Экономическая конкуренция

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2013 в 16:25, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является изучение экономической конкуренции.
Задачи работы:
- рассмотреть сущность конкуренции;
- выявить функции конкуренции;
- изучить основные модели рынка;
- рассмотреть способы ведения конкурентной борьбы;
- изучить способы ведения конкурентной борьбы;
- проанализировать основные направления и инструменты регулирования конкуренции государством;
- рассмотреть значение конкуренции.

Содержание

Введение 2
1. Сущность конкуренции 2
2. Функции конкуренции 2
3. Основные модели рынка 2
4. Способы ведения конкурентной борьбы 2
5. Основные направления и инструменты регулирования конкуренции государством 2
6. Значение конкуренции 2
Заключение 2
Список используемой литературы 2

Работа состоит из  1 файл

Экономическая конкуренция (Ибушев Сергей гр 584).doc

— 149.00 Кб (Скачать документ)

3.3. Олигополия

 

Олигополия — это тип рыночной структуры, при котором на рынке господствует несколько фирм, каждая из которых способна оказывать влияние на рыночную цену своими собственными действиями. К олигополии относятся такие отрасли, как производство алюминия, меди и стали, автомобильная промышленность, производство холодильников, пылесосов, стиральных и швейных машин, телефонных аппаратов и т. д., т. е. к олигополистическому рынку (как и к монополистически конкурентному) относится множество реально существующих рынков.

Выделяют следующие основные черты  олигополии:

1. Небольшое число фирм, господствующих  на рынке. На рынке автомобилей в России — это «ВАЗ», «АЗЛК», «ЗИЛ», «ГАЗ», «КамАЗ».

2. Продукция может быть однородной (производство алюминия) или дифференцированной (производство автомобилей).

3. Ограничение доступа на рынок,  что делает сложным и даже невозможным выход на рынок новых фирм. К естественным преградам относятся:

— эффект масштаба, который может  сделать неприбыльным сосуществование многих фирм на рынке (нужны большие финансовые средства), тогда речь идет об естественной олигополии;

— патентование и лицензирование технологии производства.

Могут быть и стратегические действия фирм для затруднения вступления новых фирм в отрасль. Например, фирмы могут угрожать, что переполнят рынок товарами и снизят тем самым цены. Но время от времени приток новых фирм все-таки происходит.

4. Каждая фирма своими действиями способна оказывать влияние на рыночную цену. Причем это влияние зависит от взаимодействия фирм. Очень значительно можно влиять на цену при тайном сговоре.

5. Всеобщая взаимозависимость фирм. Олигополист должен предвидеть реакцию конкурента на изменение ценовой стратегии фирмы, учитывая при этом, что соперники также постараются предвидеть его реакцию на свои действия. Зависимость поведения каждой фирмы от реакции конкурентов называется олигополистической взаимосвязью. Именно всеобщая взаимозависимость — отличительная черта олигополии4.

3.4. Чистая монополия

 

На таком рынке для покупателя складываются самые худшие условия. При чистой монополии возможности  покупателя торговаться становятся крайне ограниченными, так как альтернативного  изготовителя (продавца) не существует. Огромная доля продукции выпускается одним предприятием — абсолютным монополистом. Единственный метод борьбы покупателя со всевластием монополиста-изготовителя — не покупать товар. Но не всегда этот метод можно использовать. Если покупатель не может обойтись без товара, он вынужден будет его покупать даже ценой отказа от других благ.

Монополии — крупные хозяйственные  объединения (картели, синдикаты, тресты, концерны и т.д.), находящиеся в  частной собственности и осуществляющие контроль над отраслями, рынками и экономикой на основе высокой степени концентрации производства и капитала с целью установления монопольных цен и извлечения монопольных прибылей. Поэтому существует необходимость вмешательства государства в систему организации монополий рыночной экономики.

Формирование и рост монополий  исторически неразрывно связаны  с перерастанием капитала свободной  конкуренции в монополистический  капитализм. В области хозяйственных  отношений капиталистический рост монополий привел к усилению их диктата и господства. Монополии благодаря высокому уровню сосредоточения экономических ресурсов создают возможности для ускорения технического прогресса.

Монополии, захватив прочные позиции, рано или поздно теряют динамику своего развития и эффективности, потому что преимущества крупного производства не являются абсолютными, они приносят увеличение прибыльности только до определенных пор.

Чистая монополия, как и совершенная  конкуренция, в рыночной экономике  практически исключает свое существование  из-за двух причин:

  1. практически не существует товаров, не имеющих аналогов;
  2. редко когда на национальном (или мировом) рынке есть только один продавец. Хотя на более замкнутых рынках, к примеру в маленьком городке, мы можем наблюдать явление чистой монополии.

Поддержание чистой монополии требует наличия тех условий, которые предотвращают конкуренцию новых продавцов с монополистом. Барьер для входа в отрасль — ограничитель, который предотвращает появление новых дополнительных продавцов на рынке монопольной фирмы. Барьеры для входа на рынок необходимы для того, чтобы поддерживать монополию в долгосрочном плане. Так, если бы был возможен свободный вход на рынок, то экономические прибыли, получаемые монополистом, привлекли бы на рынок новых продавцов, значит, возросло бы предложение. Монопольный контроль над ценами исчез бы вовсе, так как рынки, в конечном счете, стали бы конкурентными.

Фирма обладает монопольной властью, если она имеет возможность воздействовать на цену своего товара, изменяя количество, которое она готова продать. Степень монопольной власти зависит от наличия близких аналогов на его товар и его доли на данном рынке. А критерии монопольной власти и деятельность монополий в стране в целом регулируются и полностью контролируются муниципальными властями и правительственными организациями.

 

Таблица 1

Характерные черты типов  конкуренции

Характерная 
черта

Совершенна 
конкуренция

Несовершенная конкуренция

Монополистичес- 
кая

Олигополия

Чистая 
монополия

Число 
фирм

Очень 
много

Много мелких фирм

Несколько 
(3 - 5 фирм)

Одна

Тип 
продукта

Стандартизи- 
рованный

Дифференциро- 
ванный

Стандартизированный 
или 
дифференцированный

Уникальный, 
нет заменителей

Контроль 
над ценой

Отсутствует

Некоторый, но в 
узких рамках

Ограниченный  взаимной зависимостью, значителен при  сговоре

Значительный, фирма сама устанавливает 
рыночную цену

Условия 
вхождения 
в отрасль

Очень лёгкие, 
нет препятствий

Сравнительно 
лёгкие

Существенные 
препятствия

Нет вхождения

Пример 
отраслей

Сельское 
хозяйство

Розничная торговля, производство одежды, обуви, 
аптеки, рестораны

Производство  стали, 
автомобилей, сельхоз- 
машин, инвентаря и др.

Местные предприятия 
коммунального 
хозяйства


 

4. Способы ведения конкурентной борьбы

4.1. Добросовестная и недобросовестная  конкуренция

 

Еще в 1883 г. была принята парижская Конвенция по охране промышленной собственности, в которой нашло отражение положение об устранении недобросовестной конкуренции5.

Но до настоящего времени не проведено различий между  категориями добросовестной и недобросовестной конкуренции, соревнования и соперничества и т. д. Хотя часто менеджеры при принятии решений интуитивно угадывают верное направление при разрешении противоречий внутри персонала, научное обоснование для принимаемых решений просто необходимо.

Для представителей широких слоев населения, стремящихся стать предпринимателями, как и для специалистов по регулированию рынка, важно уметь различать добросовестную и недобросовестную конкуренцию. Без определения добросовестной и недобросовестной конкуренции невозможно регулировать конкуренцию, в том числе и внутри предприятия, и определять нарушителей действующего законодательства или внутрифирменного поведения.

Не затрагивая конкуренции фирм на рыночном пространстве, можно указать, что сотрудники фирмы  могут соперничать на всех уровнях  любой организации. Когда непосредственный начальник рядом, а для него трудовой героизм подчиненных – его ресурс в конкурентной борьбе за более высокий пост в фирме. Следовательно, для руководителя важно очень четко использовать имеющийся ресурс. Традиционно сотрудники соперничают между собой за «место в составе», за место в иерархии, и здесь важно понимать, когда соперничество уже принимает форму конкуренции. Но сотрудники подразделения как конкуренты ради личной выгоды будут стремиться к уничтожению результатов других работников. Следовательно, для руководителя человеческий ресурс важно четко организовывать для конечного, совместного результата.

Правильное (юридически точное или точное смысловое) разделение конкуренции на добросовестную и недобросовестную имеет огромное теоретическое и практическое значение. Особое значение понятие недобросовестной конкуренции приобретает при проведении внутрифирменной политики стимулирования труда, как отдельных сотрудников, так и групп, формируемых для выполнения тех или иных отдельных заданий.

Добросовестная  конкуренция - это такая ситуация на рынке, при которой не формально, а реально обеспечиваются равные условия функционирования всем без исключения субъектам рыночных отношений и сбалансированность их интересов.

Недобросовестная конкуренция -  это методы конкурентной борьбы, связанные с нарушением принятых на рынке норм и правил конкуренции.

В тех случаях, когда конкуренция ведется незаконными, нечестными, недобросовестными методами, антимонопольные органы обязаны  ее пресекать. Недобросовестная конкуренция является непременной спутницей рыночных отношений. Это явление известно во всех странах независимо от того, как давно в них существует "рыночная система".

Российская  экономика, как только в ней появилась  конкурентная среда, стала испытывать те же проблемы. Практика свидетельствует о том, что в настоящее время отечественные предприниматели и их зарубежные контрагенты, работающие в России, все больше сталкиваются с проявлениями недобросовестной конкуренции.

Недобросовестная конкуренция может проявляться в различных формах, например:

-распространение  ложных, неточных или искаженных  сведений, способных причинить убытки  другому хозяйствующему субъекту  либо нанести ущерб его деловой  репутации; 

-введение  потребителей в заблуждение относительно характера, способа и места изготовления, потребительских свойств, качества и количества товара или его изготовителей;

-некорректное сравнение хозяйствующим  субъектом производимых или реализуемых  им товаров с товарами других  хозяйствующих субъектов; 

-продажа, обмен или иное введение  в оборот товара с незаконным  использованием результатов интеллектуальной  деятельности и приравненных к ним средств индивидуализации юридического лица, индивидуализации продукции, выполнения работ, услуг;

-получение, использование, разглашение  информации, составляющей коммерческую, служебную тайну и охраняемую  законом тайну; 

-недобросовестная конкуренция, связанная с приобретением и использованием исключительных прав на средства индивидуализации юридического лица, индивидуализации продукции, выполняемых работ или оказываемых услуг.

4.2. Патент как стимул промышленного  шпионажа

 

Патент, теоретически направленный против промышленного шпионажа, практически явился своего рода стимулом этого явления.

Патент — охранный документ, удостоверяющий исключительное право, авторство и приоритет изобретения, полезной модели либо промышленного образца.

Срок действия патента зависит от объекта патентования и составляет от 10 до 25 лет. Патент выдается государственным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности, в Российской Федерации таким органом является Федеральная служба по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам Роспатент.

Под изобретением в смысле патентного закона понимается техническое решение  в любой области, относящееся  к продукту (в частности, устройству, веществу) или способу (процессу осуществления  действий над материальным объектом с помощью материальных средств).

Патент на изобретение в Российской Федерации действует в течение 20 лет с даты подачи заявки на выдачу патента.

Срок действия патента на изобретение, относящееся к лекарственному средству, пестициду или агрохимикату, для применения которых требуется получение в установленном законом порядке разрешения, может быть продлен на срок до 5 лет.

Стоит обратить внимание на то, что  защищается решение, а не задача. Например, Джеймс Уатт, чтобы решить задачу преобразования возвратно-поступательного движения во вращательное и обойти патент на кривошипно-шатунный механизм, применил в своей первой модели паровой машины планетарную передачу.

Один из первых законов о патентах на изобретение был издан во Франции  в конце XVIII века, в нем говорилось, что за всяким, кто первым привезет во Францию какое-либо иностранное изобретение, признаются такие же льготы, какими бы пользовался бы его изобретатель. Таким образом, за промышленным шпионом признаются права равные правам изобретателя.

4.3. Современный экономический шпионаж

 

Сегодня термин «экономический, промышленный, коммерческий, научно-технический шпионаж (разведка)» означает активные действия, направленные на сбор, хищение, накопление и обработку ценной информации, закрытой для доступа посторонних лиц. Цель этой разведки – нанесение вреда конкуренту или опережение его в экономическом развитии. Ее сфера – все отрасли рыночной экономики.

По определению Интерпола, экономическая  разведка – это «приобретение  любым обманным путем интеллектуальной собственности, принадлежащей какому-либо юридическому лицу, которая была создана или законно приобретена этим юридическим лицом с целью произвести что-то, что имеет или может иметь промышленную ценность и, в более широком плане, ценность для национальной экономики».

В IV веке до нашей эры в Китае  появился первый фундаментальный труд о шпионаже, в том числе и  экономическом. Это была книга «Искусство войны» китайского философа Сунь Цзы. Он, подчеркивая важность «упреждающего  знания подлинного положения противника», разделил всех действующих шпионов на пять категорий. «Местные шпионы – используй людей, проживающих в соответствующих областях, – писал философ. – Внутренние шпионы – используй людей, которые занимают пост в государстве врага. Двойные агенты – используй шпионов противника. Невозвратимые шпионы – используются для распространения дезинформации вне государства. Снабди наших невозвратимых шпионов ложными сведениями, и пусть они передадут их агентам врага. Возвратимые шпионы – возвращаются с информацией… Когда использованы все пять видов и никто не знает их пути, это называется «таинственным методом».

Информация о работе Экономическая конкуренция