Управление инновациями на основе защиты объектов интеллектуальной собственности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 11:43, контрольная работа

Описание

Актуальность темы исследования. В современной экономике управление инновационным развитием предприятия является, по сути, необходимым элементом конкурирования, позволяющим постоянно совершенствовать конкурентные преимущества предприятия, получая, используя и охраняя объекты его интеллектуальной собственности. В то же время, развитие инновационной деятельности предприятия на основе системы управления объектами его интеллектуальной собственности не достаточно широко раскрыто российскими учеными в современной экономической литературе.

Содержание

Введение 3
1Характеристика инноваций 5
2Структурная характеристика инновационного процесса 6
3 Объекты интеллектуальной собственности 11
4 Правовая защита интеллектуальной собственности в современных условиях 16
5 Рынок интеллектуальной собственности. Понятие рынка новшеств, его сегментация и функции 20
6 Этапы процесса оценки стоимости ОИС 25
7Результат инновационного предпринимательства 31
8Реструктуризация инновационной деятельности и защита ОИС 33
Заключение 36
Список используемой литературы 37

Работа состоит из  1 файл

реферат.docx

— 87.87 Кб (Скачать документ)

Нацеленность национальной экономики на инновационный путь развития в значительной мере определяет значимость такого результата интеллектуальной деятельности как рационализаторские предложения. Они не обладают признаками патентоспособности, но, наряду с изобретениями  и полезными моделями, играют большую  роль в совершенствовании применяемой  техники и технологий, хотя и не обладают при этом широкими возможностями  патентной защиты. Рационализаторские предложения являются самым массовым объектом технического творчества. С  их помощью вносятся усовершенствования в уже известные технические  решения, осуществляется модернизация действующего оборудования и его  приспособление к конкретным условиям производства, устраняются допущенные ранее отдельные ошибки конструкторов и проектировщик

5 Рынок интеллектуальной собственности. Понятие рынка новшеств, его сегментация и функции

Рынок новшеств можно определить как  систему экономических форм и  механизмов, связанных с образованием и функционированием инновационных  коммуникаций, условиями торговли научным  товаром. Рыночный механизм, как известно, включает коммуникации между продавцом  и покупателем новшеств, цены, кредит (с присущим ему процентом) и другие стоимостные категории. Сюда же относят  предложение и спрос на новшества, систему оценки предложения и  достижения договорной цены, покрытие денежной массы (инвестиций) совокупной ценой новшеств и др. Инновационные  коммуникации обслуживают товарообращение  и являются центральным механизмом, позволяющим управлять инновационным  процессом и целенаправленно  воздействовать на участников рынка  новшеств.

На рынок часто смотрят как  на технико-экономическую категорию, функции которой сводятся только к продвижению товара от производителя  к потребителю. Такая упрощенная характеристика инновационных коммуникаций не свойственна рынку новшеств, поскольку  они по своей природе имеют  существенно важные функции:

1.  Служить проводником научно-технической политики;

2.  Оказывать инновационное воздействие на инвестиционный процесс;

3.  Подсказывать государственным органам необходимость развития инновационных коммуникаций в целях ускорения реализации научно-технического потенциала;

4. Формировать научно-технические требования (показатели) к новшествам;

5.  Прямо влиять на производство новшеств через активизацию спроса на инновационные товары.

Чтобы выполнять указанные функции, рынок новшеств должен иметь возможность  экономически воздействовать на процесс  создания новшеств и на производителей научной продукции. Сущность воздействия состоит в повышении или понижении интереса исследователей и разработчиков новых продуктов и технологий к созданию того или иного новшества. Интерес связан с доходами, получаемыми от реализации результата, и их распределением. Если ранее в инновационной сфере доход был полностью регламентирован, не зависел от реализации новшества в производстве, то и рынок новшеств отсутствовал. Воздействие рынка зависит от возможности изменить товарные потоки и их экономические (стоимостные) параметры в соответствии с инвестиционной конъюнктурой и тем самым повысить или понизить интерес участников рынка новшеств.

Рыночный механизм проявляет свои специфические особенности через  формирование инвестиционного спроса и предложения, а также характер самого рынка.

Сама природа рынка новшеств, где интеллектуальный товар ориентирован на известного покупателя, позволяет построить инновационные коммуникации (отношения) в соответствии с требованиями современного рынка, главный принцип которого заключается в том, что производитель выходит на него не с готовой продукцией для неизвестного покупателя, а со своей способностью качественно выполнить заказ потребителя.

Рынок новшеств развивается как  рынок заказов, что принципиально  меняет саму систему отношений между  продавцами и покупателями, приводя  ее в систему инновационных коммуникаций, снижающих риски и позволяющих создавать специфические товары (новшества) с длительным циклом производства под гарантии заказчика (инвестора).

Рынок интеллектуальной собственности  и связанных с ним услуг  можно условно разделить по следующим  направлениям:

- создание объектов интеллектуальной собственности (разработка, патентование и регистрация объектов промышленной собственности, выявление «ноу-хау», авторские права);

- правовое сопровождение использования объектов интеллектуальной собственности на рынке (заключение договоров, защита прав патентообладателей, в том числе в Апелляционной палате, Высшей патентной палате, арбитражных судах и т.п.);

- оценка интеллектуальной собственности (при введении в хозяйственный оборот, при передаче всех прав или части прав на объекты интеллектуальной собственности, при определении авторских вознаграждений, расчете ущерба и др.);

- страхование интеллектуальной собственности (от риска потерь от юридического преследования, риска появления на рынке контрафактной (пиратской) продукции и др.).

Выделяя эти направления, следует  отметить, что приведенная сегментация  рынка интеллектуальной собственности  является условной. Тем не менее, в  случае недостаточной развитости хотя бы одного из укрупненных сегментов  рынок в целом теряет свою привлекательность  как для владельцев прав на объекты  интеллектуальной собственности, так  и для потенциальных инвесторов. 

Вовлечение продуктов инновационной  деятельности, к основным из которых  относятся объекты интеллектуальной собственности, в сферу товарного  обмена объективно требует определения  их стоимости и эффективности  для конкретного потребителя. Особенностью ОИС как товара является то, что  включить их в гражданский оборот можно только в форме передачи исключительных прав на использование  данных объектов.

 При этом ОИС в одних  случаях являются технологическим  сырьем для разработки новых  технических средств, материалов, новых видов продукции потребительского  назначения, в других — они  непосредственно без дополнительной  разработки могут быть использованы  в производстве материальных  благ. По этой причине стоимость  приобретения прав на ОИС зависит  от потребительских свойств самих  объектов правовой охраны, объема  передаваемых прав, сложности, ресурсоемкости  и других показателей по сравнению с конкурентными предложениями на рынке. Эффективность ОИС, как правило, определяется нормой прибыли, которую получит покупатель от приобретения прав на них.

 Методические подходы к оценке  ОИС базируются на международных  стандартах оценки.

В стандарте даны следующие определения:

- балансовая стоимость ОИС — первоначальная, отраженная в бухгалтерском учете стоимость ОИС, состоящая из суммы фактических затрат на его приобретение или создание и расходов на доведение до состояния, в котором он пригоден к использованию в намеченных целях;

- инвестиционная стоимость ОИС — стоимость для конкретного инвестора или группы инвесторов при определенных целях инвестирования;

- потребительная стоимость ОИС — стоимость, которую конкретный ОИС имеет для конкретного пользователя с точки зрения его способности удовлетворять какие-то насущные потребности;

- рыночная стоимость ОИС — расчетная величина, равная денежной сумме, за которую ОИС должен переходить из рук в руки, на дату оценки между покупателем и продавцом в результате коммерческой сделки.

Экономическое понятие стоимости  ОИС выражает ту выгоду, которую  имеет правообладатель данного  ОИС на момент ее оценки. В общем виде целями оценки стоимости являются:

- внесение стоимости ОИС в уставный капитал субъектов хозяйствования;

- постановка на бухгалтерский учет в качестве нематериальных активов;

- уступка права на ОИС;

- купля-продажа лицензий на использование ОИС;

- разгосударствление и приватизация государственной собственност

- ликвидация предприятия, имеющего ОИС;

- залог ОИС;

- страхование ОИС;

- раздел, наследование, дарение или безвозмездная передача ОИС;  

- определение доли имущественных прав на ОИС;

- определение стартовой цены для конкурсов, аукционов и торгов ОИС;

- исчисление налога, пошлин, сборов; 

- возмещение ущерба;

- оценка стоимости предприятия;

- экспертиза инвестиционных проектов и др.

Все действующие методы по оценке объектов интеллектуальной собственности  в международном стандарте и  большинством оценщиков рассматриваются  с позиции трех классических подходов — затратного, рыночного, доходного.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

         

 

 

 

 

 

6 Этапы процесса оценки стоимости ОИС

Необходимость оценки при  использовании объектов ИС чаще всего  возникает при передаче имущественных  прав на эти объекты, внесении прав на объекты ИС в качестве неденежного  вклада в уставные фонды юридических  лиц , при  залоге прав на объект ИС, при  разгосударствлении и приватизации государственной собственности и в иных случаях.

При оценке стоимости объектов ИС могут использоваться три основных подхода к оценке: затратный, сравнительный (рыночный) и доходный. В рамках каждого  из названных подходов возможно использование  нескольких методов оценки.

Суть затратного подхода заключается в том, что стоимость ОИС может оцениваться по затратам, необходимым для его воспроизводства или замены за вычетом обоснованной поправки на начисленный износ.

 Затратный подход реализуется  следующими методами:

- методом определения начальных затрат;

-методом стоимости замещения;

-метод восстановительной стоимости.

Метод определения начальных  затрат основан на калькуляции затрат на создание (приобретение), охрану и доведение до готовности использования объекта в запланированных целях на дату оценки, отраженных в бухгалтерском учете

При использовании метода определения начальных затрат проводят следующие работы: 

- выявляют все фактические затраты, связанные с созданием, приобретением и доведением до готовности использования ОИС в запланированных целях и отраженные в бухгалтерской отчетности субъекта хозяйствования[1,c.87];

- приводят разновременные стоимости оценки к расчетному году; 

- определяют величину морального износа (старения) ОИС;

- определяют стоимость ОИС как разницу между приведенной величиной затрат и износом.

 При использовании  метода стоимости замещения используют принцип замещения, основанный на том, что стоимость ОИС определяется той ценой, которую следует заплатить при покупке актива аналогичной полезности или с аналогичной потребительной стоимостью. При этом проводят следующие работы[1,c.115]: 

- исследуют рынок и выявляют круг активов аналогичной полезности или с аналогичной потребительной стоимостью и устанавливают их стоимость;

- приводят разновременные стоимостные оценки к расчетному году;  

- определяют стоимость ОИС.

При использовании метода восстановительной стоимости стоимость объекта интеллектуальной стоимости определяют как сумму затрат, необходимых для создания его новой точной копии.

Затратный подход основывается на изучении возможностей инвестора  в приобретении ОИС и исходит  из того, что покупатель, проявляя благоразумие, не заплатит за объект сумму, большую, чем та, в которую обойдется  получение аналогичного по назначению и качеству объекта в обозримый  период без существенных задержек. Этот подход может привести к объективным  результатам, если есть возможность  точно оценить величину затрат на создание аналогичного объекта и  его износа при непременном условии  относительного равновесия спроса и  предложения на рынке.

Затратный подход чаще всего  применяется для оценки нематериальных активов, не участвующих в формировании будущих доходов и не приносящих прибыли в настоящее время. На практике затратные методы оценки используются, если областью применения ОИС являются социальная сфера, космос, оборонные программы, другие программы безопасности и т. п 

 Сравнительный (рыночный) подход основан на возможности выбора активов — объектов интеллектуальной собственности из числа других, подобных и выполняющих эти же функции. При этом из нескольких активов примерно одинакового назначения и полезности покупатели должны иметь возможность выбора того, который их устраивает по комплексу качеств, включая функциональные свойства, приемлемую стоимость, длительность срока службы, степень защищенности актива, его уникальность и другие характеристики. Кроме того, правообладатель должен иметь возможность выбора наиболее предпочтительных для него покупателей с тем, чтобы среди них отдать предпочтение тому, кто больше заплатит, и тому, с кем возможно перспективное сотрудничество[3,c.78].

 Рыночный, или сравнительный,  подход реализуется следующими  методами:

- методом сравнительного анализа продаж; 

- методом рынка интеллектуальной собственности (методом освобождения от роялти/ренты).

Метод сравнительного анализа продаж основан на принципе эффективного функционирующего рынка, на котором активно продаются и покупаются аналогичного типа активы, принимая при этом независимые индивидуальные значения. Он предусматривает сопоставление оценки стоимости ОИС по намечаемой сделке с уже состоявшейся аналогичной сделкой.

Информация о работе Управление инновациями на основе защиты объектов интеллектуальной собственности