Виды патентных исследований. Значение патентных исследований. Патентные исследования по уровню техники

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 22:21, реферат

Описание

Под патентными исследованиями понимают исследование технического уровня и тенденций развития объектов техники, их патентоспособности и патентной чистоты.
Результаты патентных исследований используются при разработке различных документов, охватывающих весь цикл – от создания научно-технического продукта до его использования в практической деятельности:
- прогнозов, программ, бизнес-планов, планов создания и развития производства объектов техники и оказания услуг, договоров;
- планово-технической документации на выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ;

Содержание

Введение
1. Сущность патентных исследований 5
1.1. Определение патентных исследований, его задачи, цели 5
1.2. Содержание патентных исследований 8
1.3. Виды патентных исследований 10
1.4. Роль и значение патентных исследований в обеспечении конкурентоспособности выпускаемой продукции 13
1.5. Оценка технического уровня продукции 16
Выводы
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

реферат.doc

— 130.00 Кб (Скачать документ)

     Патентные исследования проводят хозяйствующие  субъекты:

     — исполнители (разработчики) программ (межгосударственных, государственных, региональных, отраслевых и других) создания, развития производства и использования объектов техники;

     — исполнители фундаментальных исследований с практическим выходом продукции  и исследований прикладного характера;

     — исполнители НИР и ОКР;

     — заказчики (основные потребители объектов хозяйственной деятельности);

     — изготовители (поставщики) объектов хозяйственной  деятельности.

     В зависимости от практической потребности  патентные исследования проводят:

     — заказчик (основной потребитель) — при прогнозировании, перспективном и текущем планировании, определении направлений, темпов развития средств технического обеспечения своей деятельности, исследовательском проектировании, формировании заказов исполнителям, поставщикам, при использовании (эксплуатации) продукции;

     — исполнитель научно-исследовательских  работ — при прогнозировании, перспективном и текущем планировании научных исследований, выборе направлений  исследований для создания новых  и модернизации существующих объектов техники и их технико-экономическом обосновании; при определении инжиниринговых услуг; при изыскании, исследовании применения объектов техники по новому назначению; при выполнении научно-исследовательских работ и их этапов; при осуществлении научно-технического сотрудничества;

     — исполнитель (разработчик, проектант, проектировщик) — при прогнозировании, перспективном и текущем планировании своей деятельности; при обосновании  необходимости выполнения конкретных работ; в процессе выполнения опытно-конструкторских, проектно-конструкторских, проектных, технологических, изыскательских и других работ (в том числе аванпроектов) и их этапов; при обосновании выбора форм реализации и обеспечения условий реализации продукции; при решении вопросов использования опыта и знаний сторонних организаций и фирм; при определении инжиниринговых услуг; при осуществлении научно-технического сотрудничества;

     — изготовитель (поставщик) — при перспективном  и текущем планировании развития производства или его модернизации, постановке продукции на производство, при решении вопросов повышения качества продукции, совершенствования технологии, материального, технологического обеспечения производства, приобретения зарубежного оборудования и лицензий; при совершенствовании продукции; при решении вопросов реализации продукции и обеспечения оптимальных ее условий, включая сервисные услуги поставленной продукции; при решении вопросов кооперирования производства, создании совместных предприятий;

     — все хозяйствующие субъекты —  при решении вопросов правовой охраны объектов промышленной (интеллектуальной) собственности. 
 

     1.2. Содержание патентных исследований 

     Патентные исследования проводят при:

     - разработке научно-технических прогнозов; 

     - разработке планов развития науки  и техники; 

     - создании объектов техники; 

     - освоении и производстве продукции;

     - определении целесообразности экспорта  промышленной продукции и экспонировании  ее образцов на международных  выставках и ярмарках;

     - продаже и приобретении лицензий;

     - при решении вопроса о патентовании  созданных объектов промышленной собственности и в других целях.

     В общем случае содержание патентных  исследований может составлять следующее:

     — исследование технического уровня объектов хозяйственной деятельности, выявление  тенденций, обоснование прогноза их развития;

     — исследование состояния рынков данной продукции, сложившейся патентной ситуации, характера национального производства в странах исследования;

     — исследование требований потребителей к продукции и услугам;

     — исследование направлений научно-исследовательской  и производственной деятельности организаций и фирм, которые действуют или могут действовать на рынке исследуемой продукции;

     — анализ коммерческой деятельности, включая  лицензионную деятельность разработчиков (организаций и фирм), производителей (поставщиков) продукции и фирм, предоставляющих услуги, их патентной политики для выявления конкурентов, потенциальных контрагентов, лицензиаров и лицензиатов, партнеров по сотрудничеству;

     — выявление торговых марок (товарных знаков), используемых фирмой-конкурентом;

     — анализ деятельности хозяйствующего субъекта; выбор оптимальных направлений развития его научно-технической, производственной и коммерческой деятельности, патентной и технической политики и обоснование мероприятий по их реализации;

     — обоснование конкретных требований по совершенствованию существующей и созданию новой продукции и технологии, а также организации выполнения услуг; обоснование конкретных требований по обеспечению эффективности применения и конкурентоспособности продукции и услуг; обоснование проведения необходимых для этого работ и требований к их результатам;

     — технико-экономический анализ и  обоснование выбора технических, художественно-конструкторских  решений (из числа известных объектов промышленной собственности), отвечающих требованиям создания новых и совершенствования существующих объектов техники и услуг;

     — обоснование предложений о целесообразности разработки новых объектов промышленной собственности для использования  в объектах техники, обеспечивающих достижение технических показателей, предусмотренных в техническом задании (тактико-техническом задании);

     — выявление технических, художественно-конструкторских, программных и других решений, созданных  в процессе выполнения НИР и ОКР  с целью отнесения их к охраноспособным  объектам интеллектуальной собственности, в том числе промышленной;

     — обоснование целесообразности правовой охраны объектов интеллектуальной собственности (в том числе промышленной) в  стране и за рубежом, выбор стран  патентования; регистрации;

     — исследование патентной чистоты объектов техники (экспертиза объектов техники на патентную чистоту, обоснование мер по обеспечению их патентной чистоты и беспрепятственному производству и реализации объектов техники в стране и за рубежом); — анализ конкурентоспособности объектов хозяйственной деятельности, эффективности их использования по назначению, соответствия тенденциям и прогнозу развития;

     — выявление и отбор объектов лицензий и услуг типа инжиниринг;

     — исследование условий реализации объектов хозяйственной деятельности, обоснование мер по их оптимизации;

     — обоснование целесообразности и  форм проведения в стране и за рубежом  коммерческих мероприятий по реализации объектов хозяйственной деятельности, по закупке и продаже лицензий, оборудования, сырья, комплектующих  изделий и т.д.;

     — разработка рекомендаций по использованию товарных знаков при осуществлении коммерческой деятельности;

     — проведение других работ, отвечающих интересам  хозяйствующих субъектов.

     Конкретное  содержание патентных исследований определяют в зависимости от характера проводимой работы, стадий жизненного цикла или этапов работ на стадиях жизненного цикла объекта техники, результатов анализа деятельности хозяйствующего субъекта. 

     1.3. Виды патентных исследований 

     Анализ  факторов, определяющих конкурентоспособность  продукции, позволяет выделить основные виды патентных исследований, связанных с обеспечением конкурентоспособности. К ним относятся:

  1. определение требований потребителей к продукции данного вида;
  2. отбор наиболее эффективных научно-технических достижений (НТД) для использования при разработке новых или модернизированных образцов продукции;
  3. оценка технического уровня (ТУ) продукции на различных этапах ее разработки и коммерческой реализации;
  4. анализ тенденций развития рынка продукции;
  5. анализ условий конкуренции на рынке продукции данного вида;
  6. анализ возможностей правовой охраны технических и художественно-конструкторских решений, полученных в процессе разработки;
  7. анализ условий беспрепятственной реализации продукции на рынке конкретной страны (экспертиза на патентную чистоту).

     Процесс создания новых образцов продукции  может быть условно поделен на ряд этапов, отличающихся по решаемым задачам и методам их решения.

     Этапу отбора идей предшествует этап поиска новых идей, связанных с созданием  промышленной продукции, на котором анализируются различные источники научно-технической информации и, в первую очередь, патентной информации, а также идеи, генерируемые ведущими сотрудниками фирмы, занятой созданием нового образца продукции

     На  этапе отбора идей осуществляется процесс отсеивания идей, явно не соответствующих целям и возможностям фирмы.

     На  этапе анализа возможностей производства и сбыта осуществляется переход  от идей к конкретным рекомендациям  по созданию новых образцов продукции. На этом уже учитываются не только возможности фирмы-разработчика, но, в первую очередь, требования потребителей к продукции данного вида, а также тенденции развития рынка и условия конкуренции на рынке данной продукции. Результатом этапа отбора идей и анализа возможностей производства и сбыта является отбор наиболее эффективных идей, которые в наибольшей степени способны удовлетворить требования потребителей и обеспечить конкурентоспособность образцов продукции с их использованием.

     На  этапе формирования технического задания  на НИОКР устанавливаются требования к объекту разработки с учетом требований потребителей к продукции данного вида, тенденций развития самой продукции и ее рынка и достижений ведущих фирм-конкурентов.

     На  этапе выполнения НИР осуществляется выбор направления разработки и  экспериментальная апробация наиболее эффективных идей, отобранных на предыдущих этапах и намечаемых к использованию в объекте разработки. С учетом результатов такой апробации осуществляется дополнительный отсев идей, не отвечающих критериям отбора. При этом основным критерием отбора является возможность получения прибыли от реализации продукции с использованием оцениваемого новшества. На этом этапе могут быть предприняты первые шаги по правовой охране новшеств путем подачи заявок на выдачу соответствующих охранных документов. Еще одним критерием для отбора новых технических решений к использованию в объекте разработки может служить их влияние на патентную чистоту объекта разработки. Это требует проведения на данном этапе создания новой продукции предварительной ее проверки на патентную чистоту.

     Отбор наиболее эффективных технических  решений для использования в  объекте разработки должен осуществляться также с учетом их влияния на технический  уровень объекта разработки.

     В процессе проектирования объекта разработки (этап ОКР) возможно также создание новых технических решений, которые должны быть оценены с точки зрения их влияния на технический уровень и патентную чиcтоту объекта, а также возможности их правовой охраны.

     На  этапе создания опытной партии продукции проводятся испытания опытных образцов продукции, по результатам которых осуществляется оценка технического уровня продукции. По результатам испытаний может быть принято решение о патентовании некоторых новинок, касающихся технологии изготовления объекта разработки или его отдельных элементов, либо о переводе этих новинок в режим ноу-хау, когда информация о них засекречивается и определяется порядок доступа к ней ограниченного круга лиц. На этом этапе осуществляется окончательная проверка объекта на патентную чистоту с учетом всех использованных видов интеллектуальной собственности (изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, товарных знаков, наименований мест происхождения товара, программ для ЭВМ, баз данных, топологий интегральных микросхем).

     На  этапе изготовления и испытания  опытной партии продукции по результатам  оценки технического уровня продукции  формируется предварительная продажная  цена единицы продукции и разрабатывается  рекламная стратегия.

Информация о работе Виды патентных исследований. Значение патентных исследований. Патентные исследования по уровню техники