Анализ поведения фирм в условиях монопольной и олигопольной рыночных структур

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2011 в 16:29, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является изучение теоретических и практических аспектов моделей поведения фирмы в условиях различных рыночных структур.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Определить понятие фирмы и ее отличительные черты;
Провести анализ поведения фирм в условиях рынка совершенной и монополистической конкуренции;
Рассмотреть поведение фирм в условиях монопольной и олигопольной рыночных структур.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
1. Теоретические аспекты функционирования фирмы в условиях рынка……5
1.1. Понятие фирмы, ее отличительные черты…………………………………5
1.2. Поведение фирмы в условиях различных рыночных структур…………10
2. Анализ поведения фирм в условиях рынка совершенной и монополистической конкуренции……………………………………………..13
2.1. Модель фирмы в условиях рынка совершенной конкуренции…………13
2.2. Модель фирмы в условиях монополистической конкуренции…………17
3. Анализ поведения фирм в условиях монопольной и олигопольной рыночных структур…………………………………………………………….21
3.1. Модель фирмы в условиях монопольной рыночной структуры……….21
3.2. Модель фирмы в условиях олигопольной рыночной структуры………27
Заключение……………………………………………………………………..34
Список использованных источников………………………

Работа состоит из  1 файл

экономика.doc

— 355.00 Кб (Скачать документ)

     Ежеквартально предприятие, признанное монополистом, заполняет определенную статистическую форму. Министерство экономики проверяет цены, и если они завышены искусственно, налагает штраф и переводит предприятие в третий раздел реестра.

     Третий  раздел реестра (список монополий) содержит около 200 предприятий, в основном производящих товары народного потребления и продукты питания.

     Регулированию деятельности монополий будет уделено  внимание и в дальнейшем. Так, антимонопольная  политика занимает важное место в  Концепции ценообразования, утвержденной постановлением Совета Министров от 20.07.2005 г. № 799. Ее планируется привести в соответствие с международными нормами с учетом открытости национальной экономики.

     Пункт 3.3 Концепции констатирует, что в  республике создана правовая база антимонопольного регулирования, предотвращено создание новых монополий, в том числе в процессе реорганизации хозяйствующих субъектов и их объединений, обеспечены постоянный мониторинг отдельных товарных рынков и выработка оперативных мер по улучшению конкурентной ситуации на них. По мнению авторов Концепции, в результате процессов реформирования собственности, демонополизации экономики в республике сформировались товарные рынки с конкурентной структурой. Правда, некоторые из них по своей природе остаются монополизированными. А потому необходимо определить статус и роль рыночных монополий, а также соответствующих методов государственного антимонопольного регулирования и контроля за их деятельностью и поведением на товарных рынках.

     Поскольку экономические условия у нас изменились, то основным направлением антимонопольной политики должно стать дальнейшее сужение сферы прямого государственного регулирования цен на товары (работы, услуги) организаций-монополистов на основе дифференцированного подхода к товарным рынкам и разным группам товаропроизводителей. От ценового регулирования планируется постепенно перейти к системе антимонопольного регулирования и контроля.

     Одной из важнейших составляющих конкурентной политики является обеспечение контроля за экономической концентрацией. В основу этого контроля лягут такие принципы, как единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и денежных средств, поддержка конкуренции, недопущение деятельности, направленной на монополизацию и недобросовестную конкуренцию. В рамках преодоления концентрации производства количество хозяйствующих субъектов рынка должно приблизиться к уровню насыщения и не являться ограничением для развития рыночных отношений.

     Подводя итог вопросу, повторим ключевые пункты. Итак, чистая монополия предполагает, что одна фирма является единственным производителем данной продукции, не имеющей аналогов. Монополист полностью контролирует ее цену и объем выпуска. Кривая спроса на продукцию фирмы-монополиста - наклонная и совпадает с кривой рыночного спроса. Издержки и рыночный спрос являются ограничителями, которые не позволяют монополисту произвольно устанавливать высокую цену  на свою продукцию. Максимизируя прибыль, он определяет цену и объем производства исходя из равенства предельного дохода и предельных издержек. Так как кривая предельного дохода монополиста лежит ниже кривой спроса, он будет  продавать продукцию по более высокой цене и производить ее в меньшем объеме, чем в условиях совершенной конкуренции.

     Фактором, ограничивающим монопольную власть на рынке, является эластичность рыночного спроса. Чем выше эластичность, тем меньше монопольная власть, и наоборот. На степень монопольной власти влияют также количество фирм на рынке, концентрация, конкурентная стратегия.

     Монополия снижает экономическую эффективность. Антимонопольные законодательства разных стран препятствуют возникновению и укреплению монопольной власти. В Республике Беларусь проблема монополий достаточно актуальна и ей уделяется должное внимание. 

     3.2. Модель олигопольной рыночной структуры 

     Олигополия - наличие на рынке определённого  товара нескольких очень крупных  фирм, контролирующих значительную часть  производства и сбыта и конкурирующих  друг с другом. Товар, реализуемый  олигополистическими фирмами, может  быть дифференцированным (например, автомобили, компьютеры), как при монополистической конкуренции, а может быть и стандартизированным (сталь, алюминий), как при совершенной конкуренции. В любом случае олигополистическая фирма обладает монопольной властью, т.е. может влиять на цену своей продукции.

     Единой  теории олигополии не существует. Однако экономистами разработан ряд моделей, на которых кратко остановимся.

     В 30-х гг. Пол Суизи разработал модель, демонстрирующую весьма необычный  вид кривой спроса фирмы, работающей на рынке олигополии (рис. 3.2). 

     

     Рис. 3.2. Кривая спроса фирмы в условиях олигополии 

     Предположим, что на рынке установилась цена Если какая-либо фирма увеличивает цену на свою продукцию (и, причём, делает это в одностороннем порядке), тогда другие фирмы в отрасли не последуют её примеру. В результате этого она потеряет часть своей рыночной доли, поскольку покупатели переключаются на продукцию тех фирм, у которых относительно более низкие цены. Если же фирма, напротив, снизит цену, то это может спровоцировать снижение цен другими фирмами в отрасли, чтобы избежать потери доли рынка, которая может отойти фирме с более низкой ценой. Из-за того, что в этом случае конкуренты последуют за данной фирмой, спрос на её продукцию окажется менее эластичным.

     Данная  модель объясняет, почему фирмы - олигополисты очень часто не склонны изменять цены на свою продукцию: изменение цены в данном случае просто приведёт к сокращению прибыли.

     В общепринятой трактовке олигополия существует в том случае, если количество предприятий в отрасли таково, что при формировании своей стратегии, т.е. при установлении цен или определении объёмов производства, им приходится учитывать возможную реакцию конкурентов.

     Поэтому - в отличие от иных рыночных структур - здесь не существует единственной модели ценообразования или выбора оптимального объёма выпуска. Равновесный исход зависит от предположений, которые делают фирмы о реакции своих соперников. Следовательно, существует множество моделей стратегического поведения фирм - олигополистов: модель одновременных игр, модель последовательных игр, модель дуополии Курно, дуополия Бертрана, модели изогнутой кривой спроса и др.

     Рассмотрим  в качестве примера простую модель дуополии (две фирмы конкурируют  друг с другом), впервые представленной французским экономистом О. Курно в 1838 г.

     Предположим, фирмы производят однородный товар  и знают кривую рыночного спроса. Каждая фирма должна решить, сколько  продукции выпускать, и обе фирмы  принимают свои решения в одно и то же время. При принятии производственных решений каждая фирма должна помнить, что её конкурент тоже принимает решение по объёму производства и что конечная цена будет зависеть от совокупного объёма производства обеих фирм.

     Суть  модели Курно заключается в том, что каждая фирма принимает объём производства своего конкурента постоянным, а затем принимает собственное решение по объёму производства. При этом и та, и другая фирма стремятся к максимизации собственной прибыли.

     Итак, в отрасли работают только две  фирмы. Назовём их и Пусть обратная функция рыночного спроса представлена как где объём выпуска фирмы объём выпуска фирмы и можно суммировать, ибо мы предположили, что фирмы производят однородный продукт. Итак, в этой модели две фирмы одновременно стараются решить: какое количество продукции им производить? Здесь каждая фирма должна предвидеть, какой выпуск продукции у другой фирмы, чтобы принять решение относительно собственного выпуска. Предвидя тот или иной выпуск другой фирмы, данная фирма в зависимости от этого выбирает свой собственный выпуск, максимизирующий её прибыль. Следовательно, равновесие в модели Курно достигается, когда обе фирмы правильно оценивают возможный выпуск конкурента и поэтому с успехом максимизируют свои собственные прибыли (т.е. одновременно выбирают оптимальные объёмы выпуска).

     Поскольку рыночный спрос есть величина заданная, расширение производства фирмой вызовет сокращение спроса на продукцию фирмы Х. На рис. 3.3 показано, как сместится график спроса на продукцию фирмы Х (он будет сдвигаться влево), если фирма У начнет расширять продажу. Цена и объем производства, устанавливаемые фирмой Х исходя из равенства предельного дохода и предельных издержек, будут снижаться соответственно с Р0 до Р1, Р2 и с Q0 до Q1,Q2.  

     

     Рис. 3.3. Модель Курно. Изменение цены и  объема выпуска продукции фирмой Х при расширении производства фирмой У: D - спрос; MR - предельный доход; МC - предельные издержки 

     Если  рассматривать ситуацию с позиции  фирмы У, то можно начертить подобный график, отражающий изменение цены и количества выпускаемой ею продукции в зависимости от действий, предпринятых фирмой Х.

     Объединив оба графика, получим кривые реакции обеих фирм на поведение друг друга. На рис. 3.4 кривая Х отражает реакцию одноименной фирмы на изменения в производстве фирмы У, а кривая У - соответственно наоборот. Равновесие наступает в точке пересечения кривых реакций обеих фирм. В этой точке предположения фирм совпадают с их реальными действиями.

 

     

     

     Рис. 3.4. Кривые реакции фирм Х и У  на поведение друг друга 

     В модели Курно не отражено одно существенное обстоятельство. Предполагается, что  конкуренты отреагируют на изменение  фирмой цены определенным образом. Когда фирма У выходит на рынок и отнимает у фирмы У часть потребительского спроса, последняя «сдается», вступает в ценовую игру, снижая цены и объем производства. Однако фирма Х может занять активную позицию и, значительно снизив цену, не допустить фирму У на рынок. Такие действия фирмы не охватываются моделью Курно.

     Отметим, что проблемы функционирования олигопольных рынков весьма актуальны и для  Республики Беларусь. Так, по-прежнему сложной остается ситуация в сфере  экспорта сахара в Россию.

     В марте 2005 г. Минэкономразвития РФ огласило результаты расследования в целях  установления наличия возросшего импорта  сахара на таможенную территорию Российской Федерации. При этом основным поставщиком  сахара в Россию являлась Беларусь, доля которой увеличилась с 47,7% в 2001г. до 68,4% в 2003 г. (в I полугодии 2004 г. - 67,2%).

     В связи с этим, российские производители  приступили к переделу собственности  в отрасли, объем экспорта сахара из нашей страны в Россию в I квартале 2005 года уже упал на 7,2%. Вероятно, этот вопрос будет отдельной темой переговоров на уровне правительств наших стран.

     Подводя итог вопросу, подчеркнем следующее. Олигополистические отрасли характеризуются наличием нескольких крупных фирм, каждая из которых контролирует значительную долю рынка. Особенностью олигополии является взаимная зависимость решений отдельных фирм в области объема выпуска продукции и цены на нее. Вступление новых фирм в отрасль существенно затруднено, а эффект масштаба делает неэффективным существование большого количества производителей. Существуют разные модели, описывающие поведение олигополистов, в том числе модель Курно, рассмотренная в данной работе. Однако единой теории олигополии, которая могла бы объяснить все многообразие поведения фирм, нет.

 

Заключение 

     Вопрос  о взаимосвязи концентрации продавцов  на рынке и уровня монопольной  власти является одним из базовых  в рамках теории организации рынка. Микроэкономическая теория рассматривает  модели рыночных структур, в которых  основами монопольной власти служат высокий уровень концентрации продавцов на рынке в сочетании с наличием барьеров входа в отрасль (монополия, олигополия), а также дифференциация продукта (монополистическая конкуренция).

     Таким образом, существуют четыре основные модели рынка: чистая конкуренция, чистая монополия, монополистическая конкуренция и олигополия. Соответствующие этим моделям типы отраслей отличаются: по количеству предприятий, входящих в состав отрасли, типу продукта; условием вступления в отрасль; возможностями контроля над ценами и другими факторами, определяющими экономические границы отрасли и эффективность ее функционирования.

     На  совершенном рынке происходит взаимодействие множества покупателей и продавцов  какого-то товара. Речь идет об абсолютно  одинаковом товаре, который может  различаться у разных продавцов  только ценой. Поэтому конкуренция  между продавцами носит ценовой  характер. Совершенный рынок характеризуется также тем, что вход и выход на него свободен для всех. На таком рынке отсутствует какая-либо дискриминация как в отношении продавцов, так и в отношении покупателей. Наконец, совершенный рынок отличается тем, что все его субъекты обладают всей информацией о состоянии данного рынка.

Информация о работе Анализ поведения фирм в условиях монопольной и олигопольной рыночных структур