Безработица: виды и социально-экономические последствия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2013 в 18:37, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является рассмотрение безработицы, как социально-экономического явления и ее влияние на уровень жизни населения.
Объектом исследования курсовой работы является рынок труда России.
Предмет исследования – безработица и ее типы, проблема безработицы в России.
Информационной базой послужили официальные данные Федеральной службы государственной статистики, министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. БЕЗРАБОТИЦА КАК СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ЯВЛЕНИЕ 5
1.1. Понятие и сущность безработицы 5
1.2.Причины безработицы и ее виды 9
1.3. Социально-экономические последствия безработицы 16
ГЛАВА 2. ПРОБЛЕМЫ БЕЗРАБОТИЦЫ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 24
2.1 Анализ динамики безработицы в России 24
2.2 Проблемы занятости населения 27
2.3. Пути и методы снижения уровня безработицы в России 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 38

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 92.28 Кб (Скачать документ)

На начало 2011 года количество граждан, зарегистрированных в качестве безработных, увеличилось на 18%, по сравнению с 2008 годом. Потребность в работниках, заявленная работодателями в органы службы занятости, сократилась за январь 2009 года на 48% – с 3366 до 1615 вакансий. Общее количество работников, предполагаемых к высвобождению по состоянию на 10 февраля, около 3 тысяч человек, что составляет 5,8% от числа работающих. Большинство из них – работники промышленных предприятий.

Пик безработицы в области будет  отмечен в марте – апреле. В  летние месяцы ожидается снижение уровня безработицы, связанное с организацией в этот период общественных работ (дорожно-ремонтных, полевых, по благоустройству территорий и др.). В целом же, по Волгоградской области предполагается, что в 2012 году среднегодовая численность безработных граждан не превысит 16,5 тыс. человек, а уровень регистрируемой безработицы не выйдет за пределы 4% по отношению к численности экономически активного населения.24

2.2 Проблемы занятости населения

 

Проблема обеспечения занятости  женщин в России является наиболее острой.

Её решение требует совместных усилий органов государственной  власти, женских общественных организаций, службы занятости, а также значительных финансовых вложений.

По данным 2008 года, в общей численности  безработных по стране, мужчины составляют 3146 тыс. человек, женщины 2904 тыс. человек.

Сегодня, в ситуации крайней нестабильности, именно женщины составляют большинство  «новых российских бедных», именно они  в наибольшей степени подвергаются дискриминации в сфере занятости и на рынке труда и чаще, чем другие категории занятых, теряют свой социальный статус в сфере занятости.

Вот как выглядит среднестатистический портрет безработной женщины: старше сорока, служащая с высшим или средним  специальным образованием, уволена  в связи с высвобождением или  по собственному желанию. У каждой третьей  – несовершеннолетние дети. Каждая пятая была инженером или техником. Каждая шестая – в предпенсионном возрасте. Необходимость зарабатывать на жизнь, как основной приоритет поиска работы, у женщин выражен сильнее, чем у мужчин; существенно возросли претензии безработных женщин к размеру заработной платы; женщины начали отказываться от работы из-за отсутствия правовых и социальных гарантий, особенно в частном предпринимательстве. К старым нерешенным проблемам, таким, как низкий уровень квалификации и заработной платы, добавились новые – ухудшение структуры свободных рабочих мест и вакантных должностей.

Для снижения остроты проблемы занятости  женщин определены приоритетные направления  работы:

• повышение конкурентоспособности  женщин на рынке труда через переобучение;

• формирование банка вакансий для  женщин;

• создание дополнительных рабочих  мест;

• создание условий для занятости  на временных и общественных работах;

• реализация программ социальной адаптации.

Ещё один чётко определённый устойчивый сегмент рынка труда, характеризующийся  стабильным ростом предложения рабочей  силы – незанятая молодёжь.

Молодёжный рынок труда имеет  свою специфику:

Во-первых, он характеризуется неустойчивостью спроса и предложения, обусловленной изменчивостью ориентацией молодёжи, её социально-профессиональной неопределённостью. Положение усугубляется обострением социальных проблем молодёжи, связанных с коренным изменением социокультурных и политических условий развития личности, что влечёт за собой возрастающие трудности самоопределения молодых людей, в том числе и в профессиональном плане.

Во-вторых, для молодёжного рынка труда специфична низкая конкурентоспособность по сравнению с другими возрастными группами. Молодёжь подвергается наибольшему риску потерять работу или не трудоустроиться. Возможности трудоустройства новой рабочей силы, вступающей на рынок труда впервые, сокращаются. Ограничение спроса на рынке труда снижает возможности трудоустройства выпускников учебных заведений.

В-третьих, молодёжная занятость имеет явные и скрытые размеры. Продолжает увеличиваться группа молодёжи, которая нигде не работает и не учится.

В-четвёртых, молодёжный рынок труда характеризуется большой вариантностью. Существующая в настоящее время в России система профессионального образования не способна в полной мере удовлетворять потребности экономики в квалифицированных профессиональных кадрах. Она не имеет устойчивой связи с рынком труда и не оказывает управляющего воздействия на устранение дисбаланса спроса и предложения рабочей силы на рынке труда.

Сегодня полученное однажды образование  уже не обеспечивает конкурентоспособности  граждан на рынке труда на всю  оставшуюся жизнь. В особенности, в  трудном положении оказываются  выпускники, не имеющие опыта, поскольку  работодатели заинтересованы в найме  сформировавшихся специалистов, в результате чего многие обладатели дипломов приобретают  статус безработного, либо трудятся не по специальности. Например, по данным 2008 года из всей численности выпускников признаны безработными: 15,7% лица с высшим образованием; 19,5% со средним профессиональным образованием; 21,3% с начальным профессиональным; 38,9% с полным общим; 2,7% с основным общим и 1,9% не имеют образования.

Ежегодно из числа выпускников  каждый четвёртый становится потенциальным  кандидатом на переобучение, получение  второй профессии.

Кроме того, часть молодых людей  увольняется из-за неудовлетворенности  профессией, характером труда уже  в первый год работы после окончания  учебного заведения.

В-пятых, на молодёжном рынке труда создалась чрезвычайно сложная ситуация с женской занятостью: традиционно среди выпускников учебных заведений, особенно вузов, женщины составляют значительную долю, при этом работодатели отдают явное предпочтение при приёме на работу мужчинам.

Проблема занятости молодёжи является далеко не новой. Традиционным решением данной проблемы является функционирование государственной молодёжной политики, однако современное её состояние  не является удовлетворительным.

Одним из направлений активной политики государства по борьбе с безработицей является развитие программ профессиональной подготовки и переподготовки безработных. В некоторых регионах разработаны  и начинают приводиться в действие программы по социальному партнёрству, которое предусматривает заключение договоров с работодателями о  гарантии трудоустройства лиц успешно  окончивших обучение или курсы по переподготовке, и благополучно прошедших  стажировку на предприятии. Государственные  органы в свою очередь, обязуются  оплачивать часть заработка работника  во время его обучения и приобретения необходимых навыков на предприятии. Центры занятости населения организуют различные курсы по подготовке кадров, которые финансируются за счёт государства. Данная система имеет ряд недостатков: федеральные органы занятости пока ещё не имеют развитой учебно-курсовой сети, эффективных методик обучения, квалифицированных преподавателей, надёжной информации о качественных и количественных характеристиках спроса на рабочую силу на рынке труда. Расширение масштаба профессиональной подготовки и переподготовки позволяет сократить на некоторое время предложение рабочей силы на рынке труда и обеспечивает подготовку к работе в новых рыночных условиях.

Большим минусом является то, что  подготовка происходит только с учётом спроса на определенные специальности  в настоящий момент времени и  не берётся во внимание их дальнейшая востребованность и конкурентоспособность  на рынке труда. В экономически развитых регионах страны сейчас практикуется обучение основам предпринимательства  и некоммерческого хозяйствования в перспективных областях экономической  деятельности. Вовлекаются в эту  сферу прежде всего те, кто длительное время ищет работу. Для этого в некоторых областях организованы специализированные бизнес-центры.

Около 40% безработных, направленных на получение дополнительной специальности  – выпускники учебных заведений.

В экономически развитых странах чем выше уровень образования человека, тем больше шансов получить желаемую и высокооплачиваемую работу. В России же люди с высшим образованием имеют незначительные шансы получить работу. Как свидетельствует статистика, подавляющее число лиц, ищущих работу-это люди с высшим образованием. Только по Курганской области ежегодно около 38% безработных имеют высшее образование. Большая часть ищет применение своим знаниям и способностям в других регионах, либо заграницей. Те, кто долгое время не могут найти работу, регистрируются в центрах занятости, как безработные. Для них ведётся поиск подходящей работы. Причём, из 36% безработных в России с высшим образованием, только 21% трудоустраиваются по специальности. Остальные заняты в сферах деятельности не соответствующих их квалификации и образованию, на общественных работах (преимущественно женщины и молодёжь), либо направлены на переобучение и повышение квалификации.25

2.3. Пути и методы снижения уровня безработицы в России

 

Различные экономисты предлагали свои варианты для уменьшения уровня безработицы.

Например, кейнсианцы считали, что саморегулирующаяся экономика не может преодолеть безработицу. Уровень занятости зависит от так называемого "эффективного спроса" (упрощенно - уровня потребления и инвестиций). Дж.М. Кейнс писал: "Хроническая тенденция к неполной занятости, характерная для современного общества, имеет свои корни в недопотреблении..." Недопотребление выражается в том, что по мере повышения доходов у потребителя у него в силу психологических факторов "склонность к сбережению" превышает "побуждение к инвестициям", что влечет спад производства и безработицу. Таким образом, кейнсианцы, показав неизбежность кризиса саморегулирующейся экономики, указывали на необходимость государственного экономического воздействия для достижения полной занятости. Прежде всего, следует повысить эффективный спрос, снижая ссудный процент и увеличивая инвестиции.

Монетаристы выступили против кейнсианских методов. В 1967 году М. Фридман высказал мысль о существовании "естественного уровня безработицы", который жестко определен условиями рынка труда и не может быть изменен мерами государственной политики. Если правительство старается поддержать занятость выше ее "естественного уровня" с помощью традиционных бюджетных и кредитных методов увеличения спроса, то эти меры будут иметь кратковременный эффект и приведут лишь к росту цен.

Среди аргументов монетаристов по поводу несостоятельности кейнсианской в политики ставился акцент на непредсказуемость результатов государственного вмешательства из-за больших задержек в проявлении эффекта этих мер. Монетаристские методы регулирования занятости достаточно радикальны. Они обвиняют рабочих в том, что последние воздерживаются от работы и получают компенсацию в виде пособий. Отсюда рекомендации отменить эти пособия, чтобы заставить людей работать. Монетаристы предлагают отказаться от стимулирования экономического роста путем увеличения спроса. Однако политика ограничения спроса может вызвать резкое ухудшение жизненного уровня населения, что скажется на социальной обстановке.

Теперь  рассмотрим, какие же реальные шаги может применять государство  для уменьшения уровня безработицы. Многообразие типов безработицы  делает задачу ее сокращения чрезвычайно  сложной. Поскольку единого способа  борьбы с безработицей не существует, любой стране для решения этой проблемы приходится использовать различные  методы.

Уровень фрикционной безработицы может  быть снижен за счет:

  1. улучшения информационного обеспечения рынка труда. Во всех странах эту функцию выполняют организации по трудоустройству (биржи труда). Они собирают у работодателей информацию о существующих вакансиях и сообщают ее безработным;
  2. устранения факторов, снижающих мобильность рабочей силы. Для этого необходимо, прежде всего:
  • создание развитого рынка жилья;
  • увеличение масштабов жилищного строительства;
  • отмена административных преград для переезда из одного населенного пункта в другой.

Сокращению  структурной безработицы более  всего способствуют программы профессионального  переобучения и переквалификации. Такого рода программы должны привести к  тому, чтобы рабочая сила наилучшим  образам соответствовала имеющимся рабочим местам. Эта задача достигается программой профессиональной подготовки, информацией о рабочих местах. Программы профессиональной подготовки обеспечивают как подготовку на рабочих местах, так и в специальных учебных заведениях для безработных, молодежи, а также для рабочих старших возрастов, чья профессия оказалась устаревшей.

Наиболее  трудно бороться с циклической безработицей, для решения такой задачи наиболее эффективными являются следующие меры: Создание условий для роста спроса на товары. Так как спрос на рынке  труда - производный и зависит  от ситуации на рынках товаров и  услуг, то занятость возрастет, а  безработица упадет в там случае, если товарные рынки предъявят больший  спрос и для его удовлетворения надо будет нанять дополнительных работников.

Информация о работе Безработица: виды и социально-экономические последствия