Безработица: причины, виды и измерение в условиях формирования рыночной экономики в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2013 в 17:49, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является именно изучение и анализ проблемы безработицы и путей ее преодоления, выявление возможностей повышения уровня занятости на рынке труда России.
Поставленная цель предполагает решение следующих задач:
раскрытие сущности понятия безработицы и ее роли в современной рыночной экономике;
рассмотрение основных тенденций на российском рынке труда и обозначение наиболее актуальных направлений борьбы с безработицей;
изучение российского опыта борьбы с безработицей и выявление на его основе новейших возможностей обеспечения занятости в нашей стране.

Содержание

Введение с.3
Глава 1. Понятие безработицы, ее виды и причины возникновения
1.1. Сущность, понятие безработицы, подходы к определению с.5
1.2. Взгляды экономических школ на безработицу с.8
1.3. Причины безработицы и их специфика с.9
1.4. Виды безработицы и их специфика с.13
Глава 2. Последствия безработицы и влияние на нее инфляции
2.1. Экономические последствия безработицы с.22
2.1. Социальные последствия безработицы с.25
2.3. Взаимосвязь безработицы и инфляции с.27
Глава 3. Проблема безработицы в России и пути ее решения. Государственная политика в отношении занятости
3.1 Особенности государственной политики занятости и пути
решения проблем безработицы с.3
3.2 Создание более гибкой модели рынка труда с.38
3.3 Новая государственная программа снижения безработицы с.41
Заключение с.44
Список используемой литературы

Работа состоит из  1 файл

Моя Курсовая!!!!!.doc

— 351.50 Кб (Скачать документ)

           

                П                          РСLR


 


 

 

   РСSR

  U


 

 

 

 

Согласно теории естественного  уровня безработицы, если U* = U , то рынок труда приходит к равновесному состоянию, а Пе = П. Существуют различные подходы при обосновании кривых Филипса с точки зрения теории ожиданий: кейсианская концепция построена на основе статических, неоклассическая – рациональных, а монетаристская – адаптивных ожиданий.

                                     

 

 

 

 

Глава 3.     Проблема безработицы в России и пути ее решения.                                                                           Государственная политика в отношении занятости.

    По оценке Росстата, численность постоянного населения России на начало октября составила 141,8 млн. человек. Численность экономически активного населения в октябре несколько снизилась и составила 75,6 млн. человек, т.е. чуть больше половины всего населения страны (53,3%), при этом численность занятых осталась практически без изменений и составила 71,2 млн. человек. Стоит отметить, что оба эти показателя (экономически активное население и занятое население) обладают свойством ярко выраженной сезонности вследствие большого числа временных (сезонных) работ, а также распространённой практики самозанятости. Таким образом, пик деловой активности населения приходится на летние месяцы.  

Уровень безработицы  в России по данным МОТ на 2010 год, включая разницу регистрируемого населения с общей безработицей.  [46] 

 
 
В октябре 2010 года общая безработица в России, считаемая Росстатом по методологии МОТ, выросла на 1,6% и составила 5,1 млн. человек. Уровень

общей безработицы также  подрос на 0,2 п.п., достигнув отметки в 6,8%.  
Численность безработных, зарегистрировавшихся в органах службы занятости, продолжает снижаться и в октябре составила 1,5 млн. человек.  

Уровень безработицы  в России по данным МОТ на 2010 год.[47] 

 

В перечень территорий, отнесенных Министерством здравоохранения  и социального развития к территориям  с напряженной ситуацией на рынке  труда в 2010 году, оказались следующие регионы:

  • · Республика Алтай
  • · Республика Бурятия
  • · Республика Дагестан
  • · Республика Ингушетия
  • · Кабардино-Балкарская Республика
  • · Карачаево-Черкесская Республика
  • · Республика Калмыкия
  • · Республика Северная Осетия-Алания
  • · Республика Тыва
  • · Чеченская Республика
  • · Алтайский край
  • · Забайкальский край
  • · Брянская область
  • · Курганская область

Уровень безработицы  в России в I квартале 2011 года составил 7.5% экономически активного населения страны. Численность безработных граждан, зарегистрированных в органах службы занятости за две недели - с 6 по 20 апреля 2011 года - снизилась на 1,1% и составила 1 623 092 человека, по результатам пресс-службы Минздравсоцразвития. Безработица в России вышла на докризисный уровень, однако власти страны продолжают реализацию программ поддержки рынка труда. Теперь они связаны с переподготовкой кадров и повышением мобильности рабочей силы, прежде всего, в республиках Северного Кавказа. Общее количество безработных, рассчитываемое по методологии Международной организации труда, в России на сегодня составляет 5 миллионов 400 тысяч человек, а уровень безработицы – 7,5 процента экономически активного населения. Эти показатели стабильны, и практически соответствуют докризисному уровню. Аналогичная ситуация на начало мая – 4 мая уровень безработицы составил 1 миллион 599 тысяч зарегистрированных безработных – в послекризисный период это, достаточно неплохой показатель. Это связано и с выходом из кризиса, и с традиционными сезонными тенденциями. Если этот показатель сравнивать с количеством вакансий, которые объявлены в службе занятости (более 1 миллиона 400 тысяч), то можно констатировать, что рынок фактически сбалансировался, и мы имеем ту структурную безработицу, которая была до кризиса. Тем не менее, российские власти не планируют отказываться от финансирования программ поддержки региональных рынков труда. В 2011 году на эти цели выделено 27 миллиардов рублей, большая часть которых будет потрачена на переподготовку разных категорий трудовых ресурсов. При этом правительство  фактически откажется от поддержки программы создания временных рабочих мест, популярной в кризисный период, но критикуемой экспертами.  
В следующем году, по планам министерства здравоохранения и социального развития, в России полноценно заработает и программа переселения трудоспособного населения из регионов с избыточной рабочей силой. 
      В Белгорододской области по данным  Госкомстата с 2000 года прослеживается отрицательная обстановка численность граждан имеющих статус безработных неумолимо продолжает расти. По данным на 1 мая уровень безработицы в Белгородской области составил 1,77% .В январе-апреле в государственную службу занятости населения обратилось 35,8 тысячи белгородцев, 18043 человека искали работу, при содействии центров занятости были трудоустроены 7843 человека или 43,5% от числа обратившихся, - сообщили в областном управлении по труду и занятости. За четыре месяца 2011 года в службу занятости поступило 22878 вакансий, по данным на 1 мая, потребность в работниках составила 10746 единиц. За четыре месяца в регионе в связи с сокращением штата потеряли работу 2312 человек, это на 265 человек меньше, чем за аналогичный период прошлого года.

     Всего на учете в службе занятости населения стоят 15438 белгородцев, из них 13990 имеют статус безработного.

     Уровень  регистрируемой безработицы на  начало мая в целом по области  составил 1,77%. Самый низкий показатель  был отмечен в Новооскольском  районе – 0,93%.

    За четыре  месяца года в мероприятиях  региональной программы стабилизации  ситуации на рынке труда области  было задействовано 7173 человека. В общественных работах приняли  участие 4558 человек, опережающее  обучение проходят 1113 специалистов, для 351 выпускника учреждений профессионального обучения организована стажировка на предприятиях области, 1151 безработный получил финансовую поддержку на организацию собственного дела. 27

     

           Уровень безработицы по данным Госкомстата за 2000-2010 г.г.[46]

3.1 Особенности  государственной политики занятости  и пути решения проблем безработицы

        Политика занятости — органическая часть экономической политики государства. Она должна быть сфокусирована на решении наиболее актуальных проблем. Это:

— содействие развитию малого предпринимательства на разных уровнях  управления;

— разработка концепции  обеспечения занятости и выживания  населения малых городов в условиях привязки их к одному-двум предприятиям;

— стимулирование инвестиций в человека через общее, профессиональное и бизнес-образование, систему повышения квалификации и переподготовку;

— ориентация на сокращение безработицы, оживление производства; преодоление практики несвоевременной выплаты заработной платы и возврат накопившейся задолженности;

— становление эффективного рынка труда, предполагающее повышение цены труда по мере роста национальной экономики;

—  целенаправленное формирование государственного сектора  экономики, его предпринимательского и непредпринимательского сегментов  для сохранения рабочих мест, в частности увеличение практики общественных работ.

Январь-август 2010 года менее  удачный, нежели 2009 год того же периода. Численность граждан обратившихся в поисках работы увеличилась, а вот численность нашедших работы при содействии органов службы занятости снизилась. Так же снизилась численность граждан, проходивших обучение по направлению службы занятости (см. табл.1, приложение 3)

Пути  решения проблем безработицы

       Есть два пути: прямой и косвенный.

       Прямой путь — это возрождение отечественного производства, организация новых рабочих мест во всех сферах хозяйственной деятельности.

      Косвенный — это административное или законодательное регулирование занятости. Это означает:

  1. Обеспечение правовой защищенности наемных работников.
  2. Использование альтернативных форм занятости.

Помимо гибких и нетрадиционных форм занятости, предусматривающих возможность выбора оптимального режима работы самими работниками, нужно использовать и мировой опыт работы «дележа рабочих мест» (job-sharing) и «дележа работы» (work-sharing) во времени и пространстве. Сегодня ты работаешь, а завтра — я; ты — там, а я — здесь.

3. Развитие системы страхования от безработицы:

        -повышение доли отчислений в фонд занятости, что позволит 
стимулировать структурную перестройку предприятий;

        -использование страховых принципов,  когда наряду с работодателем в формировании фонда участвует и сам работник;

       -финансирование государством специальных  программ помощи конкретным социальным группам на рынке труда — попавшим 
под сокращение военнослужащим, беженцам, молодежи и т.п.;

       -адаптация безработных к изменившимся  требованиям рынка 
через систему профессиональной подготовки при максимальном 
учете имеющейся базовой квалификации;

       - упрощение процедуры регистрации  безработных в службах занятости.

     4.  Усиление гарантий в сфере оплаты труда и решение проблемы неплатежей заработной платы.

       5.   Создание действенной системы защиты наемных работников через механизм социального партнерства. Система социального партнерства на федеральном уровне призвана обеспечить ведение переговоров по определению минимальной заработной платы, а в ряде случаев — выработку критериев для повышения заработной платы на уровне отрасли или предприятия в рамках общегосударственной политики доходов и занятости.

Важнейшей задачей  социального партнерства является устранение конфликтных ситуаций. К сожалению, партнеры наемных работников — государство и предприниматели — нередко нарушают взятые на себя обязательства, что приводит к возникновению трудовых конфликтов в различных формах.

В сложившейся  в стране ситуации отсутствует главное  — равноправие сторон. Необходимо преодолеть отчуждение работника от его рабочей силы, привести цену рабочей силы в соответствие со стандартами цивилизованного мира. Новая рыночная модель труда предполагает ликвидацию всех форм принуждения людей к труду, свободный выбор сфер профессиональной деятельности, свободный перелив рабочей силы между отраслями, профессиональными группами, территориями, формирование оплаты труда по законам спроса, предложения и цены рабочей силы, создание системы государственных гарантий, социальной защищенности граждан от безработицы.

Социальное  партнерство реализуется через систему переговоров и заключаемых соглашений и договоров. Особое значение приобретает заключение коллективных договоров на предприятиях и в организациях там, где непосредственно происходит соединение владельцев рабочей силы и средств производства. В этих договорах должна быть предусмотрена взаимная заинтересованность наемных работников и предпринимателей в эффективной экономической деятельности, развитии производства и конкурентоспособности товаров и услуг, росте трудовой и социальной активности, смягчении остроты социальных противоречий и нахождении конструктивных форм разрешения трудовых конфликтов.

Для того чтобы  социальное партнерство достигло своих  целей, к заключению коллективных договоров надо подходить дифференцированно. При обсуждении коллективных договоров, их содержании и структуры нужно учитывать специфику предприятия, статус и характер его деятельности. Имеются в виду особенности предприятий в зависимости от форм собственности, размера и объема производства, их финансового состояния (рентабельное или убыточное), отраслевой принадлежности, местонахождения, состава работников, наличия социальной инфраструктуры.

Учитывая особенности  российского рынка труда в  переходный период, можно сделать  вывод, что официально провозглашенный курс более полного и эффективного использования ресурсов (включая трудовые), в том числе за счет введения в действие различных форм хозяйственной деятельности, на нынешнем этапе реформ пока сопровождает разрушением трудового потенциал 

3.2 Создание более гибкой модели рынка труда.

В идеале в России следует  создать максимально гибкий, но по возможности легализованный рынок  труда, гарантирующий низкую безработицу (на уровне США, примерно 4-5% экономически активного населения) и устойчивые высокие темпы экономического роста (3-5% в год с соответствующим ростом заработной платы).

Для этого придется немало поработать, прежде всего, над правовой инфраструктурой. Необходимо ввести срочность контрактов; ликвидировать пожизненный найм, формально доминирующий сегодня в России; предусмотреть и обеспечить относительную простоту увольнения экономически избыточных работников, даже в случае, когда контракт не истек, потому что эта избыточность способствует неэффективному распределению трудовых ресурсов и, в конечном счете, уменьшает занятость. Низкий размер пособия при увольнении является одним из факторов, обеспечивающих мобильность рабочей силы.

 Коллективные договоры  должны заключаться преимущественно на уровне предприятия. Коллективные же договоры на уровне отраслей, регионов, тем более общенациональном не должны иметь обязательной силы. Это вносит огромные диспропорции в размер заработной платы и способно привести к разорению многих предприятий, которые в противном случае могли бы выжить. Право на забастовки должно быть обеспечено безусловно. Но его необходимо дополнить эффективным арбитражем, механизмами обеспечения исполнения индивидуальных и коллективных трудовых договоров — это то, чего сейчас нам не хватает: до суда не всегда могут достучаться даже крупные работодатели или профсоюзы, не говоря уже об отдельном работнике.28

Информация о работе Безработица: причины, виды и измерение в условиях формирования рыночной экономики в России