Анализ поведения фирм в условиях монопольной и олигопольной рыночных структур

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2011 в 16:29, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является изучение теоретических и практических аспектов моделей поведения фирмы в условиях различных рыночных структур.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Определить понятие фирмы и ее отличительные черты;
Провести анализ поведения фирм в условиях рынка совершенной и монополистической конкуренции;
Рассмотреть поведение фирм в условиях монопольной и олигопольной рыночных структур.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
1. Теоретические аспекты функционирования фирмы в условиях рынка……5
1.1. Понятие фирмы, ее отличительные черты…………………………………5
1.2. Поведение фирмы в условиях различных рыночных структур…………10
2. Анализ поведения фирм в условиях рынка совершенной и монополистической конкуренции……………………………………………..13
2.1. Модель фирмы в условиях рынка совершенной конкуренции…………13
2.2. Модель фирмы в условиях монополистической конкуренции…………17
3. Анализ поведения фирм в условиях монопольной и олигопольной рыночных структур…………………………………………………………….21
3.1. Модель фирмы в условиях монопольной рыночной структуры……….21
3.2. Модель фирмы в условиях олигопольной рыночной структуры………27
Заключение……………………………………………………………………..34
Список использованных источников………………………

Работа состоит из  1 файл

экономика.doc

— 355.00 Кб (Скачать документ)

     Таким образом, предприятия (фирмы) представляют собой самостоятельные хозяйственные  единицы разных форм собственности, объединившие экономические ресурсы  для осуществления коммерческой деятельности. Под последней понимается деятельность по производству товаров и оказанию услуг для третьих лиц, физических и юридических, которая должна приносить предприятию коммерческую выгоду, а именно прибыль. Конечной целью деятельности фирмы является упрочение ее позиций на рынке, и прежде всего за счет максимизации прибыли. Основной рабочий инструмент фирмы - это ее конкурентная стратегия. Под ней понимается механизм реализации конкурентного преимущества фирмы. Предприятия, как правило, группируются по ряду существенных признаков: формам собственности, размерам, характеру деятельности, отраслевой принадлежности, доминирующему фактору производства, правовому статусу.

 

      1.2. Поведение фирмы  в условиях различных  рыночных структур 

     В условиях рыночной экономики функционирование отдельной фирмы происходит в различных рыночных структурах, каждая из которых имеет свои параметры и может быть представлена в виде определенной модели рынка.

     На  поведение каждой фирмы влияет характер, тип рынка, на котором она функционирует. Тип рынка зависит от вида продукции, количества фирм на нем, наличия или отсутствия ограничений на вход в отрасль и выход из нее, доступности информации о ценах, нововведениях и т.д.

     В общем виде различают рынки совершенной  и несовершенной конкуренции. В странах с развитой рыночной экономикой преимущественно существуют рынки монополистической конкуренции (производство одежды, обуви, сфера услуг, торговля и т.д.), а также олигополии (автомобильная промышленность, металлургия). Совершенная конкуренция и чистая монополия встречаются довольно редко и скорее являются абстракциями, моделями, на примере которых можно провести анализ поведения фирмы, формирования ее ценовой стратегии и определения объема выпуска, обеспечивающего максимальную прибыль. Хотя совершенная конкуренция - явление редкое, ее анализ позволяет понять, как функционирует рыночная экономика, и сравнить «идеальный» рынок с реальным.

     Определим основные отличительные черты данных типов рынка. Для этого выявим параметры, используемые для классификации рынков продавцов и покупателей, а также определим показатели, описывающие тип рыночной структуры.

     К таким параметрам, используемым для  классификации типов рынка продавца, относят численность продавцов  и характер продукта (табл. 1.1).

 

      Таблица 1.1 Типология рыночных структур

Тип продукта Количество  продавцов
Один Несколько Много
Однородные  продукты Чистая монополия Гомогенная  олигополия Чистая конкуренция
Дифференцированные  продукты Чистая многопродуктовая монополия Олигополия  с дифференциацией продукции Монополистическая конкуренция
 

     Согласно  другим авторам, в основу типологизации  положено различие в количестве субъектов  рыночных отношений (табл. 1.2).

     Таблица 1.2 Типы и виды рынков

Покупатели Продавцы
 
Много
Несколько Один
Много Совершенный рынок Олигопольный  рынок Монопольный рынок
Несколько Рынок с олигопсонией Рынок с двойной  олигополией Монопольный рынок
Один Рынок с монопсонией Рынок с монопсонией Рынок с двойной  монополией

     Однородность  продукта и незначительная доля экономических индивидов относительно размера рынка (т.е. атомистическая структура рынка) являются достаточным условием для существования чистой конкуренции. При добавлении некоторых дополнительных структурных условий, таких как - отсутствие барьеров и мобильность ресурсов, конкуренция в экономической теории считается совершенной.

     Подход  к вычислению показателей монопольной  власти основан на сравнении реальных рынков с рынком совершенной конкуренции. Насколько рынок приближается к  идеалу свободной конкуренции, можно судить по поведению фирм в отношении цены и издержек: чем больше назначаемая фирмой цена отклоняется от предельных издержек, тем большей рыночной властью обладает фирма, и тем в большей степени рынок становится несовершенным.

     Согласно  парадигме «структура-поведение-результат», монопольная власть находится в прямой зависимости от концентрации. Однако связь эта не прямолинейна. Существует множество других факторов - нестратегические факторы рыночной структуры, поскольку они не зависят от сознательных действий фирм, - которые, наряду с концентрацией, определяют поведение фирм, действующих на рынке.

     Уровень концентрации влияет на поведение фирм на рынке: чем выше уровень концентрации, тем в большей степени фирмы  зависят друг от друга. Результат  самостоятельного выбора фирмой объема выпуска и цены продукции определяется ответной реакцией действующих на рынке конкурентов. Уровень концентрации влияет на склонность фирм к соперничеству или сотрудничеству: чем меньше фирм действует на рынке, тем легче им осознать взаимную зависимость друг от друга, и тем скорее пойдут они на сотрудничество.

     Таким образом, в зависимости от характеристик, выделяют несколько типов рыночных структур - рынки совершенной и  монополистической конкуренции, монополии, олигополии. Тип организации рынка, как было отмечено выше, в свою очередь влияет на характер поведения фирмы, тем самым делая анализ рыночной структуры отрасли, к которой принадлежит фирма, необходимым условиям для ее успешного функционирования и развития.

 

2. Анализ поведения фирм в условиях рынка совершенной и монополистической конкуренции 

     2.1. Модель рынка совершенной  конкуренции 

     Совершенная конкуренция - вид отраслевого рынка, на котором много фирм продают  стандартизированный продукт и  ни одна фирма не обладает контролем над такой долей рынка, которая позволила бы влиять на цену продукта. При совершенной конкуренции доля каждой фирмы в общем выпуске продукции, продаваемой на рынке, составляет менее 1%. В силу того что на совершенно конкурентных рынках продаётся не дифференцированная (как при монополистической конкуренции), а стандартизированная, т.е. лишённая особых качественных характеристик, продукция, фирмы также не могут влиять на рыночную цену, а вынуждены принимать её как заданную извне, самим рынком. Для продавцов вход на рынок и выход из него абсолютно свободны, так как не существует барьеров, не позволяющих фирме продавать свой товар на данном рынке; нет и трудностей с прекращением операций на рынке.

     Следовательно, совершенно конкурентная фирма не в  состоянии сама устанавливать цену на свою продукцию. Именно поэтому кривая спроса для конкурентной фирмы - это горизонтальная линия, проходящая на уровне заданной рынком цены (рис. 2.1). Такая конфигурация кривой спроса означает, что цена, по которой продаёт каждую единицу продукции идеально конкурентная фирма, абсолютно не зависит от того, сколько продукции произведёт и доставит на рынок каждая фирма; вся продукция будет выкуплена потребителями по одной цене. Это объясняется тем, что идеально конкурентная фирма очень мала, а её доля в общем объёме рыночных продаж просто ничтожна.

     

     Рис. 2.1. Кривая спроса для конкурентной фирмы 

     Рассмотрим  условия максимизации прибыли совершенно конкурентной фирмой.

     Предположим, что целью производственной и  торговой деятельности фирмы является получение максимальной величины прибыли; других целей у нашей фирмы нет. Будем исходить из того, что фирма производит только один продукт. Предположим также, что количество продукта, произведённого фирмой за определённый период времени, в точности равно количеству, проданному фирмой на рынке за этот период времени. То есть фирма продаёт всё то, что производит. Соответственно, объём выпуска, как и объём продаж фирмы, будем обозначать буквой

     Прибыль - это разница между выручкой, полученной фирмой от реализации произведённой продукции, и общими издержками, т.е. затратами фирмы на производство данного количества продукции. Экономическая прибыль подсчитывается путём вычета всех экономических издержек из выручки фирмы. Общая выручка фирмы - это цена единицы продукции (P) умноженная на количество продукции, проданное за данный период времени: 

     

       

     где   прибыль фирмы;

      общие издержки; 

     Тогда задачей менеджера, управляющего фирмой, является выбор такого объёма выпуска при котором величина прибыли будет наибольшей за данный период времени.

     Фирма, работающая на совершенно конкурентном рынке и стремящаяся максимизировать  прибыль, должна производить такое  количество продукции, при котором предельные издержки производства последней единицы продукции равны рыночной цене единицы продукции: 

       или     (2.2) 

     где оптимальный объём выпуска.

     Представим  условие максимизации прибыли совершенно конкурентной фирмы графически (рис. 2.2). 

     

     Рис. 2.2. Условие максимизации прибыли 

     На  рис. 2.2 видно, что кривая предельных издержек пересекает линию спроса в  двух точках: при объёме выпуска  и при объёме выпуска Это означает, что при цене функция прибыли имеет два экстремума. Однако при фирма получает минимальную прибыль, а при величина прибыли становится максимальной.

     Рассмотрим  поведение совершенно конкурентной фирмы в долгосрочном периоде.

     Здесь фирма по-прежнему сталкивается с  горизонтальной кривой спроса на свою продукцию. Только вместо краткосрочных  средних и предельных издержек мы будем иметь дело с долгосрочными  общими, средними и предельными издержками и

     Условие максимизации прибыли в долгосрочном периоде: 

     

       

     Поскольку в долгосрочном периоде фирма  не несёт постоянных издержек, то она  покинет отрасль как только рыночная цена опустится ниже минимума долгосрочных средних издержек, т.е. как только экономическая прибыль предприятия станет отрицательной величиной.

     Следовательно, в долгосрочном периоде кривая предложения  совершенно конкурентной фирмы будет  совпадать с восходящей частью кривой лежащей выше кривой как показано на рис. 2.3. 

     

     Рис. 2.3. Максимизация прибыли в долгосрочном периоде 

     Таким образом, объем производства фирма  будет определять, сравнивая валовой  доход и валовые издержки либо предельный доход и предельные издержки. В условиях совершенной конкуренции  предельный доход равен цене единицы продукции, и фирма будет наращивать производство до того момента, когда предельные издержки станут равны предельному доходу (цене).

     В краткосрочном периоде фирма  продолжит производство даже в том  случае, когда она не сможет получать прибыль, при условии, что цена окажется выше минимальных средних переменных издержек. В такой ситуации задачей фирмы станет минимизация убытков, возникших из-за снижения рыночной цены. Если цена окажется ниже минимальных средних переменных издержек, фирма предпочтет остановить производство и закрыться.

Информация о работе Анализ поведения фирм в условиях монопольной и олигопольной рыночных структур