Бюждетно-налоговая политика государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 18:03, курсовая работа

Описание

Актуальность темы. Бюждетно-налоговая политика – это воздействие государства на уровень деловой активности посредством изменения государственных расходов и налогообложения. Это важное направление финансовой политики государства, которое играет большую роль в регулировании экономики посредством налогов и политики доходов и расходов.
Основу финансовой деятельности государства составляет бюджет, состояние которого может отражать как успехи, так и провалы государственной политики.Поэтому вусловияхрыночнойэкономики особенно важно знание сущности, функций, видов и инструментов фискальной политики, а также механизма ее действия для более правильной ориентации в существующей ситуации в стране с целью правильного принятия управленческого решения.

Работа состоит из  1 файл

БЮДЖЕТНО-НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА.doc

— 223.50 Кб (Скачать документ)

Налоговая политика является составной  частью финансовой политики и инструментом государственного регулирования социально-экономических  процессов в обществе. В первом случае посредством налогового механизма  государство регулирует формирование собственных средств хозяйствующих субъектов (прибыль, амортизация), своих централизованных фондов финансовых ресурсов (бюджеты всех уровней, государственные внебюджетные фонды) и доходов населения. Здесь реализуется фискальная (распределительная) функция налогов.

Во втором случае налоги используются в качестве инструмента воздействия  на условия и факторы общественного  воспроизводства. В этом качестве налоги реализуют свою регулирующую функцию  и формируют, таким образом, механизм налогового регулирования экономики. Инструментами механизма налогового регулирования являются отдельные категории плательщиков, освобождаемые от уплаты налога (сбора), и элементы налога - объект налогообложения, налоговая база, ставка налога.

Налоговая политика представляет собой взаимосвязанную совокупность правовых и организационных основ и мероприятий в сфере налоговых отношений, обеспечивающих, во-первых, формирование финансовых ресурсов, необходимых государству для выполнения взятых на себя функций, и оказывающих, во-вторых, регулирующее воздействие на процессы социально-экономического развития страны.

Налоговая система государства  призвана обеспечивать мобилизацию  и аккумуляцию платежей по налогам  и сборам в бюджетную систему  страны. Налоговая система представляет собой совокупность законодательно установленных налогов и сборов, составляющих налоговые обязательства организаций и граждан, и органы, уполномоченные обеспечивать государственный контроль за правильным исчислением, полнотой и своевременным перечислением соответствующих платежей в бюджетную систему страны. Исходя из данного определения, налоговая система включает две подсистемы:

1) подсистему налогов и сборов  или налоговый механизм системы  налогообложения;

2) подсистему уполномоченных органов или организационный механизм.

Если налог - это инструмент мобилизации и аккумуляции средств  в доходах бюджетной системы  государства, то налогообложение - это  сам процесс мобилизации и  аккумуляции платежей по законодательно установленным правилам. В системе  налогообложения реализуется налоговая политика государства. Выделяют следующие цели налоговой политики:

1. Отказ от увеличения  номинального налогового бремени  при условии поддержания сбалансированности  бюджетной системы.

2. Повышение эффективности и  нейтральности налоговой системы.

В конечном счете, именно в налоговой системе реализуется налоговая политика государства как особая система образования и налогообложения доходов субъектов экономических отношений и налоговых доходов государства, призванная способствовать устойчивому развитию общественного производства и росту народного благосостояния.

Налоговая политика - это  искусство управления в сфере  налоговых отношений, опирающееся  на классические принципы налогообложения  и потенциальные возможности функций налогов:

– фискально-распределительную (выражается в уровне налогового бремени экономики);

– регулирующую (выражается в первую очередь через систему льгот и преференций в налогообложении, систему специальных налоговых режимов, призванных активизировать деятельность хозяйствующих субъектов в тех или иных отраслях реального сектора экономики.);

– контрольную (выражается в наблюдении и соблюдении стоимостных пропорций в процессе образования и распределения доходов различных субъектов экономики).

3 Анализ современного состояния бюджетно-налоговой политики в России

3.1 Особенности налогово-бюджетной политики в России

 

Фискальная политика оказывает большое влияние на развитие государства и на складывающуюся ситуацию в стране. Поэтому очень  важно анализировать существующую фискальную политику и прогнозировать последствия еще только планируемой фискальной политики. Таким образом, для выбора наиболее правильной и экономически целесообразной фискальной политики необходим ее системный анализ и прогнозирование последствий, так как фискальная политика играет большую роль в развитии государства, влияя на социальное положение граждан государства, на состояние государственного бюджета и на деловую активность предприятий.

Рассмотрим фискальную политику, проводимую в России.

По оперативным данным Федеральной налоговой службы, в консолидированный бюджет Российской Федерации в январе-феврале 2011г. поступило налогов, сборов и иных обязательных платежей, администрируемых ФНС России, на сумму 1107,8 млрд. рублей, что на 16,2% больше, чем за соответствующий период предыдущего года. В феврале 2011г. поступления в консолидированный бюджет составили 525,1 млрд. рублей и сократились по сравнению с предыдущим месяцем на 9,9%. Подробно поступление налогов представлено в таблице 3.1 [5]

По оперативным данным Федеральной налоговой службы в консолидированный бюджет Российской Федерации в январе-апреле 2010 г. поступило налогов, сборов и иных обязательных платежей, администрируемых ФНС России, на сумму 2577,9 млрд. рублей, что на 27,0% больше, чем за соответствующий период предыдущего года. В апреле 2010 г. поступления в консолидированный бюджет составили 820,3 млрд. рублей и увеличились по сравнению с предыдущим месяцем на 2,0%.[6].

Таблица 3.1 — Поступление налогов, сборов и иных обязательных платежей в консолидированный бюджет Российской Федерации по видам

 

Январь-февраль 2011г.

В % к январю-февралю 2011г.

Консолидированный бюджет

В том числе

Консолидированный бюджет

В том числе

Федеральный бюджет

Консолидированные бюджеты субъектов РФ

Федеральный бюджет

Консолидированные бюджеты субъектов РФ

Всего

1 107,8

632,7

475,1

116,2

114,9

117,9

Из них: налог  на прибыль организаций

123,4

15,7

107,7

в 1,7 р.

в 1,5 р.

в 1,7 р.

Налог на доходы физических лиц

240,4

-

240,4

110,2

-

110,2

налог на добавленную стоимость

на товары (работы, услуги), реализуемые

на территории Российской Федерации,

ввозимые из Республики Беларусь и

Республики Казахстан

294,5

294,5

-

102,1

102,1

-

из него налог  на добавленную

стоимость на товары (работы, услуги),

реализуемые на территории РФ

282,2

282,2

-

99,5

99,5

-

акцизы по подакцизным  товарам

(продукции), производимым  на

территории Российской Федерации

79,0

31,1

47,9

114,8

в 1,6 р.

96,5

налоги на имущество

48,7

-

48,7

111,4

-

111,4

налоги, сборы  и регулярные платежи

за пользование природными ресурсами

294,5

289,6

4,8

125,4

125,7

110,0

из них налог  на добычу

полезных ископаемых

287,3

282,9

4,4

126,1

126,4

110,1


 

 

Исходя из данных таблицы 3.1, построим диаграмму поступления  налогов (рисунок 3.1). Основную часть налогов, сборов и иных обязательных платежей консолидированного бюджета в 2010 г. обеспечили поступления налога на прибыль организаций - 25,8%, налога на добычу полезных ископаемых - 17,3%, налога на доходы физических лиц - 19,7%, налога на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации - 19,3%.

 

Рисунок 3.1- Структура поступивших налогов

Однако в России существуют проблемы, связанные с  просроченной налоговой задолженностью. По оперативным данным Федеральной налоговой службы, задолженность по налогам и сборам, учитываемая с момента ее возникновения (без учета задолженности по единому социальному налогу, уплате пеней и налоговых санкций), в консолидированный бюджет Российской Федерации на 1 марта 2011 г. составила 745,1 млрд. рублей. По сравнению с 1 января 2011 г. она увеличилась на 5,9%, в том числе по налогу на прибыль организаций - на 7,6%, налогу на добавленную стоимость - на 6,5%, акцизам в целом - на 2,8%, налогу на добычу полезных ископаемых - на 2,6%.

Задолженность по уплате пеней и налоговых санкций (штрафов) на 1 марта 2011 г. составила 393,8 млрд. рублей и сократилась по сравнению с 1 января 2011 г. на 0,3%.

На рисунке 3.2 представлена динамика и структура просроченной задолженности [6].

 

Рисунок 3.2- Динамика задолженности по налогам и сборам.

 

Россия во многом зависит от проведения эффективной фискальной политики, поскольку  фискальная политика является основным источником формирования доходной части  бюджета РФ.

К настоящему времени в Российской Федерации в целом закончено формирование основ современной налоговой системы государства с рыночной экономикой. Основные параметры устройства российской налоговой системы в настоящее время уже не отражают систему налогов и сборов, унаследованную от советских времен; система базируется на общепринятых в современной мировой практике основных видах налогов с учетом специфики российской экономики. Преобразование налоговой системы России в последние годы осуществлялось в тесной связи с проведением бюджетной реформы и преобразованиями в области бюджетного федерализма.

Введенные в действие к настоящему времени основы российской налоговой  системы были сформированы во многом с учетом лучшей мировой практики в области налоговой политики. Вместе с тем эффективность и  результативность функционирования российской налоговой системы хотя и соответствует нынешнему уровню развития экономики, но все же далека от ожидаемой. Однако проблемы с внедрением в России инструментов налоговой политики, которые успешно функционируют во многих зарубежных странах, свидетельствуют не о неэффективности данных инструментов, а о том, что причины этих проблем лежат вне системы принятия решений в отношении налоговой политики. Отчасти подобные проблемы могут быть решены с помощью адаптации широко используемых инструментов налоговой политики к современным условиям российской экономики, примером чего является успешное использование в России плоской ставки налога на доходы физических лиц.

Вместе с тем, во многих случаях  неэффективность налоговой системы  связана с недостаточной эффективностью системы применения и администрирования законодательства о налогах и сборах, судебной системы, органов государственной власти и управления в целом. В среднесрочной перспективе предполагается принимать последовательные меры по исправлению указанных недостатков налоговой системы, однако основным условием эффективности и результативности таких мер будет их тесная координация с социально-экономическими преобразованиями в иных областях.

Среди основных направлений, в которых  предполагается развивать налоговую политику в среднесрочной перспективе, необходимо выделить следующие направления [5]:

1. Контроль за трансфертным ценообразованием в целях налогообложения. В настоящее время получила широкое распространение практика минимизации обязательств по налогам с корпораций путем произвольного манипулирования ценами сделок при осуществлении операций между связанными или контролируемыми лицами. В частности, среди способов намеренного уменьшения налоговых обязательств можно выделить регистрацию одной из сторон сделки в юрисдикции с пониженным налогообложением, использование налоговых льгот или специальных льготных налоговых режимов, наличие убытков по данным налогового учета, а также неуплату налогов в результате незаконной ликвидации предприятия-налогоплательщика.

Еще одним негативным эффектом использования трансфертного ценообразования группами компаний в условиях российской налоговой системы является перемещение мобильной налоговой базы между регионами страны, в результате чего за счет выгод, получаемых отдельными регионами, потери несет не только бюджетная система в целом, но бюджеты прочих субъектов Российской Федерации.

В данный момент для России актуальным является вопрос противодействия  использованию подобных трансфертных цен связанными или контролируемыми  компаниями в целях минимизации своих налоговых обязательств. Основной задачей налоговых органов является не предотвращение использования трансфертных цен, а недопущение бюджетных потерь какого-либо государства от их использования.

2. Налогообложение дивидендов, выплачиваемых российским лицам. В целях повышения конкурентоспособности российской налоговой системы и создания благоприятного инвестиционного климата предполагается применять нулевую ставку налога на прибыль организаций при получении дивидендов российскими лицами.

3. Регулирование налогообложения контролируемых иностранных компаний. Разработка законодательства, регулирующего налогообложение контролируемых иностранных компаний, является важным средством борьбы с укрывательством доходов российскими компаниями с помощью оффшорных компаний и стран, имеющих низкий уровень налогообложения.

Информация о работе Бюждетно-налоговая политика государства