Безработица: виды и социально-экономические последствия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2013 в 18:37, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является рассмотрение безработицы, как социально-экономического явления и ее влияние на уровень жизни населения.
Объектом исследования курсовой работы является рынок труда России.
Предмет исследования – безработица и ее типы, проблема безработицы в России.
Информационной базой послужили официальные данные Федеральной службы государственной статистики, министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. БЕЗРАБОТИЦА КАК СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ЯВЛЕНИЕ 5
1.1. Понятие и сущность безработицы 5
1.2.Причины безработицы и ее виды 9
1.3. Социально-экономические последствия безработицы 16
ГЛАВА 2. ПРОБЛЕМЫ БЕЗРАБОТИЦЫ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 24
2.1 Анализ динамики безработицы в России 24
2.2 Проблемы занятости населения 27
2.3. Пути и методы снижения уровня безработицы в России 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 38

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 92.28 Кб (Скачать документ)

Подчеркнем, что появляется не просто возможность  оценить социальный ущерб или  косвенные потери в экономике (от снижения количества отработанного  времени, падения интенсивности  и производительности труда), но и  прямые затраты, связанные с ростом государственных расходов на преодоление  социально негативных процессов.

Подобные  исследования представляют несомненный  интерес для России, поскольку  позволяют более четко обозначить границы проблемы и наметить пути выхода из кризисной ситуации, сообразуясь  с особенностями социального, экономического и политического развития страны на современном этапе. Поскольку определенное своеобразие ситуации в экономической и социальной сферах в России свидетельствует о невозможности механического переноса и копирования, применяемых за рубежом методов, требуется определенное логическое переосмысление предлагаемых методов исследования, а также использование адаптированных методов исследования социально-экономических последствий безработицы в России переходного периода.

Можно предложить развернутую классификацию наиболее значимых, на наш взгляд, социальных и экономических последствий  безработицы, рассматриваемых с  точки зрения отрицательного и положительного влияния на систему.

I. Социальные  последствия безработицы:

Отрицательные:

1. Обострение  криминогенной ситуации.

2. Усиление  социальной напряженности.

3. Рост  количества физических и душевных  заболеваний.

4. Увеличение  социальной дифференциации.

5. Снижение  трудовой активности.

Положительные:

1. Повышение  социальной ценности рабочего  места.

2. Увеличение  личного свободного времени.

3. Возрастание  свободы выбора места работы.

4. Увеличение  социальной значимости и ценности  труда.

II. Экономические  последствия безработицы:

Отрицательные:

1. Обесценивание  последствий обучения.

2. Сокращение  производства.

3. Затраты  на помощь безработным.

4. Утрата  квалификации.

5. Снижение  жизненного уровня.

6. Недопроизводство  национального дохода.

7. Снижение  налоговых поступлений.

Положительные:

1. Создание  резерва рабочей силы для структурной  перестройки экономики.

2. Конкуренция  между работниками как стимул  к развитию способностей к  труду.

3. Перерыв  в занятости для переобучения  и повышения уровня образования.

4. Стимулирование  роста интенсивности и производительности  труда.

За время  развития экономической теории (в  частности теории безработицы, ее видов  и причин) различные экономисты предлагали свои варианты для уменьшения уровня безработицы.

Недопотребление выражается в том, что по мере повышения  доходов у потребителя у него в силу психологических факторов "склонность к сбережению" превышает "побуждение к инвестициям", что влечет спад производства и безработицу.

Прежде  всего, следует повысить эффективный спрос, снижая ссудный процент и увеличивая инвестиции.18

В 1967 году М. Фридман высказал мысль о существовании "естественного уровня безработицы", который жестко определен условиями рынка труда и не может быть изменен мерами государственной политики. Если правительство старается поддержать занятость выше ее "естественного уровня" с помощью традиционных бюджетных и кредитных методов увеличения спроса, то эти меры будут иметь кратковременный эффект и приведут лишь к росту цен.

Монетаристские  методы регулирования занятости  достаточно радикальны. Они обвиняют рабочих в том, что последние  воздерживаются от работы и получают компенсацию в виде пособий. Отсюда рекомендации отменить эти пособия, чтобы заставить людей работать. Монетаристы предлагают отказаться от стимулирования экономического роста путем увеличения спроса. Однако политика ограничения спроса может вызвать резкое ухудшение жизненного уровня населения, что скажется на социальной обстановке.

Многообразие  типов безработицы делает задачу ее сокращения чрезвычайно сложной. Поскольку единого способа борьбы с безработицей не существует, любой  стране для решения этой проблемы приходится использовать различные  методы. Используя опыт ряда иностранных  государств, выделим некоторые пути решения проблемы безработицы.

Уровень фрикционной безработицы может  быть снижен за счет:

  • улучшения информационного обеспечения рынка труда. Во всех странах эту функцию выполняют организации по трудоустройству (биржи труда). Они собирают у работодателей информацию о существующих вакансиях и сообщают ее безработным;
  • устранения факторов, снижающих мобильность рабочей силы. Для этого необходимо, прежде всего:

а) создание развитого рынка жилья;

б) увеличение масштабов жилищного строительства;

в) отмена административных преград для переезда из одного населенного пункта в другой

Сокращению  структурной безработицы более  всего способствуют программы профессионального  переобучения и переквалификации. Такого рода программы должны привести к  тому, чтобы рабочая сила наилучшим  образам соответствовала имеющимся  рабочим местам. Эта задача достигается  программой профессиональной подготовки, информацией о рабочих местах. Программы профессиональной подготовки обеспечивают как подготовку на рабочих  местах, так и в специальных  учебных заведениях для безработной  молодежи, а также для рабочих старших возрастов, чья профессия оказалась устаревшей. В ряде городов такая переподготовка осуществляется через городскую службу занятости и Центр социальной поддержки.

Наиболее  трудно бороться с циклической безработицей. Для решения такой задачи наиболее эффективными являются следующие меры: создание условий для роста спроса на товары. Так как спрос на рынке  труда – производный и зависит  от ситуации на рынках товаров и  услуг, то занятость возрастет, а  безработица упадет в там случае, если товарные рынки предъявят больший  спрос и для его удовлетворения надо будет нанять дополнительных работников.19

Способами увеличения спроса являются:

  • стимулирование роста экспорта. Это может привести к росту объемов производства и, соответственно, - занятости на них;
  • поддержка и поощрение инвестиций в реконструкцию предприятия с целью повышения конкурентоспособности продукции.20

Создание  условий для сокращения предложения  труда. Очевидно, что чем меньше людей  претендуют на рабочие места, тем  легче найти работу даже при том  же числе свободных рабочих мест. Сократить число претендентов на эти места и, более того высвободить  дополнительные вакансии для безработных  вполне реально.

Некоторое облегчение может принести, например, предоставление возможности досрочного выхода на пенсию работникам, еще не достигшим пенсионного возрасти. В России, например, при упразднении  органов управления союзного уровня работавшим в их штатах мужчинам позволяли  уйти на пенсию в 57-58 лет, а женщинам – в 53-54 года. Без этого пожилым  служащим пришлось бы искать работу. А  поскольку шансов на трудоустройство  в этом возрасте у них было немного, они увеличили бы армию безработных. Досрочная пенсия позволила предотвратить такое развитие событий. Вместе с тем этот способ может использоваться только в очень ограниченных масштабах, так как он влечет существенное увеличение пенсионных выплат.21

Создание  условий для роста самозанятости. Смысл такого рода программ состоит в том, что людям помогают открыть собственное дело, чтобы они могли прокормить себя и свою семью, даже если им не удается найти работу по найму. В России это реализуется через программы поддержки малого предпринимательства.

Реализация  программ поддержки молодых работников. Тяжелее всего безработица ударяет  по пожилым (их уже никто не хочет брать на работу из-за падающей производительности труда и ухудшения здоровья) и самым молодым (их еще никто не хочет брать на работу из-за низкой квалификации и отсутствия опыта).

Для помощи молодежи могут использоваться различные  методы:

  • экономическое стимулирование молодежной занятости;
  • создание специальных фирм, предлагающих работу именно молодежи;
  • создание центров обучения молодых людей тем профессиям, шансы на занятость в которых наиболее высоки.

Список  программ сокращения безработицы можно  продолжать еще долго, но важно понимать, что все эти программы не могут  полностью ликвидировать или  существенно сократить циклическую  безработицу.

Такой результат  достигается лишь при общем улучшении  экономической ситуации в стране и нужно не просто реализовывать  одну из вышеназванных программ, а  предварять эти программы в жизнь.22

 

ГЛАВА 2. ПРОБЛЕМЫ БЕЗРАБОТИЦЫ В  РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

2.1 Анализ динамики безработицы  в России

Источником регулярных данных о  занятости и безработице в  России служат результаты обследований, проводимых государственными органами статистики, научными учреждениями, общественными  организациями и др. Проанализируем статистические данные по динамике безработицы  в стране за 2005–2010 гг., представленные в таблице №1.

Таблица 1-Анализ безработицы в  стране за 2005–2010 гг.

ДАННЫЕ ПО СТРАНЕ:

2005

2006

2007

2008

2009

2010

ЧИСЛЕННОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ (тыс. чел.)

144168

143474

142754

142221

142009

142538

ЭКОНОМИЧЕСКИ АКТИВНОЕ НАСЕЛЕНИЕ (тыс. чел.)

72391

72950

73432

74167

75159

75737

ЧИСЛЕННОСТЬ БЕЗРАБОТНЫХ (тыс. чел.)

5959

5675

5263

5312

4588

6050

ЧИСЛЕННОСТЬ БЕЗРАБОТНЫХ,

ЗАРЕГИСТРИРОВАННЫХ В СЛУЖБЕ ЗАНЯТОСТИ (тыс. чел.)

1638,9

1920,3

1830,1

1742,0

1553,0

2035,0

УРОВЕНЬ ОБЩЕЙ БЕЗРАБОТИЦЫ (%)

11,7

10,1

9,4

9,0

7,9

7,7

УРОВЕНЬ, ЗАРЕГИСТРИРОВАННОЙ БЕЗРАБОТИЦЫ (%)

3,0

3,4

3,2

3,2

2,7

3,6

СРЕДНЕМЕСЯЧНАЯ ЗАРАБОТНАЯ ПЛАТА

(руб.)

5498,5

6739,5

8554,9

10633,9

13593,4

16453,5

ПРОЖИТОЧНЫЙ МИНИМУМ В СРЕДНЕМ  НА ДУШУ НАСЕЛЕНИЯ (руб. в месяц)

2342

2856

3046

3421

3859

4005


Итак, как видно из таблицы, рынок  рабочей силы испытывает постоянные колебания. Численность экономически активного населения в период с 2005 по 2009 гг. постепенно увеличивается на 3346 тыс. чел., наблюдается снижение количества безработных граждан, и, следовательно, уровень безработицы приобретает тенденцию к снижению с 11,7% до 7,7%. Однако в конце 2010-начале 2011 гг., в связи со сложившейся общемировой ситуацией, кадровая ситуация в стране приняла следующий оборот. По итогам декабря 2008 года уровень безработицы в стране составлял 7,7%. В конце 2008 года наблюдался «умеренный рост» безработицы, который обуславливался сокращением занятости в строительстве, торговле, сфере услуг и финансовом секторе. С начала года имеют место массовые сокращения во всех сферах деятельности. На конец января 2009 года, численность безработных составляла 6,1 млн. человек, что составляет 8,1% от всего трудоспособного населения страны. По скромным прогнозам, к концу года число безработных может увеличиться до 7 млн. человек.

Что касается Волгоградской области, проанализировав данные таблицы №2 можно сделать следующие выводы: Общая численность населения постоянно сокращается. Численность экономически активного населения за период с 2005-по 2010 гг. снизилась с 200 тыс. человек до 183,2 тыс. человек, преимущественно в результате большой миграции молодёжи и квалифицированных кадров в другие регионы, а также за счёт снижения рождаемости и увеличения смертности. Число безработных граждан периодически меняется. Уровень безработицы в отдельные годы резко понижается, или, наоборот повышается на 1,5–2%.23

Таблица 2-Динамика безработицы в  Волгоградской области

ДАННЫЕ ПО КУРГАНСКОЙ ОБЛАСТИ:

2005

2006

2007

2008

2009

2010

ЧИСЛЕННОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ (тыс. чел.)

339,3

334,3

330,0

326,0

326,0

321,4

ЭКОНОМИЧЕСКИ АКТИВНОЕ НАСЕЛЕНИЕ (тыс. чел.)

200,0

195,9

190,7

185,5

186,0

183,2

ЧИСЛЕННОСТЬ БЕЗРАБОТНЫХ (тыс. чел.)

16,8

8,0

11,3

9,3

10,5

16,8

ЧИСЛЕННОСТЬ БЕЗРАБОТНЫХ,

ЗАРЕГИСТРИРОВАННЫХ В СЛУЖБЕ ЗАНЯТОСТИ (тыс. чел.)

3,6

3,4

3,1

2,9

2,5

3,4

УРОВЕНЬ ОБЩЕЙ БЕЗРАБОТИЦЫ (%)

8,4

4,1

6,0

5,0

5,6

5,9

УРОВЕНЬ, ЗАРЕГИСТРИРОВАННОЙ БЕЗРАБОТИЦЫ (%)

1,8

1,8

1,4

1,6

1,4

1,5 

СРЕДНЕМЕСЯЧНАЯ ЗАРАБОТНАЯ ПЛАТА

(руб.)

4690

5896

6833

8725

10365

12183

ПРОЖИТОЧНЫЙ МИНИМУМ В СРЕДНЕМ  НА ДУШУ НАСЕЛЕНИЯ (руб. в месяц)

2081

2500

2897

3252

3377

3570

               

Информация о работе Безработица: виды и социально-экономические последствия