Патентный поиск и конъюнктурные исследования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2012 в 23:06, лекция

Описание

Одно из определений слова "конъюнктура" - это связь различных, сложившаяся на данный промежуток времени обстоятельств, явлений и условий, создающих определённую ситуацию в какой-либо сфере общественной жизни. Впервые понятие конъюнктуры было использовано в Германии в 17 в. экономистом А.Вагнером.

Работа состоит из  1 файл

Тема Патентный поиск и конъктурные исследования.docx

— 72.74 Кб (Скачать документ)

Тема лекции: Патентный  поиск и конъюнктурные исследования

Конъюнктурные исследования (англ. conjuncture investigations) - анализ сложившегося состояния рынка, тенденций его  изменения с целью выработки оптимальной стратегии управления внешнеэкономической деятельностью (источник: www.pravoteka.ru)

Одно  из  определений  слова "конъюнктура" - это связь  различных, сложившаяся на  данный  промежуток времени обстоятельств, явлений и условий, создающих определённую  ситуацию в какой-либо сфере общественной жизни. Впервые понятие конъюнктуры было использовано в Германии в 17 в. экономистом А.Вагнером.

Наиболее важными факторами, влияющими на конъюнктуру, он назвал изменения в технологии производства, изменения количества  урожая в сельском хозяйстве, изменения в экономической политике и социальной структуре общества.

Основоположником конъюнктурных  исследований стал У.Митчелл. Основной его идеей стало статистическое изучение системы экономических показателей, объясняющих действие различных факторов и экономическое моделирование процессов изменяющих конъюнктуру. Если говорить о экономической конъюнктуре, то она определяется отношением факторов и условий и выражаемая соотношением спроса, предложения и динамики цен.   производство товаров и товарные запасы. Однако главной в механизме формирования рыночной конъюнктуры является цена, потому, что она обеспечивает взаимодействие всех остальных факторов и поддерживает динамику.

Определение понятиям спрос  и предложение можно дать и  относительно цены. Спрос это количество данного товара, которое может быть приобретенным по определённой цене. Цена это один из основных факторов, влияющих на спрос и предложения, а следовательно, и на конъюнктуру рынка.

Конъюнктура хозяйства, как  объект исследования, представляет собой  конкретное соотношение процесса общественного воспроизводства в определённое время, в различных рамках, например отраслевых. Экономическая конъюнктура, складывающаяся под воздействием конъюнктурообразующих факторов является составной частью экономической науки.

Краткий экскурс  в историю.

Конъюнктурные исследования -один из методов оперативного изучения рынка, который обеспечивает отрасли и предприятия информацией о состоянии рынка на данный момент, выявляет причины изменения спроса и предложения, а также ожидающиеся направления развития рынка в ближайшие месяцы.

Как мы уже говорили ранее  основу конъюнктурных исследований составила концепция У.Митчела о системе статистического  изучения экономических показателей. Эта модель включала следующие блоки:

- Барометр доходов (учетные  процентные ставки, индексы цен,  курсы акций);

- Барометр производства (уровень занятости, поступление  заказов, поставки сырья, объем производства);

- Барометр сбыта (оптовый  и розничный товарооборот);

- Барометр кредита (денежное  обращение).

По данным данной модели исследовались рынки различных  товаров, ценных бумаг, валют и.т.д..

Совместно с исследованиями рыночной конъюнктуры формировалась  различные теории (распределения, сбыта),которые впоследствии создали теорию маркетинга. Начиная с 50 годов исследования конъюнктуры рынка, в западных странах, переориентируются на обслуживание стратегического планирования развития крупных корпораций. В наше время эти исследования сформировали отдельное научное направление –«исследование рынка».

              Понятие, классификация и структура рынков             

Рынок как экономическое  явление возник давно (примерно в VII в. до н.э.) – с появлением общественного разделения труда и товарного производства. Обращаясь к понятию “рынок”, можно выделить два основных подхода к его трактованию.

Первое основано на выделении  политико-идеологического и философского содержания рынка и рыночных отношений, когда в качестве основных характеристик рынка рассматриваются:

-рынок как способ организации  общественного производства, основанный на свободе предпринимательства и ограниченной роли государства и в этом своем качестве противостоящий способам организации, опирающимся на применение методов централизованного планирования и административного регулирования. В данном случае подчеркивается противостояние принципов, лежащих в основе этих двух способов, хотя в реальной жизни можно наблюдать формы хозяйственного управления, основанные на сочетании тех или иных методов;

-рынок как способ поведения  хозяйственных субъектов, определяющий критерии принимаемых ими решений и характер отношений между субъектами (“рыночное поведение”);

-рынок как способ мышления, формирующий соответствующее мировоззрение участников хозяйственной деятельности (“рыночное мышление”).

Второй подход к трактовке  понятия рынка основан на выделении  его конкретно-экономического содержания. В этом случаи рынок рассматривается, прежде всего, как механизм, позволяющий определить  соотношение спроса и предложения на различные виды товаров и услуг.

Структура рынка – это  способ организации рынка, оказывающий  наибольшее влияние на поведение фирм и потребителей.

Рынки подразделяются по различным  признакам: в зависимости от объектов купли-продажи рынок делится на:

     -     рынки товаров и услуг

     -     рынки факторов 

     -    финансовый  рынок

     Рынок товаров  и услуг по экономическому  назначению объектов купли-продажи подразделяется на: рынок потребительских товаров и услуг (товаров широкого потребления).

Специфика исследования рынка  потребительских товаров, связана  с тем, что эти товары рассчитаны на индивидуальных потребителей; Большое внимание в таких исследованиях уделяется изучению вкусов, желаний, поведения потребителей.

     Рынок товаров  и услуг можно так же классифицировать  по материально-вещественной форме:

а) общегрупповой: по группам  товаров (услуг): продукты питания; непродовольственные товары; предметы длительного пользования; услуги;

б)   групповой – по группам товаров (услуг): радиотовары; одежда; мебель и т.д.

в)   видовой – по видам товаров каждой группе: телевизоры; пальто мужские; платья легкие и т.д.

г)     рынок товаров производственного назначения - рынок, на котором покупаются и продаются товары и услуги, используемые в дальнейшем при производстве товаров или услуг, продаваемых, сдаваемых в аренду или поставляемых другим потребителям. Характерной особенностью этого рынка является их тесная связь с производственным процессом. Особое внимание здесь уделяется взаимосвязи потенциальных покупателей и производителей товара.

д)  рынок сырьевых ресурсов распространяет свое действие на все материально-технические объекты,  непосредственно участвующие в общественном производстве, используемые в процессе изготовления продукции, выполнения работ, осуществления услуг.

                 Исследование рынка.  Цели и  задачи.                

Что значит “исследовать рынок  того или иного товара”? Это значит, что необходимо оценить объем и структуру предложения этого товара, объем и структуру спроса на него и сопоставить эти величины на данном уровне цен.

Затем нужно рассчитывать зависимости спроса и товарного  предложения от цены и подобрать такой ее уровень, при котором спрос и предложения уравновесятся. То есть определить конъюнктуру рынка. Можно обеспечить сбалансированность спроса и предложения за счет изменений последнего в ту или иную сторону.

Проблема изучения рынка  – это информационная проблема. Чтобы оценить объем и структуру товарного предложения, нужно получить информацию о том, сколько и каких товаров имеется на рынке (в магазинах, на складах), сколько и каких товаров готовится к поставке и что уже конкретно поставлено. По данным о продаже товаров можно судить лишь о реализованной части спроса.

Объектами рыночного исследования являются тенденции и процессы развития рынка, включая анализ изменения экономических, научно-техни­ческих, демографических, экологических, законодательных и других факторов.

Исследуются также структура  и география рынка, его емкость, динамика продаж, барьеры рынка, состояние конкуренции, сложившаяся конъюнктура, возможности и риски. Основными результатами исследования рынка являются прогнозы его развития, оценка конъюнктурных тенденций, выявление ключевых факторов успеха.

Определяются наиболее эффективные  способы ведения конкурентной политики на рынке и возможности выхода на новые рынки. Осуществляется сегментация рынков, т.е. выбор целевых рынков и рыночных ниш.

Для того чтобы принимать  обоснованные решения на любом рынке, необходимо располагать достоверной, обстоятельной и своевременной информацией. Систематический сбор, отражение и анализ данных о проблемах, связанных с функционированием рынка, составляют содержание маркетинговых исследований. Чтобы быть эффективными, эти исследования, во-первых, должны носить систематический характер; во-вторых, опираться на специально отобранную информацию; в-третьих, осуществлять определенные процедуры сбора, обобщения, обработки и анализа данных; в-четвертых, использовать специально разработанные для целей анализа инструменты. Таким образом, маркетинговая деятельность строится на основе специальных рыночных исследований и сборе необходимой для их проведения информации. Потоки этой информации упорядочиваются определенными исследовательскими процедурами и методами.

                            2.Конъюнктура рынка и ее виды.                     

                2.1Факторы влияющие на конъюнктуру рынка.               

Изучение конъюнктуры  товарных рынков включает в себя обработку, анализ и систематизацию количественных показателей и качественной информации, характеризующей развитие рынка в данный период времени. Выбор системы показателей определяется целями конкретного исследования, например, анализ развития рынка, анализ ситуации на рынке за определённый период времени, изменение технико-экономических характеристик производства.

Все конъюнктурообразующие  факторы, стимулирующие развитие рынка  или сдерживающие его, классифицируются на :

- постоянные                                 

- временные;

- циклические;

- нециклические.

К постоянно действующим  факторам  относится государственное регулирование экономики, научно-технический прогресс, инфляция, сезонность в производстве и потреблении товаров.

Факторы, воздействующие на конъюнктуру, периодически называются временными. Это, например, стихийные бедствия, социальные конфликты, чрезвычайная обстановка.

В развитии рынков может  появляться определенная повторяемость, цикличность, вызванная сезонным изменением спроса и предложения, жизненными циклами товаров ( выведение товаров на рынок, рост, зрелость, упадок ), сдвиги в воспроизводственной структуре, колебаниями инвестиционной активности, сменой экономической политики.

Факторы нециклического характера  определяют специфику производства и реализацию конкретных товаров. Воздействие различных факторов на процесс производства и обращения любого товара позволяет выявить связи между происходящими событиями и вызвавшими их причинами. Именно воздействие различных факторов на процесс производства и обращения товара отражается в движении конъюнктуры рынков.

 Под видами конъюнктуры  понимают цену, спрос, предложение, наличие ресурсов. Цена, спрос, предложение способствуют установления равновесия на рынке.

Спрос-  это отношение между ценой товара и его количеством, которое покупатели хотят и в состоянии приобрести

Закон спроса - чем ниже цена товара, тем большее его количество покупатели хотят и в состоянии приобрести.

Факторы спроса и предложения

1)        Изменение  объема спроса (предложения)

2)        Изменение  функции спроса (предложения)

     Определенные  условия, при которых приобретаются  товары:

1.        Располагаемый  доход

2.        Цены  товаров, которые обслуживают  сходную потребность так

называемых товарозаменителей.

3.        Цены  товаров, увеличивающих удовлетворение  или выгоду от

потребления данного товара.

4.        Условие  ожидания изменения цен в будущем

5.        Численность  населения

6.        Вкусы  и предпочтения потребителей

Согласуется с предпосылкой о поведении индивидуума, что  означает,  что потребители стремятся максимизировать чистый доход или выигрыш от потребления товаров.

Зависимость  спроса от его  факторов называется функцией спроса.

     Неценовые  факторы, влияющие на изменение  спроса:

1. Изменение в полезности  вещи

2. Изменение доходов (больше  купить за такую же цену)

3. Изменение цены на  товарозаменители (при снижении  цен спрос переключается)

Информация о работе Патентный поиск и конъюнктурные исследования