Управление инновационной деятельностью предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Августа 2011 в 02:03, курсовая работа

Описание

Цель работы: исследовать деятельность предприятия, проанализировать деятельность предприятия в области внедрения инноваций и разработать пути оптимизации деятельности конкретного предприятия в области внедрения инноваций.

Содержание

Введение 4

1. Понятие инновационной деятельности предприятия 5

1.1 Общее положение 5

1.2. Жизненный цикл инноваций 8

1.3. Управление инновационной деятельностью предприятия 10

1.4. Характеристика и виды риска в инновационной деятельности 17

2. Анализ инновационной деятельности предприятия 22

2.1. Нормативно - правовая база инновационной деятельности в Республике Беларусь 22

2.2. Характеристика ОАО « Гомельстройматериалы» 28

2.3.Анализ состояния инновационной деятельности ОАО «Гомельстройматериалы» 31

3. Основные направления совершенствования инновационной деятельности на предприятии 34

3.1. Рекомендации по внедрению инноваций на ОАО «Гомельстройматериалы» 34

Заключение 36

Список используемой литературы 38

Приложения 40

Работа состоит из  1 файл

иновация курсовая готова.doc

— 404.00 Кб (Скачать документ)

           Риск является элементом  результатов исполнения любого хозяйственного решения в силу того, что неопределенность неизбежное условие хозяйствования.

           Инновационная деятельность в большинстве случаев сопряжена с риском, так как полная гарантия благополучного результата практически отсутствует.

           В крупных организациях этот риск, однако, значительно меньше, поскольку перекрывается масштабами обычной хозяйственной деятельности. Об уровне риска инновационной деятельности свидетельствует тот факт, что в среднем из каждых десяти предприятий успеха добиваются лишь одно-два.

           В общем виде риска  инновационной деятельности предприятия можно определить как вероятность потерь, возникающих при вложении

     средств в производство новых товаров и /услуг, в разработку новой техники и технологий, которые, возможно, не найдут ожидаемого спроса на рынке, а также при вложении средств в разработку управленческих инноваций, которые не принесут ожидаемого эффекта.

           В целом риск, включает в себя следующие основные виды рисков:

риски ошибочного выбора инновационного проекта; риски не обеспечения

инновационного  проекта достаточным уровнем финансирования; маркетинговые риски текущего снабжения ресурсами.

           Одной из причин возникновения  риска ошибочного выбора инновационного проекта является необоснованное определение приоритетов экономической и рыночной стратегии предприятия, а также соответствующих приоритетов различных видов инноваций, способных внести вклад в достижение целей предприятия. Это может произойти в силу ошибочной оценки роли краткосрочных и долгосрочных интересов собственников предприятия.

           Специалисты также  могут ошибиться в оценке современного финансового состояния предприятия и его перспектив на рынке. Положение предприятия может оказаться таким, что поставленные в инновационном проекте цели необходимо будет пересматривать. Поэтому целью реализации инновационного процесса должно стать освоение ресурсосберегающих технологий.  

           Следующей причиной возникновения риска неправильного  выбора цели инновационного проекта может явиться ошибочная оценка рынка потребления. Данная причина характерна для так называемых “авторских” инновационных проектов, разрабатываемых учеными.

           Риски не обеспечения  инновационного проекта достаточным  уровнем

финансирования включают в себя нижеследующие.

     1. Риск неполучения средств, необходимых  дли разработки инновационного проекта.

     2. При выборе источника финансирования  инновационного проекта у предприятий существует три возможных варианта (финансирования): самофинансирование проекта; опора делается на внешние источники финансирования; представляет собой комбинацию вышеназванных. Соответственно возникает риск неполучения финансовых средств в результате неправильно выбранного метода финансирования.

           На рынке инноваций, как правило, действуют десятки и сотни фирм, что является причиной возникновения рисков из-за усиления конкуренции инновационных предприятии (фирм), научно-исследовательских организации.

           Причинами возникновения данного вида риска могут быть следующие: утечка конфиденциальной информации либо но вине сотрудников предприятия, либо в результате промышленного шпионажа, предпринятого конкурентами; несовершенство маркетинговой политики, то есть неправильный выбор рынков сбыта и неполная информация о конкурентах или отсутствие достоверной информации о конкурентах; замедленное внедрение нововведений по сравнению с конкурентами из-за

     отсутствия  необходимых средств для проведения научно-исследовательских работ, внедрения новых технологий, освоения производства новых высококачественных и конкурентных товаров; недобросовестность конкурентов, заключающаяся в использовании в процессе конкурентной борьбы методов недобросовестной конкуренции; появление на рынке производителей из других отраслей, предлагающих однотипные, взаимозаменяемые товары, способные удовлетворить спрос потребителей; выявление непредвиденных функционально однородных заменителей производимых товаров в отрасли, в которой действует данная фирма; появление местных новых фирм-конкурентов; экспансия на местный рынок производимого продукта или его аналогов со стороны зарубежных экспортеров.

           Риски, связанные  с обеспечением прав собственности  на инновационный проект, возникают по различным причинам. Так, риск не обеспечения условий патентования технических, дизайновых и маркетинговых решений возникает в результате недостаточно “плотнели” патентной защиты изобретения, технологии. Упущения при проведении патентной политики предприятия могут свести па нет все рыночные преимущество нововведений при сбыте новых и усовершенствованных продуктов и услуг, а также в результате неполучения или долгого оформления

патента, несвоевременного получения лицензии. Этот же риск возникает в случае отказа Патентного ведомства в выдаче патента или при получении его с опозданием. 

     Следующая группа рисков, возникающих в процессе инновационной деятельности -  это маркетинговые риски, связанные со снабжением и сбытом.

           Маркетинговые риски  сбыта разработанного инновационного проекта включают следующие:

     • риск недостаточной сегментации рынка, который чаше всего возникает при разработке и внедрении новых товаров и услуг высокого качества и высокой стоимости, в результате чего предполагаемые потребители не смогут их купить, а это в свою очередь влияет на объемы реализации новых изделий;

     • риск ошибочного выбора целевого сегмента рынка, возникающий в следующих ситуациях:

     а) когда спрос на новшество на выбранном  сегменте рынка оказывается

нестабильным;

     б) когда на данном сегменте рынка потребность  в новшестве недостаточно сформировалась;

     в) если выбран сегмент рынка, в котором потребность в новшестве оценена неверно;

     г) если для продаж выбран сегмент рынка, в котором потребность в новшестве ограничена, и т. п.;

     • риск ошибочного выбора стратегии продаж новшества из-за выбора неудачной организации сети сбыта и системы продвижения новшества к потребителю. Кроме рассмотренных выше видов рисков на деятельность инновационных предприятий влияют риски, характерные для всех предпринимательских организаций: политические, кредитные, инвестиционные и др.

           Избежать полностью  риска в инновационном предпринимательстве не возможно, поскольку инновации и риск — дне взаимосвязанные категории. Нововведенческая деятельность обладает высокой степенью неопределенности. Очень трудно предвидеть, какое нововведение будет иметь успех на рынке, а какое не будет пользоваться спросом. Поэтому инновационным предприятиям в первую очередь следует тщательно анализировать инновационные проекты для того, чтобы избежать возможных ошибок на самой ранней стадии — стадии отбора проектов.

           Одним из способов снижения инновационного риска является диверсификация инновационной предпринимательской деятельности, состоящая в распределении усилий разработчиков (исследователей) и капиталовложений для осуществления разнообразных инновационных проектов, непосредственно не связанных друг с другом.

           Передача (трансфер) риска путем заключения контрактов — следующий метод минимизации риска инновационной деятельности. Если проведение каких-либо работ по инновационному проекту слишком рискованно и величина возможного риска неприемлема для инновационного предприятия, оно может передать эти риски другой организации. Выделяют три причины, в результате действия которых передача риска выгодна как для стороны передающей (трансфера), так и для принимающей (трансфери):

     — потери, которые велики для стороны, передающей риск, могут быть

     незначительны для стороны, риск на себя принимающей;

     — трансфери может находиться в  лучшей позиции для сокращения потерь или контроля за хозяйственным риском.

           Договор факторинга (финансирование под уступку денежного требования) также относят к способу минимизации рисков снабжения. Осуществляется он за счет передачи риска путем: приобретения опционов на закупку товаров и услуг, необходимых для осуществления инновационного проекта, цена на которые в будущем увеличится: заключения фьючерсных контрактов на закупку растущих в цене товаров.

           Заключая фьючерсный контракт на покупку товара или услуг, инновационная предприятие, с одной стороны, приобретает определенную

гарантию  получения товара или услуги в  нужный срок по оговоренной цене,

снижая  тем самым риск снабжения и  инфляционный риск. С другой стороны,

инновационная фирма не лишается возможности отказаться от контракта в том случае, если найдет альтернативные каналы снабжения и сможет заключить другой, более выгодный контракт. Фьючерсный контракт на покупку товара или услуги может быть заключен в качестве резервного как дополнение к основному контракту, в надежности которого у фирмы есть сомнения.

           Важнейшим методом  снижения рисков инновационной деятельности является их страхование.

           Страхование — система  экономических отношений, включающая образование специального фонда средств (страхового фонда) и его использование (распределения и перераспределения) для преодоления и возмещения разного рода потерь, ущерба, вызванных неблагоприятными событиями (страховыми случаями) путем выплаты страхового возмещения и страховых сумм. В страховании обязательно наличие двух сторон: специальной организации, ведающей созданием и использованием соответствующего фонда, — страховщика и юридических и физических лиц, вносящих в фонд установленные платежи, — страхователей, взаимные обязательства которых регламентируются договором страхования в соответствии с условиями страхования.

           В некоторых случаях  наиболее эффективной возможностью избежать негативных последствий или снижения уровня риска инновационной деятельности являются прямые управленческие воздействия на возможные управляемые факторы риска. Такие, как: анализ и оценка инновационного проекта; проверка предполагаемых партнеров по инновационному проекту; планирование и прогнозирование инновационной деятельности и др.

           Большое значение для  снижения инновационного риска играет организация защиты коммерческой тайны на предприятии, Кроме этого, при заключении контракта между руководителем и сотрудником необходимо вносить обязательства последнего по неразглашению коммерческой тайны. В противном случаи должны быть предусмотрены штрафные санкции. Важнейшим направлением защиты коммерческой тайны предприятия является стабильность кадрового состава. Если состав квалифицированных специалистов меняется из-за высокой текучести, бесценные разработки фирмы могут становиться бесплатным достоянием конкурентов.

           
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2. АНАЛИЗ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  ПРЕДПРИЯТИЯ

     2.1. НОРМАТИВНО-ПРОВАВАЯ БАЗА ИННОВАЦИОННОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

     Мировой опыт показывает, что государства, отдающие предпочтение инновационному пути развития национальных экономик, разрабатывают и эффективно применяют государственную инновационную политику.

     Государственная инновационная политика является составной  частью государственной политики научно-технического и социально-экономического развития, которая выражает отношение государства к инновационной деятельности, определяет цели, направления, формы деятельности органов государственной власти в цепи событий цикла «наука - техника - производство» [3, с. 10].

     Научно-техническая  политика Республики Беларусь является частью социально-экономической политики государства, выражающей отношение государства к научно-технической деятельности, определяющей цели, направления и формы деятельности органов государственной власти в области науки, техники и реализации достижений науки и техники.

Информация о работе Управление инновационной деятельностью предприятия