Фирма в условия чистой конкуренции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 16:12, контрольная работа

Описание

Конкуренция- термин латинского происхождения, в буквальном переводе означает ’’сталкивание’’. Понятие конкуренции многозначно и не охватывается каким-либо универсальным определением. Конкуренция- это и способ хозяйствования, и такая форма существования капитала, при которой один индивидуальный капитал соперничает с другим. Конкуренция- соперничество, соревнование между выступающими на рынке товаропроизводителями за наиболее выгодные условия производства и сбыта товаров для получения на этой основе максимально возможной прибыли. Одновременно конкуренция- это механизм автоматического регулирования пропорций общественного производства. Являясь атрибутом рынка, конкуренция естественным путём возникает из рынка и одновременно служит непременным условием его существования и развития.

Содержание

1. Исторический процесс развития конкуренции. Виды и методы конкуренции.
2. Спрос на товары и услуги в условиях чистой конкуренции.
3. Установление цены и максимизация прибыли на конкурентном рынке
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Работа состоит из  1 файл

КР ЭТ.docx

— 171.43 Кб (Скачать документ)

Издержки конверсии, единовременные расходы покупателей, связанные с конверсией поставщиков. Издержки конверсии могут включать переобучение персонала, приобретение нового производственного оборудования, необходимость технического обслуживания, новый дизайн продукции и риск приостановки производства.

Нехватка каналов  перераспределения, которая может  воспрепятствовать появлению новых  конкурентов в торговле. Новым  участникам рынка приходится прибегать  к снижению цен, субсидированной  рекламе и другим стимулам, чтобы  убедить оптовиков принять их продукцию, что снижает их рентабельность.

Ряд препятствий  в виде дополнительных затрат не связаны  с экономией на объемах производства, а обусловлены наличием определенных действующих в отрасли преимуществ. В числе этих предприятий следует  указать: патентованную технологию производства; доступ к сырью на благоприятных условиях; выгодное месторасположение; первоочередное удовлетворение заявок на государственные субсидии; лидерство  в обладании ноу-хау или опытом.

Конкуренция среди  действующих на рынке компаний. Конкуренция  среди функционирующих на рынке  компаний следует схемам достижения более выгодного положения. Эти  схемы включают тактические приемы типа предложения товаров по сниженным  ценам, рекламных компаний, выброса  на рынок больших масс товаров, предоставления потребителям дополнительных услуг  и гарантий.

Портер отмечает ряд факторов, определяющих интенсивность  конкуренции:

большое число  конкурентов или примерное равенство  их сил;

медленный рост отрасли;

высокий уровень  постоянных издержек в виде накладных  расходов или стоимости товарно-материальных запасов;

отсутствие дифференциации;

количественный  скачок в мощностях;

различного рода конкуренты;

высокая стратегическая значимость;

высокие выходные барьеры.

Товары - субституты. Парахина В.Н. Стратегический менеджмент : учебник / В.Н. Парахина, Л.С. Максименко, С. В. Панасенко. - 2-е изд., стер. - М.: Кнорус, 2006. - 496 с. Все компании данной отрасли в широком смысле конкурируют с другими отраслями, которые поставляют продукцию, удовлетворяющую данный вид потребностей. Появление товаров - субститутов ограничивает возможности извлечения прибыли в данной отрасли, устанавливая потолок цен, которые могут запросить компании без снижения своей нормы прибыли.

Возможности потребителей. Потребители вступают в конкуренцию  с отраслью, стремясь снизить цены, приобрести товары или услуги более  высокого качества и сталкивая конкурентов  друг с другом; и все это делается за счет реализуемой в отрасли  прибыли.

Группа покупателей  обладает большой силой, если она  соответствует следующим критериям:

она сконцентрирована или покупает большие объемы относительно объемов продаж поставщиков;

продукция, которую  она покупает, представляет важную часть затрат или закупок в  отрасли производства;

продукция, которая  она покупает, стандартизована или  не дифференцирована;

она нечувствительна  к издержкам конверсии;

ее нормы прибыли  невелики;

она хорошо информирована.

Возможности поставщиков. Поставщики могут оказать давление, угрожая поднять цену или снизить  качество товаров или услуг. Поставщики, имеющие сильные позиции, могут  снизить прибыльность отрасли, которая  не в состоянии покрыть рост издержек путем повышения цен.

Группа поставщиков  считается сильной, если она соответствует  следующим критериям:

в ней доминирую  несколько компаний, концентрация в  ней выше, чем отрасли, которой  она продает свою продукцию;

ей не приходится конкурировать с заменителями продукции, которые она продает отрасли;

рассматриваемая отрасль не является одним из ее наиболее важных заказчиков;

ее продукция  имеет решающее значение для отрасли;

ее продукция  дифференцирована;

она представляет реальную угрозу для проникновения  покупателей в ее отрасль посредством  вертикальной интеграции.

Угроза появления  новых конкурентов

Угроза появления  товаров-субститутов.

Рис.3. Пять сил  конкуренции по М. Портеру

Альтернативный  метод. Данный метод основан на анализе  экономических, политических, социальных, технологических факторов, влияющих на привлекательность отрасли и  состояние конкурентной среды.

Экономическая среда. Одна из важнейших характеристик  рынка - покупательская способность  населения. Общий уровень платёжеспособного  спроса зависит от текущих доходов  населения, уровня цен, сбережений, долгов и доступность кредита.

Распределение доходов - пропорции распределения доходов  определяются отраслевой структурой экономики. Из четырёх известных типов отраслевых структур наша страна относится к  экспортирующей природные ресурсы. Данная структура, а так же политическая система России, распределяют доходы на очень низкие и очень высокие.

Абсолютные расходы  потребителей зависят от размеров сбережений, задолженности и возможностей получения  кредита. Все это может серьёзно сказаться на бизнесе.

Социальная среда - общество, в котором вырастает  человек, формирует его убеждения, ценности и нормы. Люди, практически  неосознанно, принимают устоявшийся  взгляд на мир, который и определят  их отношение к самим себе, к  другим, к природе и мирозданию.

Политическая  сфера состоит из законов, государственных  учреждений и влиятельных групп, воздействующих и ограничивающих деятельность организаций и отдельных граждан.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

КОНКУРЕНЦИЯ - это  состязание между производителями (продавцами) товаров, а в общем  случае -- между любыми экономическими, рыночными субъектами; борьба за рынки  сбыта товаров с целью получения  более высоких доходов, прибыли, других выгод (от лат. concurrentia - сталкиваться).

Целью данной работы является анализ эволюции понятия "конкуренция" с развитием экономических теорий, показать какую роль играет государство  в развитии и поддержании конкурентных отношений в рыночной среде.

В системе рыночных отношений покупатели свободно обмениваются благами на многих конкурентных рынках. Конкуренция является механизмом, который  решает все экономические проблемы общества.

Рыночный характер экономических отношений означает свободу выбора для покупателя и  продавца. Механизм рынка действует  через соотношение спроса и предложения, что предполагает необходимую подвижность  цен, конкуренцию товаров и, значит, товаропроизводителей. Конкуренция - это  неотъемлемая частью рыночной среды, необходимое  условие развития предпринимательской  деятельности.

Конкуренция возникла одновременно с товарным производством, однако лишь при капитализме она  превратилась в главный рычаг  рыночного регулирования общественного  производства.

Конкуренция одновременно имеет и положительные и отрицательные  стороны.

Позитивное влияние  конкуренции на экономику заключается  в следующем:

1. она способствует  развитию научно-технического прогресса,  постоянно заставляя товаропроизводителя  применять лучшие технологии, рационально  использовать ресурсы. Благодаря  конкурентной борьбе вымываются  экономически неэффективные производства, устаревшая техника, некачественные  товары;

2. она чутко реагирует  на изменение спроса, ведет к  удешевлению издержек производства, тормозит рост цен, а в ряде  случаев ведет к их снижению;

3. в известной  мере выравнивает норму прибыли  на капитал и уровень заработной  платы во всех отраслях национальной  экономики. 

К числу негативных сторон можно отнести:

1. придает бизнесу  определенную нестабильность, создает  условия для безработицы, инфляции  и банкротства; 

2. ведет к дифференциации  доходов и создает условия  для их несправедливого распределения; 

3. ее следствием  может быть перепроизводство  товаров и недогрузка мощностей  в периоды производственных спадов.

В годы плановой экономики  в нашей стране конкуренция не играла той роли, которая ей отводится  при рыночных методах хозяйствования. С точки зрения организации плановой экономики концентрация производства в монополиях считалась наиболее эффективным способом хозяйствования, а конкуренция - источником хаоса  и кризисов перепроизводства. Благодаря  этому российская экономика превратилась не только в систему высокомонополизированных производств, но буквально в сумму  гигантских промышленных натуральных  хозяйств, самостоятельно обеспечивающих себя всем необходимым: от вспомогательного производства до социальной сферы. В  конечном счете, всё это привело  к низкой эффективности производства, чрезмерно высокому уровню затрат, и, в некоторых отраслях к глубокому  технологическому отставанию от передовых  научно-технических разработок.

С переходом России на рыночные методы хозяйствования роль конкуренции в экономической  жизни общества значительно возросла.

Чем ожесточеннее конкуренция на внутреннем рынке, тем  лучше национальные фирмы оказываются  подготовленными к борьбе за рынки  за рубежом, и тем в более выгодном положении оказываются потребители  на внутреннем рынке и по уровню цен, и по качеству продукции. Ведь конкурентоспособная  продукция должна иметь такие  потребительские свойства, которыми бы она выгодно отличалась от сходной  продукции других конкурентов.

Поддержание конкурентной среды в РФ, как и во всех развитых странах в настоящее время, стало  важной задачей государственного регулирования  экономики. А значит, изучение конкуренции, ее роль в развитии рыночных отношений  является в настоящий момент важнейшей  задачей экономических исследований в нашей стране.

Глава 1. Конкуренция. Виды конкуренции.

1.1. Понятие и условия возникновения  конкуренции.

Конкуренция - это  соперничество, экономическая борьба, состязательность между продавцами - производителями за право получения  максимальной прибыли и между  покупателями при покупке товаров  за большую выгоду.

Конкурентная борьба способствует эффективному использованию  ограниченных ресурсов. Ресурсы распределяются по отраслям и видам производства таким образом, чтобы продукция, полученная от этих ресурсов, приносила  им прибыль. Она является регулирующей силой в условиях рынка. Адам Смит назвал ее «невидимой рукой».

Конкуренция выполняет  в рыночной экономике важнейшую  функцию - она принуждает производителей учитывать интересы потребителя, а  значит, и интересы общества в целом. В ходе конкуренции рынок из множества  товаров отбирает только те, которые  нужны потребителям. Именно их удается  продать. Прочие же остаются невостребованными, и производство их сокращается. Конкуренция  представляет собой конкретный механизм, с помощью которого рыночная экономика  решает фундаментальные вопросы: что, как и для кого производить?

Конкуренция играет важную роль в рыночных отношениях. Она стимулирует развитие экономики  и самих работников, деятельность самостоятельных единиц. Через нее  товаропроизводители как бы контролируют друг друга. Их борьба за потребителя  приводит к снижению цен, уменьшению издержек производства, улучшению качества продукции, развитию научно-технического прогресса.

Конкуренция представляет собой соперничество субъектов  хозяйственной деятельности для  достижения наиболее высоких результатов  в своих интересах. Как экономический  закон конкуренция выражает причинно-следственную связь между интересами субъектов  хозяйствования и результатами в  развитии экономики.

При наличии конкуренции  на рынке производители постоянно  стремятся снизить свои производственные затраты, чтобы увеличить прибыль. В результате повышается производительность, снижаются издержки и компания получает возможность уменьшить цены. Конкуренция также побуждает производителей улучшать качество товаров и постоянно увеличивать разнообразие предлагаемых товаров и услуг. Таким образом, производители вынуждены постоянно бороться с конкурентами за покупателей на рынке сбыта путём расширения и улучшения ассортимента высококачественных товаров и услуг, предлагаемых по более низким ценам. От этого выигрывает потребитель.

Основные условия  возникновения конкуренции:

1. полная хозяйственная  (экономическая) обособленность  каждого товаропроизводителя;

2. полная зависимость  товаропроизводителя от конъюнктуры  рынка;

3. противостояние  всем другим товаропроизводителям  в борьбе за покупательский  спрос.

Конкуренция - важнейший  элемент рынка, играющий роль в повышении  качества продукции, работ и услуг, снижении производственных затрат, в  освоении технических новинок и  открытий.

1.2. Функции конкуренции.

Конкуренция направляет ограниченные ресурсы в те отрасли  и виды деятельности, на продукцию  и услуги которых имеется спрос. Это называется аллокационной функцией или функцией размещения.

Инновационная функция  конкуренции заключается в стимулировании внедрения достижений науки и  техники, новых технологий, выпуска  новых видов продукции и услуг, повышения качества продукции и  услуг, и т.д.

Функция конкуренции, заключающаяся в создании условий  для получения доходов и прибыли  наиболее успешными предприятиями  и приводящая к банкротству предприятия, чья продукция и услуги не востребованы потребителем, называется распределительной.

Конкуренция является инструментом (средством), которое препятствует возникновению и существованию  устойчивой монопольной власти на рынке. Например, монополист может назначить  цену. В то же время конкуренция  предоставляет покупателю возможность  выбора среди нескольких продавцов. Чем совершеннее конкуренция, тем  справедливее цена. То есть конкуренция  обладает контролирующей функцией.

Информация о работе Фирма в условия чистой конкуренции