Фирма как совершенный конкурент

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2013 в 11:40, контрольная работа

Описание

Интересно изучение деятельности фирмы не только «извне», но и «изнутри». Перед руководителями фирм встает основной вопрос – как достичь цели коммерческого предприятия, то есть получения прибыли? То, что вопрос непростой и нетривиальный, подтверждает статистика по количеству банкротств: если бы существовало универсальное решение, все предпринимательские начинания были бы успешными. Однако, несмотря на отсутствие готовых подробных решений, экономическая теория имеет в своем арсенале законы и общие принципы, знание которых необходимо для продуктивного ведения практической деятельности.
Целью данной работы будет объяснение существования фирмы как чистого конкурента и нахождение причин, предопределяющих масштабы ее деятельности.

Содержание

Введение….…………………………………………………………………..…....3
1 Экономическая природа фирмы……………..……………………………..…..4
1.1 Понятие фирмы…...…………................................................................4
1.2 Основные формы деловых предприятий ………………..………...…7
2 Понятие совершенной конкуренции………………………………………….12
3 Фирма: издержки производства и прибыль………………………………….14
3.1 Прибыль……………………………………………………………….14
3.2 Издержки производства……………………………………...……….20
4 Экономическое равновесие фирмы…………………………………….…….35
5 Практическая часть…………………………………………………………….45
Заключение…………………….………………………...……………..…..…….48
Источники………………………………….…

Работа состоит из  1 файл

Контрольная Микроэкономика.doc

— 1.16 Мб (Скачать документ)

Издержки упущенных  возможностей можно оценить двумя путями:

  1. с точки зрения упущенной возможности альтернативно получить какой-то реальный физический продукт;
  2. с точки зрения упущенной стоимости этого реального продукта.

На практике обычно используется второй способ. Выраженные в денежной форме издержки упущенной возможности любого товара представляют собой: количество денег, необходимое для мотивации (стимулирования) использования какого-то фактора производства для выпуска именно этого товара; количество денег, которое необходимо для того, чтобы отвлечь конкретный ресурс от производства товара Х и использовать его в производстве товара Y.

Когда фирма на оплату ресурсов тратит деньги «из своего кармана» (т.е. снимает деньги со своего счета в банке), она тратит ровно столько, сколько необходимо для того, чтобы удержать этот ресурс в своем распоряжении. Подобного рода издержки упущенной возможности, которые связаны с оплатой ресурсов за счет денежных средств фирмы, называются явными издержками. Зачастую явные издержки делят на прямые и косвенные.

Неявные издержки. В процессе производства принимают участие не только сырьевые и трудовые, но и капитальные ресурсы: станки, оборудование, здания цехов и фабрик, а также денежные средства предпринимателя.

Если фирма имеет  в собственности какой-то капитальный ресурс (например, грузовик), то она всегда располагает альтернативой сдачи этого ресурса в наем другим фирмам. Наибольшая упущенная возможность предоставления капитального ресурса составит в этом случае издержки упущенной возможности капитального ресурса (грузовика).

К неявным издержкам относятся и издержки упущенных возможностей, связанные с использованием собственных денежных средств фирмы. Положим, фирма использует собственные 100 руб. на покупку станка. В конце года предприниматель должен оценить, каким был наилучший альтернативный способ применения этих средств. Если выяснится, что таковым было размещение денег в банке под 7% годовых, то 7 руб. «упущенной возможности» надо отнести к неявным издержкам фирмы.

Также к неявным издержкам относятся  расходы фирмы, связанные с использованием предпринимательских способностей бизнесмена. С точки зрения издержек упущенной возможности, фирма должна обеспечить предпринимателю такой доход, который способен удержать его на фирме, т.е. доход на более выгодных условиях. Чему равны такие издержки, также может ответить только сам предприниматель. Это зависит от его субъективной оценки своих возможностей. [7]

 

Общий, средний  и предельный доход

Для более детального анализа экономической деятельности фирмы введем понятия совокупного (общего), среднего и предельного дохода (выручки).

Совокупный  доход (TR) — это сумма дохода, получаемого фирмой от продажи определенного количества блага:

 

(4)

 

где   TR  - совокупный доход;

P - цена;

Q - проданное количество благ.

Средний доход (AR) — доход, приходящийся на единицу проданного блага. В условиях совершенной конкуренции средний доход равен рыночной цене:

 

 (5)

 

Предельный  доход (MR) — приращение дохода, которое возникает за счет бесконечно малого увеличения выпуска продукции:

 

(6)

 

Если отложить на оси  абсцисс количество продукта, а на оси ординат — совокупную выручку (доход), то зависимость дохода от продукции изображается в форме луча, выходящего из начала координат (см. рис. 5).

Р и с. 5 Совокупная выручка (доход)

 

  (7)

 
Согласно графику

 

Р и с. 6 Цена, средний и предельный доход в условиях совершенной конкуренции

 

Совместив эти графики, мы получаем элементарные условия равновесия для  отдельной фирмы: пересечение кривой предельного дохода с совокупной выручки показывает равновесный объем производства при данной цене (см. рис. 7).

Р и с. 7 Спрос, предельный и совокупный доход в условиях совершенной конкуренции

Перейдем теперь к анализу издержек. В теории фирмы важную роль играет фактор времени Поэтому, прежде чем  охарактеризовать издержки, введем понятия краткосрочного и долгосрочного периодов времени.

Краткосрочный (или короткий) период — это отрезок времени, в течение которого одни факторы производства являются постоянными, а другие — переменными, в течение которого фирма варьирует объемы производства, не изменяя количества некоторых вводимых факторов производства. К постоянным факторам производства относятся такие ресурсы, как общие размеры зданий и сооружений, количество используемых машин и оборудования и т. д., а также количество фирм, функционирующих в отрасли. Предполагается, что возможности свободного доступа новых фирм в отрасль в краткосрочном периоде весьма ограничены. В краткосрочный период фирма имеет возможность варьировать только степень загрузки производственных мощностей (путем изменения протяженности рабочего времени, количества использованного сырья и т. д.). [9]

Факторы производства, которые по мере колебаний выпуска товаров и услуг могут изменяться в краткосрочном периоде, называются переменными. К ним относят услуги наемных рабочих, сырье, вспомогательные материалы, электро- и теплоэнергию и т.п. [7]

Критерий целесообразности производства фирмы совершенной конкуренции в краткосрочный период – наличие неотрицательной экономической прибыли (π ≥ 0) Цель фирмы максимизация прибыли. Прибыль равна разнице между совокупным доходом TR и совокупными издержками ТС за период продаж

 

π = TR - ТС = PQ – TC (8)

 

Q – объем производства  – это главное, 

Р –цена – что составляет постоянную величину и не изменяется.

Это условие деятельности фирмы, с которым надо считаться, а не фактор, которым можно управлять. Издержки же зависят во многом от объема производства. Т.е. в условиях совершенной конкуренции основой является оптимальный объем производства.

При неблагоприятных  условиях - исчезает прибыль. Принимается решение о прекращении деятельности, но только тогда когда убытки от производства начинают превышать величину постоянных издержек.

Принципиально иное решение  должна принимать фирма, когда реальные или ожидаемые изменения рыночной ситуации заставляют ее заменять и капитальное оборудование. Подобные вопросы решаются в течение долгосрочного периода.

Под долгосрочным периодом понимают такой промежуток времени, в течение которого фирма изменяет объемы всех используемых факторов производства. Особое значение этого периода в экономической теории состоит в том, что в течение него фирма сталкивается с ситуациями, в которых она должна решить, входить или не входить ей в новую отрасль, расширять или сокращать масштабы предприятия, перемещать, модернизировать или реорганизовывать производство.

Отметим, что краткосрочный  и долгосрочный периоды не должны ассоциироваться с длительностью периода времени, например, краткосрочный – до полугода, а долгосрочный – свыше этого интервала. Эти периоды различаются только тем, какие факторы производства меняет фирма, выпуская тот или иной объем товаров и услуг. В отдельных отраслях (положим, энергетической) краткосрочный период может длиться свыше 10 лет, а в аэрокосмической промышленности долгосрочный период имеет протяженность 2-3 года. [7]

 

Издержки производства в краткосрочном периоде

Постоянные издержки — это издержки, величина которых в краткосрочном периоде не изменяется с увеличением или сокращением объема производства. К постоянным издержкам относятся издержки, связанные с использованием зданий и сооружений, машин и производственного оборудования, арендой, капитальным ремонтом, а также административные расходы.

Следует учесть, однако, что административные расходы и расходы по ремонту  могут быть отнесены к постоянным издержкам с известной долей  условности, так как они в некоторой  степени зависят от размеров производства.

Понятие постоянных издержек может быть проиллюстрировано на графике (см. рис. 8).

 

Р и с.8 Постоянные издержки

 

Отложим на оси абсцисс количество выпускаемой продукции, а на оси  ординат — издержки. Тогда прямая постоянных издержек, представляющая собой константу, параллельна оси абсцисс. Она обычно обозначается FC. Поскольку с увеличением объема производства растет общая выручка, то средние постоянные издержки представляют собой все меньшую и меньшую величин}, приходящуюся на единицу изделий (см. рис. 9). Средние постоянные издержки обозначаются AFC:

 

AFC = FC/Q,  (9)

 

где Q — объем производства.

Р и с. 9 Кривая средних постоянных издержек

 

Наряду с постоянными  издержками выделяют переменные издержки, которые зависят от изменения объема производства.

Переменные  издержки— это издержки, величина которых изменяется в зависимости от увеличения или уменьшения объема производства. К переменным издержкам относятся затраты на сырье, электроэнергию, вспомогательные материалы, оплату труда. Они обозначаются VC.

В отличие от постоянных издержек, величина которых не зависит  от изменения производства, переменные издержки увеличиваются или уменьшаются  пропорционально выпуску продукции. В начальный период организации  производства переменные издержки растут более быстрыми темпами, чем произведенная продукция (см. рис. 10).

Р и с. 10. Переменные издержки

 

По мере достижения оптимальных  размеров производства (в точке Q1) происходит относительная экономия переменных издержек. Однако дальнейшее расширение производства приводит к новому росту переменных издержек, когда увеличение выпуска требует более быстрого роста издержек по сравнению с ростом производства.

Средние переменные издержки AVC определяются путем деления переменных издержек на объем продукции Q: AVC = VC/Q. Они достигают своего минимума, когда достигнут технологически оптимальный размер предприятия (см. рис. 11).

Понятие средних переменных издержек необходимо для определения  эффективности хозяйствования фирмы, положения равновесия и определения ближайших перспектив развития — расширения, сокращения производства или ухода из отрасли. Разграничение постоянных и переменных издержек имеет важное значение для анализа процесса производства и поведения фирмы в условиях разных рыночных структур.

 

Р и с. 11. Кривая средних переменных издержек

 

Общие издержки

Общие издержки— совокупность постоянных и переменных издержек фирмы в связи с производством продукции в краткосрочный период. Они обозначаются ТС или С. Общие издержки являются функцией от произведенной продукции (Q):

 

ТС = f(Q).   (10) [9]

 

Поскольку в краткосрочном  периоде ряд вводимых факторов производства (прежде всего, капитал) не меняется, какая-то часть суммарных издержек также не зависит от количества примененных единиц переменного ресурса и от объема выпуска товаров и услуг. [7]

Часть издержек, не изменяющаяся с увеличением или сокращением  производства, называется постоянными издержками, другая часть, зависящая от размеров производства, — переменными. Общие издержки представляют собой их сумму:

 

ТС = FC + VC,  (11)

 

где   FC— постоянные издержки;

VC— переменные издержки.

Графически это означает суммирование кривых постоянных и переменных издержек (см. рис. 12). [9]

Р и с. 12. Общие издержки

 

К постоянным издержкам относятся в основном косвенные явные издержки: процент на взятые кредиты, амортизационные отчисления, страховые взносы, арендная плата, зарплата управляющим. Такого рода издержки имеют место даже в том случае, если фирма не действует на рынке (арендную плату за используемое помещение или долг банку надо выплачивать в любом случае, независимо от того, производит ли фирма продукцию или нет). Переменные издержки составляют затраты на оплату наемных рабочих, на сырье, вспомогательные материалы, топливо, электроэнергию и т.п.

Фирма, желая добиться максимальной прибыли, стремится снизить  издержки на единицу продукции. В  связи с этим важно ввести понятие средних издержек. [7]

Средние общие издержки можно получить путем деления  общих издержек на количество выпущенной продукции:

 

АТС = TC/Q (12)

 

или путем сложения средних  постоянных (AFC) и средних переменных издержек (AVC):

 

АТС = AFC + AVC = (FC+VC) /Q (13)

 

Иногда средние общие  издержки (АТС) обозначаются сокращенно как АС. Графически АТС могут быть получены путем суммирования кривых AFC и AVC (см. рис. 13).

Р и с. 13. Средние общие издержки

 

Понятие средних общих  издержек имеет важное значение для  теории фирмы. Сравнение средних  общих издержек с уровнем цен  позволяет определить величину прибыли. Прибыль определяется как разность между общей выручкой TR и общими издержками ТС. Эта разница позволяет выбрать правильную стратегию и тактику в деятельности фирмы.

Информация о работе Фирма как совершенный конкурент