Государственная собственность в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 19:13, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы состоит в исследовании состояния и перспектив развития государственной собственности в России.
Реализация данной цели потребовала решения следующих задач:
изучить структуру, формы и функции государственной собственности;
рассмотреть характеристики государственной собственности в России;
выявить позитивные и негативные моменты увеличения доли государственной собственности в экономике государства;

Работа состоит из  1 файл

курсач за 1 курс.doc

— 286.00 Кб (Скачать документ)

Итоги приватизации в России не оправдали надежд, которые на нее возлагались в трудовых коллективах предприятий. И это не случайно. Неудачи в процессе преобразования отношений собственности закономерно проистекали из особенностей российской приватизации.

Решения о приватизации принимались не демократично, а директивно, т.е. не трудовыми коллективами, которые хорошо знали специфику своего предприятия, а Госкомимуществом.

Преобразование отношений  собственности шло только в одном  направлении – государственная  форма превращалась в частную. Все другие формы собственности игнорировались. В результате громадная доля общенародной собственности стала служить частным корыстным интересам.

Российская модель приватизации совершенно не учитывала экономическую  и социальную эффективность деятельности приватизируемых предприятий. Приоритетность социально-политических целей над экономическими была очевидной. Инициаторов приватизации не смущал резкий спад производства, банкротство и разорение предприятий.

В основу оценки имущества  приватизируемых предприятий была положена остаточная стоимость основных фондов, рассчитанная путем уменьшения величины их первоначальной стоимости на величину износа. При этом остаточная стоимость основных фондов оценивалась на базе оптовых цен 80-х годов. Все это привело к тому, что в условиях инфляции предприятия продавались за бесценок. В результате поступление средств от приватизации в федеральный и местные бюджеты оказалось ничтожно малым, но распродажа за бесценок (3 – 5 % от реальной стоимости) состоялась.

Российская приватизация прошла три этапа своего развития: ваучерный (чековый), денежный (послечековый) и залоговые аукционы. Первый этап стал символом общенародного обмана: миллионы людей собственниками не стали. Второй этап “стратегических” инвесторов не привлек, но приватизируемые предприятия перешли в собственность олигархов. Третий этап стал формой распродажи за бесценок самых крупных отечественных предприятий этим новоявленным олигархам. К настоящему времени сложилась критическая ситуация, которая может спровоцировать новое масштабное перераспределение прав собственности.24

1.4. Структура и формы государственной собственности.

Натурально-вещественная структура государственной собственности весьма важна. Мера влияния ее на экономику определяется не просто долей государственной собственности, но главным образом удельным весом этой собственности на вещественные факторы, которые используются в материальном производстве. В этом случае имеет значение тип экономического роста. В условиях рыночной экономики и при интенсивном характере общественного производства государственная собственность в основном сосредоточена в социальной сфере, ВПК, экологии.25

При государственной  собственности права собственника осуществляет государство. Государственная  собственность может выступать в следующих формах:

    1. федеральной собственности, являющейся имуществом, принадлежащим на праве собственности Российской Федерации, являющемся достоянием всех граждан РФ. К ней относятся: земля, ее недра, средства государственного бюджета, природные богатства, основные производственные средства, оборотные средства, информация, представляющие часть общенародной собственности, переданную по воле народа и решению органов народовластия в ведение и распоряжение федеральных органов на определенных условиях использования с одновременным делегированием ответственности;
    2. региональной собственности, переданной в ведение и распоряжение региональных государственных органов (собственность субъектов федерации);
    3. муниципальной собственности, право собственника которой принадлежит местным органам власти. К ней относятся: жилищный фонд, предприятия торговли, бытового обслуживания, транспортные предприятия и т.д.26

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава II. Состояние и перспективы развития государственной собственности в России.

2.1. Характеристика государственной собственности в России (в современной системе).

Если анализировать  характеристику госсобственности в  России на сегодняшний момент, то стоит  акцентировать внимание прежде всего  на рассмотрении деятельности корпорации «Росатом», находящейся в собственности государства и являющейся одной из крупнейших.

"Росатом" собирается построить  в Якутии комбинат по добыче  и переработке урана. Работы  по проектированию и строительству  комбината начнутся в Якутии  в 2009 году в местности Элькон  Алданского района Якутии. Это сообщил агентству «РИА Новости» генеральный директор ЗАО "Эльконский горно-металлургический комбинат" Александр Морозкин. Он напомнил, что исследовательские работы Эльконского месторождения урана проводятся с 2005 года.

По его словам, в год на заводе будет добываться по пять тысяч тонн урановой руды. Себестоимость якутского урана будет составлять не более 80 долларов за килограмм, в то время как на мировом рынке этот килограмм стоит от 170 до 250 долларов. Параллельно с урановой рудой, из месторождений будут извлекать золото и серебро, кроме этого, в этом районе обнаружен и молибден.

"Немаловажно и то, что благодаря  добыче урановой руды, планируется  трудоустроить более восьми тысяч  человек", - отметил собеседник  агентства.

Он добавил, что кроме комбината в Эльконском ураново-рудном районе будут построены социальные объекты и жилье для сотрудников, занятых в производстве. До строительства комбината, промышленной площадки, планируется также создать инфраструктуру: железнодорожную ветку от Томмота до Элькона, автомобильную дорогу и линию электропередачи Алдан - Томмот.

Средства на строительство комбината, а также объектов соцкультбыта и  инфраструктуры будут выделены из федерального и республиканского бюджетов, а также  за счет средств инвесторов.27

«Росатом» и Siemens объявили о намерении  создать СП, которое собирается разрабатывать  и строить АЭС по всему миру. Объединенная компания может стать  лидером мирового рынка ядерной  энергетики.

«Росатом» и Siemens в начале февраля 2009 года договорились о стратегическом сотрудничестве и создали рабочую группу для разработки программы совместной работы. «Мы являемся единственной компанией в мире, которая охватывает весь ядерный цикл, включая эксплуатацию АЭС, тогда как Siemens обладает ноу-хау в том, что касается традиционного оборудования для электростанций, а также опытом в области проектного менеджмента», — поясняют в госкорпорации. «В полноценном партнерстве с Siemens мы хотим стать лидерами мирового рынка ядерной энергетики», — отметил глава «Росатома» Сергей Кириенко. «Росатом» и Siemens подписали меморандум о взаимопонимании, предполагающий создание СП в области ядерной энергетики. Российская корпорация будет владеть в СП долей в 50% плюс одна акция.

СП собирается заняться разработкой проектов создания АЭС  по технологиям российского ядерного реактора типа ВВЭР (водо-водяной энергетический реактор), а также непосредственно строительством и модернизацией атомных электростанций. «Росатом» сейчас ведет сооружение 12 энергоблоков в России и за рубежом.

СП может начать работу в этом году. В немецкой компании надеются помогать «Росатому» продавать ВВЭР, в том числе и на зарубежных рынках, а также рассчитывают поставлять оборудование «неядерного острова» и не исключают совместного участия в тендерах на строительство АЭС. В компании подчеркнули, что Siemens в рамках этого СП будет производить оборудование на разных площадках, в том числе и в России. Михаил Лямин из Банка Москвы отмечает, что СП в большей степени может быть ориентировано на зарубежные рынки.28

Российским урановый холдинг "Атомредметзолото" (АРМЗ, структура корпорации "Росатом") приобрел уранодобывающие активы компании "Эффективная энергия Н.В.", что позволило "Росатому" консолидировать 100% российских активов по добыче урана в Казахстане.

Активы консолидированы в рамках реализации межправительственной российско-казахстанской "Комплексной программы сотрудничества в области использования атомной энергии в мирных целях", работа над которой ведется совместно с "Казатомпромом" по поручению руководства РФ и Казахстана.

Приобретение активов  компании "Эффективная энергия  Н.В." выводит "АРМЗ" на второе место  среди иностранных уранодобывающих  компаний, работающих в Казахстане, по объему сырьевой базы урана.

"Данная сделка позволяет  расширить успешное взаимодействие  России и Казахстана в уранодобывающей отрасли и будет способствовать укреплению энергетического потенциала наших стран. Урановый холдинг "АРМЗ" осуществляет урановые проекты на трех континентах, и приобретение высокоэффективных предприятий в Казахстане обеспечит дальнейшую диверсификацию деятельности холдинга и его сырьевой базы", - отметил генеральный директор "Атомредметзолото" Вадим Живов.

"АРМЗ"- компания, входящая  в структуру государственной  корпорации по атомной энергии  "Росатом". 23 января 2009 года "АРМЗ" заключил договор о приобретении активов компании "Эффективная энергия Н.В.", владеющей 50% российских долей ТОО "Каратау" и 25% акций российского пакета в АО СП "Акбастау". В результате ОАО "Атомредметзолото" консолидировало российские уранодобывающие активы в трех совместных с НАК "Казатомпром" предприятиях "Заречное", "Акбастау" и "Каратау" до уровня 50% в каждом. Конечным бенефициаром сделки выступает российская госкорпорация "Росатом".

"Комплексная программа  российско-казахстанского сотрудничества в области использования атомной энергии в мирных целях" предусматривает выход совместных предприятий "АРМЗ" и "Казатомпрома" на совокупный годовой объем добычи урана на территории Казахстана на уровне 6 тысяч тонн с перспективой развития до 8 тысяч тонн.29

Премьер-министр России Владимир Путин поддерживает дополнительную капитализацию госкорпорации "Росатом" на 50 млрд. руб. Об этом он сообщил на совещании по развитию атомной энергетики в Тверской области. В дальнейшем эти средства будут направлены в  дочерние структуры "Росатома" для финансирования их деятельности.

Премьер-министр также  отметил, что России необходимо довести  долю атомной генерации в общем  объеме производства электроэнергии до 25-30%, несмотря на финансовый кризис. Для  этого, подчеркнул Путин, необходимо соответствующее финансовое обеспечение, а также параллельное и своевременное развитие сетевого хозяйства.

"Госкорпорация "Росатом"  должна воспользоваться ситуацией  в экономике и снизить издержки  на строительство новых объектов", - заявил премьер-министр РФ Владимир Путин на совещании по вопросам развития ядерной энергетики в Тверской области, которое состоялось 15 апреля этого года. "Компания ("Росатом") изыскивает и должна изыскивать пути по оптимизации расходов. Ситуация на рынке благоприятствует этому: цены на металлы, на оборудование в целом дешевеют", - сказал Путин.

Премьер-министр также  обратил внимание на то, что развитие инфраструктуры в энергетике формирует "мощный заказ в смежных отраслях, сохраняет и генерирует рабочие  места". "Подсчитано, что на одного человека, занятого на строительстве атомного энергоблока, приходятся 10 человек, работающих в смежных отраслях. Поэтому, финансируя строительство АЭС, мы по факту осуществляем инвестиции в развитие сразу нескольких промышленных комплексов, оказываем им серьезную поддержку в период кризиса", - сказал премьер.

Еще одним важным объектом госсобственности, о котором хотелось бы поговорить подробнее является ВПК. В условиях кризиса для работников оборонных предприятий особенно важна уверенность, что завтра им не грозит увольнение. Такую уверенность дают так называемые длинные контракты. Еще несколько лет назад такого понятия, как «длинный контракт», вообще не существовало. Предприятия получали кредиты максимум на год. Руководству ВПК удалось убедить Минфин, что заключение длительных контрактов – это прямая экономия средств. И доказать это на практике. Последние два года долгие контракты на продукцию с длительным сроком изготовления используются. Они и прописаны законодательно, и действуют на практике, но далеко не на всю оборонку. Доля таких контрактов – 5-10 процентов. Хотелось бы, чтобы таких контрактов стало больше, но в то же время здесь нужен механизм жесточайшего контроля. Просто так кредитовать предприятие, не спрашивая с него результатов, нельзя. Это граничит с преступлением. Длинные контракты уже прижились в таких отраслях оборонки как ракетно-космическая, авиационная и судостроительная.

Некоторые интегрированные  структуры способствуют улучшению  деятельности оборонки в условиях кризиса. А именно: в атомной отрасли – госкорпорация, в ракетно-космической – там их несколько в составе Роскосмоса, в авиастроении – Объединенная авиастроительная корпорация, в судостроении – Объединенная судостроительная корпорация, в создании средств ПВО – на базе концерна «Алмаз-Антей», в производстве тактического ракетного вооружения и вертолетов. Но главное достижение связано с появлением корпорации «Ростехнологии», где будет 22 крупных холдинга по направлениям: оптика и электроника, стрелковое оружие и так далее. На подходе создание еще нескольких интегрированных структур. Это позволяет не «размазывать» средства поддержки и развития по тысячам оборонных предприятий, а перечислять их крупным интегрированным структурам. И с них же потом спрашивать за эффективность расходования средств. Государство не может вторгаться в производственный процесс огромного количества структур и руководить ими. С точки зрения менеджмента и управления гораздо проще работать с небольшим количеством организаций. Кроме того у этих структур появляется возможность маневра средствами. Если один холдинг в интегрированной структуре работает с большей эффективностью, а другой – с меньшей, то не надо принимать решение на уровне правительства. Это многократно повышает скорость управления. Мировой опыт подсказывает, что производство серьезной оборонной продукции – ракет, самолетов, подводных лодок – должно идти без внутренней конкуренции. Речь, разумеется, о конечной продукции. Но в кооперации второго и третьего уровня конкуренция должна быть. В том же двигателестроении желательно сохранить конкуренцию. И она у нас есть. Применительно к авиадвигателям – между московским «Салютом» и рыбинским «Сатурном». Это нормально.

Информация о работе Государственная собственность в России