Управление финансами в малом бизнесе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2013 в 11:58, курсовая работа

Описание

Малые предприятия являются неотъемлемой частью эффективной экономики. Во всех развитых индустриальных странах сфера малого бизнеса играет важную роль в экономической системе государства. Заполняя вакуум между громоздкими гигантами, малые предприятия в некотором смысле цементируют экономику, используют пустующие рыночные ниши и стимулируют деятельность крупных корпораций. На предприятия малого бизнеса возложены вполне определенные функции, которые не выполняются или выполняются в недостаточной степени другими хозяйствующими субъектами. Небольшие фирмы играют роль фундамента рыночной экономики, связывают воедино все ее звенья.

Содержание

I. Малый бизнес в системе рыночной экономики
1. Специфика малых предприятий и их роль в экономике
2. Связь малого и крупного бизнеса
II. Источники финансовых ресурсов
1. Основные источники финансирования
2. Кредиты
III. Управление финансовой деятельностью
1. Финансовая устойчивость предприятия
2. Планирование финансов малого бизнеса
3. Безубыточность бизнеса
4. Оборотный капитал и управление денежными средствами
5. Анализ финансов малого бизнеса
IV. Планирование и управление активами на примере конкретного предприятия
Список используемой литературы

Работа состоит из  1 файл

FinKurs.doc

— 159.00 Кб (Скачать документ)

В процессе анализа деятельности предприятия, рассмотрения его финансового состояния  необходимо выделять переменные и постоянные затраты.

Переменные затраты - это затраты, зависящие от объема реализации продукции, постоянные - не зависящие от объема. Покупая автомобиль, вы делаете постоянные затраты, поскольку его цена не зависит  от того, будете ли вы им пользоваться каждый день или нет. А вот сумма, расходуемая на бензин, колеблется каждый день в зависимости от того, насколько интенсивно вы используете машину. Следовательно, это - переменные  затраты.

Применительно к предприятию, постоянными  затратами будут: стоимость помещения и оборудования, налоги, арендная плата, сумма полученных кредитов и выплаты процентов по ним в расчете на год. Вне зависимости от того, будет ли работать ваше предприятие, деньги вам придется платить. Сюда же могут быть отнесены затраты на рекламу, исследовательские работы, затраты на оплату труда работников, получающих твердые оклады. Вообще же можно взять за правило: если вы сомневаетесь, куда отнести те или иные затраты, считайте их постоянными.

В состав переменных затрат включаются: затраты на материалы, сырье, комплектующие изделия, затраты на электро- и тепло- энергию, используемые в производственных процессах; затраты на оплату труда персонала, получающего зарплату в зависимости от объема произведенной продукции.

Нетрудно увидеть, что все названные затраты напрямую зависят от объема производства: чем больше выпускается продукции, тем больше соответствующие затраты и наоборот.

Обычно для анализа берут  общую сумму постоянных затрат, а  переменные затраты - в расчете на изготовление единицы товара (оказание одной услуги).

Безубыточность  бизнеса

Одним из эффективных  методов анализа расходов является определение уровня безубыточности. Безубыточность бизнеса - это уровень  производства или сбыта, при котором  финансовые поступления от продажи товара (услуги) равняются издержкам, т.е. это тот минимальный уровень сбыта, при котором нет убытка.

Анализ безубыточности бизнеса  имеет очень важное значение, ибо  позволяет убедиться, будет ли ваше дело прибыльным или принесет убытки. Ясно, что получение прибыли в результате предпринимательской деятельности является обязательным условием функционирования предприятия в рыночной экономике.

Жизнеспособность предприятия, целесообразность деловой активности во многом зависят  от того, в какой мере обеспечена финансовая отдача от вложенных средств, насколько достигнутый уровень доходности создает экономические стимулы дальнейшего роста производства.

В этой связи важно прежде всего  выяснить, каким по величине должен быть минимально допустимый объем реализации товара, чтобы не возникла ситуация получения убытков от вашей деятельности.

Анализ безубыточности начинается с определения выручки - разницы  между розничной ценой и переменными  затратами на единицу продукции. Допустим, некоторый вид продукции  реализуется по цене 1000 руб. за единицу, переменные затраты на изготовление единицы продукции составили 600 руб., постоянные затраты равны 400 тыс. руб. В этом случае выручка составит:

1000-600=400 руб.,

 

т.е. Выручка = Доход от продажи - Переменные затраты.

 

Теперь подсчитаем количество изделий, которые необходимо продать, чтобы общая выручка равнялась  постоянным затратам, иными словами, определим точку безубыточности. Это можно сделать путем деления  суммы постоянных затрат на выручку. В нашем примере это:

 

 

 

 

Проведенный анализ свидетельствует, что выпуск и продажа лишь 1001 и  следующих за ним изделий будут  давать при указанных затратах прибыль. Если же количество изделий по каким-либо причинам будет меньше 1000 единиц, то затраты на производство окажутся не возмещенными и никакой речи о прибыли быть не может, так как образуется убыток. Это своеобразная точка равновесия между убытком и прибылью.

В конкурентной борьбе за повышение доли участия в рынке, за прибыльное ведение производства предприниматель сознательно идет на ряд коренных изменений в производстве и реализации продукции или услуг. С этой целью может применяться более совершенная технология производства, другие виды сырья и материалов, не ухудшающие качество продукции, могут вноситься изменения в конструкцию изделия без снижения его потребительских достоинств, а  также другие меры. Реализовать продукцию на рынке можно напрямую, минуя оптовых покупателей - посредников. Может быть до известных пределов снижена цена продукции.

Следует, однако, отметить, что забота о снижении издержек производства  и цен на свою продукцию, с тем чтобы дать потребителю подешевле товар прежнего качества, не является главной для предпринимателя. Основное, как показывает опыт предпринимателей западных стран, - это способность фирмы дать потребителю товар более высокого качества, чем прежде, или обладающий какими-то новыми свойствами, и притом за ту же цену и при тех же издержках производства. Такой путь позволит быстрее завоевать новых потребителей и победить своих конкурентов.

Таким образом, в зависимости  от конъюнктуры рынка и конкретных условий производства предприниматель  избирает наиболее приемлемый в каждом случае вариант производства и реализации продукции.

Оборотный капитал  и управление денежными средствами

Для эффективного управления финансовыми потоками большое значение имеет определение оптимального размера оборотного капитала. Недостаток наличных средств может привести предприятие к банкротству, и чем быстрее темпы развития фирмы, тем больше риск остаться без наличных денег.

С другой стороны, чрезмерное накопление оборотного капитала не является показателем благополучия, так как  приводит к "омертвлению" капитала и снижает эффективность его  использования, поскольку фиксированные  активы приносят большую прибыль, чем  текущие.

Оборотный капитал равен  разнице между текущими активами и кратковременными обязательствами. Состав тех и других представлен  в табл. 1 Эффективное управление финансами предполагает стремление к тому, чтобы сроки оплаты предприятием своих долгов превышали сроки погашения задолженности ее дебиторами с учетом сумм задолженностей.

 

Текущие активы

Краткосрочные обязательства

Наличные деньги и  банковские депозиты

Счета, подлежащие уплате кредиторам, и др.

Счета дебиторов (за вычетом  резервов по безнадежным долгам)

Векселя к оплате

Другие краткосрочные  векселя и акцептованные счета  дебиторов (за вычетом резервов)

Платежи, по которым наступили  сроки оплаты

Товарные запасы (включая  сырье, незавершенное производство, готовую продукцию и другие средства, необходимые для производства)

Облигации и другие долгосрочные обязательства, срок оплаты которых  наступит в текущем году

 

Дивиденды, подлежащие выплате  наличными, акционерам


 

Превышение сумм неоплаченных закупок над неоплаченными продажами  позволит сократить размер требуемого оборотного капитала и в результате получить дополнительные доходы. Некоторые рекомендации по ускорению и отсрочке платежей приведены в табл. 2.

 

Ускорение платежей

Отсрочка платежей

Перевод средств между  банками по телеграфу

Увеличение сроков межбанковских расчетов путем оплаты через отдаленные отделения банков

Предоставление скидок для досрочных платежей

Пересылка чеков через  почту

Досрочное выставление  счетов покупателям

Использование аккредитивов с правом отзыва

Личные контакты и переписка с дебиторами

Отказ от излишнего депонирования  средств

Расчеты в порядке  предоплаты или аккредитивами и  др.

Максимальное использование  сроков акцепта и др.


 

 

Важнейшим вопросом планирования финансов является прогноз движения наличности. Назначение такого прогноза состоит в том, чтобы держать владельца (менеджера) предприятия в курсе всех поступлений денежных средств и производственных платежей. Деньги есть жизненные соки, питающие организм предприятия. Они нужны для оплаты счетов и закупки материалов, оборудования, а без них бизнес обречен. Расчет нужен для того, чтобы предвидеть возможный недостаток денежных средств и своевременно принимать соответствующие меры. В процессе хозяйственной деятельности фирмы непрерывно происходят изменения - увеличение либо уменьшение денежных средств.

Уменьшение наличности происходит по мере приобретения материалов и необходимых услуг для производства готовой продукции, при погашении  задолженности поставщикам. Затем  после реализации запасов готовой продукции возникает входящий денежный поток, появляются и счета дебиторов (т.е. возникает задолженность покупателей вашей фирмы). После оплаты счетов покупателями дебиторская задолженность сокращается, а поток денежных поступлений увеличивается. Но должники часто медлят с оплатой поставок отгруженной или готовой продукции, поэтому приток денежных средств может возникнуть лишь спустя какое-то время.

Вот почему руководитель малого предприятия должен постоянно  следить за движением оборотных  средств, обращать внимание на любые изменения и предвидеть их последствия для финансового положения фирмы. В этих целях составляется карта прогноза движения наличных денег.

Управление движением  наличности предполагает:

- регулярное проведение  анализа движения наличности;

- прогноз ее движения;

- контроль и регулирование  денежных операций;

- предусмотрение "худших  вариантов расклада".

Анализ финансов малого бизнеса

Для успешного ведения  дел и грамотного управления финансовыми  потоками очень важное значение имеет  анализ финансового состояния фирмы. Анализ позволяет увидеть реальное положение дел, сопоставить фактические данные с плановыми, разобраться в отклонениях от намеченного плана и их причинах, принять необходимые меры для совершенствования работы фирмы.

Оценка финансового состояния предприятия включает анализ:

  1. доходности и рентабельности
  2. финансовой устойчивости
  3. скорости оборота капитала
  4. окупаемости вложенных средств

Доходность фирмы характеризуется  абсолютными и относительными показателями. Абсолютный показатель – это сумма прибыли или доходов. Относительный показатель – это уровень рентабельности.

Различают прибыль валовую, чистую и остаточную. Под валовой  прибылью понимается разница между  выручкой от реализации и переменными  затратами. Чистая прибыль – это  прибыль от всех видов деятельности за вычетом убытков и уплаченного налога. Остаточная прибыль представляет собой чистую прибыль за вычетом общей суммы активов, скорректированной на стоимость капитала.

Одной из важных задач  финансового менеджера является распределение прибыли на развитие производства и выплату дивидендов собственникам.

Рентабельность предприятия  – это отношение валовой прибыли  к средней стоимости основных и оборотных средств. Рентабельность, рассчитанная в динамике, дает возможность  оценить, как меняется доходность работы предприятия, выяснить, какие факторы повлияли на эти изменения.

В целом анализ прибыли  и рентабельности позволяет судить о степени эффективности работы предприятия и использования  его ресурсов.

Важным показателем, позволяющим  определить финансовую устойчивость предприятия, является коэффициент покрытия (ликвидности) и коэффициент устойчивости (надежности). Коэффициент покрытия рассчитывается путем деления текущих активов на краткосрочные обязательства и свидетельствует о способности предприятия быстро погасить свои краткосрочные долги.

При предоставлении предприятию  краткосрочных ссуд коэффициент  покрытия считается одним из самых  важных критериев его текущей  платежеспособности и гарантией  краткосрочного кредитования. В то же время надо помнить, что высокий коэффициент покрытия, вызванный большой дебиторской задолженностью и чрезмерными запасами, - это негативное явление.

Очевидно, что коэффициент  покрытия возрастет, если сумма текущих  активов увеличится, а срочные  обязательства останутся неизменными. Если это вызвано увеличением наличности, то это положительный факт.

Степень обеспеченности фирмы собственными средствами и  ее зависимость от внешних источников финансирования характеризует коэффициент  устойчивости (надежности). Естественно, чем больше фирма обеспечена собственными средствами, внутренними источниками финансирования и чем меньше она прибегает к использованию внешних источников, тем выше уровень финансовой независимости и устойчивости фирмы.

Коэффициент устойчивости определяется в виде отношения суммы заемных средств по долгосрочным и краткосрочным кредитам к собственным средствам фирмы. Желательно, чтобы этот показатель был значительно меньше единицы. В этом случае снижается степень риска. Свои деньги надежнее чужих.

Информация о работе Управление финансами в малом бизнесе