Бюждетно-налоговая политика государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 18:03, курсовая работа

Описание

Актуальность темы. Бюждетно-налоговая политика – это воздействие государства на уровень деловой активности посредством изменения государственных расходов и налогообложения. Это важное направление финансовой политики государства, которое играет большую роль в регулировании экономики посредством налогов и политики доходов и расходов.
Основу финансовой деятельности государства составляет бюджет, состояние которого может отражать как успехи, так и провалы государственной политики.Поэтому вусловияхрыночнойэкономики особенно важно знание сущности, функций, видов и инструментов фискальной политики, а также механизма ее действия для более правильной ориентации в существующей ситуации в стране с целью правильного принятия управленческого решения.

Работа состоит из  1 файл

БЮДЖЕТНО-НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА.doc

— 223.50 Кб (Скачать документ)

4. Проблемы определения  налогового резидентства юридических  лиц. В среднесрочной перспективе  крайне актуальным является внесение  в налоговое законодательство  понятия резидентства юридических лиц на основе нескольких критериев: критерия «места управления» и критерия резидентства участников юридического лица, владеющих в нем контрольным пакетом.

5. Совершенствование  различных видов налогов.

6. Налогообложение организаций  при совершении операций с ценными бумагами. В связи с развивающимся характером российского рынка ценных бумаг законодательство в части правил налогообложения при совершении операций с ценными бумагами постоянно совершенствуется. В среднесрочной перспективе предполагается решить следующие проблемы, связанные с налогообложением налогом на прибыль при совершении организациями операций с ценными бумагами.

7. Международное сотрудничество, интеграция в международные организации и соглашения, информационный обмен. Налоговая конкуренция между странами за привлечение налогоплательщиков в условиях глобализации мировой экономики, с одной стороны, препятствует одностороннему увеличению налогового бремени отдельным странами (например, интенсивному применению прогрессивных ставок налогов), а с другой стороны, создает стимулы к использованию противозаконных и сомнительных схем по минимизации налоговых обязательств и «отмыванию» денежных средств. Россия является частью мировой экономической системы, при этом ускоренная интеграция страны в мировую экономику, присоединение к международным организациям заставляет принимать меры в области налоговой политики, направленные как на гармонизацию российского налогового законодательства с законодательством стран – основных экономических партнеров России, так и присоединение к международным соглашениям, действующим в налоговой сфере, принятию на себя обязательств в области международного сотрудничества налоговых и таможенных органов, обмена информацией.

3.2  Роль налоговой политики государства в макроэкономическом регулировании

 

Основным финансовым ресурсом государства являются налоги, поэтому эффективное управление налогами можно считать основой  государственного управления.   Если предположить, что государство существует для обеспечения благоденствия его граждан, то государственная власть должно выбирать одну из двух следующих стратегических линий: либо взимать высокие налоги и принимать на себя, соответственно, высокую ответственность за благополучие своих граждан, либо взимать низкие налоги, имея в виду, что граждане должны сами заботиться о своем благополучии, не уповая на поддержку государства. При этом важное значение имеет уровень потребностей населения, и в соответствии с этим на начальных этапах экономического развития государство тяготеет к относительно низким налогам, на более поздних же этапах, с развитием форм общественного потребления, происходит переход к более высоким ставкам налогообложения. Однако в рамках этой общей тенденции разные государства по-разному строят свою финансовую систему: одни считают возможным изымать в виде налогов (включая все виды налоговых и обязательных платежей, в том числе и взносы по социальному страхованию) до 50% всех доходов общества, исходя из концепции более высокой эффективности применения финансовых средств под контролем государственных структур, чем в руках частных лиц; другие не разделяют этой веры и ограничивают свои налоговые аппетиты всего лишь 25-30% (от ВВП).

Среди первых находятся в основном богатые группы страны с уровнем среднедушевых валовых доходов в диапазоне 25-30 тыс. долл. США, и налоговые изъятия составляют в них весьма значительные суммы: в Дании - 17 тыс. долл. на душу населения (доля налогов в ВВП-51%), в Швейцарии - около 15 тыс. долл. (доля налогов в ВВП - примерно 33%), в Норвегии-14 тыс. долл. (доля налогов в ВВП - 42%), в Германии, Франции, Бельгии, Финляндии - в диапазоне 11-12 тыс. долл. (доля налогов в ВВП - 40%, 45%, 46,5% и 47% соответственно).[7]

          Россия по уровню среднедушевых доходов попадает в категорию стран, занимающих последние места по уровню среднедушевых доходов в разряде развитых стран, но по доле налоговых изъятий тянется за высокоразвитыми странами - более 30% в ВВП (т.е. на уровне Японии или Швейцарии). Соответственно, размер налогов, приходящихся на каждую душу населения, составляет примерно 1 тыс. долл. На семью из четырех человек в среднем приходится 4 тыс. долл. налогов всех видов, и предполагается, что государство в адекватных размерах обслуживает ее нужды и защищает ее интересы. На самом деле это совсем не так. Если взять только федеральный бюджет - около трети всех налоговых изъятий, то в нем до 40% всех налоговых поступлений предназначается на выплаты по государственному долгу - причем получатели этих доходов никаких налогов не уплачивают. Это служит хорошим доказательством, что налоговое бремя распределяется в России крайне неравномерно. Есть целые группы населения и сектора экономии, которые налоги либо вовсе не платят, либо платят их в размерах, явно неадекватных их доходам. По некоторым оценкам, в теневом (укрываемом от налогов) секторе экономики сосредоточено до 40% всей коммерческой деятельности. Соответственно, принимая во внимание тот факт, что предприятия, полностью платящие все налоги, несут на себе налоговое бремя, вполовину или даже более высокое, чем это вытекает из среднестатистических данных. На самом деле так и есть: сейчас едва ли найдется хотя бы одно предприятие, которое бы полностью платило все налоги и не применяло бы неплатежи, бартер и другие маневры в целях избежания непосильных налогов.

Таким образом, действующая сейчас в России налоговая  система не просто выступает тормозом для инвестиций, но является и одной  из причин - возможно, главной - кризисного состояния российской экономики. Отсюда можно считать установленным, что: налоговое бремя в России явно избыточно и по своим размерам неадекватно сложившейся в стране социально-экономической ситуации, собираемые налоги используются неэффективно и не в интересах экономического развития.

Принимаемые в  последнее время “пожарные” меры по ужесточению налоговых процедур уже не приносят реальных результатов: вместо прироста налоговых доходов они вызывают лишь прирост задолженности. Сейчас до 60% всех налоговых доходов в бюджетную систему обеспечивает ТЭК и связанные с ним отрасли, т.е. отрасли, реализующие продукты, поставляемые природой, а не трудом населения. В общей структуре налоговых платежей доля текущих поступлений по налогам не превышает 20-25%;остальное составляют денежные зачеты, уплата недоимки по налогам и платежи естественных монополий. На самом деле, если исходить из этого факта, то сохранение в собственности государства монополии только на три продукта: нефть, газ и водку могло бы полностью обеспечить весь федеральный бюджет, и налоги на этом уровне можно было бы полностью отменить.

В настоящее время налоговая политика как таковая в стране отсутствует, или, точнее сказать, она формируется стихийно, в результате чего отдельные меры налоговой политики не только вступают в противоречие с проводимой (или провозглашаемой) экономической политикой, но и между собой.

3.3 Проблемы и пути совершенствования налоговой системы

 

Влияние мирового финансово-экономического кризиса на российскую экономику  выявило ряд проблем в налоговой  системе РФ. Особенность современного экономического кризиса – одновременное развитие финансового и экономического кризисов, негативные последствия которых взаимно усиливают кризисные тенденции и во многом обуславливают усугубление друг друга. Во время кризиса резко упал ВВП, в ещё большей степени снизились налоговые доходы государства. В 2008 г. они составили 36% ВВП, в 2009 г. – 30,8%, а в 2010 г. – 31% ВВП. Одновременно со снижением доходов резко увеличились государственные расходы, и если в 2007 – 2008 гг. расходы расширенного правительства составляли 33,8% ВВП, то в 2009 г. они выросли до 41% ВВП. В свою очередь это повлекло существенное сокращение государственных резервов, дефицит бюджетной системы в размере 6,3% ВВП и увеличение объёма заимствований [8].

Следует отметить, что налоговая система в первую очередь является инструментом мобилизации доходов в бюджеты всех уровней. Одним из существенных последствий кризисных явлений в российской экономике является уменьшение налогооблагаемой базы по основным налогам, что привело к сокращению налоговых поступлений государству (особенно заметно по налогу на добавленную стоимость (НДС), налогу на прибыль организаций, налогу на добычу полезных ископаемых – НДПИ). Сократился объём валютной выручки. В настоящее время наблюдается оживление мировой экономики.

Существующая  налоговая система страны требует серьезного реформирования, т.к. не обеспечивает оптимального выполнения своих функций, так как с одной стороны должна обеспечивать уровень сбора налогов, достаточный для покрытия основных расходов бюджетов, а с другой стороны налоговая система страны должна способствовать нормальному функционированию экономики государства, экономическому росту и развитию территорий.

        В сложившейся налоговой системе страны с экономической точки зрения можно выявить определенные недостатки [9]:

– налоговой системе России присущ преимущественно фискальный характер, что затрудняет реализацию стимулирующей и регулирующей функций налогообложения. В первую очередь, это определяется высокой завышенной по сравнению с развитыми странами ставки налога на прибыль (35%) и налога на добавленную стоимость (20%), вследствие чего приоритетное направление по налоговым изъятиям в России приходится на обложение хозяйствующих субъектов (т.е. юридических лиц).

– довольно высокий удельный вес по сравнению с зарубежными странами имеют косвенные налоги (налоги с оборота, продаж, различные сборы), а не прямые, причем доля косвенных налогов постепенно возрастает.

– неоптимальная шкала ставок подоходного налога с физических лиц, т.к. разрыв между группами лиц с наименьшими и наивысшими доходами составляет 1:25, а в ставках налогообложения всего лишь 1:3. Поэтому основная налоговая нагрузка падает на малообеспеченные слои населения, а не на наиболее богатых.

– недостаточно эффективный контроль за сбором налогов, что выражается в сокрытии доходов (т.е. большой доли теневой экономики), вследствие чего, по различным оценкам, бюджетная система РФ недополучает от 30 до 50% налогов.

– неэффективность существующих льгот.

– усложненность налоговой системы РФ, т.к. на данный момент в России насчитывается вместе с местными налогами свыше 100 различных налогов и сборов.

–постоянное изменение налогового законодательства и ставок налогообложения, что не способствует долгосрочному вложения капиталов и росту экономики.

–несовершенство законодательства, противоречивость и запутанность нормативной базы и процедур налогообложения, отсутствие оперативной связи исполнительной и законодательной властей, что выражается в первую очередь в затягивании окончательного принятия нового Налогового кодекса. По различным оценкам сейчас в России действует от 600 до 800 различных законов и иных нормативных актов, в той или иной степени затрагивающих налогообложение.

– одной из важных проблем в современной системе налогообложения является система налоговых ставок, которые определяют сумму налогового изъятия. Это относится к целому ряду налогов, в первую очередь к налогу на прибыль.

Для улучшения  ситуации были предприняты некоторые меры налогового характера [5]:

  1. Снижена ставка по налогу на прибыль организаций с 24 до 20%.
  2. Увеличена амортизационная премия с 10 до 30% от первоначальной стоимости амортизируемого имущества.
  3. Сокращены экспортные пошлины на нефть и продукты её переработки. Сокращён период мониторинга и определения цен для целей исчисления НДПИ по нефти и экспортных пошлин с 2 до 1 месяца.
  4. Разработаны меры, которые должны способствовать сокращению сроков возмещения НДС промышленным предприятиям и сокращению издержек на налоговое администрирование.
  5. Регионам предоставлено право существенно снижать величину налогов для малого бизнеса (примерно втрое).
  6. Повышена величина социальных и имущественных  налоговых вычетов по налогу на доходы физических лиц.

Удельный вес  поступлений в федеральный бюджет в общем объеме поступлений в  консолидированный бюджет Российской Федерации в январе-марте 2011 года составил 47% и относительно уровня января-марта 2010 года снизился на 1 процентный пункт.

Формирование  всех доходов в январе-марте 2011 года на 84% обеспечено за счет поступления  налога на прибыль – 26%, НДПИ – 20%, НДС  – 20% и НДФЛ – 18%. По сравнению с  январем-мартом 2010 года доля указанных  налогов не изменилась. Более подробно данные тенденции представлены в таблице 2.3.[6]

 

Таблица 2.3 − Динамика поступлений налогов и сборов в бюджетную систему РФ в 2011 г. по сравнению с 2010 г., млрд. руб.

Наименование  налога, сбора

2010 г.

2011 г.

Динамика, %

Налоги и сборы  – всего (включая единый социальный налог)

1784

2170

80,4

Налог на прибыль  организаций

386

561

145

НДС

437

431

106

Налог на доходы физических лиц

359

398

111

Акцизы

99

124

125

НДПИ

603

438

133

Прочие налоги и сборы

331

441

107,3


 

Следует отметить, что не все вышеперечисленные  меры являются действенными, поэтому необходима существенная модернизация налоговой системы. Ниже приведём комплекс необходимых мер налогового характера, предложенных правительством.

С точки зрения стимулирования развития экономики  НДС является оптимальным налогом, снижение которого в самое ближайшее время могло бы высвободить необходимые средства для инвестиций, поэтому ставку НДС нужно снизить до 12-14% и тщательным образом рассмотреть вопрос о замене его налогом с оборота (налогом с продаж).

Также необходимо стимулирование развитие малого и среднего предпринимательства. Это позволит увеличить занятость и, соответственно, снизить социальную напряжённость в обществе. Малое и среднее предпринимательство является одним из источников инновационного развития экономики РФ. Следует упростить отчётность для субъектов малого предпринимательства и упразднить обязанность применения кассовых машин при реализации товара.

Информация о работе Бюждетно-налоговая политика государства