Фирма как совершенный конкурент

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2013 в 11:40, контрольная работа

Описание

Интересно изучение деятельности фирмы не только «извне», но и «изнутри». Перед руководителями фирм встает основной вопрос – как достичь цели коммерческого предприятия, то есть получения прибыли? То, что вопрос непростой и нетривиальный, подтверждает статистика по количеству банкротств: если бы существовало универсальное решение, все предпринимательские начинания были бы успешными. Однако, несмотря на отсутствие готовых подробных решений, экономическая теория имеет в своем арсенале законы и общие принципы, знание которых необходимо для продуктивного ведения практической деятельности.
Целью данной работы будет объяснение существования фирмы как чистого конкурента и нахождение причин, предопределяющих масштабы ее деятельности.

Содержание

Введение….…………………………………………………………………..…....3
1 Экономическая природа фирмы……………..……………………………..…..4
1.1 Понятие фирмы…...…………................................................................4
1.2 Основные формы деловых предприятий ………………..………...…7
2 Понятие совершенной конкуренции………………………………………….12
3 Фирма: издержки производства и прибыль………………………………….14
3.1 Прибыль……………………………………………………………….14
3.2 Издержки производства……………………………………...……….20
4 Экономическое равновесие фирмы…………………………………….…….35
5 Практическая часть…………………………………………………………….45
Заключение…………………….………………………...……………..…..…….48
Источники………………………………….…

Работа состоит из  1 файл

Контрольная Микроэкономика.doc

— 1.16 Мб (Скачать документ)

Министерство сельского  хозяйства Российской Федерации

ФГБОУ ВПО

«Вологодская государственная  молочнохозяйственная академия

имени Н.В. Верещагина»

 

Экономический факультет

Специальность: «Маркетинг»

ЭКСТЕРНАТ

 

Кафедра экономики

 

 

 

Контрольная работа

 

 

 

По дисциплине: Экономическая теория (микроэкономика)

 

На тему: Фирма как совершенный конкурент

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вологда - Молочное

2013

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение….…………………………………………………………………..…....3

1 Экономическая природа фирмы……………..……………………………..…..4

1.1 Понятие фирмы…...…………................................................................4

1.2 Основные формы деловых предприятий ………………..………...…7

2 Понятие совершенной конкуренции………………………………………….12

3 Фирма: издержки производства и прибыль………………………………….14

3.1 Прибыль……………………………………………………………….14

3.2 Издержки производства……………………………………...……….20

4 Экономическое равновесие фирмы…………………………………….…….35

5 Практическая часть…………………………………………………………….45

Заключение…………………….………………………...……………..…..…….48

Источники………………………………….…………..………………….….….50

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Формирование современной  рыночной экономики и изменение  структуры социума в развивающихся  странах являются процессами, обусловливающими друг друга. Существующая тесная связь  между ними предполагает активизацию  исследований, направленных на определение рыночных основ и факторов функционирования гражданского общества, выступающих условием развития социально-экономической ответственности фирм, меняющим социальную реальность.

Одним из основных хозяйствующих  субъектов рыночной и смешанной экономической системы является фирма (предприятие) – главная организационная структура современного бизнеса. Производственная деятельность фирм – основной источник удовлетворения потребностей людей. Фирма – сфера приложения труда людей. Конкуренция между фирмами – механизм эффективного распределения ограниченных ресурсов общества. Все это и предопределяет место и значение фирм в современной экономике.

Поиск путей гармоничного развития хозяйственных взаимоотношений  фирм и общества, формирование социально лояльной и экономически самостоятельной хозяйственной среды являются актуальными направлениями развития экономики России. Современная действительность характеризуется сохранением значительного имущественного расслоения, усиливающего нестабильность общественных ожиданий, возрастанием роли фирм в жизни социума.

Интересно изучение деятельности фирмы не только «извне», но и «изнутри». Перед руководителями фирм встает основной вопрос – как достичь цели коммерческого  предприятия, то есть получения прибыли? То, что вопрос непростой и нетривиальный, подтверждает статистика по количеству банкротств: если бы существовало универсальное решение, все предпринимательские начинания были бы успешными. Однако, несмотря на отсутствие готовых подробных решений, экономическая теория имеет в своем арсенале законы и общие принципы, знание которых необходимо для продуктивного ведения практической деятельности.

Целью данной работы будет  объяснение существования фирмы  как чистого конкурента и нахождение причин, предопределяющих масштабы ее деятельности.

 

 

 

 

 

 

1 ЭКОНОМИЧЕСКАЯ  ПРИРОДА ФИРМЫ

 

 

1.1 Понятие  фирмы

 

Большую роль в рыночной экономике играют фирмы. Они являются одним из основных элементов рыночного хозяйства. Под фирмой понимается экономический субъект, который занимается производственной деятельностью и обладает хозяйственной самостоятельностью (в принятии решений о том, что, как и в каких размерах производить, где, кому и по какой цене продавать свою продукцию). Фирма объединяет ресурсы для производства определенных экономических благ с целью максимизации прибыли. Фирма - коммерческая организация и индивидуальные предприниматели, использующие факторы производства, чтобы создать товары и услуги, а затем продать их другим фирмам, домохозяйствам или государству. Фирма выступает как организационная форма предпринимательства.

Изучение поведения  фирм-товаропроизводителей необходимо для раскрытия закономерностей формирования предложения товаров и услуг, принципов ценообразования в различных рыночных структурах, минимизации издержек производства, оптимального соотношения используемых ресурсов.

Основной целью любого частного предпринимательства является возможность получения прибыли. В целом теория рыночной экономики строится на положении о том, что главным побудительным мотивом является максимизация прибыли. [7]

Существуют две основные формы организации экономической  деятельности: стихийный порядок и планомерный порядок, предполагающий создание иерархических структур. Оба обусловливают разделение функций и координацию деятельности между экономическими агентами. Однако в первом случае такая координация осуществляется через рынок, а во втором — путем объединения (кооперации) индивидуальных действий на основе инструкций и распоряжений предпринимателя.

В отличие от естественным образом сложившегося рыночного порядка фирмы базируются на иерархическом принципе организации экономической деятельности. Рынок предполагает обособление средств производства, фирма — их концентрацию. В условиях рынка господствуют косвенные методы контроля, на фирме - прямые. Рынок исключает диктат, он основывается на экономических стимулах; фирма, наоборот, предполагает единоначалие, основывается на административных формах управления. "Фирма, таким образом, — писал Р. Коуз, — есть система отношений, возникающих, когда направление ресурсов начинает зависеть от предпринимателя" [5]. Но подобные инструкции и распоряжения возникают не на пустом месте.

Существование фирм в  рыночной экономике требует научного объяснения. Если рыночный механизм является достаточно совершенным, то почему возникают фирмы? Вопрос этот можно сформулировать с точностью до наоборот: если основу современной рыночной экономики составляют фирмы, то почему все общество с течением времени не превращается в одну огромную фирму, которая вытеснила бы рыночный порядок?

В экономической литературе существуют различные ответы на эти  вопросы. Одни экономисты рассматривают  современные фабрики (фирмы) как  итог развития кооперации и разделения труда, основанных на системе машин (К. Маркс) [8], другие считают, что фирмы — результат минимизации риска и неопределенности (Ф. Найт), третьи объясняют появление фирм необходимостью уменьшения трансакционных издержек (Р. Коуз, О. Уильямсон) [5]. Согласно Р. Коузу и его последователям, основу фирмы составляет пучок контрактов между владельцами определенных факторов производства.

 

Основные типы контрактов

В теории экономических  организаций выделяются три основных типа контрактов:

  1. Классический.
  2. Неоклассический.
  3. Отношенческий, или имплицитный.

Классический  контракт — это двусторонний контракт, основанный на существующих юридических правилах, четко фиксирующий условия сделки и предполагающий санкции в случае невыполнения этих условий. Классический контракт строг и юридически прост. Он предполагает, что отношения сторон четко определены и прекращаются после выполнения условий сделки. Он пытается учесть все возможные моменты, сведя будущие события к настоящему времени. Никаких устных договоренностей, не зафиксированных в тексте договора, он не признает.

Неоклассический контракт — это долгосрочный контракт в условиях неопределенности, когда невозможно заранее предвидеть все последствия заключаемой сделки. Он напоминает, скорее, договор о принципах сотрудничества, чем строгий юридический документ, предусматривающий все без исключения ситуации, которые могут появиться в будущем. Обычно для решения возникающих споров стороны обращаются к выбранному ими арбитру, который решает, насколько правильно данный контракт выполняется. Поэтому договор с самого начала приобретает тройственный характер. "Дух" договора здесь перевешивает его "букву", устные договоренности учитываются наряду с письменными.

Отношенческий, или имплицитный, контракт — это долгосрочный взаимовыгодный контракт, в котором неформальные условия преобладают над формальными. Его выполнение гарантируется взаимной заинтересованностью участвующих сторон. Для его осуществления, как правило, и требуется планомерный порядок, предполагающий иерархию.

 

Природа фирмы

В современной неоинституциональной теории под фирмой понимается коалиция владельцев факторов производства, связанных между собой сетью контрактов, в результате чего достигается минимизация трансакционных издержек. Система контрактов заключается между владельцами определенных ресурсов.

Развивая идеи американского юриста Я. Макнейла, О. Уильямсон разделил все ресурсы на три группы:

  • общие (ресурсы, ценность которых не зависит от нахождения в данной фирме: и внутри, и вне ее они оцениваются одинаково);
  • специфические (ресурсы, ценность которых внутри фирмы выше, чем вне ее);
  • интерспецифические (взаимодополняемые, взаимоуникальные ресурсы, максимальная ценность которых достигается только в данной фирме и посредством нее. "Если фирма распадается, то каждый из интерспецифических ресурсов не сможет найти адекватной замены на рынке или в рамках другой организации).

Поэтому фирма выступает  не просто как коалиция владельцев ресурсов, связанных между собой  сетью контрактов. Это объединение, в основе которого лежит отношенческий (или имплицитный) контракт по поводу интерспецифических ресурсов. Наличие таких ресурсов дает синергетический эффект, превышающий простую сумму вкладов каждого участника коалиции. Естественно, фирма использует не только интерспецифические, но и другие ресурсы: специфические и общие. Таким образом, сердцевину фирмы составляет долговременный отношенческий контракт, заключенный между собственниками интерспецифических ресурсов. Наличие интерспецифических и специфических ресурсов в фирме позволяет экономить трансакционные издержки, а их владельцам — получать экономическую прибыль (квазиренту).

Такая трактовка природы  фирмы позволяет объяснить многообразие форм современных фирм. Уникальность вступающих в коалицию интерспецифических ресурсов и многообразие трансакционных издержек объясняют специфику форм контрактов, лежащих в основе разнообразных видов современных фирм. Многообразие способов минимизации трансакционных издержек предопределяет, по мнению сторонников неоинституционального подхода, многообразие фирм. [9]

1.2 Основные формы деловых предприятий

 

Частнопредпринимательская фирма — это фирма, владелец которой самостоятельно ведет дела в собственных интересах; управляет ею, получает всю прибыль (остаточный доход) и несет персональную ответственность по всем ее обязательствам (т. е. является субъектом неограниченной ответственности). Собственник классической фирмы является центральной фигурой, с которой владельцы всех остальных ресурсов заключают контракты. Он обладает правом найма и увольнения, т. е. контролирует поведение всех остальных членов команды. Поэтому он получает весь остаточный доход — всю прибыль за вычетом издержек по ведению дела. Наконец, он вправе продать все, чем он обладает, передать все свои права другому лицу.

Обычно собственником  классической фирмы является владелец наиболее важного (интерспецифического) ресурса. Таким интерспецифическим ресурсом может быть как физический, так и человеческий капитал. Например, в проектно-конструкторских организациях или в рекламном бюро и т. д. роль человеческого капитала чрезвычайно высока, поэтому владельцами фирмы являются талантливые работники.

Несомненными достоинствами частнопредпринимательской фирмы являются:

  1. простота организации (учреждения, управления и т. д.);
  2. свобода действий (не связанная с необходимостью согласования в принятии решений и т. д.);
  3. сильный экономический стимул (получение всей прибыли одним лицом).

Среди очевидных недостатков частнопредпринимательской фирмы следует назвать в первую очередь:

  1. ограниченность финансовых и материальных ресурсов (связанная как с недостатком средств собственника фирмы, так и с трудностью получения кредитов);
  2. отсутствие развитой системы внутренней специализации производственных и управленческих функций (особенно в условиях мелкого и среднего производства, наиболее типичного для данной формы собственности);
  3. существование неограниченной ответственности (когда собственник в случае банкротства рискует не только капиталом, вложенным в дело, но и всей своей личной собственностью). [9]

Партнерство (товарищество) — это фирма, организованная рядом лиц, совместно владеющих и управляющих предприятием. Основные права здесь принадлежат всем партнерам.

Они осуществляют эффективный  контроль за деятельностью друг друга. Партнерства типичны для различных  сфер интеллектуальной деятельности, таких, как искусство, юриспруденция, медицина и т. д. Они, как правило, жизнеспособны при ограниченном числе участников. Бывает, что все партнеры принимают активное участие в работе фирмы, но чаще наряду с активными членами встречаются и партнеры, играющие пассивную роль. В ряде случаев возникают партнерства с ограниченной ответственностью. Это означает, что наряду с основными участниками, полностью отвечающими за деятельность фирмы, имеются партнеры, ответственность которых ограничивается суммой, вложенной в дело (партнеры с ограниченной ответственностью). [9]

Информация о работе Фирма как совершенный конкурент