Фондовый рынок в России и потенциал его развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2011 в 19:14, курсовая работа

Описание

В повышении эффективности производства в условиях рыночной экономики важнейшее значение имеет способность предприятий гибко использовать рыночную ситуацию и меры регулирования. В настоящих условиях одним из важнейших условий эффективного производства является эффективное управление процессом финансирования предпринимательской деятельности. Иначе говоря, руководство предприятий должно стремиться к наиболее оптимальному использованию свободных финансовых ресурсов, которое позволило бы предприятию получить максимальную прибыль.

Содержание

Введение………………………………………………………………………3
Понятие ценных бумаг и рынка ценных бумаг……………………….5
Структура рынка фондового рынка и виды фондовых рынков…………………………………………………………………5
Виды ценных бумаг…………………………………………………………………..12
Проблемы российского рынка ценных бумаг…………………………………………………………………..15
Современное состояние российского рынка ценных бумаг
и перспективы его развития……………………………………………...19
История развития рынка ценных бумаг…………………………………………………………………..19
Акции, облигации, векселя…………………………………………………………….......25
Перспективы развития российского фондового рынка…………………………………………………………………..29
Развитие мировых рынков ценных бумаг……………………………….33
Работа рынка ценных бумаг в США………………………………………………………………..….33
Тенденции развития мировой экономики и фондовый рынок России………………………………………………………………….42
Заключение…………………………………………………………………....43
Список литературы………………………

Работа состоит из  1 файл

курсовая работа(последняя версия).docx

— 91.85 Кб (Скачать документ)

         Обязательными реквизитами переводного векселя являются:

- наименование “ вексель”;

- простое и ничем не обусловленное предложение уплатить определенную сумму;

- наименование того, кто должен платить (плательщика);

- указание о сроке платежа;

- указание места, в котором должен быть совершен платеж;

- наименование того, кому или по приказу кого платеж должен быть совершен;

- указание формы и места платежа;

- подпись того, кто выдает вексель (векселедателя).

         Исключения составляют следующие случаи:

- если срок платежа в векселе не указан, то он рассматривается, как подлежащий оплате по предъявлении;

- при отсутствии особого указания место составления документа считается местом платежа, соответствующим месту нахождения должника (векселедателя);

- отсутствие в векселе указания о месте его составления означает, что он оформлен в месте, обозначенном рядом с наименованием векселедателя.  

2.3.Перспективы развития российского фондового рынка.

     Регулирование рынка ценных бумаг  поощрило ориентацию основных  его профессиональных участников  на крупных клиентов – в  основном на западные фонды  и банки. Это совпадало с  экономической целесообразностью  – работать с несколькими крупными  клиентами намного выгоднее и  дешевле, чем с множеством мелких. В результате возникшие на волне приватизации формы работы, ориентированные на мелких держателей ценных бумаг, такие как фондовые магазины, не получили развития. Торговлю же в банках облигациями сберегательного займа нельзя признать успешной, в первую очередь потому, что котировки сильно отличались от биржевых и вместе с эмиссией банков делали эти бумаги не слишком привлекательными.

     Между тем, по разным оценкам, сбережения населения, хранящиеся дома (как правило, в долларах), составляют 40-60 млрд. долл. Понятно, что все их привлечь в реальный сектор невозможно, но 30-40% из этих средств, которые вполне могут быть мобилизованы, составляют от 15 до 25 млрд. долл. Они могли бы снять проблему дефицита оборотных средств и инвестиций в промышленности и в сельском хозяйстве.

     Задача превращения этих средств  в инвестиции стоит давно и  понятна многим, но пути ее  решения остаются далеко не  очевидными. Так, леворадикальной частью Думы был проведен закон № 116 ФЗ от 20.06.1998 г. «О государственном контроле за соответствием крупных расходов на потребление физическими лицами доходам», который по существу, прямо запрещает хранить дома денежные средства свыше некой минимальной суммы, а, значит, невольно (или сознательно) превращает если не всю, то большую часть населения в невольных преступников.  

Современные политические факторы развития российского  фондового рынка.

     Политические факторы, воздействующие на российский фондовый рынок, можно разделить на 4 группы:

1. Политика  государства непосредственно в  отношении фондового рынка; 

2. Экономическая  политика в целом; 

3. Политическая  ситуация в стране. Эта группа  факторов объединяет наиболее  «популярные» факторы, такие как: 

* Отношения  между влиятельными группами  капиталов 

* Отношения  между центром и регионами 

* Отношения  между преступностью и легальной  частью общества 

* Состояние  государственной власти 

* Преобладающие  настроения общества 

4. Факторы,  связанные с международной конкуренцией. Их роль по мере развития  процессов глобализации постепенно становится определяющей.

     Проблемой последних нескольких лет является качественное изменение факторов этой группы: если раньше Россия конкурировала за инвестиции с другими «развивающимися рынками», то сегодня она оказалась вовлеченной в значительно более жесткую конкуренцию с США.

     Особо важными качествами, определяющими характер влияния на фондовый рынок каждого из перечисленных факторов, являются прозрачность, предсказуемость, разумность «правил игры» и склонность к их выполнению. Все эти качества в совокупности и создают «доверие» инвесторов.

    Это тем более важно, потому что по сути фондовый рынок является рынком ожиданий: главное не сама ситуация с описанными факторами, а направление и интенсивность ее изменения. Надежда на успех, как правило, оказывается важнее самого успеха.

     В России же политическая ситуация была и остается крайне нестабильной вот уже на протяжении длительного периода, что крайне негативно сказывается на ожиданиях потенциальных инвесторов, результатом чего является продолжение оттока капитала из страны. Внешне это проявляется:

* В росте  популярности «серых» схем вывоза  капиталов из страны 

* Во  взлете популярности «конверсионных»  бумаг Министерства Финансов  РФ: так в мае 2000 г. инвесторы  были готовы платить 8.5-9% от  их номинала, чтобы в ноябре  конверсировать в валюту по  текущему курсу и вывезти средства  из страны

* в «скачке  доходности» при удлинении срока государственных бумаг

     На основании вышесказанного, можно сделать вывод, что субъекты экономики не доверяют российскому государству и боятся его, чем и объясняется отсутствие роста на фондовом рынке России.

     Необходимо также учитывать, что политические факторы, определяющие состояние российских фондовых рынков, переместились за ее пределы. Сегодня на российский фондовый рынок впервые начали оказывать определяющее влияние не отдельные внешнеэкономические события, а внешние отношения сами по себе, политический курс других стран как таковой.

     Прежде всего, в 2000 г. начнется общее ухудшение состояния фондовых рынков развивающихся стран, вызванное ориентацией США на привлечение иностранных капиталов для компенсации растущего торгового дефицита.

     В 1998 г. он составлял 280 млрд. $, в 1999 г. – 340 млрд. долл., а в 2000 г. прогнозируется уже на уровне 420 млрд. олл., соответственно это составляет 2.5, 3.7 и 4.3% ВВП. В 2001 г. дефицит торгового баланса США, как предполагается, возрастет до 4.4%.

     Это потребует нарастания притока капиталов в США, осуществляемых, в первую очередь, в виде портфельных вложений. Неустойчивость этих потоков, с одной стороны, и видимое отсутствие резервов дальнейшего роста фондового рынка США, с другой - определяют объективную здачу, стоящую перед США: добиться того, чтобы при любом состоянии американского фондового рынка, он все равно оставался бы наиболее привлекательным для капиталов всего мира.

     В этой ситуации Россия окажется в значительно худшем положении по сравнению с другими развивающимися странами не только из-за сложившейся неустойчивой политической ситуации в стране, но и в силу особенностей внутриполитической жизни самой Америки, в первую очередь, из-за президентской кампании.

     На данный момент, ситуация такова, что победа демократов вовсе не является очевидной, и этому в немалой степени поспособствовали ряд политических скандалов, связанных с Россией и одним из кандидатов в президенты США от демократической партии А. Гором.

     Даже если победа останется за демократами, слово «Россия» появится в словаре инвесторов не ранее 21.01.2001 г. – дня инаугурации президента США. Соответственно, до этого момента не стоит ждать оживления на российском фондовом рынке…

    В случае же победы республиканской  партии, такого оживления в будущем  может и не произойти никогда. 

      Из всего вышесказанного следует сделать вывод, что сегодня, чтобы работать на российском фондовом рынке, нужен учет процессов не только российской и международной, но и внутриамериканской политики, оказывающей на нас достаточно ощутимое влияние. 
 
 
 

3. Развитие  мировых рынков ценных бумаг

  3.1.Работа рынка ценных бумаг в США.          

       В настоящее время в развитых западных странах различают две модели фондовых рынков: американскую и европейскую.

       Более эффективной и глубоко продуманной считается американская модель, к созданию которой стремится большинство стран, еще только формирующих свои фондовые рынки. Американская модель отличается от европейской прежде всего глубоким вмешательством государства в регулирование рынком ценных бумаг.

       Начало  государственного регулирования рынка  ценных бумаг в США относится  к периоду “Великой депрессии” 1929-1933 гг., и вот уже больше 60 лет является предметом пристального внимания правительственной администрации.

       Федеральное законодательство о ценных бумагах  представляет собой шесть основных законодательных актов, принятых между 1933 и 1940 годами и систематически дополнявшихся  в последующие годы. Это закон о ценных бумагах (1933г.); Закон о ценных бумагах и биржах (1934г.); Закон о холдинговых компаниях по коммунальному обслуживанию (1935г.); Закон о контрактах между держателями акций и компаниями-эмитентами (1939г.); Закон об инвестиционных компаниях (1940г.); Закон о предоставлении консультаций по инвестированию (1940г.). В 1970 году к ним прибавили еще ряд законов , в том числе Закон о защите интересов инвесторов на рынке ценных бумаг .

       Основная  цель Акта о ценных бумагах 1933 года состояла в обеспечении всех участников фондового рынка полной и достоверной  информацией позволяющей обоснованно  принимать инвестиционные решения. Для этого требовалось, чтобы любая ценная бумага до ее выпуска на рынок проходила государственную регистрацию. Первоначально регистрация поручалась Федеральной комиссии по торговле, а с 1934 г. - Комиссии по ценным бумагам и биржам . Закон об обязательной регистрации действует и в настоящее время .

       В США существует типовая форма  регистрационного документа. В нем содержатся сведения об эмитенте: его имя, название фирмы, вид бизнеса, информация о его имуществе и условиях выпуска ценных бумаг. Обязательно представляется финансовая отчетность: баланс эмитента, составленный не ранее, чем за три месяца до предполагаемого выпуска ценных бумаг, и такого же рода сводный отчет за истекшее пятилетие. Проверкой правдивости этой информации занимаются специальные аудиторы. Они контролируют составление регистрационных документов, проводят сравнительный анализ результатов деятельности различных фирм как за текущий, так и за предыдущие годы .

       Закон 1933 года предусматривает ответственность за дачу ложных сведений, виновные подвергаются либо административному расследованию, либо судебному разбирательству. Вместе с тем каждый эмитент ценных бумаг имеет право обжаловать решение регистрационного органа и обратиться в Апелляционный суд США .

       Принятие  в США в 1934г. “Закона о ценных бумагах и биржах” сопровождалось созданием при Конгрессе  “Комиссии  по ценным бумагам и биржам” (КЦББ) .Она несет основную ответственность за применение и соблюдение федеральных законов о ценных бумагах . 

       Среди перечисленных выше федеральных  законов о ценных бумагах  особое место занимает Закон 1970 года о защите интересов инвесторов на рынке ценных бумаг. На основе этого закона создана “Корпорация по защите инвесторов”. Она может контролировать ликвидацию акционерных компании, испытывающих финансовые трудности , и обеспечивать выплаты по претензиям владельцев ценных бумаг этих фирм . Поставлены под защиту закона интересы брокеров, дилеров и других лиц, обслуживающих фондовые биржи . Вместе с тем , законом было установлено , что и брокеры , и дилеры, и другого рода агенты рынка несут ответственность за “скалпинг”, т.е. за неразрешенную спекуляцию и другие схожие с ней недобросовестные действия . В США имеют место и другие виды регулирования рынка ценных бумаг . Их арсенал пополняется и находится под постоянным наблюдением со стороны государства .

Информация о работе Фондовый рынок в России и потенциал его развития