Фирма в условия чистой конкуренции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 16:12, контрольная работа

Описание

Конкуренция- термин латинского происхождения, в буквальном переводе означает ’’сталкивание’’. Понятие конкуренции многозначно и не охватывается каким-либо универсальным определением. Конкуренция- это и способ хозяйствования, и такая форма существования капитала, при которой один индивидуальный капитал соперничает с другим. Конкуренция- соперничество, соревнование между выступающими на рынке товаропроизводителями за наиболее выгодные условия производства и сбыта товаров для получения на этой основе максимально возможной прибыли. Одновременно конкуренция- это механизм автоматического регулирования пропорций общественного производства. Являясь атрибутом рынка, конкуренция естественным путём возникает из рынка и одновременно служит непременным условием его существования и развития.

Содержание

1. Исторический процесс развития конкуренции. Виды и методы конкуренции.
2. Спрос на товары и услуги в условиях чистой конкуренции.
3. Установление цены и максимизация прибыли на конкурентном рынке
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Работа состоит из  1 файл

КР ЭТ.docx

— 171.43 Кб (Скачать документ)

 

 

3. Согласно  традиционным теории фирмы и  теории рынков, максимизация прибыли  является основной целью фирмы.  Поэтому фирма должна выбрать  такой объем поставляемой продукции,  чтобы достичь максимальной прибыли  за каждый период продаж.

ПРИБЫЛЬ – это разница между валовым (общим) доходом (TR) и совокупными (валовыми, общими) издержками производства (ТС) за период продаж:

прибыль = TR – ТС.

Валовой доход – это цена (Р) проданного товара, умноженная на объем продаж (Q).

Поскольку на цену не влияет конкурентная фирма, то на свой доход она может повлиять лишь посредством изменения объема продаж. Если валовой доход фирмы  больше совокупных издержек, то она  получает прибыль. Если совокупные издержки превышают валовой доход, то фирма  несет убытки.

Совокупные издержки – это издержки всех факторов производства, использованных фирмой при производстве данного объема продукции.

Максимальная прибыль достигается в двух случаях:

а) когда  валовой доход (TR) в наибольшей степени  превышает совокупные издержки (ТС);  

 

б) когда предельный доход (MR) равен предельным издержкам (МС).

Предельный доход (MR) – это изменение в валовом доходе, получаемое при продаже дополнительной единицы объема выпуска. Для конкурентной фирмы предельный доход всегда равен цене продукта:

MR = Р.

Максимизация  предельной прибыли представляет собой  разницу между предельным доходом  от продажи дополнительной единицы  продукции и предельными издержками:

предельная  прибыль = MR – МС.

Предельные издержки – дополнительные издержки, приводящие к увеличению выпуска на одну единицу блага. Предельные издержки целиком представляют собой переменные издержки, ибо постоянные издержки не изменяются вместе с выпуском. Для конкурентной фирмы предельные издержки равны рыночной цене товара:

МС = Р.

Предельным  условием максимизации прибыли является такой объем выпуска продукции, при котором цена равняется предельным издержкам.

Определив предел максимизации прибыли фирмы, необходимо установить равновесный  выпуск продукции, максимизирующий  прибыль.

Максимально прибыльное равновесие это такое положение фирмы, при котором объем предлагаемых благ определяется равенством рыночной цены предельным издержкам и предельному доходу:

Р = МС = MR.

Максимально прибыльное равновесие в условиях совершенной  конкуренции иллюстрируется на рис. 1.

Рис. 1. Равновесный выпуск продукции конкурентной фирмы

Фирма выбирает такой объем выпуска, который  позволяет ей извлекать максимальную прибыль. При этом надо иметь в  виду, что выпуск, обеспечивающий максимальную прибыль, отнюдь не означает, что за единицу данной продукции извлекается  самая большая прибыль. Отсюда следует, что неправильно использовать прибыль  за единицу продукта в качестве критерия общей прибыли.

В определении  объема выпуска, максимизирующего прибыль, необходимо сравнивать рыночные цены со средними издержками.

Средние издержки (АС) – издержки в расчете на единицу произведенной продукции; равны общим издержкам производства определенного количества продукции, деленным на количество произведенной продукции. Различают три вида средних издержек: средние валовые (общие) издержки (АС); средние постоянные издержки (AFC); средние переменные издержки (AVC).

Соотношение рыночной цены и средних издержек производства может иметь несколько  вариантов:

• цена больше, чем средние издержки производства, максимизирующие прибыль. В этом случае фирма извлекает экономическую прибыль, т. е. ее доходы превышают все ее издержки (рис. 2);

Рис. 2. Максимизация прибыли конкурентной фирмой

• цена равна минимальным средним издержкам производства, что обеспечивает фирме самоокупаемость, т. е. фирма только покрывает свои издержки, что дает ей возможность получать нормальную прибыль (рис. 3);

Рис. 3. Самоокупаемая конкурентная фирма

• цена ниже минимально возможных средних издержек, т. е. фирма не покрывает всех своих издержек и несет убытки (рис. 4);

• цена опускается ниже минимальных средних издержек, но превышает минимум средних переменных издержек, т. е. фирма способна минимизировать свои убытки (рис. 5); цена ниже минимума средних переменных издержек, что означает прекращение производства, ибо потери фирмы превышают постоянные издержки (рис. 6).

Рис. 4. Конкурентная фирма, несущая убытки

Рис. 5. Минимизация убытков конкурентной фирмы

Рис. 6. Прекращение производства конкурентной фирмой

 

Таким образом, рынок совершенной конкуренции  состоит из большого числа продавцов, конкурирующих между собой. Каждый из них предлагает стандартную однородную продукцию многим покупателям. Объемы производства и предложения со стороны  отдельных производителей составляют незначительную долю общего выпуска, поэтому одна фирма не может оказывать заметного влияния на рыночную цену, но должна «соглашаться с ценой», принимать ее как заданный параметр.

Участники конкурентного рынка имеют равный доступ к информации, т.е. все продавцы имеют представление о цене, технологии производства, возможной прибыли. В  свою очередь, покупатели осведомлены  о ценах и об их изменениях. Существует свобода входа и выхода: любая  фирма, при желании, может начать производство данного товара или  беспрепятственно покинуть рынок

На рынке  с условиями чистой конкуренции  спрос на продукт отдельно взятой фирмы является абсолютно эластичным. При этом следует отметить, что  это утверждение по отношению  ко всем производителям какой либо отрасли не верно, так как все  они вмести могут оказать влияние  на объём производства, рыночную цену в отрасли производства.

На чисто  конкурентном рынке фирма в точке  равновесия устанавливает цену, которая  будет равна предельным издержкам  и одновременно равна средним  издержкам. Равенство цены и средних  издержек означает, что конкуренция  вынуждает фирму на конкурентном рынке производить товар в  точке минимума средних издержек и устанавливать цену, которая  соответствует этим издержкам. Очевидно, что в этом случае потребители  выигрывают от наиболее низких цен  на продукцию, при издержках преобладающих  в данное время. Кроме того, на конкурентном рынке отсутствуют издержки на рекламу, которые также ведут к снижению цены.

Совершенная конкуренция предполагает равный доступ всех фирм к ресурсам, в том числе  и к технологической информации. Поэтому в долгосрочном периоде  каждая фирма может выбрать и  реализовать наиболее эффектный  вариант производства, в результате чего кривые общих издержек всех фирм одной отрасли будут идентичны, и можно говорить, что в долгосрочном периоде отрасль состоит из одинаковых, или типичных, фирм.

Выбор конкурентной стратегии для фирмы, работающей на рынке совершенной конкуренции (или близком к нему) должен проводиться  с учётом основных характеристик  этого рынка, выбирая в основном из двух видов конкуренции - ценовой  и неценовой.

 

 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Базылев Н.И., Гурно С.П., Базылева  М.Н. Микроэкономика: Учеб. пособие/Н.И.  Базылев, С.П. Гурно, М.Н. Базылева. - М.: ИНФРА-М, 2003. - 206 с. 

2. Булатов А.С. Экономика: Учебник. 3-е изд., перер. и доп./Под ред.  д-ра экон. наук проф. А.С.Булатова. - М: Юристъ, 2000. - 896 с.

3. Видяпин В.И. Экономическая теория: Учебник/ Под ред. акад. В.И.  Видяпина, И.А. Добрынина, Г.П. Журавлевой, Л.С. Тарасевича. - М.: ИНФРА-М, 2002. - 714 с.

4. Ивашковский С.Н. Микроэкономика: Учеб. пособие/ С.Н. Ивашковский. - М.: Дело, 2002. - 416 с.

5. Ильенкова Н.Д., Беляевский И. К. Спрос: анализ и управление: Учеб. пособие для экон. специальностей вузов/ Н. Д. Ильенкова; Под ред. И. К. Беляевского - М.: Финансы и статистика. - 2000. - 254 с.

6. Микроэкономика/ Под ред. Е.Б. Яковлевой. - М.: АКАЛИС, 1997. - 336 с.

7. Основы микроэкономики: Учеб. пособие для вузов/Под ред. Проф. И.П. Николаевой. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. - 224 с.

8. Селезнёв В. Основы рыночной экономики Украины/ Учеб. пособие. - 2-е изд., доп. и перераб. - К.: Издательство А.С.К., 2003. - 656 с.

9. Тумакова С.В. Основы экономической теории. Политическая экономия/ Учеб. пособие. - К.: Фирма “Вiпол”, 1999. - 604 с.

 

 

30.09.2011г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В зависимости  от того, кто контролирует цены, различают  три вида конкурентных сред: (см. рис.2)

Рис.2. Виды конкурентной среды

Среда, где цены контролируются рынком, отличается высокой  степенью конкуренции, а также сходством  товаров и услуг. Именно здесь  фирме важно правильно установить цены, так как завышенные цены оттолкнут  покупателей и привлекут их к  конкурирующим фирмам, а заниженные не обеспечат условий деятельности.

Среде, цены в которой  контролируются фирмой, присущи ограниченная конкуренция, различия в товарах  и услугах. В этих условиях фирмам проще функционировать, получая  высокие прибыли, так как их продукция  вне конкуренции. И при высоких, и при низких ценах на свою продукцию  фирмы находят покупателей на рынке, выбор цены зависит только от стратегии и целевого рынка.

Среда, где цены контролируются правительством, распространяется на транспорт, связь, коммунальные услуги, ряд продовольственных товаров. Правительственные организации, уполномоченные контролировать цены, устанавливают  уровень цен после всестороннего  изучения информации от всех заинтересованных в данном товаре сторон - потребителей и производителей.

В настоящее время  ключевой задачей антимонопольного регулирования деятельности хозяйствующих  субъектов становится демонополизация  и всемерное содействие развитию конкурентной среды как на отдельных  товарных рынках, так и в масштабах  региональных экономик. Известно, что  в условиях переходного периода  формирование конкурентной среды подвержено сложному взаимодействию экономических, социальных и политических факторов, действующих подчас в прямо противоположных  направлениях на федеральном и региональном уровнях.

Разработанный документ может быть использован в следующих  ситуациях:

при анализе состояния  конкурентной среды на федеральных  и региональных товарных рынках;

при разработке программы  мер по преодолению барьеров входа  на товарные рынки, программ поддержки  предпринимательства и развития конкуренции;

для анализа социально-экономических  последствий принятия тех или  иных нормативных, воздействующих на состояние  конкуренции на товарных рынках;

при рассмотрении дел о нарушении антимонопольного законодательства;

при решении вопросов о предоставлении хозяйствующим  субъектам кредитных, финансовых и  налоговых льгот и др.

В данной методике оценка конкурентной среды проводится с использованием следующих коэффициентов:

коэффициент рыночной концентрации (CR) - процентное отношение  продаж определенного числа крупнейших поставщиков к общему объему продаж на данном товарном рынке. Рекомендуется  использовать уровень концентрации трех (CR-3), четырех (CR-4), шести (CR-6), восьми (CR-8), десяти (CR-10), двадцати пяти (CR-25) крупнейших продавцов.

индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана (HHI), показывающий сбалансированность фирм на рынке, - сумма квадратов долей, занимаемых на рынке всеми действующими на нем поставщиками.

В соответствии с  различными значениями коэффициентов  концентрации и индексов Герфиндаля-Гиршмана выделяются три типа рынка:

I тип - высококонцентрированные  рынки:

При 70% < CR-3 < 100%;

2000 < HHI < 10000.

II тип - умеренно  концентрированные рынки:

При 45% < CR-3 < 70%;

1000 < HHI < 2000.

III тип - низкоконцентрированные  рынки:

При CR-3 < 45%;

HHI < 1000

М. Портер выделил  пять сил конкуренции, которые определяют уровень прибыли в отрасли. Это:

Проникновение новых  конкурентов.

Угроза появления  на рынке товаров - субститутов, произведенных  по иной технологии.

Возможности покупателей.

Возможности поставщиков.

Конкуренция между  компаниями, уже укрепившимися на рынке.

Конкурентные  стратегии (деловые стратегии) происходят из понимания правил конкуренции, действующих  в отрасли и определяющих ее привлекательность. Целью конкурентной стратегии является изменение этих правил в пользу своей  компании. Правила конкуренции могут  быть представлены как пять сил конкуренции, показанных на схеме (рис.3).

Потенциальные конкуренты. Появление в отрасли новых  компаний ведет к росту производственных мощностей. Это может вызвать падение цен или повышение издержек и снижение их нормы прибыли.

Портер выделяет шесть препятствий для проникновения  на рынок новых конкурентов:

Экономия на масштабах  производства, которая означает сокращение издержек производства единицы продукции  и услуг по мере роста объемов  производства в единицу времени. Этот эффект отпугивает новых конкурентов, вынуждая их либо начинать дело в больших  масштабах, которые потребуют огромных инвестиций, либо подвергнуться сокрушительному  возмездию со стороны уже существующих предприятий.

Дифференциация  продукции, означающая, что действующие  в отрасли компании имеют известные  торговые марки и опираются на приверженность потребителей данной разновидности  товара, которая является результатом  маркетинга или существует по традиции. Новые конкуренты должны затратить  немало денег, чтобы сломать устойчивое предпочтение покупателей.

Потребность в  капитале, которая затрудняет начало дела в тех случаях, когда для  ведения конкурентной борьбы необходимы крупные средства. Это препятствие  может возрастать в зависимости  от о т действия фактора неопределенности. Капитал может потребоваться  не только для производства, но также  для расширения кредитов потребителям, наращивания активов и покрытия начальных расходов.

Информация о работе Фирма в условия чистой конкуренции