Государственная собственность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2012 в 17:23, курсовая работа

Описание

Государственная собственность относится к числу наиболее важных и сложных проблем экономической теории. История экономической жизни общества в периоды повышенной социальной активности ведет, как правило, к перераспределению объектов и прав собственности. Переходная экономика России служит подтверждением этой исторической традиции.

Содержание

Введение 3
1. Сущность государственной собственности, как экономической категории.
1.1. Понятие государственной собственности. 5
1.2. Исторические аспекты государственной собственности. 9
2. Преимущества и недостатки государственной собственности.
2.1. Формы собственности. 16
2.2. Понятие форм собственности. 22
3. Тенденции и перспективы развития государственной собственности в РФ
3.1. Эффективное использование государственной собственности. 28
3.2. Проблема собственности и ее изменений в ходе либеральных экономических реформ 32
Заключение 36

Список использованной литературы
37

Работа состоит из  1 файл

курсовая работа по эконом.теории Государственая собственность.docx

— 72.56 Кб (Скачать документ)

     - Предприятия добывающей промышленности, за исключением добычи местного  сырья (определяемого в соответствии  с законодательством Российской  Федерации).

     - Предприятия топливно-энергетического  комплекса.

     - Предприятия и объекты электроэнергетики

     - Предприятия и объекты отраслей  железнодорожного, воздушного и  трубопроводного транспорта, речного  и морского флота, предприятия газификации.

     Федеральные автомобильные дороги общего пользования  и обслуживающие их организации.

     - Предприятия связи, телевизионные  и радиопередающие центры.

     - Государственные племенные и  конные заводы и совхозы, селекционно-гибридные  центры, государственные семенные  инспекции и лаборатории по  сортоиспытанию сельскохозяйственных  культур, сортоиспытательные станции  и участки, предприятия и хозяйства  по производству ценных и анадромных видов рыб, серпентарии.

     Прочие  объекты:

     - Предприятия фармацевтической промышленности, промышленности медико - биологических  препаратов.

     - Предприятия и организации по  производству спиртовой и ликеро - водочной продукции.

     В соответствии с Указом Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и  структуре федеральных органов  исполнительной власти» Правительством РФ было установлено:

     1. что Федеральное агентство по  управлению федеральным имуществом  является федеральным органом  исполнительной власти, осуществляющим  функции по управлению федеральным  имуществом, в том числе в области  земельных отношений, функции  по оказанию государственных  услуг и правоприменительные  функции в сфере имущественных  отношений.

     2. что Федеральное агентство по  управлению федеральным имуществом  находится в ведении Министерства  экономического развития и торговли  Российской Федерации.

     3. что Федеральное агентство по  управлению федеральным имуществом  осуществляет свою деятельность  непосредственно и через свои  территориальные органы.

     4. что основными функциями Федерального  агентства по управлению федеральным  имуществом в пределах установленных  полномочий являются:

     - проведение единой государственной  политики в области имущественных  и земельных отношений;

     - осуществление полномочий собственника  в пределах и в порядке, определенных  федеральным законодательством,  в отношении имущества федеральных  государственных унитарных предприятий  и государственных учреждений (за  исключением полномочий собственника, которые в соответствии с законодательством  РФ осуществляют иные федеральные  агентства), акций (долей) акционерных  (хозяйственных) обществ и иного  имущества, составляющего казну  РФ, а также полномочий по изъятию  у учреждений и казенных предприятий  излишнего, неиспользуемого либо  используемого не по назначению федерального недвижимого имущества, передаче федерального имущества физическим и юридическим лицам, приватизации (отчуждению) федерального имущества;

     - разграничение государственной  собственности, в том числе  на землю, на собственность  РФ, собственность субъектов РФ  и собственность муниципальных  образований;

     - осуществление полномочий собственника  имущества должника - федерального  государственного унитарного предприятия  при проведении процедур банкротства;

     - защита имущественных и иных  прав и законных интересов  РФ при управлении федеральным  имуществом и его приватизации  на территории РФ и за рубежом;

     - осуществление учета федерального  имущества и ведение реестра  федерального имущества.

     5. Установлена предельная численность  работников центрального аппарата  Федерального агентства по управлению  федеральным имуществом в количестве 530 единиц (без персонала по охране  и обслуживанию зданий) и предельную  численность работников территориальных  органов в количестве 3251 единицы  (без персонала по охране и  обслуживанию зданий). 
 
 
 
 
 

    1.2. Исторические  аспекты государственной собственности.

     Первые  упоминания о государственной собственности  упоминаются в одном из первых памятниках древнерусского права «Русской Правде», сохранившей свое значение и в более поздние периоды истории, и не только для русского права.

     Первый  текст был обнаружен и подготовлен  к печати выдающимся русским историком  В. Н. Татищевым в 1736 г.

     Там впервые упоминается государственной  собственности - землях, обложенных данью. Они формировались путем «окняжения», военных захватов. Государственные  земли сохранялись на Руси столетиями и были важным источником пополнения казны. Часть земель князь передавал  приближенным.

     Доходы  князя состояли из дани с населения, штрафов за преступления, изымаемых  в пользу князя, торговых пошлин и  доходов с имений, которые обрабатывались преимущественно трудом княжеской  челяди.

     Главной задачей княжеской администрации  был сбор дани с подвластного населения - полюдье.

     Для сбора пошлин и тарифов, судопроизводства и управления княжеским дворцовым  хозяйством постепенно сложился аппарат  управления. Вначале имела место  численная, десятичная система управления, выросшая из военной организации.

     Именно  начальники воинских, подразделений - десятские, сотники, тысяцкие - стали  теперь возглавлять соответствующие  звенья государства

     Дворцово-вотчинная  система включала две части: 1) управление дворцом во главе с дворским, имевшим  многочисленных слуг; 2) пути, обеспечивавшие специальные нужды князя и  его окружения

     Постепенно  система дворцо-вотчинных органов  превращалась из органов, обслуживавших  личные нужды князя, в общегосударственные  учреждения, т. е. выполняла важные задачи по управлению всем государством.

     Право государственной собственности  в законодательстве Петра I во многом сохраняло черты чисто феодального  института. Монарх имел право ограничивать свободу распоряжения собственностью. Петр I укреплял систему государственных  монополий, государство продолжало сохранять право преимущественной покупки товаров, продукции отечественных заводов и фабрик. Недра фактически объявлялись собственностью государства, для их разработки частными лицами нужно было получить разрешение. Строительство частных заводов осуществлялось под контролем государства и субсидировалось им.

     Екатерина II, идя навстречу пожеланиям дворян, отменила все эти ограничения  пользования собственностью. Дворяне  становились неограниченными собственниками и недр земли, и лесов.

     Значительное  внимание гражданское право уделяет  вопросам промышленности и торговли, созданию известных правовых гарантий для их деятельности. Так, для строительства  заводов по добыче и переработке  золота, серебра, меди государство "давало взаймы денег на строение". Мастеровые люди таких заводов освобождались  от налогов, военной службы.

     Интересно правовое положение этих промышленных предприятий - они считалась собственностью государства, монарха, которые как  бы давали их в пользование владельцам.

     Коренные  изменения в определении государственной  и муниципальной собственности  произошли после 24 октября 1917 г. когда  вооруженные силы большевиков и  их союзников - левых эсеров и анархистов захватили ключевые позиции в  Петербурге и блокировали Временное  правительство в Зимнем дворце.

     Прежде  всего, новая власть внесла серьезные  изменения в аграрный сектор экономики. 26 декабря 1917 г. II Всероссийский съезд  Советов рабочих и солдатских депутатов принял декрет "О земле", согласно которому помещичья собственность  на землю отменялась немедленно без  всякого выкупа Помещичьи имения, а также удельные, монастырские, церковные земли со всем их живым  в мертвым инвентарем, усадебными постройками переходили в распоряжение земельных комитетов и уездных  Советов крестьянских депутатов  впредь до Учредительного собрания.

     II Всероссийский съезд Советов  придал этому документу силу  закона. В "Наказе" содержались  следующие важнейшие положения  право частной собственности  на землю отменялось навсегда, земля не могла быть продаваема, покупаема, сдаваема в аренду  либо в залог, каким-либо другим  способом отчуждаема. Вся земля  обращалась во всенародное достояние  и переходила в пользование  всех трудящихся на ней. Все  недра, руда, нефть, уголь, соль  и т.д., а также леса и воды, имеющие общегосударственное значение, переходили в исключительное  пользование государства. Все  мелкие реки, озера, леса и прочее  переходили в пользование общин.  Земельные участки с высококультурными  хозяйствами - сады, плантации, питомники,  оранжереи и т.д. - не подлежали  разделу, превращались в показательные  и передавались в исключительное  пользование государства или  общин, в зависимости от размера  и значения их. Право пользования  землей получала все граждане  без различия пола, желающие обрабатывать  ее своим трудом. Наемный труд  не допускался. Устанавливалось  уравнительное землепользование. Земля  распределялась между трудящимися  по трудовой или потребительской  норме. Вся земля после ее  отчуждения поступала в общенародный  земельный фонд.

     В собственность государства перешли  земля, недра, леса, воды, предприятия  крупной, а затеи средней и  даже мелкой промышленности, железные дороги и т.д. В результате национализации сфера частной собственности  граждан резко сократилась. Государство  защищало собственность граждан, основанную на личном труде, но всячески притесняло собственников, эксплуатировавших  труд других. Сокращались договорные отношения. Вместе с тем еще в  декабре 1917 г, СНК подтвердил, что  все обязательства, возникающие  из договоров по поставкам и заготовкам продовольствия для армии, оставались в силе. Отношения между национализированными предприятиями строились в основном не на гражданском праве, а на административном.

     Декрет  ВЦИК "Об отмене наследования" от 27 апреля 1918 г. отменил наследование как по закону, так и по духовному  завещанию. После смерти владельца имущество, ему принадлежавшее, как движимое, так и недвижимое, становилось государственным достоянием РСФСР

     ГК  РСФСР от 22 мая 1922 года различал собственность: государственную, кооперативную, частную.

     Причем  земля, недра, леса, горы, железные дорога, их передвижной состав и летательные  аппараты могли быть исключительно  собственностью государства

     Предметом частной собственности могли  быть: муниципализированные строения, торговые предприятия, предприятия  промышленные с числом рабочих не выше установленного законом количества, орудии производства, ценности, не воспрещенные законом к продаже товары, предметы хозяйства и домашнего обихода  я всякое имущество, не изъятое из частного оборота. Собственностью кооперативных  организаций могли быть предприятия  с неограниченным числом работающих на них в отличие от частных  предприятий. Собственнику принадлежало в пределах, установленных законом, право владения, пользования и  распоряжения имуществом.

     В первые годы Советской власти объекты, принадлежащие на праве частной  собственности в городе, были огосударствлены  путем национализации. Согласно декретам и другим актам государственной  власти был ликвидирован класс частных  собственников, а их имущество стало  собственностью государства как  единого собственника.

     После коллективизации в деревне стало  две формы собственности: личная (подворье) и артельная (колхоз).

     Основы  гражданского законодательства Союза  ССР и союзных республик, а  также Гражданский кодекс РСФСР  сформулировали положения, в целом  отражавшие сложившуюся в стране систему имущественных отношений, в основе которых лежала государственная  и общественная собственность. Основы закрепляли государственную, кооперативно-колхозную  собственность, а также собственность  профсоюзных и иных общественных организаций.

     С появлением Закона СССР "О кооперации в СССР" от 25 мая 1988 г и развернувшейся в соответствии с его положениями  деятельностью кооперативов был  выдвинут тезис о многообразии форм собственности и их равноправном взаимодействии

     Итак, государственная собственность, признаваемая в советской науке центральным  институтом права, не могла быть в  действительности квалифицирована  как право собственности гражданско-правового  характера. Она была институтом административного  права. Однако восстановление права  государственной собственности  как цивилистической категории  не имеет ничего общего с ее приватизацией.

Информация о работе Государственная собственность