Фирма в условия чистой конкуренции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 16:12, контрольная работа

Описание

Конкуренция- термин латинского происхождения, в буквальном переводе означает ’’сталкивание’’. Понятие конкуренции многозначно и не охватывается каким-либо универсальным определением. Конкуренция- это и способ хозяйствования, и такая форма существования капитала, при которой один индивидуальный капитал соперничает с другим. Конкуренция- соперничество, соревнование между выступающими на рынке товаропроизводителями за наиболее выгодные условия производства и сбыта товаров для получения на этой основе максимально возможной прибыли. Одновременно конкуренция- это механизм автоматического регулирования пропорций общественного производства. Являясь атрибутом рынка, конкуренция естественным путём возникает из рынка и одновременно служит непременным условием его существования и развития.

Содержание

1. Исторический процесс развития конкуренции. Виды и методы конкуренции.
2. Спрос на товары и услуги в условиях чистой конкуренции.
3. Установление цены и максимизация прибыли на конкурентном рынке
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Работа состоит из  1 файл

КР ЭТ.docx

— 171.43 Кб (Скачать документ)

  ТЕМА 20:     ФИРМА В УСЛОВИЯХ ЧИСТОЙ КОНКУРЕНЦИИ

 

                                                     

                                             ПЛАН

  1. Исторический процесс развития конкуренции. Виды и методы конкуренции.
  2. Спрос на товары и услуги в условиях чистой конкуренции.
  3. Установление цены и максимизация прибыли на конкурентном рынке.

                           

 1.Конкуренция- термин латинского происхождения, в буквальном переводе означает ’’сталкивание’’. Понятие конкуренции многозначно и не охватывается каким-либо универсальным определением. Конкуренция- это и способ хозяйствования, и такая форма существования капитала, при которой один индивидуальный капитал соперничает с другим. Конкуренция- соперничество, соревнование между выступающими на рынке товаропроизводителями за наиболее выгодные условия производства и сбыта товаров для получения на этой основе максимально возможной прибыли. Одновременно конкуренция- это механизм автоматического регулирования пропорций общественного производства. Являясь атрибутом рынка, конкуренция естественным путём возникает из рынка и одновременно служит непременным условием его существования и развития.

Конкурентная борьба способствует эффективному использованию ограниченных ресурсов. Ресурсы распределяются по отраслям и видам производства таким  образом, чтобы продукция, полученная от этих ресурсов, приносила им прибыль. Она является регулирующей силой  в условиях рынка. Адам Смит назвал ее "невидимой рукой".

Конкуренция выполняет в рыночной экономике важнейшую функцию - она  принуждает производителей учитывать  интересы потребителя, а значит, и  интересы общества в целом. В ходе конкуренции рынок из множества  товаров отбирает только те, которые нужны потребителям. Именно их удается продать. Прочие же остаются невостребованными, и производство их сокращается. Конкуренция представляет собой конкретный механизм, с помощью которого рыночная экономика решает фундаментальные вопросы: что, как и для кого производить?

Конкуренция играет важную роль в  рыночных отношениях. Она стимулирует  развитие экономики и самих работников, деятельность самостоятельных единиц. Через нее товаропроизводители  как бы контролируют друг друга. Их борьба за потребителя приводит к  снижению цен, уменьшению издержек производства, улучшению качества продукции, развитию научно-технического прогресса.

Конкуренция представляет собой соперничество  субъектов хозяйственной деятельности для достижения наиболее высоких  результатов в своих интересах. Как экономический закон конкуренция  выражает причинно-следственную связь  между интересами субъектов хозяйствования и результатами в развитии экономики.

При наличии конкуренции на рынке  производители постоянно стремятся  снизить свои производственные затраты, чтобы увеличить прибыль. В результате повышается производительность, снижаются  издержки и компания получает возможность  уменьшить цены. Конкуренция также  побуждает производителей улучшать качество товаров и постоянно  увеличивать разнообразие предлагаемых товаров и услуг. Таким образом, производители вынуждены постоянно  бороться с конкурентами за покупателей  на рынке сбыта путём расширения и улучшения ассортимента высококачественных товаров и услуг, предлагаемых по более низким ценам. От этого выигрывает потребитель.

Основные условия возникновения  конкуренции:

полная хозяйственная (экономическая) обособленность каждого товаропроизводителя;

полная зависимость товаропроизводителя  от конъюнктуры рынка;

противостояние всем другим товаропроизводителям в борьбе за покупательский спрос.

Конкуренция - важнейший элемент  рынка, играющий роль в повышении  качества продукции, работ и услуг, снижении производственных затрат, в  освоении технических новинок и  открытий.

Конкуренция стимулирует научно-технический  прогресс и повышение эффективности  производства. Так как конкуренция  служит "уравнительницей" цен, то можно сделать вывод, что при  рыночном соперничестве будет побеждать  тот, кто имеет товары высокого качества и максимально низкой себестоимостью. А для этого необходимо постоянно  обновлять условия производства, затрачивать большие капиталовложения на совершенствование техники. В  настоящее время встречается  много находчивых предпринимателей, которые готовы пойти на риск при  производстве товаров с применением  новой технологии. Следовательно, при  развитии конкуренции с каждым годом  повышается эффективность производства.

При противоборстве субъектов рынка  усиливается их социально-экономическое  расслоение. В конкуренции участвует  множество мелких собственников, которые  только начинают вести свою хозяйственную  деятельность. Многие из них, не имея достаточного капитала, современных средств производства и других ресурсов, не могут выдержать  этого соперничества и через  некоторое время терпят убытки, разоряются. И лишь немногие из них наращивают свою экономическую мощь, расширяют  предприятия и становятся полноправными  и довольно значимыми и уважаемыми субъектами рынка.

Конкуренция возникла одновременно с  товарным производством, однако лишь при  капитализме она превратилась в  главный рычаг рыночного регулирования  общественного производства. К середине XIX в. получил широкое развитие рынок  со свободой конкуренцией, не регулируемый государством. Такой рынок воздействовал  на товаропроизводителей исключительно  через механизм спроса и предложения  и колебания цен, постоянно заставляя  считаться с требованиями потребителей, улучшать качество, повышать производительность труда, расширять производство, снижать  издержки. По мере усиления зависимости мелких товаропроизводителей от рынка и рыночных колебаний цен на производимые ими товары и усиливается конкурентная борьба. Появляется возможность укрепления хозяйства, применения наёмных работников, эксплуатации их труда, возникает капиталистическая конкуренция. В современных условиях конкуренция также выступает как важное средство развития производства и существует в различных формах.

Различают четыре рыночных ситуации в зависимости от количества, ’’ удельного веса’’ на рынке товаропроизводителей и влияния отдельного продавца(покупателя) на рыночную цену: чистую конкуренцию, чистую монополию, монополистическую конкуренцию и олигополию. Чистая конкуренция относится к рынкам свободной(совершенной) конкуренции, а чистая монополия, монополистическая конкуренция и олигополия- к рынкам монополистической(несовершенной) конкуренции.

В условиях чистой конкуренции существует большое число предприятий, производящих одинаковый продукт(например, рожь, лён). Новые предприятия легко могут  войти в отрасль. Поскольку доля каждого конкурентного предприятия  в общем объёме предложения товара незначительна, отдельное предприятие  не может оказать существенного  влияния на рыночную цену, которая  устанавливается на основе совокупности спроса и предложения.

Чистая монополия предполагает, что в отрасли имеется только один товаропроизводитель, который  полностью контролирует объём предложения  товара и очень сильно влияет на цены. Проникновение в отрасль  дополнительных предприятий заблокировано. Отсутствует дифференциация продукции. Примером чистой монополии является алмазный синдикат ’’Де Бирс’’, который  контролирует от 80% до 85% мирового предложения  алмазов.

Монополистическая конкуренция характеризуется  сравнительно большим числом продавцов, которые производят похожую, но не идентичную продукцию(одежду, книги, строительные материалы). Вхождение в отрасль  довольно простое. Производители в  условиях монополистической конкуренции  обладают ограниченной степенью контроля над ценами за свою продукцию. Многие производители используют рекламу, торговые знаки и фабричные клейма как средство убеждения покупателей  в том, что их продукция лучше, чем продукции конкурентов.

Олигополия отличается небольшим  числом продавцов, каждый из которых  обладает значительной долей рынка. Олигополии могут быть однородными  или дифференцированными, то есть в олигопольной отрасли могут производить однородные(сталь, цемент, алюминий и т.д.) и дифференцированные(автомобили, бытовые электрические приборы, пишущие машинки и т.д. ) продукты. Вступление в олигопольные отрасли затруднено для претендентов.

В историческом аспекте следует  отметить, что до середины 19 века в  национальных хозяйствах (современных) развитых стран существовала свободная  или совершенная конкуренция. В  этом случае на том или ином отраслевом рынке находятся как многие продавцы, так и многие покупатели однородной продукции. Масштаб производства каждого  производителя настолько невелик, что он не может повлиять на установление рыночных цен на данный тип продукции. Капиталы могут свободно входить  в данную отрасль и выходить из неё. Во второй половине 19 века ситуация изменилась. Благодаря нововведениям, структурным изменениям в производстве, с возрастанием роли отраслей тяжёлой  промышленности против лёгкой, пищевой  постепенно возникают крупные предприятия  и их объединения, которые захватывают  всё возрастающую долю отраслевых рынков. Развивался процесс концентрации производства: рабочая сила, мощности, объёмы производства сосредотачивались на всё более  крупных предприятиях, в акционерных  обществах. Конкуренция становилась  несвободной(несовершенной). Сокращается  число производителей-продавцов, крупнейшие из них получают возможность в  некоторой степени влиять на рыночную цену, производимая предприятиями продукция  нередко становится разнородной, дифференцированной. Создаются условия для монополизации  производства, т.е. установление такого типа экономических отношений, при  котором отдельные хозяйствующие  субъекты навязывают собственные интересы своим контрагентам и обществу в  целом, игнорируя их действительные потребности, регулируют производство данного вида продукции и господствуют на рынке.

В соответствии с методами осуществления различают  ценовую и неценовую конкуренцию.

Ценовая конкуренция предполагает продажу  товаров или предложение услуг  по более низким ценам, чем другие конкуренты. В условиях цивилизованного  рынка снижение цены происходит за счет либо снижения издержек производства, либо уменьшения прибыли. Мелкие и средние  фирмы, чтобы удержаться на данном рынке, обычно претендуют лишь на небольшую долю прибыли. Крупные монополии подчас вообще отказываются от получения прибыли, с тем чтобы с помощью низких цен на соответствующий товар полностью вытеснить конкурентов с рынка, в дальнейшем повысить цены и тем самым компенсировать понесенные убытки. Такой метод конкурентной борьбы использовала в свое время американская компания "Кока-Кола" при вторжении на рынки стран Латинской Америки, позже таким же образом японские фирмы продвигали свои товары в США и страны Западной Европы.

В последнее  время к ценовой конкуренции  вновь возрос интерес в развитых странах в связи с внедрением ресурсосберегающей техники и экономии на издержках производства.

Неценовая конкуренция предполагает предложение  товаров более высокого качества, с лучшими показателями надежности и сроком службы, с более высокой  производительностью, а также более  широкого ассортимента. Особое значение приобретают такие параметры  продукции, как экологичность, энергоемкость, эргономические и эстетические показатели, ее безопасность. Все большую роль стали играть в конкурентной борьбе надежность и репутация фирмы-производителя  или поставщика товара, ее престижность. В последние годы неценовая конкуренция, связанная с соперничеством за достижение наиболее высокого качества продукции, приобрела доминирующую роль.

Важным  инструментом конкурентной борьбы на рынке становятся товарные знаки  и торговые фирмы.

Осознание созидательной силы конкуренции, приводящей к снижению издержек производства, быстрому обновлению ассортимента продукции, улучшению ее качества и тем самым  повышению конкурентоспособности  данной продукции и фирмы, ее производящей, побуждают государство обеспечить ее правовую защиту путем разработки законодательства, ограничивающего  монополистическую деятельность.

Недобросовестная  конкуренция. В условиях жесткой  борьбы между товаропроизводителями  часто используются методы, связанные  с нарушением норм и правил конкуренции, то есть недобросовестная конкуренция. Она выражается: в демпинговых ценах - продаже товаров по цене ниже себестоимости; установлении контроля над деятельностью конкурента; злоупотреблении господствующим положением на рынке; установлении дискриминационных цен или коммерческих условий; зависимости поставок конкретных товаров или предоставлении услуг от принятия ограничений по производству или распределению конкурирующих товаров; введении ограничительных условий и агентских соглашений при сбыте продукции, определяющих, когда, кому, в каких количествах и на каких условиях осуществлять поставки; тайных сговорах на торгах; ложной информации и рекламе, вводящей конкурента в заблуждение; недобросовестном копировании товаров и продукции конкурентов; нарушении стандартов и условий поставок товаров и услуг и др.

По отраслевой принадлежности различают  внутри- и межотраслевую конкуренцию. Внутриотраслевая конкуренция - конкуренция  между предпринимателями, производящими  однородные товары, за лучшие условия  производства и сбыта, за получение  сверхприбыли. Межотраслевая конкуренция - это конкуренция между предпринимателями, занятыми в различных отраслях производства, из-за выгодного приложения капитала, перераспределения прибыли.

 

2.  Главная особенность рынка совершенной конкуренции — отсутствие контроля над ценами со стороны отдельного производителя, т. е. каждая фирма вынуждена ориентироваться на цену, установленную в результате взаимодействия рыночного спроса и рыночного предложения. Это означает, что объем производства каждой фирмы столь незначителен в сравнении с выпуском всей отрасли, что изменения в количестве реализуемой продукции отдельной фирмой не оказывают влияния на цену товара. Иными словами, конкурентная фирма будет продавать свой товар по уже существующей на рынке цене. Как следствие этой ситуации кривая спроса на продукт отдельной фирмы будет представлять собой линию параллельную оси абсцисс (совершенно эластичный спрос). Графически это показано на рисунке.

Поскольку отдельный производитель не в  состоянии повлиять на рыночную цену, он вынужден продавать свою продукцию по цене, установленной рынком, т. е. по Р0.

Абсолютно эластичный спрос на продукт конкурентного  продавца не означает, что фирма  может бесконечно увеличивать объемы производства при одной и той  же цене. Цена будет постоянна постольку, поскольку обычные изменения в объеме выпуска отдельной фирмы незначительны по сравнению с производством всей отрасли.

Для дальнейшего анализа необходимо выяснить, какова будет динамика показателей валового и предельного дохода (TR и MR) конкурентной фирмы в зависимости от объема производства (Q), если любой объем произведенной продукции фирма будет реализовывать по единой цене, т. е. Рх= const. В этом случае график TR (TR = PQ) будет представлен прямой линией, угол наклона которой зависит от цены реализуемой продукции (PX): чем выше цена, тем более крутой наклон будет иметь график. Кроме того, конкурентная фирма будет сталкиваться с графиком предельного дохода, параллельным оси абсцисс и совпадающим с графиком спроса на ее продукцию, поскольку для любого значения Qx величина предельного дохода (MR) будет равна цене товара (Рх). Иными словами, у конкурентной фирмы MR = Рх. Это тождество имеет место только в условиях совершенной конкуренции.

Кривая  предельного дохода совершенно конкурентной фирмы параллельна оси абсцисс и совпадает с графиком спроса на ее продукцию.

Информация о работе Фирма в условия чистой конкуренции