Анализ рынка труда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2012 в 06:32, курсовая работа

Описание

В рамках поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Рассмотреть основные понятия, причины, виды и последствия безработицы в теории
Изучить закон Оукена и кривую Филипса;
Раскрыть понятие занятости и ее регулирование;
Рассмотреть государственную политику занятости;
Сделать сравнительный анализ рынка труда;

Содержание

Введение 3
1. Основные понятия и виды безработицы и занятости 5
1.1 Понятие безработицы, кто является безработным 5
1.2 Причины, виды и последствия безработицы. Закон Оукена. Кривая Филипса 8
2. Государственная политика занятости 18
2.1 Политика занятости 18
2.2 Государственная политика занятости современной России 20
3.Анализ рынка труда. 24
Заключение 33
Список литературы 35

Работа состоит из  1 файл

Одной из коренных социально.docx

— 282.60 Кб (Скачать документ)

При анализе безработицы  в РФ можно выявить следующие  негативные тенденции:

Во-первых, безработица снижает экономический потенциал общества за счет его недоиспользования. Это ведет к следующим потерям:

- снижению объема (по сравнению  с возможным) ВНП;

- падению покупательского  спроса;

- сокращению сбережений;

- торможению инвестиционного  процесса;

- снижению предложения;

- спаду производства.

Безработица также приводит к потере квалификации высвободившихся  работников и, как следствие, к устойчивому  снижению производительности их труда. Исследования показали, что даже после  двух- трехмесячного перерыва работник выходит на прежнюю производительность труда примерно через 6-7 месяцев.

Во-вторых, с социальной точки зрения безработица содействует криминализации общества.

В-третьих, с безработицей связывается ухудшение психического здоровья нации. Медики утверждают, что отрицательная реакция, полученная при извещении об увольнении, по-своему воздействию на психику человека равнозначна реакции на сообщение о смерти самых близких родственников и сильнее сообщения о тюремном заключении.

В-четвертых, безработица может усиливать политическую нестабильность общества, способствуя возникновению социальных катаклизмов.

При всех отрицательных  сторонах безработицы на определенном уровне имеются и положительные  аспекты(речь идет об умеренной безработице):

Во-первых, с экономической точки зрения безработица представляет собой резерв незанятой рабочей силы, который всегда можно задействовать. Например, при структурной перестройке или сезонном колебании спроса на рабочую силу. Если представить себе ситуацию, при которой существует абсолютно полная занятость, то тогда возникают проблемы обеспечения рабочей силой новых рабочих мест. Инвестиционные процессы начинают тормозиться, что может даже оказать негативное влияние на общую эффективность развития экономики страны.

Во-вторых, с психологической точки зрения умеренная безработица повышает дисциплину труда. Здесь действует такой стимул, как риск потери работы. Это заставляет сотрудника не только вовремя и в надлежащем виде приходить на свое рабочее место, но и добровольно трудиться, выдавая высококачественную продукцию.

В-третьих, с демографической точки зрения умеренная безработица может содействовать оптимизации структуры занятости по половозрастному признаку. Если, например, в тот или иной период в структуре занятых преобладает женский труд, то это может сказаться не только на воспитании подрастающего поколения, но и на самой рождаемости. В этом случае умеренная безработица, вбирая в себя, прежде всего женщин, может внести коррективы в структуру занятости и тем самым способствовать решению демографических проблем в стране.

В-четвертых, с политической точки зрения умеренная безработица способствует предпринимательской деятельности, охлаждая пыл наемных работников и профсоюзов, которые выдвигают непомерно высокие требования в области улучшений условий труда. В целом, как правило, это стабилизирует политическую ситуацию в стране или способствует в известной мере этому процессу.

Итак, умеренная безработица (в пределах 3-5% общего количества дееспособного населения) является благом.

Государство проводит специальные меры по защите наемных работников от безработицы. Предусматривается обеспечить экономическую безопасность трудящихся по следующим направлениям:

1. Регулирование занятости. Государство предпринимает следующие действия:

- в период массовой  безработицы сокращает законодательно  установленную продолжительность  рабочего дня и рабочей недели;

- рекомендует проводить  на предприятиях «разделение  рабочих мест» между работниками  (для увеличения занятости);

- досрочно увольняет на  пенсию работников государственного  сектора экономики, которые не  дослужили до пенсии 2-3 года;

- создает новые рабочие  места и организует общественные  работы (постройку высококачественных  дорог и т.п.), особенно для хронически  безработных и для молодежи;

- сокращает предложение  рабочей силы на рынке труда:  ограничивает иммиграцию (въезд  в страну) желающих работать и  стимулирует репатриацию (возвращение  на родину) иностранных рабочих  и др.

2. Организация бирж труда. Биржи труда - учреждения, которые посредничают между предпринимателями и рабочими при трудовом найме. В современных условиях эти учреждения являются, как правило, государственными. Они занимаются учетом и трудоустройством безработных, содействуют желающим переменить работу, изучают состояние рынка рабочей силы и предоставляют информацию о нем, помогают профессиональной ориентации молодежи. Направления на работу, выданные биржами труда, не являются обязательными для предпринимателей, которые предпочитают принимать на работу через собственные отделы кадров. Отказ от работы, предложенной биржей труда, обычно влечет за собой лишение пособия по безработице.

3. Формирование фондов страхования по безработице. Эти фонды оказывают потерявшим работу материальную помощь. Они образуются в значительной мере за счет вычетов из заработной платы работающих. В связи со многими ограничениями фондами страхования по безработице может пользоваться меньше половины безработных.

В разных странах размеры  пособий по безработице и продолжительность  их выплаты неодинаковы, например, они  составляли:

- в США - 36% заработка в течение 14 недель;

- в Японии - 60-80% заработной платы в течение 3-12 месяцев в зависимости от возраста безработного и других условий.

-В Российской Федерации :

- установлен период выплаты  пособий - 12 месяцев;

- гражданам, работавшим  сравнительно продолжительный срок, устанавливается пособие по безработице  в следующих размерах (по отношению  к средней заработной плате  за последние 2 месяца по последнему  месту работы): а) первые 3 месяца - 75%; б) следующие 4 месяца - 60%; в)  в дальнейшем - 45%;

- лицам, ищущим работу  впервые, выплачивается пособие  в размере минимальной месячной  оплаты труда.

3.Анализ рынка труда.

  3.1 Экономическая активность населения по России

По данным обследования населения  по проблемам занятости, в январе

2011 года, численность экономически  активного населения в возрасте 15-72

лет (занятые + безработные) составила 75,3 млн. человек. Уровень

экономической активности населения  в возрасте 15-72 лет (отношение

численности экономически активного  населения к общей численности

населения данной возрастной группы) составил 67,9%.

В численности экономически активного населения 69,6 млн. человек

классифицировались как  занятые экономической деятельностью  и 5,7 млн.

человек - как безработные  с применением критериев МОТ (т.е. не имели

работы или доходного  занятия, искали работу и были готовы приступить к

ней в обследуемую неделю). По сравнению с декабрем 2010г. Численность безработных осталась практически на том же уровне, численность занятого населения увеличилась на 0,3 млн. человек, или на 5,9%. По сравнению с январем 2010 года численность занятого населения увеличилась на 1,9 млн.человек, или на 2,7%, численность безработных сократилась на 1,1 млн.человек, или на 16,4%.

В январе 2011 года численность  экономически активного населения  на

0,5 млн. человек превысила  уровень февраля 2008 года, главным  образом за

счет превышения численности  безработных (на 0,4 млн. человек).

[10]

Уровень занятости  населения (отношение численности занятых к

общей численности  населения в возрасте 15-72 года) в январе 2011 года

составил 62,8% и был на 22,2 процентных пункта выше, чем в январе 2010г.

и феврале 2009г., и на 0,7 процентного  пункта выше, чем в докризисный

период в феврале 2008г.

                                                                                                                         [10]

 

В среднем за 2010 год уровень  занятости населения составил 62,6% и

был выше, чем в среднем  за 2009 год (на 0,5 процентного пункта), и ниже,

чем в среднем за 2008 год (на 0,8 процентного пункта).

В январе 2011 года уровень безработицы (отношение численности

безработных к  численности экономически активного  населения) составил

7,6% и был ниже, чем в  январе 2010г. (на 1,6 процентных пункта) и феврале

2009г. (соответственно, на 1,6 и  1,8 процентных пункта), но, тем не  менее, он

еще выше докризисного (на 0,5 процентного пункта).

[10]

В настоящее время уровень  безработицы в России:

ниже, чем во Франции, США, Италии, Канаде, Соединенном

Королевстве (Великобритания),

выше, чем в Германии, Японии, Австралии.

 

[10]

3.2 Экономическая активность населения по Хабаровскому краю

По данным выборочного обследования, проводимого Росстатом, численность  экономически активного населения  в Хабаровском крае в 2011 году, в  среднем составляет 776,3 тыс. человек. Из их числе 706 тыс. человек классифицируются как граждане, занятые экономической  деятельностью, 70,3 тыс. человек - как  безработные с применением критериев  МОТ.

За январь-сентябрь 2011 года в службу занятости населения края обратились в поиске подходящей работы 41 945 человек (январь-сентябрь 2010 года - 52 506 человек). В их числе 87,7% составляли граждане, не занятые в экономике края.

На 1 октября численность граждан, имеющих статус безработного, составила 18 935 человек и уменьшилась с  начала года на 6 104 человека.

Динамика численности безработных граждан

на 01.10.07 г.

на 01.10.08 г.

на 01.10.09 г.

на 01.10.10 г.

на 01.10.11 г.

тыс.чел.

в % к

01.01.07

тыс.чел.

в % к

01.01.08

тыс.чел.

в % к

01.01.09

тыс.чел.

в % к

01.01.10

тыс.чел.

в % к

01.01.11

22,8

84,7

19,2

79,9

29,5

132,3

23,6

77,6

18,9

75,6


 

 

Численность граждан, признанных безработными в январе-сентябре 2011 года составила 29 100 человек, что на 22,2% меньше по сравнению с соответствующим периодом 2010 года. Из них 23 842 человека или 81,9% уволенные с предприятий края.

В том числе:

  • уволенные по собственному желанию – 64,1%
  • уволенные в связи с высвобождением – 10,4%
  • уволенные по другим причинам –25,5%

По видам экономической деятельности доля безработных граждан, уволенных с предприятий за январь-сентябрь 2011 года распределилась следующим образом:

  • сельское хозяйство - 6,4%
  • рыболовство, рыбоводство – 1,6%
  • добыча полезных ископаемых – 2,1%
  • обрабатывающее производство – 11,5%
  • производство и распределение электроэнергии, газа – 4,8%
  • строительство – 8,3%
  • оптовая и розничная торговля – 15,4%
  • транспорт  и связь – 7,4%
  • государственное управление и обеспечение – 10,2%
  • образование – 9,0%
  • здравоохранение – 5,5%
  • прочие коммунальные услуги – 7,0%
  • прочие отрасли – 10,8%. 

В январе-сентябре 2011 года органами службы занятости снято с учета по безработице 35 204 человека (на 20,3% меньше по сравнению с соответствующим периодом 2010 года).

В их числе:

  • трудоустроено - 14 864 человека (42,2%)
  • направлено на переобучение - 3 078 человек (8,7%)
  • снято с учета по другим причинам - 17 262 человека (49,1%). 

По состоянию на 01.10.2011уровень регистрируемой безработицы в Хабаровском крае составил 2,44% от численности экономически активного населения края против 3,23% на начало года.

Заявленная работодателями потребность в работниках - 16,6 тыс. единиц, она уменьшилась по сравнению с соответствующим периодом 2010 года на 2,3%.

В их числе:

  • 78,6% на постоянные и сезонные рабочие места, из их числа 14,1% с заработной платой ниже прожиточного минимума;
  • 74,9% вакансий для рабочих профессий
  • 17,7% вакансий для иностранной рабочей силы
  • 26,5% вакансий с заработной платой ниже прожиточного минимума
  • 13,1% для сельской местности, из их числа 27,0% с заработной платой ниже прожиточного минимума.

Информация о работе Анализ рынка труда