Антимонопольное регулирование как способ борьбы с монополистической деятельностью

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 13:39, реферат

Описание

В ходе написания работы были поставлены и решены следующие задачи:
1) Сказать об актуальности борьбы с монополизмом в современных условиях;
2)Изучить основные способы борьбы с монополизмом;
3)Рассмотреть антимонопольное регулирование, как основной способ борьбы с монополизмом;
4) Изучить основные методы антимонопольного регулирования;
3)Рассмотреть антимонопольное законодательство и антимонопольные меры, используемые на сегодняшний день в России.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
1. Антимонопольное регулирование как способ борьбы с монополистической деятельностью………………………………………….5
1.1 Сущность монополизации экономики и необходимость антимонопольного регулирования…………………………………………………………………5
1.2 Методы административного и нормативно-ориентированного регулирования…………………………………………………………………7
2. Государственное регулирование монополистической деятельности в Р.Ф.
2.1 Антимонопольное законодательство Р.Ф…………………………………..11
2.2 Регулирование монополистической деятельности в России Федеральной Антимонопольной службой…………………………………………………14
Заключение……………………………………………………………………….16
Список использованных источников …………………………………………18

Работа состоит из  1 файл

на ощественный сектор.docx

— 41.67 Кб (Скачать документ)

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3

  1. Антимонопольное регулирование как способ борьбы с монополистической деятельностью………………………………………….5
    1. Сущность монополизации экономики и необходимость антимонопольного регулирования…………………………………………………………………5
    2. Методы административного и нормативно-ориентированного регулирования…………………………………………………………………7
  2. Государственное регулирование монополистической деятельности в Р.Ф.
    1. Антимонопольное законодательство Р.Ф…………………………………..11
    2. Регулирование монополистической деятельности в России Федеральной Антимонопольной службой…………………………………………………14

Заключение……………………………………………………………………….16

Список использованных источников …………………………………………18

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Проблема монополизации  хозяйственной жизни, а также  ее устранение является на сегодня  одной из самых актуальных. Она  привлекает пристальное внимание не только специалистов, но и широких  слоев населения, так как сопряжена с набором резко отрицательных последствий для экономики любой страны: недопроизводство, завышенные цены, плохое качество продукции, устарелость продукции, замедление технического прогресса, отсутствие сервиса, пренебрежение интересами потребителя и прочими.

Изучение монопольных  рынков, а также возможности устранении монополизации, было изложено в трудах: В.Ойкена «Основные принципы экономической политики», Качалина В.В. «Система антимонопольной защиты общества в США», Котелкина Е.И. «Регулирование естественных монополий: анализ мирового опыта». Также среди отечественных экономистов, затрагивающих эту проблему можно отметить имена А.Агеева, А.Евстигнеева, A.Петрова, И.Стародубровской, В.Цапелика и А.Яковлева, В.И.Якунина, А.Городецкого, Ю.Павленко. Конкурентным отношениям и их системным элементам посвящены работы А.Маршалла, В.Д.Андрианова, И.Д.Иванова, Г.Л.Азоева и А.П.Челенкова.

Самостоятельно рынок не в силах  разрешить проблему монополизации, поэтому и возникает необходимость борьбы с этим явлением. Целью данной работы составило рассмотрения основных способов борьбы с монополизмом и их применения на практике. Особое внимание в работе было уделено антимонопольному регулированию экономики, как основному способу борьбы с монополизацией.

Объектом исследования в  работе явился монополистический рынок. Предметом исследования стал анализ последствий монополизации, методов  и целей проведения антимонопольного регулирования. В процессе работы проводилось изучение основной и периодической литературы, законодательно-нормативных актов по теме исследования.

В ходе написания работы были поставлены и решены следующие  задачи:

1) Сказать об актуальности  борьбы с монополизмом в современных  условиях;

2)Изучить основные способы  борьбы с монополизмом;

3)Рассмотреть антимонопольное  регулирование, как основной способ  борьбы с монополизмом;

4) Изучить основные методы  антимонопольного регулирования;

3)Рассмотреть антимонопольное законодательство и антимонопольные меры, используемые на сегодняшний день в России.

В своей работе я постаралась  наиболее широко осветить процесс становления  антимонопольной политики в России и объяснить наиболее важные и  эффективные методы, используемые в  этой сфере регулирования экономики. Также я уделила большое внимание деятельности Федеральной Антимонопольной службы, являющейся основным органом контроля за деятельностью монополий в России.

 

1.Антимонопольное  регулирование как способ борьбы  с монополистической деятельностью

1.1 Сущность монополизации экономики  и необходимость антимонопольного  регулирования

Монополизм в экономике  означает доминирующее положение хозяйствующего субъекта на рынке определенного  товара, что позволяет ему оказывать  решающее влияние на конкуренцию, затруднять доступ на рынок другим хозяйствующим  субъектам. Технологическая и техническая  основа монополизма— это прежде всего специализация и связанная с ней концентрация производства. Монопольно высокая прибыль на товарном рынке обеспечивается, с одной стороны, преимуществами в технической оснащенности и масштабах производства, меньшими расходами материальных и трудовых ресурсов на единицу продукции, а с другой — ограничением конкуренции. Монополии получают более выгодные условия реализации продукции на товарном рынке, возможность закупать сырье у мелких и средних фирм по монопольным ценам, открывать кредиты, а значит, и перераспределять в свою пользу прибавочную стоимость, созданную в немонополизированных структурах.

Монополизация рынка достигается  путем концентрации производства или  продаж какого-либо товара сравнительно небольшим числом крупных хозяйствующих  субъектов (фирм). Уровень производственной концентрации определяет положение, которое  занимают на рынке крупные поставщики товаров или услуг. Это концентрация продавцов. Если значительная часть  товаров приобретается незначительным числом потребителей, то это — концентрация покупателей.

Наконец, можно говорить о концентрации собственности в  руках определенного числа юридических  или физических лиц, владеющих акциями

или долями собственности  акционерного общества, предприятия, фирмы. Уровень концентрации говорит о реальной и потенциальной политической и экономической власти предпринимателей в конкретном секторе рынка, регионе или в стране в целом.

Развитию монополизма, как  правило, способствуют:

— решения органов власти и управления, ограничивающие экономическую самостоятельность производителей;

— отсутствие у предприятий  стимулов к техническому прогрессу, насыщению товарного рынка и повышению качества продукции;

— приоритет групповых  интересов, предъявление поставщиками необоснованных, не предусмотренных договором требований к потребителям;

— завышение цен;

— навязывание своих условий  при заключении договоров;

— поставку «с нагрузкой», когда  потребитель вынужден приобретать  ненужную ему продукцию, затоварившую склады поставщика;

— поставку россыпью, когда  потребитель вместо поставщика должен проводить сборку на месте [3, с 201].

Монополизации рынка, как  правило, приводит к следующим отрицательным  последствиям:

Во-первых, монополии  уничтожают конкуренцию, устанавливая жесткие барьеры для проникновения  соперников в монополизированную отрасль;

Во-вторых, монополии  ограничивают выпуск продукции, устанавливают  монопольно высокие цены на готовую  продукцию;

В-третьих, при монополиях усиливается неравенство в доходах  и снижается жизненный уровень  всего населения, в среднем;

В-четвертых, монополии  не всегда заинтересованы в применении достижений научно-технического прогресса;

В-пятых, монополии  навязывают партнерам условия договоров, могут изымать товары из обращения, ограничивать или прекращать производство товаров для создания искусственного дефицита. Монополии практикуют предварительный сговор об искусственном повышении, снижении или замораживании цен. Монополии могут навязывать покупателям принудительный ассортимент в качестве условия реализации товара.

В связи с этими  отрицательными последствиями и  возникает необходимость антимонопольного регулирования

1.2.Методы административного и нормативно-ориентированного регулирования

Для борьбы с монополизацией рынков используют специальные методы, которые условно можно разделить  на две большие группы:

- методы административного  (законодательного) регулирования;

-методы нормативно-ориентированного (корректирующего) регулирования;

Корректирующие методы антимонопольного регулирование экономики должно быть нацелены на обеспечение общегосударственных приоритетов, в том числе приоритетов инвестиционной политики и политики занятости, научно-технического развития, внешнеэкономической политики, социального и экологического развития общества. Они имеют корректирующий характер потому, что нацелены непосредственно не на ограничение или поощрение конкурентных действий субъектов бизнеса, а лишь на формирование условий, при которых такие действия могут осуществляться [1, с 110].

Таким образом, нормативно-ориентированные методы включают:

- государственные гарантии единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, услуг и финансовых ресурсов, суверенитета деловой деятельности, включая свободу использования своих способностей и имущества для занятия предпринимательством, равноправия всех признанных в стране форм собственности, каждая из которых находится под охраной закона;

- государственные стандарты на создаваемые товары и услуги, элементы деловой деятельности, а также качество деловой деятельности и ее результатов; данный метод применяется для противодействия монополизации рынков, обусловливая необходимость введения деятельности субъектов бизнеса в единые общепринятые рамки с тем, чтобы исключить всякую возможность достижения компаниями конкурентных преимуществ за счет отклонения от принятых критериев общественной ценности бизнеса (например, в процессе торговли некондиционными то варами по бросовым ценам);

- государственные лицензии на выполнение отдельных видов деятельности; данный метод используется в качестве дополнения к требованиям соблюдения государственных стандартов;

- государственные запреты на осуществление предпринимателями отдельных видов и элементов профессиональной и деловой деятельности; в большинстве стран с рыночно ориентированной экономикой под запретом находятся такие виды бизнеса, как производство и сбыт наркотиков, проституция, некоторые виды игорного и зрелищного бизнеса, включая стриптиз, детские гладиаторские бои без правил, тотализаторы и казино, хотя перечисленные виды деловой деятельности могут обеспечить фирмам высокий уровень рентабельности; запрещены бывают и отдельные элементы деловой деятельности, например, реклама в СМИ алкогольных и табачных изделий, производство и сбыт которых также обеспечивает предпринимателей неплохими доходами; под абсолютным запретом во всех без исключения странах находится криминальный бизнес (рэкет, разбои, грабежи, убийства, прием взяток, др.), доходы от которого, как правило, превосходят финансовые результаты любой другой деятельности; запрещены также и прачечные (отмывочные) – различные способы отмывания финансовых средств, полученных преступным путем;

- государственная политика научно-технического и образовательного развития общества; данные методы могут рассматриваться как средства косвенного противодействия монополизации рынков, поскольку умелое их применение способствует быстрой эволюции бизнеса, на которую, как правило, не способны фирмы, обеспечившие себе монопольные позиции;

- государственные заказы на производство продукции и оказание услуг; эти заказы могут играть роль инструмента государственного противодействия монополизации рынков, если они распределяются на конкурсной (тендерной) основе и опираются на гарантированное бюджетное финансирование;

- государственная поддержка субъектов предпринимательского бизнеса, конкурентные позиции которых являются подчиненными, например, мелких предпринимателей. Эта поддержка в странах с рыночно ориентированной экономикой обычно выражается в установлении упрощенной формы регистрации малых предпринимательских фирм, введении кредитных и налоговых льгот вплоть до полного освобождения мелких предпринимателей от уплаты налогов и процентов по кредитам, включении субъектов малого предпринимательства в особые государственные программы развития бизнеса, участникам которых предоставляются различные финансовые субсидии и гарантии поддержки;

- регулирование государством форм проникновения на национальные рынки иностранных предпринимательских фирм; данный инструмент является способом государственной поддержки национальных компаний. Его применение может рассматриваться как средство противодействия монополизации национальных рынков сильными и интенсивно действующими зарубежными фирмами. Вместе с тем такое использование данного инструмента вполне может способствовать превращению в монополистов тщательно оберегаемых отечественных товаропроизводителей;

- государственное сдерживание естественных монополий – субъектов бизнеса, приобретших монопольные позиции в силу технологических особенностей производства товаров [6, с 156-158].

Основная суть административных методов состоит в применении органами государственной власти таких  прямых прямых мер, направленных против приобретения субъектами предпринимательского бизнеса монопольных и доминирующих позиций, а в случае, если это все же произошло, осуществление мер по демонополизации рынков, включая проведение программ отраслевой и секторной демонополизации. Такая практика осуществляется под воздействием норм антимонопольного законодательства и законных полномочий органов государственной власти и управления [7, с 12-14].

Данная ветвь законодательства возникла, как уже отмечалось, в  конце 19 века. Первый акт такого рода был принят в 1889 г. в Канаде. Более  известен, однако, упоминавшийся нами Закон Шермана (Закон, направленный на защиту торговли, промышленности от незаконных слияний и монополий), утвержденный годом спустя американским Конгрессом. Принято считать, что именно Закон Шермана, получивший свое название в честь сенатора Шермана, представившего на рассмотрение Конгресса США соответствующий законопроект, является отправной точкой развития антимонопольного законодательства во всем мире.

Информация о работе Антимонопольное регулирование как способ борьбы с монополистической деятельностью