Безработица в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2012 в 14:25, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является изучение безработицы и инфляции их взаимосвязь, особенности их развития в современной России.
Поставленная цель предполагает решение следующих задач:
― раскрытие сущности понятия и причин безработицы и инфляции;
― анализ рынка труда в различных экономических концепциях (мальтузианская, неоклассическая, кейнсианская, классическая, марксистская, монетаристская теории);

Содержание

Введение……………………………………………………………………………..3
Глава 1.Формы правления макроэкономической нестабильности……………….5
1.1 Понятия, сущность, формы безработицы……………………………………...5
1.2.Понятия, сущность, формы инфляции……………………………………..…14
1.3Основные последствия безработицы и инфляции…………………………….25
Глава 2. Взаимосвязь безработицы и инфляции………………………………….30
2.1 Теория Филипса………………………………………………………………...30
2.1.2 Стагфляция, или одновременный рост инфляции и безработицы ………..31
2.1.3 Совокупное предложение в краткосрочном и долгосрочном плане……...35
2.1.4 Инфляция, вызванная избыточным спросом или ростом издержек………36
2.2 Современные концепции связей между безработицей и инфляцией……….40
Заключение………………………………………………………………………….51
Список используемой литературы………………………………………………...53

Работа состоит из  1 файл

Курсовая ВСЕ!.doc

— 371.00 Кб (Скачать документ)

Скорость денежного обращения, если темпы роста денежной массы контролируются ЦБ, то значение фактора скорости денежного обращения для темпов инфляции возрастает. Особенно заметным это влияние оказывается во время резкого перехода из одного макроэкономического состояния в другое (например, от низких темпов инфляции к высоким или, наоборот, от высоких к низким). Повышение темпов инфляции означает увеличение инфляционного налога на денежные средства, снижение их покупательной способности, что усиливает склонность обладателей денег как можно скорее от них избавиться и, следовательно, ведет к повышению скорости обращения денег.

Сокращение реального объема национального производства, оно может быть обусловлено ростом заработной платы, ведущим к повышению издержек производства, циклическим спадом в экономике, структурной перестройкой промышленности, разрывом хозяйственных связей и т. д. Сокращение реального объема производства при стабильном уровне денежной массы приводит к повышению темпов инфляции, так как меньшему объему товаров и услуг противостоит прежнее количество денег. Однако эта причина по сравнению с первыми двумя не играет существенной роли в инфляционном процессе.

Причины возникновения инфляции могут быть как внутренние, так и внешние.

Внешние причины. К внешним причинам относятся, в частности, сокращение поступлений от внешней торговли, отрицательное сальдо внешнеторгового и платежного балансов. Инфляционный процесс у нас усиливало падение цен на мировом рынке на топливо и цветные металлы, составляющие важную статью нашего экспорта, а также неблагоприятная конъюнктура на зерновом рынке в условиях значительного импорта зерновых.

Внутренние причины. Рассмотрим их на примере России.

1)                 Одним из истоков инфляционных процессов служит деформация народнохозяйственной структуры, выражающаяся в существенном отставании отраслей потребительского сектора при явно гипертрофированном развитии отраслей тяжелой индустрии, и особенно военного машиностроения.

2)                 Неспособность преодолеть инфляцию порождается недостатками хозяйственного механизма. В условиях централизованной экономики практически отсутствовала обратная связь, не было эффективных экономических рычагов, которые были способны регулировать соотношение между денежной и товарной массой; что касается административных ограни­чителей, то они «работали» недостаточно эффективно. В системе финансового планирования определяющую роль играл Госплан, а не Минфин и не Госбанк, которые «работали» под него, подкрепляя плановые задания финансовыми и денежными ресурсами без каких-либо ограничений.

Эта структура всё меньше напоминает условия совершенной конкуренции, когда на рынке действует большое число производителей, продукция характеризуется однородностью, перелив капитала не затруднён. Современный рынок–это в значительной степени олигополистический рынок, на котором действуют численные продавцы, что препятствует проникновению в отрасль новых фирм, а на рынке реализуются как стандартизированные, так и дифференцированные товары.

Таким образом, объем денежной массы, которая используется (обращается) в стране, не может быть произвольным. Он зависит от количества продающихся товаров, их цен, а также скорости обращения денег, т.е. количества раз, которое каждый денежный знак участвует в платежах за товары или услуги. Избыточная масса денег, может привести к падению покупательной способности денег и дать толчок к развитию инфляции.

 

Виды инфляции

 

В зависимости от того, какие формы принимает инфляционное неравновесие рынков, различают инфляцию:

1)                 открытую–проявляется в продолжительном росте уровня цен;

2)                 подавленную (скрытую)–проявляется в усилении дефицита товаров и услуг.

Впервые в научный оборот эти понятия ввел шведский экономист Б. Хансен.

Открытая инфляция характерна для стран рыночной экономики, где взаимодействие спроса и предложения способствует открытому неограниченному росту цен. Хотя она и искажает рыночные процессы, все же она сохраняет за ценами роль сигналов, показывающих производителям и покупателям сферы выгодного приложения капиталов. Измеряется в темпах прироста уровня цен за год исчисляемого в процентах.

             

- темп инфляции

P- цены текущего года

Po- цены базисного года

Открытая инфляция может принимать формы инфляции спроса и инфляции издержек.

Инфляция спроса возможна, если растет совокупный спрос при постоянном совокупном предложении или же рост совокупного спроса превышает расширение предложения. Суть инфляции спроса иногда объясняют одной фразой: «Слишком большое количество денег охотится за слишком малым количеством товаров».

Условия инфляции спроса:

а)               рост спроса со стороны населения, факторами которого выступают рост заработной платы и рост занятости;

б)               увеличение инвестиций и рост спроса на капитальные товары во время экономического подъема;

в)               рост государственных расходов (рост военных и социальных заказов).

Инфляция предложения означает рост цен, спровоцированный увеличением издержек производства в условиях недоиспользования производственных ресурсов. Ее иногда так и называют–«инфляцией издержек производства». Теория инфляции, обусловленной ростом издержек, объясняет рост цен такими факторами, которые приводят к увеличению издержек на единицу продукции. Повышение издержек на единицу продукции сокращает прибыль и объем продукции, которые предприятия готовы предложить при существующем уровне цен. В результате уменьшается предложение товаров и услуг, и увеличиваются цены. Следовательно, по этой схеме не спрос, а издержки взвинчивают цены. Основными источниками инфляции предложения являются рост заработной платы и цен за счет удорожания сырья и энергоносителей.

Подавленная инфляция–это скрытая инфляция, присущая экономике с командно-административным контролем над ценами и доходами. Жесткий контроль над ценами не позволяет открыто проявиться инфляции в росте цен. В такой ситуации инфляция принимает скрытый характер. Внешне цены остаются стабильными, но так как масса денег возрастает, то их избыток вызывает товарный дефицит.

В результате подавленной инфляции товарный дефицит становится видимой стороной невидимого инфляционного процесса, поскольку на то же количество товаров приходится большее количество денежных знаков. В рыночной экономике диспропорция нашла бы естественный выход в виде роста денежных цен.

Можно сказать, что при подавленной инфляции только часть денежных знаков является деньгами. Покупатели, желая подтвердить значение своих денег, стараются найти дефицитный товар. Появляется «черный рынок»–нелегальная форма инфляции в условиях ее подавления. «Черный рынок» в какой-то мере показывает подлинные цены товаров, а иллюзия неизменности цен создает видимость экономического благосостояния, вводя в заблуждение продавцов и покупателей.

По степени сбалансированности роста цен выделяют два вида инфляции:

1)                 сбалансированную–цены различных товарных групп относительно друг друга остаются неизменными;

2)                 несбалансированную–цены различных товаров постоянно изменяются по отношению друг к другу, причем в различных пропорциях..

Сбалансированная инфляция не страшна для бизнеса. Приходится лишь периодически повышать цены товаров. Риск потери доходности присущ только тем предпринимателям, которые стоят последними в цепочке повышения цен. Это, как правило, производители сложной продукции, основанной на интенсивных внешних кооперационных связях. Цена на их продукцию отражает всю сумму повышения цен внешней кооперации, и именно они рискуют задержать сбыт сверхдорогой продукции конечному потребителю.

Несбалансированность инфляции–большая беда для бизнеса. Но еще хуже, когда нет прогноза на будущее, нет уверенности хотя бы в том, что товарные группы–лидеры роста цен–останутся лидерами и в ближайшем будущем. Невозможно рационально выбрать сферы приложения капитала, рассчитать и сравнить доходность вариантов инвестирования. Промышленность развиваться в таких условиях не может, индустриальное развитие кажется нереальным. Возможны лишь короткие спекулятивно-посреднические операции.

 

 

Так же, различают инфляцию:

1)                 прогнозируемую–предсказывается и прогнозируется заранее;

2)                 непрогнозируемую–не предсказывается и не прогнозируется заранее.

Комбинация сбалансированной и прогнозируемой инфляции не наносит особого вреда экономике, а несбалансированная и непрогнозируемая особо опасна, чревата большими издержками адаптационного плана.

Инфляция может протекать с разной скоростью. В связи с этим экономисты различают:

а)               ползучую (умеренную) инфляцию, для которой характерны относительно невысокие темпы роста цен, примерно до 10% в год. Этот рост цен, не оказывает существенного негативного влияния на экономическую жизнь. Сбережения остаются прибыльными (процентный доход выше инфляции), риски при осуществлении инвестиций почти не возрастают, уровень жизни понижается незначительно. Такого рода инфляция присуща большинству стран с развитой рыночной экономикой, и она не представляется чем-то необычным. Средний уровень инфляции по странам Европейского сообщества составил за последние годы около 3–3,5% в год.

б)               галопирующую инфляцию, темп роста цен–до 200% в год. Она свидетельствует о серьезных нарушениях кредитно–денежной политики в стране. Деньги теряют свою ценность, поэтому люди хранят только минимум средств, необходимыми для совершения сделок. Финансовые рынки попадают в депрессию, так как капитал уходит за рубеж. Она характерна для стран со слабой экономикой или стран с переходной экономикой.

в)               гиперинфляцию, темп роста более 200% в год. Такая инфляция действует разрушительно на экономику, уничтожая сбережения, инвестиционный механизм, производство в целом. Цены растут астрономически, расхождение цен и заработной платы становится катастрофическим, разрушается благосостояние даже наиболее обеспеченных слоев общества, бесприбыльными и убыточными становятся крупнейшие предприятия (МВФ за гиперинфляцию сейчас принимает 50%-й рост цен в месяц). Потребители пытаются избавиться от «горячих денег», превращая их в материальные ценности. Процветает спекуляция. Гиперинфляция, помимо негативных экономических последствий, опасна еще тем, что, как правило, остановить ее можно только неэкономическими мерами: жестким контролем цен, принудительным изъятием продовольствия у производителей и т. п.

Наиболее ошеломляющим в истории является пример гиперинфляции в Венгрии в 1946 г., когда довоенный форинт (денежная единица Венгрии) стоил 829 октильонов новых форинтов (единила с 22 нулями), а доллар США обменивался на 3х1022 форинтов.

Четкую границу между галопирующей инфляцией и гиперинфляцией определить очень трудно, однако формальный критерий существует. Он был введен американским экономистом, учеником М. Фридмена Ф. Каганом, предложившим считать началом гиперинфляции месяц, в котором рост цен впервые превысил 50%, а концом–месяц, предшествующий тому, в котором рост цен падает ниже этой отметки и не достигает ее вновь, по крайней мере, в течение года.

Стагфляция–это ситуация, когда возрастание общего уровня цен происходит с одновременным сокращением производства, т.е. цена и объем выпуска изменяются в разных направлениях.

Экономисты по-разному объясняют причины стагфляции. Одна точка зрения: существование структурных несовершенств. В экономике с хорошо отлаженным рыночным механизмом рост цен на одни товары ведет к снижению цен на другие товары, т.е. должно соблюдаться рыночное равновесие, а при отсутствии должного уровня конкуренции наблюдается «жесткость» цен в направлении их понижения.

Другая точка зрения: стагфляцию вызывают монополии и их власть над рынком. Ведь кривая спроса фирмы-монополиста совпадает с кривой спроса на товар, следовательно, количество продукции, которое может быть продано, растет по мере того, как снижается цена, и часто монополисту выгоднее производить меньше и продавать дороже.

Существует также мнение, что причиной стагфляции могут быть инфляционные ожидания, когда владельцы факторов производства начинают завышать стоимость своих услуг, ожидая падения своих доходов от инфляции.

 

1.3Основные последствия безработицы и инфляции.

 

Социальные последствия. Кризисное положение граждан, оказавшихся безработными, характеризуется не только тем, что вследствие низкого душевого дохода качественно изменяется структура потребления, но тем, что эта категория населения вынуждена ограничивать свои личные социальные контакты, изменять привычки социально-культурного досуга. Меняется стиль жизни, возрастает необходимость приспособления человека к существенно изменившимся социально-экономическим условиям.

 

Таблица 1–Социальные последствия безработицы

Отрицательные

Положительные

Обострение криминогенной ситуации

Повышение социальной ценности рабочего места

Усиление социальной напряженности

Увеличение личного свободного времени

Рост количества физических и душевных заболеваний

Возрастание свободы выбора места работы

Увеличение социальной дифференциации

Увеличение социальной значимости и ценности труда

 

Снижение трудовой активности

Информация о работе Безработица в России