Характеристика монополизма в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 18:25, курсовая работа

Описание

В современной России, например, такие шаги предпринимали импортеры чая и производители соков. Исход этих попыток, однако, всегда был неутешителен для их организаторов. Поскольку издержки у этой организации не были ниже, чем у мелких производителей, ничто не мешало новым, независимым фирмам вступать в отрасль и успешно конкурировать с картелем, а недовольным участникам самого объединения (такие обязательно появлялись) спокойно и безнаказанно покидать его.
Целью данной работы является систематизация, накопление и закрепление знаний о социальных издержках монополии.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….
Монополия на рынке…………………………………………………....
Характерные черты монополии………………………………………
Классификация форм рынков…………………………………………
Максимизация прибыли монополистом……………………………...
Монополизм в России: особенности и антимонополизм……………
Монополизм в России и его структурные особенности……………..
Методы конкурентной борьбы среди монополий……………………
Принципы антимонопольной политики………………………………
Заключение………………………………………………………………………..
Список использованной литературы…………………………………………...

Работа состоит из  1 файл

Курсовая по истории эконом. мысли. Тереховой А. И. гр 3262.docx

— 158.60 Кб (Скачать документ)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное Государственное  Бюджетное

Образовательное Учреждение

Высшего Профессионального  Образования

Московский Государственный  Индустриальный университет

(ФГБОУ ВПО МГИУ)

 

Кафедра экономической теории

К У Р С О В А Я    Р А Б О Т А

 

 

 

по дисциплине: «Экономическая теория»

на тему «Характеристика монополизма в России»

 

Группа                                                      3262

Студент                                          ________________             Терехова А.И.

Руководитель работы                   ________________             Потапова И.С.

 

 

 

Москва 2011

Содержание:

 

Введение………………………………………………………………………….

  1. Монополия на рынке…………………………………………………....
    1. Характерные черты монополии………………………………………
    1. Классификация форм рынков…………………………………………
    2. Максимизация прибыли монополистом……………………………...
  1. Монополизм в России: особенности и антимонополизм……………
    1. Монополизм в России и его структурные особенности……………..
    2. Методы конкурентной борьбы среди монополий……………………
    3. Принципы антимонопольной политики………………………………

Заключение………………………………………………………………………..

Список  использованной литературы…………………………………………...

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Монополия — наиболее яркое  проявление несовершенной конкуренции. В условиях монополизации рынка  само существование конкуренции может быть признано лишь с большими оговорками. Ведь конкуренция предполагает разделение экономической власти, наличие у потребителя выбора. Именно поэтому начинается состязание между производителями за спрос потребителя, возникает стремление наилучшим образом удовлетворить его запросы. В условиях же монополии потребителям противостоит единый производитель. Хочет или не хочет того потребитель, он вынужден пользоваться продукцией монополиста, соглашаться на его ценовые условия и т.д.

Всевластию монополиста  помогает уникальность (незаменимость) продукции последнего. Может ли житель Москвы или Владивостока добровольно отказаться от услуг монопольного поставщика электроэнергии, чем-то ее заменив в домашнем хозяйстве? Способны ли угольные предприятия Кузбасса перевозить свою продукцию без помощи железной дороги? Отрицательный ответ на подобные вопросы очевиден, также как и то, что подобное положение позволяет монополисту диктовать свои условия с позиции силы.

Укрепляет власть монополиста  над рынком и полнота имеющейся  у него информации. Обслуживая всех потребителей отрасли, он точно знает  объем рынка, может оперативно и  с абсолютной точностью отслеживать  изменения объемов продаж и, уж конечно, в деталях осведомлен о ценах, которые сам же и устанавливает.

Понятно, что сочетание  всех этих обстоятельств создает  для монополиста исключительно выгодную обстановку и благоприятные предпосылки для получения сверхприбылей. Очевидно, однако, и то, что эти преимущества мгновенно улетучились бы, появись в отрасли хотя бы еще один производитель-конкурент. Монополисту немедленно пришлось бы перейти от диктата по отношению к потребителю к скрупулезному учету потребностей и интересов последнего.

Нынешнее поколение россиян, на своем опыте испытавшее крах государственного монополизма, без труда найдет массу  бытовых примеров подобных перемен. Черствый хлеб, например, еще недавно  безраздельно господствовавший в булочных, мгновенно стал редкостью, после того как монопольная система снабжения сменилась конкуренцией массы независимых пекарен.

В монополизированной отрасли  эффективны лишь крупные предприятия. Шансы на возникновение монополии существуют лишь там, где размеры создают крупные преимущества в издержках. Это положение теории многократно проверено практическим опытом.

Дело в том, что высокие  прибыли монополистов всегда были предметом  зависти мелких компаний. В истории  многих стран зафиксированы попытки мелких фирм под тем или иным названием создать картель (ассоциацию, объединение, комиссию по стандартам и т.п., т. к. официально картели запрещены в большинстве стран) и объединенными усилиями диктовать свои условия поставщикам и потребителям.

В современной России, например, такие шаги предпринимали импортеры чая и производители соков. Исход этих попыток, однако, всегда был неутешителен для их организаторов. Поскольку издержки у этой организации не были ниже, чем у мелких производителей, ничто не мешало новым, независимым фирмам вступать в отрасль и успешно конкурировать с картелем, а недовольным участникам самого объединения (такие обязательно появлялись) спокойно и безнаказанно покидать его.

Целью данной работы является систематизация, накопление и закрепление знаний о социальных издержках монополии.

 

  1. Монополия на рынке
  1. Характерные черты монополии

Понятие чистой монополии  обычно является абстракцией. Даже полное отсутствие конкурентов внутри страны не исключает их наличия за рубежом. Поэтому можно представить чистую, абсолютную монополию скорее теоретически. Монополия предполагает, что одна фирма является единственным производителем какой-либо продукции, не имеющей аналогов. При этом покупатели не имеют возможности выбора и вынуждены приобретать данную продукцию у фирмы-монополиста. Не следует отождествлять чистую монополию и монопольную (рыночную) власть. Последняя означает возможность для фирмы влиять на цену и повышать экономическую прибыль, ограничивая объем производства и сбыта. Когда говорят о степени монополизации рынка, обычно имеют в виду силу рыночной власти отдельных фирм, присутствующих на этом рынке. Как ведет себя монополист на рынке? Он полностью контролирует весь объем выпуска товара; если он принимает решение о повышении цены, то не боится потерять часть рынка, отдать его конкурентам, устанавливающим более низкие цены. Но это не означает, что он бесконечно будет повышать цену своей продукции.

Поскольку фирма-монополист, так же, как и любая другая фирма, стремится к получению высокой  прибыли, в ходе принятия решения  о цене продажи она учитывает рыночный спрос и свои издержки. Так как монополист является единственным производителем данной продукции, кривая спроса на его продукцию будет совпадать с кривой рыночного спроса. Какой объем производства должен обеспечить монополист, с тем, чтобы его прибыль была максимальной? Принятие решения об объеме выпуска основывается на том же принципе, что и в случае конкуренции, т.е. на равенстве предельного дохода и предельных издержек.

 

  1. Классификация форм рынков

Современный рынок имеет  сложную структуру, охватывая своим  влиянием все сферы экономики. Структура рынка – это внутреннее строение, расположение, порядок отдельных элементов рынка. Можно назвать следующие признаки структуры рынка: тесные связи между ее элементами; определенная устойчивость этих связей; целостность, совокупность данных элементов. Рынок охватывает элементы, непосредственно связанные с обеспечением производства, а также элементы материального и денежного обращения. Существенное влияние на рынок оказывает наличие различных форм собственности и хозяйствования, особенности сферы товарного обращения, уровень разгосударствления и приватизации и другие факторы. Он связан и с непроизводственной сферой и даже со сферой духовной (область платной реализации продуктов интеллектуальной деятельности ученых, писателей, художников и др.). Все это обусловливает сложную структуру рынка, разнообразие его типов и видов. Взаимодействие между спросом и предложением, т.е. обмен между продавцами и покупателями (производителями и потребителями), происходит на рынке. Решения продавцов (покупателей) о цене и объеме производства (закупки) товара существенно различаются для различных типов рыночных структур.

В экономической литературе выделяется более десятка критериев  для характеристики структуры и  системы рынка, его классификации. Рассмотрим некоторые из них:

  1. По экономическому назначению объектов рыночных отношений: рынок товаров и услуг (потребительский рынок); рынок ценных бумаг; рынок труда (рынок рабочей силы); рынок валюты; рынок информации; рынок научно-технических разработок (патентов, лицензий ноу-хау) и др.
  2. По товарным группам: рынки товаров производственного назначения; рынки потребительских товаров (например, продовольствия); рынки сырья и материалов и т.д.
  3. По географическому положению: местные (локальные) рынки; региональные рынки; национальный рынок; мировой рынок.
  4. По субъектам или их группам: рынок покупателей; рынок продавцов; рынок государственных учреждений; рынок промежуточных продавцов – посредников и др.
  5. По степени ограничения конкуренции: монопольный рынок; олигопольный рынок; рынок монополистической конкуренции; рынок совершенной конкуренции.
  6. По уровню насыщения товарами и услугами: равновесный рынок; дефицитный рынок; избыточный рынок.
  7. По степени зрелости: неразвитый рынок; развитый рынок; формирующийся рынок.
  8. По соответствию законодательству: легальный (официальный) рынок; нелегальный, или теневой, рынок («черный» и «серый»).
  9. По характеру продаж: оптовый рынок; розничный рынок.
  10. По характеру ассортимента товаров: замкнутый рынок, на котором представлены товары только первого производителя; насыщенный рынок, на котором представлено множество сходных товаров многих производителей; рынок широкого ассортимента, на котором есть ряд видов товара, связанных между собой и направленных на удовлетворение одной или нескольких связанных между собой потребностей; смешанный рынок, на котором имеются разнообразные товары, не связанные между собой.
  11. По отраслевому признаку: рынок автомобилей; рынок нефти; рынок компьютерной техники и т.д.

Исходя из темы работы, мы будем рассматривать классификацию  рынков по степени ограничения конкуренции. В экономической теории существует множество таких классификаций  типов рынков. Мы в своей работе рассмотрим классификацию, которая, на наш взгляд, наиболее полно и доступно раскрывает существующие типы рыночных структур. Признаком, положенным в основу этой классификации, является степень  влияния отдельного продавца (покупателя) на рыночную цену. В таблице 1 представлена классификация, предложенная в 1934 году известным немецким экономистом.

Таблица 1. Типы строения рынков по Штакельбергу

Продавцы

Покупатели

много

несколько

один

Много Несколько Один

Двухсторонняя полиполия  Олигопсония Монопсония

Олигополия Двухсторонняя  олигополия Монопсония, ограниченная олигополией

Монополия, ограниченная олигополией  Двухсторонняя монополия


Характерная особенность  приведенной в таблице 1 классификации  в том, что в ней не нашлось  места для двух хорошо известных  из англо-американской (оригинальной или  переводной) литературы типов строения рынка: рынков совершенной и монополистической конкуренции. Это легко объяснимо. Ведь и на том, и на другом рынке много и покупателей и продавцов, и потому и тот и другой могут быть отнесены к двухсторонней полиполии. Разница же между ними состоит лишь в характеристике товара, обращающегося на том или ином рынке. Если этот товар однороден (гомогенен), или, проще, одинаков во всех отношениях, то двухсторонняя полиполия имеет характер совершенной конкуренции. Если товар неоднороден, дифференцирован (гетерогенен), то двухсторонняя полиполия приобретает характер монополистической конкуренции: каждый из множества продавцов продает определенную разновидность товара или сопровождает продажу однородного товара специфическимими, характерными только для этого продавца дополнительными услугами.

Кратко дадим определения  основным формам рынка.

Монополия (от греч. μονο (mono) — один и πωλέω (poleo) — продаю) — фирма (ситуация на рынке, на котором действует такая фирма), действующая в условиях отсутствия значимых конкурентов (выпускающая товары или оказывающая услуги, не имеющие близких заменителей). Первые в истории монополии создавались сверху санкциями государства, когда одной фирме давалось привилегированное право торговли тем или иным товаром.

Монопсония (греч. μόνος — один, ὀψωνία — покупка) — ситуация на рынке, когда единственный покупатель взаимодействует с множеством продавцов, диктуя им цену и объём продаж.

Примером монопсонии является рынок труда, на котором существует множество работников, и только одно предприятие — покупатель рабочей  силы.

Олигополия - это рыночная форма, в которой на рынке доминирует небольшое количество продавцов (олигополистов). Слово образовано от греч. ὀλίγος — мало численный, и πωλέω— продаю, торгую. Так как на рынке находится небольшое количество участников, каждый олигополист должен принимать во внимание действия других участников. Решение каждой фирмы влияет на ситуацию на рынке, и одновременно зависит от решений других фирм. Принимая решение, фирма - олигополист всегда учитывает возможную реакцию других участников рынка. По этой причине на олигополистическом рынке велика возможность сговора. Доля каждого участника олигополистического рынка более 10 %.

Олигопсония (от греч. ὀλίγος — малочисленный и ὀψωνία — закупка продовольствия) в экономике — ситуация на рынке, для которой характерно ограниченное число потребителей и большое число продавцов (производителей). На таком рынке продавцы очень чувствительны к политике ценообразования и маркетинговым стратегиям друг друга. Типичным примером олигопсонии является, например, рынок авиадеталей, где потребителями являются весьма немногочисленные авиастроительные компании.

Полиполия — ситуация, когда на рынке действует ограниченное количество крупных продавцов и при этом полностью действуют законы конкуренции. В отличие от монополии и олигополии, при которых соответственно существует поставщик уникального товара, услуг или вида деятельности (монополия) при множестве покупателей или же на рынке доминирует небольшое количество продавцов (олигополия) при полиполии имеется множество продавцов (поставщиков) и множество покупателей (потребителей). Тем не менее, соотношение количества как тех, так и других достаточно для поддержания конкуренции.

Совершенная, свободная или чистая конкуренция — экономическая модель, идеализированное состояние рынка, когда отдельные покупатели и продавцы не могут влиять на цену, но формируют её своим вкладом спроса и предложения.

Монополистическая конкуренция — тип отраслевого рынка, на котором имеется достаточно большое число фирм, продающих дифференцированную продукцию и осуществляющих ценовой контроль над продажной ценой производимых ими товаров. Это распространённый тип рынка, наиболее близкий к совершенной конкуренции. Возможность для отдельной фирмы контролировать цену здесь незначительная. Монополистическая конкуренция является не только наиболее распространённой, но и наиболее трудно изучаемой формой отраслевых структур. Для подобной отрасли не может быть построено абстрактной модели, как это можно сделать в случаях чистой монополии и чистой конкуренции. Многое, здесь, зависит от конкретных деталей, характеризующих продукцию и технологию, а также от природы стратегического выбора имеющегося у фирм.

Информация о работе Характеристика монополизма в России