозой снижения суверенного  кредитного рейтинга, как это стало уже с США и Японией. Это привело бы к падению акций на европейских рынках и усугубило бы продолжающийся долговой кризис еврозоны.

    24 августа Правительство Франции   приняло пакет антикризисных мер, которые направлены на сокращение бюджетного дефицита. Как заявил премьер-министр Франции Франсуа Фийон, эти меры позволят стране сэкономить в 2012 году 12 миллиардов евро, и сократить дефицит бюджета до 4,5 процентов.

    Главные статьи программы:

  • повышение налога на доходы компаний и физических лиц, которые работают сверхурочно.
  • повышение налогов на табак, алкоголь и прохладительные напитки на 6% в 2011 году и еще 6% в следующем году.
  • на 3% вырастут налоги для лиц, чьи доходы превышают 500 тысяч евро в год.

    Французы, зарабатывающие в год более 500 тысяч  евро, будут платить трехпроцентный налог до тех пор, пока бюджетный дефицит страны не сократится до планируемых 3 % от ВВП. Франсуа Фийон пообещал, что этого показателя Франция достигнет к 2013 году.

    Президент Франции Николя Саркози надеется, что предпринятые меры благотворно  отразятся на финансовых рынках и  убедят французов проголосовать за него на грядущих президентских выборах.

    Даже  самые большие оптимисты среди  французов дают пессимистические оценки шагам, предпринимаемым президентом: лишь 33% верят в их эффективность.

 

    13.08.2009

    Весной 2009 года правительством Франции был представлен  план государственной помощи национальной прессе страны – бюджет господдержки составил 600 млн евро.

   В план поддержки входят следующие пункты: 

   1. Замораживание почтовых  тарифов

   Правительство Франции отложит на один год увеличение почтовых тарифов для прессы. Прибыль, которую на этой инициативе потеряет французская почта, будет полностью компенсирована государством. Этот пункт госплана обойдется Франции в 24 млн евро.

   2. Увеличение госзаказа

   Президент Франции Николя Саркози обещал, что  в 2009 году государство увеличит расходы на информационную поддержку своей работы в печатной и цифровой прессе. Этот объем маркетинговых расходов государства на 20 млн евро больше затрат 2008 года.

   3. Налоговая амнистия  для онлайн-СМИ

   «Если пресса не сделает разворот в сторону интернета, тогда она рискует потерять всякую связь с «цифровым поколением». И нет никакого иного способа противостоять эволюции медиапотребления», – уверен президент Франции. Готовится закон, который регламентирует права электронных издательств, а французские интернет-издатели будут освобождены от налогов.

   4. Поддержка иностранных  инвесторов

   Президент Франции также объявил, что планирует  увеличить максимальную долю участия  иностранцев во французском медиабизнесе. По сегодняшним законам иностранцы могут владеть во французских СМИ медиапакетом, который не превышает 20% акций.

   5. Закон о рекламе настроят под прессу

   Внесение  поправок во французский закон о рекламе, поможет прессе увеличить свои доходы. Глава государства также сообщил, что все меценаты, которые поддерживают прессу, могут рассчитывать на налоговые льготы.

   6. 62 млн евро на одних только курьеров

   Саркози назвал главной проблемой бумажной прессы – сложности с распространением. Он объявил, что национальную систему распространения ждут многомиллионные госдотации и будут созданы 18 тысяч новых рабочих мест.

   7. Снижение затрат  любой ценой

   Саркози рекомендовал издателям сократить  на 30-40% затраты на печать. Он призвал к модернизации в управлении изданий. И обещал «в случае необходимости назначить лицо, ответственное за поддержку переговоров от имени государства».

 

    Во Франции, осенью 2008 г. был разработан антикризисный  план для финансового сектора, заключавшийся в выделении кредитов крупнейшим банкам для стабилизации ситуации на фондовом рынке. Для реализации плана, направленного, в том числе на стимулирование кредитования компаний и частных лиц, было решено создать отдельные институты.

    Рефинансовая компания, 66% которой принадлежит банкам и 34% государству, была организована для предоставления государственных гарантий банкам и находится в ведении Французской банковской комиссии. Государственная холдинговая компания была создана для рекапитализации банков. При этом услуги государства по предоставлению гарантий стали для банков платными. 13 кредитным учреждениям был предоставлен заем в 23 млрд. Кроме того, несколько банков получили финансовую помощь в виде гарантий на восстановление доверия и ликвидности. В октябре 2008 г. 10,5 млрд. евро было выделено 6 крупнейшим банкам Франции. В целом экономика Франции из всех соседей по еврозоне может считаться самой сбалансированной: она, в отличие от ФРГ, менее зависит от экспорта, обладает крупным, содействующим стабилизации экономики госсектором.

    Первый  антикризисный пакет мер Франции  по поддержке бизнеса был объявлен в конце октября 2008 г. (175 млрд. евро). Он содержал как стимулирующие мероприятия, так и меры прямого государственного регулирования.

    К последним  относятся создание «стратегического инвестиционного фонда» (20 млрд. евро), который будет контролироваться властями в лице Национального фонда, Парламента и Национального собрания. Основная его функция – покупка пакетов акций стратегически важных предприятий и защита их активов от поглощения иностранными компаниями, а также перенаправление необходимых средств из спекулятивного финансового сектора в промышленность. Сформирован специальный орган для помощи компаниям в получении кредитных средств.

    К фискальным стимулирующим мерам по поддержке  бизнеса можно отнести освобождение от профессионального налога (taxeprofessionelle), важнейшего местного налога, что обойдётся правительству в 8 млрд. евро. Корпоративный налог на инвестиции отменён с 23.10.2008 до конца 2009 г.

    Выпадающие  доходы местных бюджетов будут компенсированы центральным правительством. Ключевая мера — инвестирование государственных финансов в те сектора экономики, которые в будущем станут основой развития страны (образование, НИОКР, экология, цифровые технологии).

    Второй  антикризисный план (на 2 года) был  обнародован 4 декабря 2008 г. (26,5 млрд. евро). Его ключевые направления: обеспечение ликвидности компаний (налоговые каникулы и налоговые кредиты, отсрочка погашения задолженности перед бюджетом на три года, предоставление дополнительных средств на инвестирования (11,4 млрд. евро); финансирование государственных инвестиционных программ, обеспечение социальных и жилищных программ, увеличение выдачи беспроцентных кредитов вдвое (11,1 млрд. евро); предоставление средств крупнейшим государственным компаниям (GDF SUEZ, Électricité de France – EDF ) для модернизации железнодорожной, энергетической инфраструктуры и почты (4 млрд. евро).

    В целом, аналитики Еврокомиссии оценивают  прирост французской экономики  в 2010 г. в 1.6%. 10 Подобный показатель отражает сравнительно высокую эффективность принятых антикризисных пакетов, но по-прежнему высокая безработица продолжает оказывать влияние на цифры роста экономики.

    Особое  место среди антикризисных мер  в зоне евро занимает премия на замену старых автомобилей, которая посредством стимулирования внутреннего спроса направлена на поддержку ключевой отрасли экономики, особо пострадавшей из-за сворачивания экспорта. Изначально она введена в ФРГ (2,5 тыс. евро при утилизации машины старше 9 лет и покупке нового автомобиля взамен утилизированного). Первоначально бюджет программы составлял 3,5 млрд. евро, однако в апреле 2009 г. он был увеличен до 5 млрд. евро. Расширение программы было обусловлено тем, что уже в первом полугодии 2009 г. она дала ощутимый результат. Однако она считается спорной: в 2010 г. из-за неё наблюдается спад спроса на новые автомобили. От действия премии выиграли и зарубежные производители – французские, корейские. Опыт ФРГ переняли и другие страны зоны евро, в которых также наблюдается оживление отрасли.

    Выводы

    Можно оценить  как довольно высокую эффективность  антикризисных мер ведущих стран  зоны евро. Безусловно, их политика минимизировала негативные последствия кризиса, позволила  миновать острую фазу и избежать краха  экономик. Однако, во-первых, кризис ещё  не закончился и неизвестно, какие  из стран выйдут из него с наименьшими потерями, и, во-вторых, большинство антикризисных мер было принято в конце 2008 г. – первые месяцы 2009 г. и прошло недостаточно времени, чтобы оценить их действенность. В целом, Еврокомиссия ожидает прирост в 1,8% по ЕС-27 и 1,7% по зоне евро, что выше весенних оценок. Кроме того, ЕК предполагает, что восстановление экономик входящих в ЕС стран будет проходить на совершенно разных скоростях, что неудивительно, принимая во внимание страновую специфику принятых антикризисных мер.

    Некоторые итоги политики ведущих стран  зоны евро неоднозначны. Уже в ходе саммита ЕС в Брюсселе (июнь 2009 г.) было сказано, что экономика ЕС начала демонстрировать первые признаки выздоровления. В этой связи дальнейшие бюджетные  вливания в экономику могут оказаться  неоправданными. Кроме того, созданные для проведения антикризисной политики государственные институты (особенно во Франции) существенно увеличили роль государства в экономике, и перед правительствами обязательно встанет задача расформирования этих институтов и постепенного снижения вмешательства государства после кризиса. 
 

    Антикризисные меры Саркози в 2008—2009 гг. 

    Влияние всемирного финансового кризиса, переросшего в экономический, стало сказываться во Франции с лета 2008 г. С июля 2008 г. возобновился рост безработицы.

    Если  в январе 2007 г. без работы было 2,1 млн чел. трудоспособного населения, в январе 2008 г. – 1,9 млн, то в январе 2009 г. – уже снова 2,2 млн чел. 
 
 

      

    После минимального роста экономики в III квартале 2008 г. на 0,1% начался экономический спад: -1,1% в IV квартале 2008 г. (всего по итогам 2008 г. рост ВВП во Франции составил 0,7%, по сравнению с 2,1% в 2007 г. и 2,4% в 2006 г.).

    С одной стороны, в связи с кризисом правительство решило заморозить некоторые запланированные реформы, чтобы не провоцировать дополнительные демонстрации профсоюзов и левых.

В декабре 2008 г. было отложено на неопределенный срок рассмотрение в парламенте законопроекта, разрешающего работать в воскресенье, и приостановлена школьная реформа.

    В то же время, «благодаря» кризису  Саркози сумел «развернуть» свои таланты «спасателя» французской и всемирной экономики, активно выступая с различными предложениями на национальной и международной арене, попутно используя все возможные политические дивиденды от председательства Франции в ЕС во второй половине 2008 г., из-за чего президент сумел частично восстановить заметно пошатнувшиеся позиции в рейтингах опросов общественного мнения, хотя и ненадолго.

    Согласно  опросам, проводимым социологическим  институтом БВА, если в сентябре 2007 г. отрицательно к президенту относились только 33% французов, то уже в январе 2008 г. эта цифра составила 58%, в апреле 2008 г. – рекордные 64%; затем началось падение: в июле 2008 г. – 60%, в сентябре 2008 г. – 47%, в январе 2009 г. – только 45%, который затем сменил небольшой рост в феврале 2009 г. – 53%11.

    Как и можно было ожидать, в условиях экономического кризиса профсоюзы организовали несколько массовых демонстраций в поддержку покупательной способности и против увольнений: 29 января 2009 г. (до 1 млн участников по данным полиции; 2,5 млн – по данным профсоюзов 12), 19 марта (от 1,2 до 3 млн чел. – самая крупная во Франции с апреля 2006 г.13) и 1 мая 2009 г. (от 465 тыс. до 1,2 млн чел.).

    Следует отметить, что подобные мероприятия проводятся во Франции с «завидной» регулярностью, в том числе и в не самые «кризисные» времена, превратившись в одну из особенностей «национального колорита», и, как правило, не имеют серьезного влияния на внутриполитическую обстановку в стране.

    В условиях набиравшего оборота всемирного кризиса ликвидности в конце сентября 2008 г. правительства Франции, Бельгии и Люксембурга приняли план спасения небольшого франко-бельгийского банка «Дексиа» (выделено 6,4 млрд евро).

    13 октября 2008 г. в Париже был одобрен План поддержки банковской сферы Франции на сумму в 360 млрд евро (40 млрд евро – для рекапитализации банков, испытывающих финансовые проблемы в виде ссуд под 8% годовых, возмещаемых банками по мере восстановления экономического роста; 320 млрд евро – гарантии для межбанковского кредитования и сохранности вкладов).

    Этот  план стал частью скоординированных действий ведущих стран ЕС: такие же пакеты помощи банкам были приняты в Германии (480 млрд евро) и Великобритании (287 млрд фунтов ст.). Благодаря своевременности предпринятых мер и более благополучном состоянии дел во французском банковском секторе по сравнению с другими странами (даже несмотря на такое громкое дело, как потери банка «Сосьете Женераль» в размере 4,9 млрд евро из-за рискованных операций молодого трейдера Ж. Кервьеля в январе 2008 г.), во Франции пока удалось избежать как банкротств банков, так и их вынужденных национализаций.

Информация о работе Экономический кризис во франции