Фирма как субъект рыночных отношений и ее организационно-правовые формы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2012 в 13:55, курсовая работа

Описание

Цель работы: определить экономическую природу фирмы как субъекта предпринимательской деятельности в рыночной экономике. Поставленная цель обусловила необходимость решения следующих основных задач:
- дать общую характеристику фирмы как субъекта предпринимательской деятельности, коммерческой организации и юридическому лицу;
- рассмотреть организационно – правовые формы фирм, привести их характеристики;
- рассмотреть использование различных организационных форм в деятельности предприятий.

Содержание

Введение

Глава 1 . Фирма как субъект рынка
1.1. Фирма как коммерческая организация и юридическое лицо………….5
1.2. Фирма как экономический агент………………………………………...7
1.3. Фирма как организация…………………………………………………..8

Глава 2. Организационно-правовые формы предприятия
2.1 Индивидуальная деятельность……………………………………………..13
2.2 Хозяйственные товарищества……………………………………………...14
2.3 Акционерные общества……………………………………………………..16
2.4 Преимущества и недостатки форм организации бизнеса………………...19

Глава 3. Использование различных организационных правовых форм в
деятельности предприятия……………………………………………………...21

Заключение……………………………………………………………………...28

Список использованной литературы…………………………………………..30

Работа состоит из  1 файл

Курсовая.doc

— 179.00 Кб (Скачать документ)

Таким образом, организация — это статика дела (анатомия предприятия), управление — его динамика (физиология).

Менеджмент представляет собой также организацию работы людей (коллективов) для достижения намеченных целей наиболее рациональным способом.

При этом управление персоналом необходимо строить с таким расчетом, чтобы оно соответствовало потребностям сотрудников и позволяло активизировать их работу, повышать производительность труда, следовательно, эффективность производства.

Менеджмент как система управления рассматривает взаимные связи между подразделениями фирмы (совокупности объектов) как единое целое (систему).

Система управления должна располагать материальными, финансовыми, трудовыми и другими ресурсами, обеспечивающими реализацию управленческих воздействий. Управленческие воздействия поступают в исполнительные органы как изнутри управляемого объекта, так и из внешней среды.

Наличие информации о внешней среде и выводы о ее влиянии на систему управления повышают эффективность системы, поскольку позволяют своевременно вносить коррективы в процесс управления и приспосабливаться к изменениям внешней среды — рыночных условий и системы их регулирования.

Для достижения поставленных целей организацией необходимо управлять. Задача управления — результативное и эффективное выполнение реальной работы членами группы организации для достижения поставленных целей. Процесс управления является суммой всех управленческих функций. В свою очередь управленческая функция — это серия непрерывных взаимосвязанных действий (процесс). Каждая управленческая функция также представляет собой процесс и состоит из серии взаимосвязанных функций. Если организация собирается добиться успеха, то выполнение управленческих функций является обязательным условием.

Управление — это процесс планирования, организации, мотивации и контроля, необходимый для того, чтобы сформулировать и достичь целей организации.

 

                           Непрерывный процесс управления

Планирование. Будущее практически всегда неопределенно и поэтому планирование должно осуществляться непрерывно. С помощью планирования менеджеры обеспечивают единое направление усилий всех членов организации к достижению эффективности. Основа планирования — определение положения, в котором находится предприятие в настоящий момент времени, иначе сам факт планирования уже не может быть реальным. Как показывает практика, это часто наиболее узкое место управления предприятием на территории СНГ и реальное его положение на текущий момент времени становится известно спустя месяцы (недели, дни), когда что-либо исправить практически невозможно [2].

Организация. Это создание некоторых организационных структур, с целью выполнения ими поставленных перед ними заданий и предоставление им соответствующих полномочий. Это могут быть как отдельные специалисты и организованные для них рабочие места, так и целые предприятия. С позиции этой книги рассматриваем эту функцию, как организацию труда отдельных специалистов и потоков информации, с которой им предстоит работать[2].

Мотивация. Это эффективное выполнение поставленных перед сотрудниками (подразделениями) заданий за вознаграждение, способствующее удовлетворению их потребностей. Немаловажный фактор — получение морального удовлетворения работником от выполнения порученной ему работы [2].

Контроль. Это измерение достигнутого результата в (за) определенные промежутки времени с целью коррекции отклонений, возможно допущенных при выполнении от плановых показателей или исправления самих плановых показателей.

  Фирма – сложное экономическое явление и от умения организации её деятельности зависит успешность фирмы на рынке.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Организационно-правовые формы предприятия

 

2.1 Индивидуальная деятельность

 

       Индивидуальное предприятие - это дело, которым владеет один человек. Индивидуальный предприниматель не имеет статуса юридического лица, а является физическим лицом.

      Такую форму бизнеса легче всего организовать, не требуется большой стартовый капитал. Владелец - сам себе босс: он свободно распоряжается рабочим временем,  сам принимает все решения по вопросам деятельности и развития фирмы. Это достоинства единоличного предприятия.

    Серьезным недостатком такой формы бизнеса является неограниченная имущественная ответственность владельца. Ограниченная ответственность, неограниченная ответственность. В чем разница? При  неограниченной ответственности владелец рискует всем своим состоянием,  и в случае банкротства он будет вынужден расплачиваться по долгам фирмы своим личным имуществом: квартирой, дачей, автомобилем и т.д. Это высокий риск вложения капитала. Кроме того, единоличному владельцу трудно создать предприятие большого масштаба, так как размеры его стартового капитала ограничены. Отсюда – еще несколько недостатков: ограничены средства на дорогую рекламу, на привлечение профессионалов – юристов, экономистов, дизайнеров, инженеров и др. Поскольку финансовая устойчивость мелких фирм, как правило, невелика, банки будут неохотно давать кредит на их развитие. Срок существования единоличного предприятия относительно невелик по сравнению, например, с акционерным обществом. Чтобы передать права владения, единоличнику необходимо составить завещание в присутствии нотариуса, а это достаточно длительная процедура.

       Тем не менее простота организации оказывается более весомой, чем перечисленные недостатки ; единоличное владение – самая распространенная форма организации бизнеса. В России это – ИТД (индивидуальная трудовая деятельность), ИЧП (индивидуальное частное предприятие), ПБОЮЛ (предприятие без образования юридического лица). Примерами индивидуальных предпринимателей могут быть владельцы киосков, предприятия по пошиву и ремонту одежды, металлоремонту, ремонту бытовой техники, небольшие кафе, мини – типографии и т.п. Большая доля единоличных владельцев приходится в России на розничных продавцов импортных товаров.

 

2.2 Хозяйственные товарищества и общества

 

      Хозяйственные товарищества и общества - коммерческие организации с разделенным на доли уставным капиталом. Это фирмы, которыми владеют два или  несколько человек.

      Совладельцы объединяют капиталы, усилия, способности, идеи. Совладельцы помогают друг другу, страхуют от ошибок. Разделение труда, разделение функций управления – достоинства товарищества. Эта фирма может быть более крупной, чем единоличное владение, соответственно, ей проще решать проблемы с рекламой, привлечение дорогостоящих специалистов. Нередко товарищества объединяют квалифицированных специалистов одного профиля: издательство, небольшое наукоемкое предприятие, аудиторская фирма, стоматологическая клиника, туристическая фирма.

       Полное товарищество имеет неограниченную ответственность. Товарищество на вере включает  полных товарищей и вкладчиков с ограниченной ответственностью. Это означает, что они рискуют только той частью имущества, которую вложили в активы фирмы, а личное имущество не подвержено риску. В случае банкротства фирмы имущество владельцев  неприкосновенно.

    Общество с ограниченной ответственностью (ООО) сочетает преимущества товарищества и ограниченную ответственность. Поэтому ООО получили широкое  распространение в России. Но эта форма имеет ряд недостатков.

     Конфликты - одна из главных причин распада хозяйственных товариществ и обществ. Такая форма организации  бизнеса как ООО ограничивает свободу действий совладельцев, управление становится менее гибкими, возможно утечка информации. Кроме того, совладельцам надо делиться прибылью. Размеры фирмы ограничены, возможности роста невелики.

      Рассмотренные формы организации относятся к малому бизнесу, который позволяет решать крупные народнохозяйственные задачи и имеет ряд преимуществ:

      Малые предприятия способны быстро приспосабливаться к спросу, учитывать индивидуальные вкусы и предпочтения потребителей

      Они помогают решать проблему  занятости

      «Рисковые» малые предприятия содействуют развитию научно – технического прогресса, поставляют отдельные детали и полуфабрикаты крупным фирмам.

      Факторами, ограничивающими развитие малого бизнеса в России, являются отсутствие опыта, специалистов, несовершенство соответствующей законодательной базы [3].

 

2.3 Акционерные общества

 

       Акционерное общество (АО) – фирма. в которой собственность разделена на части по акциям. Совладельцами являются те, кто купили акции данной фирмы. Даже если у вас только одна акция, вы уже являетесь совладельцем фирмы. Могут быть и крупные акционеры. Контрольный пакет акций в идеальном случаи включает 50% акций + 1 акцию, но на практике он обычно меньше 50% . Акционерное общество – это очень крупное предприятие. Основной оборот капитала  в стране приходится на акционерные общества, хотя по количеству предприятий их существенно меньше, чем единоличных владений.

      Количество акционеров отдельных АО может достигать сотен тысяч, оборот капитала каждой из таких фирм измеряется сотнями миллионов рублей. В России крупнейшими обществами являются Газпром, Лукойл, Российские железные дороги, Сбербанк России, Аэрофлот и многие другие. Высшим органом управления АО является общее собрание акционеров, которое собирается раз в год. На этом собрании решаются самые важные вопросы, в том числе о выплате дивидендов.

      Дивиденды -  это часть прибыли корпорации, которую получают акционеры как совладельцы фирмы. При голосовании на собрании акционер имеет столько голосов, сколько у него акций. Между собраниями управление фирмой осуществляется президентом, советом директоров, менеджерами.

    Различают два вида акционерных обществ: закрытое акционерное общество (ЗАО) и открытое акционерное общество (ОАО). В ЗАО капитал распределен среди ограниченного круга лиц, и акции могут переходить от одного лица к другому только при согласии большинства акционеров. Такая форма бизнеса затрудняет свободный приток капиталов, но гарантирует фирму от захвата путём скупки акций. Акции ОАО продаются свободно.

     Достоинствами акционерного общества являются высокая надежность, стабильность работы предприятия. Отсюда – больше возможность взять кредит на развитие, возможность проведения научно - исследовательских работ (НИР) с привлечением хороших профессионалов, возможность проведения маркетинговых исследований и дорогостоящей рекламы. При необходимости акционерное общество может осуществлять дополнительную эмиссию (выпуск) акций и привлечь дополнительные инвестиции. АО может существовать неограниченно долгое время, известны, например, такие долгожители, как «Зингер» - немецкий производитель швейных машин  (существуют более 200 лет), Proctor & Gamble (более 130 лет) и др. Первых акционеров уже нет в живых, а фирма продолжает существовать. Чтобы передать свои  права владения  акционерным обществом, акционеру достаточно продать (или подарить) акции. Акционерное общество имеет ограниченную ответственность, поэтому акционеры не должны отвечать по долгам АО, они рискуют только той частью средств, которую вложили в покупку акций.

     Крупная фирма имеет возможность обеспечить специализацию труда и производства, использовать высокопроизводительное автоматизированное  оборудование  и организовать поточное производство. Она занимает более выгодные позиции  в конкурентной борьбе. На крупном предприятии легче утилизировать отходы, изготавливать из них побочную продукцию.

      Однако и акционерное общество имеет недостатки. Такую фирму очень сложно и дорого организовать, требуются услуги специалистов (юристов, экономистов) для оформления всех документов, необходимых для регистрации фирмы. Есть опасность «размывания» прав собственности в случаи дополнительного выпуска акций, поскольку доля акций прежних акционеров уменьшается, если новые акции купят другие акционеры. Отсутствует коммерческая тайна: чтобы прежние и будущие акционеры имели доступ к финансовым результатам фирмы, акционерное общество должно ежегодно в открытой печати (газетах) публиковать основные показатели фирмы. Эти цифры становятся доступными не только акционерам, но и конкурентам.

          Управлять такой крупной фирмой сложно, оперативное управление отделено от собственников, его осуществляют наемные менеджеры. Бюрократизация, многоступенчатость управления, ослабление контроля  могут привести к снижению эффективности работы фирмы. Ещё один недостаток – акционеры платят двойной налог: прибыль фирмы облагается налогом, затем оставшаяся прибыль, направленная на выплату дивидендов, еще раз облагается налогом , уже как доход акционеров.

          Открытое акционерное общество (ОАО) – общество, участники которого могут отчуждать принадлежащие им акции без согласия других акционеров. Такое акционерное общество вправе проводить открытую подписку на выпускаемые им акции и их свободную продажу на условиях, устанавливаемых законом и иными правовыми актами.

        Открытое акционерное общество обязано ежегодно публиковать для всеобщего сведения годовой отчет, бухгалтерский баланс, счет прибылей и убытков.

        Закрытое акционерное общество (ЗАО) – общество, акции которого распределяются только среди его учредителей или иного заранее определенного круга лиц. Такое общество не вправе проводить открытую подписку на выпускаемые им акции либо иным образом предлагать их для приобретения неограниченному кругу лиц.

     Акционеры закрытого акционерного общества имеют преимущественное право приобретения акций, продаваемых другими акционерами этого общества.

       Учредительным документом акционерного общества является его устав. Уставный капитал акционерного общества составляется из номинальной стоимости акций данного акционерного общества, которые приобрели акционеры. Высшим органом управления акционерного общества является общее собрание акционеров. Собрание акционеров может назначать совет директоров с его председателем в случае, когда общее число акционеров превышает 50 человек [4].

Информация о работе Фирма как субъект рыночных отношений и ее организационно-правовые формы