Государственная собственность в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 19:13, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы состоит в исследовании состояния и перспектив развития государственной собственности в России.
Реализация данной цели потребовала решения следующих задач:
изучить структуру, формы и функции государственной собственности;
рассмотреть характеристики государственной собственности в России;
выявить позитивные и негативные моменты увеличения доли государственной собственности в экономике государства;

Работа состоит из  1 файл

курсач за 1 курс.doc

— 286.00 Кб (Скачать документ)

     Особым  направлением образования смешанных  форм собственности является  социализация отдельных форм: участие работников в управлении производством и распределением дохода; участие государственных и частных предприятий в обеспечении работников жильем, медицинским обслуживанием изменяет социальную сферу различных форм собственности.14

     Так  же существуют комбинированные формы. Современная экономика в поисках эффективного функционирования и реализации проектов приходит к объединению различных форм собственности при сохранении каждой из них своего особого содержания. В результате образуются комбинированные формы. К ним могут быть отнесены современные предприятия, холдинги, финансово-промышленные группы, концерны, тресты и другие формы с равными правомочиями по управлению, распределению доходов и распоряжению имуществом.

      Образуя комбинированные формы,  каждый участник, представляющий ту или иную форму собственности, делегирует такой объем своих полномочий, который не ведет к утрате базового качества каждой из форм собственности.

      Акционерная собственность – это собственность многих физических (и юридических) лиц на единый процесс присвоения с неравномерно распределенными правами. Одни физические лица имеют право на пользование имуществом и на доход в форме зарплаты. Другие физические и юридические лица имеют право только на доход (владение привилегированными акциями). Третьи имеют право на доход и участие в управлении. Отдельные участники акционерного общества или их группа могут сконцентрировать реальные права, дающие экономическую власть (через контрольный пакет). Вместе с тем все участники акционерного общества так или иначе уступают права управления специальному органу и специальным людям, что в крупных компаниях, особенно с распыленным пакетом акций, приводит к обособлению функции управления и концентрации частной экономической власти в руках менеджеров.15

     До  сих пор речь шла о субъектах собственности в лице граждан, коллективов, организаций, народа той страны, которая обладает этой собственностью. Но на территории страны, в составе ее национального богатства может находиться собственность иностранных граждан, организаций, государств в виде объектов, целиком или частично принадлежащих иностранным субъектам. Такое собственническое проникновение, к которому в нашей стране проявляется крайне настороженное отношение как со стороны отдельных групп населения, так и в правительственных кругах, есть неизбежное следствие развития внешнеэкономических связей и включения страны в мирохозяйственную систему. Так что в число форм собственности правомерно включить иностранную собственность в изолированном виде или в виде части смешанной собственности (совместные предприятия). Объектом такой собственности могут быть прежде всего средства производства, здания, имущество, инвестиционный капитал, кредитованные средства, залоговое имущество.16

1.3. Государственная  форма собственности. Функции государственной собственности. Способы приватизации государственных предприятий в России.

Государственная форма собственности – это собственность, которой от лица государства распоряжаются органы государственной власти.  
      Земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью. Государственная собственность образуется за счет государственного строительства, средств госбюджета и национализации частных предприятий.

Имущество, находящееся  в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение на праве хозяйственного ведения и праве оперативного управления.

Отнесение государственного имущества к федеральной собственности и к собственности субъектов Российской Федерации осуществляется в порядке, установленном законом.

Некоторые объекты отнесены законом к исключительной собственности  России: золотой запас, алмазный и валютный фонды, имущество Вооруженных сил Российской Федерации, ресурсы континентального шельфа и т.д.

Таким образом, государственная собственность  – это форма собственности, при  которой имущество, в том числе средства и продукты производства, принадлежат государству полностью или на основе долевой либо совместной собственности. Государству могут принадлежать акции в акционерных обществах различных форм собственности; кроме того, государство может иметь в собственности любое имущество, необходимое для осуществления его функций. В Российской Федерации в соответствии с Законом о собственности 1990 государственная собственность выступает в виде федеральной собственности и собственности республик, входящих в Российскую Федерацию, автономных округов, автономной области, краев и областей.

Государственный сектор - часть смешанной экономики, полностью контролируемая государственными органами, находящаяся в собственности государства. В государственный сектор экономики входят: образование, национальная служба здравоохранения, социальные услуги, общественный транспорт, национальные и местные государственные предприятия и государственные корпорации.
 Государственное предприятие - предприятие, основные средства которого находятся в государственной собственности, а руководители назначаются или нанимаются по контракту государственными органами. Государственные предприятия получают основную часть своих доходов за счет продажи товаров и услуг, а не из государственного бюджета.

Государственный сектор экономики также включает в себя все экономические ресурсы, которыми владеет государство, и все организации, с помощью которых осуществляется государственное регулирование экономики. Это и государственный бюджет, государственные производственные предприятия, государственные организации в сфере управления, обороны, государственные земли.17

Функции государственной собственности.

Специфика любой формы  собственности в первую очередь  задается особенностями того "формообразующего" признака, по которому данная форма  выделяется из всей системы отношений  собственности. Таким "признаком" в данном случае является специфика природы государства как собственника, выразителя определенных интересов в обществе.

Прежде всего, государство  всегда в той или иной мере выражает интересы всего общества (общенародные интересы), так как является единственной организацией, обладающей необходимыми средствами для обслуживания достигнутого обществом уровня развития труда и производства. В этом качестве государственная собственность оказывается общественной формой собственности и противостоит частной, а государственный (общественный) сектор в экономике частному сектору.

 В самом общем  виде функции государственной  собственности соотносятся с  функциями государства, поскольку  она выступает как материальная  основа обеспечения деятельности  последнего. Однако диапазон ее  функционирования уже, чем у государства, так как для достижения своих целей государство не обязательно должно использовать государственную собственность. Это лишь один из инструментов регулирования государством всей системы общественных отношений. В связи с этим можно выделить два основных уровня функционирования и, соответственно, две группы функций государственной собственности:

    1. общесоциальные, связанные с обеспечением жизнедеятельности всех общественных подсистем (экономической, политической, идеологической и т.д.);
    2. социальные, связанные с регулированием условий жизни конкретного человека (гарантиями прав и свобод каждого человека, поддержанием необходимого уровня жизни населения, обеспечением минимального уровня оплаты труда, необходимого уровня условий труда и быта и т.д.).

Исторически эти функции, естественно, изменились вместе с изменением роли и места государства в общественной системе.

В то же время государство  всегда так или иначе обособлено от общества. Даже правовое государство  не тождественно гражданскому обществу. Поскольку посредством собственности реализуются интересы прежде всего ее субъекта, государственная собственность по своей природе способствует реализации в первую очередь корпоративных интересов самого государства, а не общественных интересов. В этом смысле нельзя отождествлять государственную и общественную формы собственности. Всегда имеет место тенденция к реализации государством в хозяйственной деятельности своих интересов - интересов специфического "надэкономического" частного собственника. Не создано надежного механизма реализации общественной собственности через государственную. Поэтому денационализацию, происходящую в странах Запада, можно рассматривать как проявление процесса социализации экономики, при котором отпадает необходимость в роли государства как опосредующего звена, сглаживающего противоречия чрезмерной концентрации капитала в руках узкого круга лиц, а соединение работника с основными средствами производства из опосредованного государством становится непосредственным. Например, во Франции около 25 % денационализируемых предприятий в сфере малого и среднего бизнеса переходят в собственность работников (система ESOP).18

 В России же, в  процессе приватизации, особенно  интенсивной в 1992-1994 гг. подавляющее  большинство предприятий стало  объектами частной собственности либо по классической капиталистической модели, либо в форме открытого АО.19

Государство устанавливает  правовой режим функционирования всех форм собственности, включая государственную. Особо актуальной является при этом проблема создания механизмов (прежде всего правовых), препятствующих использованию государственной собственности в корпоративных интересах той или иной государственной организации. В условиях переходной экономики государственная по форме собственность (например, акционерные общества с контрольным пакетом акций у государства) зачастую превращается в собственность корпоративно-капиталистическую лишь формально отличающуюся от собственности частных крупных акционерных обществ.20

Способы приватизации государственных предприятий в России.

Приватизация – формирование частной собственности через переход государственной собственности в частные руки (обычно путем передачи или продажи на различных условиях государственной или муниципальной собственности частным или коллективным хозяйствующим субъектам).

В качестве основных признаков  приватизации используются следующие:

    • переход прав собственности государства в пользу частных лиц (частного сектора) или смена государственной собственности на частную;
    • делегирование государственному предприятию права самостоятельного распоряжения имуществом;
    • полная продажа государственного предприятия частным лицам;
    • продажа части активов государственного предприятия.21

Перевод приватизации в  практическую плоскость предполагает выработку определенных критериев, согласно которым она может быть начата и осуществлена. Представляется, что таких критериев, наиболее полно соответствующих ситуации, может быть три.

Во-первых, приватизация должна сразу же стимулировать рост производства и изменение сложившейся  катастрофической экономической ситуации.

Во-вторых, приватизация должна способствовать широкому развитию технического прогресса во всех сферах хозяйства. Этот критерий следует выделить не только потому, что в условиях приватизации должны вырасти эффективность производства и снизиться затраты, но и потому, что приватизация и переход к рынку должны обеспечить выход производства на современный мировой уровень, иначе они теряют экономический смысл.

В-третьих, приватизация должна соответствовать реальным тенденциям и содержанию достижения социальной справедливости.22

Организатором приватизации выступал Государственный комитет  имущества Российской Федерации (Госкомимущество РФ), продавцом – Фонд федерального имущества, покупателями – юридические и физические лица.

Способ приватизации характеризует механизм смены собственника, посредством которого происходит переход от государственной к акционерной и частной собственности. Превалирующим признаком способа приватизации служит мера платности за передачу приватизируемого объекта во владение новому собственнику. Одновременно способ отражает методы, организацию, технологию процесса перехода от одной формы собственности к другой.

Разумеется, нельзя приватизировать  все государственные предприятия  во всех отраслях народного хозяйства. Не могут быть переданы в частную  собственность такие объекты, как  недра, леса, водные ресурсы, военное  производство, образовательные учреждения и т.п.

Способы приватизации отличаются в зависимости от вида объектов приватизации.

В ходе формирования приватизационной политики, выработки путей приватизации государственной собственности выделились три генеральных направления приватизации государственных и муниципальных российских предприятий.

Первый способ опирается на идею безвозмездной передачи права собственности на имущество приватизируемых государственных предприятий всем российским гражданам.

Взамен физического  деления приватизируемых объектов разделили их стоимость, исчисленную в ценах 1991 г. На каждого россиянина пришлось по 10 000 рублей. На эту сумму каждому жителю России выдали приватизационный чек, названный затем ваучером.

Ваучеры сыграли свою роль в качестве талонов на приватизацию, облегчивших процесс перехода от государственной собственности к акционерной и частной, но они не могли создать условий всеобщей, равноправной и справедливой приватизации посредством раздела государственного имущества.

Второй способ приватизации заключается в безвозмездной передаче собственности на имущество государственных предприятий их трудовым коллективам. При таком способе имущество в его денежной форме, преобразованной в акции, делится между работниками предприятия, включая и работавших на нем пенсионеров.

Третий способ приватизации государственных предприятий заключается в продаже их имущества тому, кто обладает средствами для выкупа.

Реальная российская практика приватизации государственных  предприятий пошла по пути комбинирования указанных способов. Акции приватизируемых предприятий стало возможным приобретать и на ваучеры, и на “живые” деньги, а коллективам приватизируемых предприятий были предоставлены льготы в виде возможности получить часть акций бесплатно, а часть – на выгодных условиях.23

Информация о работе Государственная собственность в России