Государственное и муниципальное управление

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 16:32, курс лекций

Описание

Управление– функция сложных организованных систем любой природы, обеспечивающей сохранение их структуры, поддержание режима функционирования, направленного на реализацию их программных целей.
Объектами управления могут быть вещи, явления и процессы, люди, а субъектом управления всегда выступает человек или коллективное образование – администрация.

Работа состоит из  1 файл

Государственное и муниципальное управление.doc

— 1.33 Мб (Скачать документ)

Новый закон также  не закрепил каких-либо конкретных правил порядка осуществления контроля населением за деятельностью главы муниципального образования, оставив решение данного вопроса на усмотрение муниципальных образований.

Комментируемая часть  устанавливает основания досрочного прекращения полномочий главы муниципального образования. Некоторые из них предусматривают инициативу самого главы муниципального образования, другие могут возникнуть помимо его воли или желания. Список оснований для досрочного прекращения полномочий главы муниципального образования не является исчерпывающим и может быть дополнен в уставе муниципального образования. Из приведенных в настоящей статье оснований определенные сомнения с точки зрения целесообразности вызывает п. 6, предусматривающий досрочное прекращение полномочий главы муниципального образования в случае вступления в отношении его в законную силу обвинительного приговора суда.

Можно привести следующие  возражения против прекращения полномочий главы муниципального образования  по данному основанию.

Во-первых, комментируемый пункт устанавливает, что полномочия главы муниципального образования прекращаются досрочно в случае вступления в отношении его обвинительного приговора суда в законную силу. Однако в соответствии со ст. 402 Уголовно-процессуального кодекса РФ (УПК РФ) от 18 декабря 2001г. N 174-ФЗ вступивший в законную силу приговор суда может быть обжалован в порядке надзора. В связи с этим нетрудно представить следующую ситуацию: обвинительный приговор в отношении главы муниципального образования вступил в законную силу, в связи с чем его полномочия были прекращены и был избран новый глава муниципального образования, однако в порядке надзора дело было пересмотрено и бывший глава оправдан. Возникает вопрос: должен ли он занять прежнюю должность или нет?

Во-вторых, в приведенном  пункте ничего не сказано о тяжести совершенного преступления. Однако преступления, предусмотренные УК РФ, сильно различаются по степени общественно опасности. Вполне логично, например, что глава муниципального образования, осужденный по ст. 285 УК РФ (злоупотребление служебными полномочиями) или по ст. 159 (мошенничество), не может далее исполнять свои обязанности. Напротив, представляется, что совершение преступления небольшой тяжести, тем более по неосторожности, если за него не назначено наказание в виде лишения или ограничения свободы, не должно препятствовать осуществлению полномочий главы муниципального образования.

Указание на то, что  местная администрация является исполнительно-распорядительным органом  муниципального образования, обусловлено  необходимостью определить в общих чертах компетенцию данного органа. Именно местные администрации могут наделяться полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, т.е. выполнять некоторые функции государственных органов. Полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий могут наделяться администрации муниципальных районов и городских округов, за исключением особых случаев, установленных федеральным законом или законом субъекта РФ.

Принцип единоначалия в  деятельности главы администрации  предполагает, что он может непосредственно руководить органами и структурными подразделениями местной администрации либо назначает руководителей данных подразделений; издает распоряжения по вопросам организации работы местной администрации); определяет структуру местной администрации, (хотя она и утверждается представительным органом). Вместе с тем глава администрации несет персональную ответственность за деятельность данного органа.

Если в соответствии с уставом муниципального образования  глава муниципального образования возглавляет местную администрацию, он должен избираться на муниципальных выборах. Если глава муниципального образования возглавляет представительный орган, глава местной администрации назначается на должность по контракту представительным органом муниципального образования по результатам конкурса на срок, установленный уставом муниципального образования.

Контракт, предусматривающий  исполнение обязанностей главы местной  администрации, подлежит утверждению  представительным органом муниципального образования. Такой контракт имеет все черты трудового договора и предусматривает особенности, обусловленные статусом главы администрации муниципального образования. Комментируемый закон предусматривает, что законами субъектов РФ будут устанавливаться обязательные положения контракта для глав муниципальных районов и городских округов, связанные с осуществлением отдельных государственных полномочий, передаваемых органам местного самоуправления.

Муниципальные образования, а в отношении глав муниципальных  районов и городских округов - субъекты РФ могут устанавливаться дополнительные требования к кандидатам на должность главы местной администрации.

Общие условия проведения конкурса на замещение должности  главы местной администрации. Очевидно, что в муниципальном образовании, уставом которого предусмотрено назначение главы администрации, будет наблюдаться определенное преобладание представительной власти над исполнительной, поскольку порядок проведения конкурса, состав конкурсной комиссии и в конечном итоге результаты конкурса определяются представительным органом муниципального образования.

Некоторые сомнения вызывает необходимость участия в формировании конкурсной комиссии при проведении конкурса на должность главы муниципального района или городского округа представителей законодательного органа субъекта РФ, предусматриваемая комментируемым законом. Такое участие органов государственной власти субъекта РФ в осуществлении местного самоуправления обусловлено тем, что глава администрации муниципального района или городского округа должен будет отвечать и за реализацию отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления. В то же время еще при обсуждении проекта комментируемого закона уже высказывалось мнение, что, учитывая часто возникающие трения между органами местного самоуправления и органами государственной власти субъектов РФ, последние могут при проведении конкурса на вышеуказанные должности оказывать давление на представительный орган муниципального образования.

 

Вопрос  №13 Принципы гражданской службы при ее взаимодействии с гражданским обществом

 

Принцип - центральное  понятие, руководящая идея, основание  системы, представляющее обобщение  и распространение какого либо положения  на все явления той области, из которой данный принцип абстрагирован.

Государственная гражданская служба основывается на основополагающих принципах организации  и деятельности государственного аппарата, однако ей присущи и специальные  принципы.

Все федеральные  органы и органы государственной  власти субъектов РФ обязаны проводить в жизнь принципы, представленные на рисунке 4. Государственные гражданские служащие обязаны руководствоваться ими в своей работе.

Все принципы органически  взаимосвязаны и отражают сущность, содержание формы осуществления  государственной гражданской службы. Закрепление единых принципов является важной идейно-теоретической основой, соединяющей виды государственной гражданской службы в стройную и юридически связанную во всех своих звеньях целостную систему государственной гражданской службы РФ.

В принципах государственной гражданской службы закрепляются требования общества, других субъектов управления государственной гражданской службой к государственной гражданской службе и государственным гражданским служащим.

Важен принцип  верховенства Конституции РФ и федеральных законов. Как было уже выше сказано, государственная гражданская служба субъектов РФ регулируется, помимо федерального законодательства, законами и иными нормативными актами субъектов РФ. Лишь опираясь на федеральное законодательство субъекты Федерации, могут и должны иметь свое законодательство о государственной службе. А в случаях, когда возникают коллизии в законодательстве о государственной службе, следует руководствоваться принципом верховенства Конституции РФ и федеральных законов над иными нормативными правовыми актами.

Принцип федерализма  обеспечивает единство системы государственной  гражданской службы и соблюдения конституционного разграничения предметов  ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и  органами государственной власти субъектов РФ. 

Рисунок 4 - Принципы государственной гражданской службы 

Этот принцип  выражается в то, что федеральная  служба находится в ведении РФ, а государственная гражданская  служба субъектов РФ находится в  их совместном ведении. В рамках разграничения этих предметов ведения объем полномочий РФ должен быть достаточным для организации государственной гражданской службы как единого организационно-правового института государственной власти. Реализация этого принципа объективно требует единого правового регулирования основ организации государственной гражданской службы и основ правового положения государственных гражданских служащих РФ.

Принцип приоритета прав человека и гражданина это еще  и конституционный принцип. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. Отсюда и обязанности государственных гражданских служащих признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина придается ранг основного принципа государственной гражданской службы. В конечном счете, этот принцип определяет социальный смысл и содержание служебной деятельности государственных гражданских служащих. С учетом этого при отборе кандидатов на государственные гражданские должности особое внимание должно уделяться их способности и готовности учитывать в своей работе интересы граждан. Важно, чтобы государственный гражданский служащий не только на словах, но и на деле защищал права и свободы человека и гражданина.

Принцип равного  доступа к государственной гражданской службе тоже является конституционным и означает равный доступ граждан к государственной гражданской службе независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, и т.п.

Принцип профессионализма и компетентности обязывает государственных  гражданских служащих:

- быть постоянно  готовыми к осуществлению должностных  правомочий;

- хорошо знать  предмет собственной государственно-служебной  деятельности;

- знать свои права и обязанности, активно, в полной мере и качественно осуществлять функции и полномочия, предусмотренные законодательством должностными положениями и инструкциями;

- владеть правилами  и процедурами деятельности в  органах государственной власти;

- иметь общую  и профессиональную подготовку;

- знать юридические  и нравственно-этические нормы  в сфере служебной деятельности.

Осуществление этого принципа обеспечивается множеством законодательных и иных нормативных  правовых актов. Положение государственных гражданских служащих в значительной степени зависит от них самих, поэтому они должны стремиться к достижению максимально высокого уровня своей профессиональной деятельности.

Можно выделить еще принцип защиты государственных  гражданских служащих от неправомерного вмешательства в их профессиональную служебную деятельность как государственных органов и должностных лиц, так и физических и юридических лиц.

 

Вопрос  №14 Государственная гражданская служба субъектов РФ

Государственная служба трактуется в законодательстве и доктринальных источниках в двух основных значениях: как вид деятельности и как правовой институт в системе административного или служебного права. В литературе определено понятие государственная гражданская служба Российской Федерации и субъекта Российской Федерации, и обозначены ее особенности по сравнению с иными видами государственной службы: военной и правоохранительной. Отмечено, что в региональном законодательстве термин «государственная гражданская служба субъекта Российской Федерации» трактуется аналогично федеральным актам, различия заключаются только в наименовании субъекта. К примеру, согласно ст. 5 Закона Московской области о государственной гражданской службе «государственная гражданская служба Московской области - вид государственной службы, представляющий собой профессиональную служебную деятельность граждан Российской Федерации на должностях государственной гражданской службы Московской области по обеспечению исполнения полномочий органов государственной власти Московской области, государственных органов Московской области, и лиц, замещающих государственные должности Московской области (включая нахождение в кадровом резерве и другие случаи)» Закон Московской области «О государственной гражданской службе Московской области» от 11 февраля 2005 года №39/2005-ОЗ // Ежедневные Новости. Подмосковье. 2005. № 31..По мнению специалистов, сущность государственной службы как правового института предполагает решение двух важных задач.

Во-первых, реализацию Конституции и законов Российской Федерации, законодательства субъектов Федерации, обеспечение национальной безопасности с учетом интересов регионов, а также государственного суверенитета, экономической самостоятельности, духовно-нравственной самобытности народов. Такие функции эффективно может выполнять лишь высокопрофессиональный, стабильный, рационально выстроенный и организационно продуманный и вместе с тем в экономическом и правовом отношении обеспеченный аппарат государственных органов.

Во-вторых, деятельность на основе специального законодательства как совокупности юридических норм, правил и процедур, регулирующих отношения, связанные с организацией государственной службы и выполнением стоящих перед ней задач.

Государственная служба как правовой институт представляет собой совокупность юридических норм, регулирующих становление, организацию и функционирование объединения государственных служащих, их поведение и деятельность по реализации Конституции и законов Российской Федерации, а также правовой статус государственных служащих.

Требования к государственной службе как комплексному правовому институту находят отражения в целях, функциях, принципах, структуре государственной службы, формах и методах ее осуществления. Основной целью государственной службы как правового института является обеспечение выполнения законодательства страны, создание благоприятных правовых, организационных и социально-экономических условий для нормального функционирования государственного аппарата. Имеется в виду правовое регулирование не только внешних отношений со всеми институтами гражданского общества и государственными структурами, но и внутриаппаратных отношений.

 Внешние отношения охватывают связи государственного аппарата и государственных служащих с гражданами и институтами гражданского общества, между государственными органами и органами местного самоуправления, предприятиями и учреждениями. В основном это является предметом административного права.

Внутренние отношения - это связи, возникающие по поводу поступления граждан на государственную  службу, прохождения службы, организации служебного и внеслужебного времени, денежного содержания, установления льгот и гарантий, отставки и увольнения со службы. Эти отношения регулируются нормами права не только административного, но и трудового, финансового, гражданского и других отраслей права.

Под правовым регулированием государственной службы специалисты  в области служебного права понимают нормативно-организационное воздействие  на служебные отношения в процессе их становления, с целью их охраны, упорядочения и развития в соответствии с потребностями государства и общества.

Информация о работе Государственное и муниципальное управление