Безработица: причины, виды и измерение в условиях формирования рыночной экономики в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2013 в 17:49, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является именно изучение и анализ проблемы безработицы и путей ее преодоления, выявление возможностей повышения уровня занятости на рынке труда России.
Поставленная цель предполагает решение следующих задач:
раскрытие сущности понятия безработицы и ее роли в современной рыночной экономике;
рассмотрение основных тенденций на российском рынке труда и обозначение наиболее актуальных направлений борьбы с безработицей;
изучение российского опыта борьбы с безработицей и выявление на его основе новейших возможностей обеспечения занятости в нашей стране.

Содержание

Введение с.3
Глава 1. Понятие безработицы, ее виды и причины возникновения
1.1. Сущность, понятие безработицы, подходы к определению с.5
1.2. Взгляды экономических школ на безработицу с.8
1.3. Причины безработицы и их специфика с.9
1.4. Виды безработицы и их специфика с.13
Глава 2. Последствия безработицы и влияние на нее инфляции
2.1. Экономические последствия безработицы с.22
2.1. Социальные последствия безработицы с.25
2.3. Взаимосвязь безработицы и инфляции с.27
Глава 3. Проблема безработицы в России и пути ее решения. Государственная политика в отношении занятости
3.1 Особенности государственной политики занятости и пути
решения проблем безработицы с.3
3.2 Создание более гибкой модели рынка труда с.38
3.3 Новая государственная программа снижения безработицы с.41
Заключение с.44
Список используемой литературы

Работа состоит из  1 файл

Моя Курсовая!!!!!.doc

— 351.50 Кб (Скачать документ)

Минимальная оплата труда  должна поддерживаться в пределах 20% средней заработной платы — это  уровень, характерный для развитых стран с низким уровнем безработицы, таких как США. У нас сейчас минимальная зарплата составляет порядка 10% от среднего уровня. Но если Дума поддержит идею повысить ее до прожиточного минимума, то есть примерно до 50% средней заработной платы по стране, — это приведет к снижению занятости для России в целом и обернется настоящей катастрофой для многих бедных регионов. Скажем, в Дагестане минимальная оплата труда тогда будет на 50% выше средней заработной платы. Легальная экономика в регионе вообще перестанет существовать — просто по элементарным законам экономической реальности.29

Снижение уровня безработицы  требует усиления государственного регулирования миграционных процессов, ограничения использования иностранной  рабочей силы на российском рынке  труда, особенно в регионах с высоким  уровнем безработицы.

Есть еще одна проблема, с которой российский рынок труда  пока не справляется: межрегиональная   мобильность. Насколько остро стоит проблема территориальной мобильности, мы можем судить хотя бы по разбросу безработицы и средней заработной платы по регионам: дифференциация первой — более 20 раз, второй — 12. В Москве огромный дефицит трудовых ресурсов, потому что зарегистрированная безработица здесь составляет всего 0,3%, что в рыночной экономике свидетельствует об остром дефиците рабочей силы. А рядом, в Ивановской области огромный избыток рабочей силы, высочайшая открытая безработица. Наличие таких диспропорций это тоже прямой вычет из экономического роста и фактор повышенной безработицы.

Здесь не срабатывают  в первую очередь экономические факторы, связанные с рынком жилья, — даже прописка в данном случае дело третьестепенное. Одно из основных препятствий для внутренней миграции — субсидирование оплаты жилья. Рынок официально арендуемого жилья у нас невозможен просто потому, что муниципальное жилье оплачивается по цене ниже рыночной. Естественно, спрос на него во много раз превышает предложение. Это дефицит, административно распределяемый ресурс. Поэтому, если человек оставил свое арендуемое жилье в одном регионе, он не может получить его в другом. Значит, переехать он может, только поменявшись. А возможность обмена зависит от баланса миграции. Если этот баланс жестко асимметричен, обмен становится практически невозможен, что в свою очередь блокирует миграцию. Арендуют жилье приблизительно 50% россиян. Следовательно, половина населения страны не имеет возможности переместиться в другой регион в поиске работы. Другая половина населения — собственники жилья, это довольно высокий показатель. С точки зрения влияния на занятость, миграцию, безработицу это отрицательный фактор. Чтобы исправить сложившееся положение, прежде всего, нужно сформировать рынок закладных и жилищного кредита, чтобы хоть как-то облегчить собственникам жилья его продажу в одном месте и покупку в другом 30

Но собственность на жилье все равно привязывает человека к определенному месту. Поэтому мы должны поощрять переход к аренде в жилищной сфере. И пример нужно брать опять-таки с США. В период Великой депрессии собственность на жилье там преобладала и безработица была самой высокой в мире. В 60-е годы доля собственного жилья резко упала, но не менее масштабный структурный кризис 70-80-х годов Штаты перенесли значительно легче.

 

 

 

 

 

 

 

 

3.3 Новая государственная программа снижения безработицы.

Очевидно, что важнейшими приоритетами в борьбе с безработицей  в России являются переход к активной политике занятости в сочетании с макроэкономической стабилизацией и ростом производительности труда.

Многие недостатки прежних государственных  программ в области занятости  и рынка труда были учтены  в последней «Концепции действий на рынке труда на 2008-20010 гг.»,  одобренной распоряжением Правительства Российской федерации от 06.05.2008 г. за №568-р31

В концепции достаточно объективно, в том числе и в количественном выражении, представлены тенденции, сложившиеся  на российском рынке труда с 90-х гг. ушедшего века, учитываются все наиболее острые его проблемы.

Ключевой задачей на рынке труда  определяется повышение эффективности  занятости, и для ее решения обозначен  ряд приоритетных направлений. К ним можно отнести: обеспечение социальных гарантий безработным и слабоконкурентным группам населения; разграничение полномочий в области политики занятости и рынка труда между  уровнями власти; свободное перемещение трудовых ресурсов по территории и отраслям страны; поддержка малого предпринимательства и регулирование привлечения  и использования иностранной рабочей силы.

Намечается разработка прогноза потребности  в рабочих и специалистах по видам  экономической деятельности и регионам, и, соответственно – определение объемов подготовки этих рабочих и специалистов, а также необходимых для этого бюджетных средств.

Примечательно, что в Концепции  Правительство РФ в качестве  специального направления своей  деятельности выделяет содействие занятости, стимулирование создания и сохранения рабочих мест, а также совершенствование социального партнерства на отраслевых рынках труда.

Для решения задач  в этом направлении предусмотрен широкий, но довольно целенаправленный спектр мер, таких как: экспертная оценка последствий вступления  страны в ВТО; налоговое стимулирование новых рабочих мест в «перспективных отраслях экономики»;  разработка и реализация специальных программ повышения производительности труда; анализ возможностей повышения занятости в «проблемных отраслях» (угольной, металлургической, топливно-энергетической, легкой промышленности); поддержка малого предпринимательства как для создания рабочих мест, в том числе на селе, так и для развития инфраструктуры  военных городков, закрытых административно-территориальных образований, территорий градообразующих  организаций;  разработка механизмов  взаимодействия  субъектов социального партнерства; развитие социально планирования в организациях; создание консультационных пунктов на предприятиях, где предусмотрено высвобождение работников и др.

Концепция предполагает комплекс мер по развитию региональных рынков труда.

Здесь предусмотрены  территориальные программы содействия занятости. Так, выделена  необходимость  осуществления  ряда мер по повышению  занятости на Северном Кавказе; поставлена задача дополнительного инвестирования местных учебных заведений силами отдельных хозяйственных организаций; говорится о необходимости разработки специальных программ занятости для территорий с градообразующими предприятиями, о  развитии местных  инициатив по поддержанию занятости.

Проблема  регулирования  трудовой миграции также выделена в  отдельное направление  деятельности  правительства РФ. Среди мероприятий  этого направления следовало  бы подчеркнуть  довольно четко обозначенную приоритетность предоставления рабочих мест, прежде всего, российским гражданам и актуальность легализации мигрантов.

В направлении содействия гражданам, особо нуждающимся в социальной защите, на первое  место выдвинута  задача  точного учета безработных по отдельным  группам  и категориям для реализации принципа адресности в работе служб занятости; предусматривается также  разработка специальных программ  трудоустройства наименее  защищенных групп граждан.

В области оптимизации  служб  занятости поставлена задача  развития системы информационного  обеспечения органов  службы занятости, обеспечения доступной информации для клиентов этих служб.

В целом данная Концепция представляет  собой шаг вперед  по сравнению  с  аналогичными предыдущими документами Правительства Российской Федерации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

В данной работе был проведен подробный  теоретический анализ социально-экономической  сущности безработицы, рассмотрены  отличительные особенности безработицы  на российском рынке труда, сформулированы возможные  способы снижения безработицы.

Особое внимание уделялось исследованию конкретных методов снижения безработицы  в стране, таких, как стимулирование малого бизнеса и самозанятости, обеспечение профессионального  обучения и переподготовки работников, поддержка  социально уязвимых групп населения на рынке труда.

Проведенная работа дает возможность  сделать ряд выводов.

Разработка основных направлений, путей и методов сокращения безработицы  предполагает предварительный анализ ее причин, динамики, структуры, а также выявление  тех ее форм и видов, которые наносят наибольший  экономический и социальный ущерб личности, обществу, препятствуют  стабилизации экономики страны.

Подобный анализ позволяет отметить, что основной возможностью снижения  безработицы на сегодняшний день являются активизация  государственной политики занятости наряду с общим оздоровлением  экономического климата в стране.

Новая активная политика на рынке  труда должна проводиться комплексно, сразу по нескольким направлениям, и ориентироваться на долгосрочный период.

Крайне важно корректировать  общую направленность государственной  политики занятости Российской Федерации  в зависимости от особенностей и  перспектив  региональных рынков труда.

В этом процессе необходимо учитывать уже существующий в России, хотя и не очень успешный, опыт профилактики и защиты от безработицы.

На основе проведенного в курсовой работе исследования необходимо отметить, что отношение к безработице, как к социально-экономическому критерию состояния общества, с течением времени менялось. В настоящее время большинство экономистов считают, что безработица, являясь устоявшейся социально-экономической категорией, бывает краткосрочной, долгосрочной и застойной.

Несмотря на объективный  характер безработицы, социально-экономические потери, которые она порождает, очевидны. Во-первых, не производится какая-то часть товаров и услуг, которые могли бы быть произведены, если бы человек работал. Во-вторых, снижаются налоговые поступления: работающий получает доход (заработную плату), который облагается налогом. В-третьих, снижается уровень жизни семьи безработного, так как пособие по безработице меньше, чем заработная плата. В-четвертых, ухудшается психологическое состояние безработного, становятся частыми конфликты в семье и т. д.

Понятно, что безработица  была, есть и будет и поэтому  задача   государственных органов  занятости должна состоять в том, чтобы не допустить длительной безработицы конкретного человека. Следовательно, основной упор должен быть сделан на профориентационную работу со школьниками, переквалификацию специалистов, содействие в предпринимательской деятельности.

Как я уже отмечено в работе, безработица представляет собой макроэкономическую проблему, которую оценить, как социально-экономическое явление, однозначно нельзя. С точки зрения безработного это весьма негативное явление, так как потеря работы для большинства людей означает снижение жизненного уровня и наносит серьезную психологическую травму. Однако с точки зрения экономической динамики данное явление является просто объективной необходимостью. Другое дело, что государство должно регулировать занятость, устранять негативные последствия безработицы, а работники в свою очередь должны быть готовы к профессиональной и трудовой мобильности ради получения работы, что позволит им не остаться в рядах безработных и продолжить свою трудовую деятельность.

Список используемой литературы:

 

1. «Экономическая теория для бизнес – школ» //Станковская И.К., Стрелец И.А./2004г./452c.

2. «Экономическая теория в схемах, таблицах, графиках и формулах» // Ефимова Е.Г. /2002г./339c.

3. «Безработица: теория и современная российская практика»// Плакся В.И./1993г./289с.

4. Липсиц И.В. //«Экономика»// Учебник для 9 кл. общеобразоват. ужрежд./2007г./489с.

5. «Экономические последствия безработицы: оценка потерь»// Б. Бреев, Т. Костенко, А. Нанавян //«Общество и экономика»/2005г./440с.

6. С.А. Кузьмин// «Занятость: стратегия России»/Москва/1998г. 
367с.

7. Е. Ф. Борисов //«Экономическая теория»//Москва/2003г./689с.

8. «Экономика труда»// Под ред. Волгина, Одегова/Москва/1996г./532с.

9. С.А. Кузьмин// «Занятость: стратегия России»/2001г./498с.

10. С. Н. Ивашковский //« Экономика: микро- и макроанализ»/2000г./321с.

11. Журнал //«Мировая экономика и международные отношения»/2010г./67с.

12. Г. М. Гукасьян// «Экономическая теория»/Москва/2006г./467с.

13. Носова С.С.// «Экономическая теория: Краткий курс»// Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/2002г./731с.

14. «Курс экономической теории» //Под ред. А.В. Сидоровича/Москва/2004г./318с.

15. Рынок труда, занятость населения, экономика ресурсов для труда// Учеб. пособие/Под ред. проф. А.И. Рофе – М.: Издательство «МИК», 2009.

16. Госкомстат, Преступность.

17. Капелюшников Р.И.// «Российский рынок труда: адаптация без реконструктуризации»/2010.-576с.

18. Львова Ю.А.// «Современные тенденции на рынке труда»//Издательство «КАРО»,2009.-488с.

19. Власова В. М. //«Стабилизация занятости в условиях рынка»/Москва,2000.-778с.

20. Российская газета. 14.05.2008. №89(3203)

21. Журнал «Служба занятости»№1 2010

22. Баранов А. Социально-экономические проблемы депопуляции и старения

населения. // Вопросы  экономики, 2005, №7, с.111-120.

23.     Власова В. М. //Стабилизация занятости в условиях рынка - М., 2006.

24.     Гавриленков //Е. Российская экономика: перспектива макроэкономической политики // Вопросы экономики, 2007, №4, с.21-35.

25.     Гарсия - Исер М. Критические ситуации на региональных рынках труда //

Вопросы экономики,   2006, № 2.

26.     Заславский И. К характеристике труда в современной России // Вопросы

экономики, 2007, № 2

27.     Камаев В. Д. //Основы экономической теории - М.,2008 г.

28.     Колтунов В. М. //Основы рыночной экономики -    Н. Новгород, 2009 г.

29.     Лещинская Г. Молодежный рынок труда. // Экономист, 2010, №8,

30. Львова Ю.А. "Современные тенденции на рынке труда"// "Справочник

кадровика" №10. 2008г.

31. Лялюев  А.Н. Рынок труда стабилизируется.// Нижегородская правда, 2009,

27 июня.

32. Макконнелл, Брю. Экономикс - Москва, 2008 г. Т. 1

33. Микульский К. Формирование новой модели занятости. // Экономист, 2009,

Информация о работе Безработица: причины, виды и измерение в условиях формирования рыночной экономики в России