Становление инноватики и ее современных концепций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2013 в 23:11, реферат

Описание

Цель данной работы: изучение становления инноватики и ее современных концепций.
Задачей является изучение содержания, закономерностей развития и организации инновационной деятельности.

Содержание

Введение……………………………………………………………………2
1 Развитие теории инноватики………………………………………………….3
1.1 Научно-технологическое развитие и экономический рост………………..3
1.2 Теория длинных волн Кондратьева Н.Д.…………………………………..4
1.3 Теория экономического развития Шумпетера Й…………………………..4
2.Технологические уклады………………………………………………………5
2.1Технологические уклады отечественной экономики………………………6
2.2 Основные тенденции в управлении инновационной деятельностью ……8
3.Концепция кластеров………………………………………………………….9
3.1Концепция технологической пропасти………………………………………9
3.2 Компоненты системы управления инновациями………………………….12
Заключение………………………………………………………………..14
Список использованных источников…………………………………………..18

Работа состоит из  1 файл

РЕФЕРАТ ИННОВАЦИИ.docx

— 43.19 Кб (Скачать документ)

Хайтеграция характеризуется преимущественно интенсивным обменом «высоких технологий», а не их продажей на мировом рынке. Это обусловлено тем, что «высокие технологии» выступают в качестве катализатора экономического развития. В результате такого обмена образуется группа стран лидеров, которые в своем развитии значительно опережают страны, не участвующие в нем.

С повышением технологического уровня в экономике ряда развитых стран  наблюдается процесс сервизации или «деиндустриализации», который отражает падение доли экономически активного населения в производственной сфере вследствие повышения технологического уровня и роста производительности труда и перелив освобождающихся в непроизводственную сферу, что значительно влияет на качество жизни всего населения.

Софтизация характеризуется ускоренным развитием нематериальных факторов производства (компьютерных сетей, средств телекоммуникаций и т.д.). Это приводит к увеличению значимости развития «мягкой инфраструктуры», в отличие от производственной инфраструктуры, росту общественного богатства в его необъективированной форме, т.е. не в созданных работниками благах, но в изменении их самих.

В настоящее время лидерами могут  стать только те компании, которые  активно могут вовлекать в хозяйственную деятельность интеллектуальный ресурс. Стоимость таких компаний резко возрастает. Следовательно, традиционные подходы, ориентированные на наращивание материальных благ и накопление предприятием только материальных активов, не могут соответствовать происходящим изменениям.

 

                              3 Концепция кластеров

В условиях ограниченности ресурсов высокого качества, необходимых для  научно-технологического и инновационного развития можно исходить из концепции кластеров конкурентоспособных отраслей, которая объясняет формирование преимуществ национальной экономики следующим образом .

Одна конкурентоспособная отрасль (по М.Портеру) помогает созданию другой в процессе взаимоукрепляющихся  отношений, поскольку такая отрасль  является самым требовательным покупателем  товаров и услуг, от которых она  зависит. Кластер становится средством  для преодоления замкнутости  на внутренних проблемах, инертности, негибкости. И в целом способствует созданию новых фирм и привлечению  крупных инвестиций, имеет тенденцию  разрастаться, что определяет уровень  конкурентоспособности национальной экономики.

Этот вывод особенно важен для  стран переходного периода.

 

3.1Концепция технологической пропасти

Проблема недооценки инноваций  в развитии экономики заключается  не только в потере возможного коммерческого  успеха, но, что еще более важно, низкий технологический уровень  национальной экономики или отсутствие системы эффективного использования  интеллектуального ресурса и  современного механизма продвижения  наукоемкой продукции на мировой  рынок приводят к неэквивалентному обмену, неспособности привлечь в национальную экономику иностранные инвестиции, получить соответствующий доход от экспорта продукции. Неэквивалентный внешнеэкономический обмен в большинстве случаев толкает национальную экономику и ее ведущие отрасли в «ловушку нарастающего технологического отставания» (так называемая, концепция «технологической пропасти»), что подрывает и национальную безопасность страны.

В соответствии с концепцией «технологической пропасти» на основе хайтеграции , то есть процесса обмена высоких технологий (high tech) на высокие технологии, а не их продажи даже за твердую валюту, образуется группа стран–лидеров, которые развиваются более быстрыми темпами и занимают устойчивое положение на рынке. Другие же страны, не вошедшие в эту группу, отстают все больше и больше от стран–лидеров.

При этом, американские специалисты, эксперты конгресса США Дж.Кердрик  и М.Бейли подчеркивают, что доля научных расходов в валовом национальном продукте должна быть не менее 3%. Пороговое  значение же значение расходов на научные  исследования и разработки по отношению  к ВВП, как одного из показателей  экономической безопасности страны, принято считать равным 2% .

Характерные особенности технологического кризиса в Беларуси :

  1. деформация отраслевой структуры научно-технического потенциала привела к тому, что элитные интеллектуальные кадры и лучшая исследовательская техника НИИ и КБ, входившие в состав военно-промышленного комплекса (по оценкам специалистов, до 70-75% объема НИОКР в Беларуси накануне распада СССР), в наибольшей степени были поражены кризисом;
  2. в отличие от многих развитых стран с мощной технологической базой, работающей на потребительский рынок, современные машины и оборудование для легкой и пищевой промышленности импортировались или ввозились из других регионов СССР, отсюда отставание в создании предпосылок для социальной переориентации экономики;
  3. переход к рынку наиболее болезненно отразился на сфере науки, где произошло многократное падение объемов НИОКР, наблюдается тенденция усиления доли прикладных исследований, измельчания тематики научных исследований;
  4. разрыв десятилетиями складывающихся технологических связей со сферами науки и производства других республик бывшего СССР и стран бывшего СЭВ привел к разрыву технологических цепочек, невозможности изготовить многокомпонентную технику или реализовать комплектующие изделия.

Таким образом, страны, активно участвующие в международном обмене, прежде всего, технологическом, эффективно использующие интеллектуальный ресурс, обладают значительно более высоким потенциалом развития и способны приобрести ресурсы любого вида и качества, что и в дальнейшем будет усиливать неравномерность экономического развития.

В современных условиях использование  интеллектуального ресурса, адаптация  хозяйственных субъектов к инновационным  процессам определяют не только уровень  конкурентоспособности национальной экономики, ее отраслей, но и способность  к дальнейшему росту, обеспечение  национальной безопасности, вхождением в группу стран-лидеров мирового экономического развития.

Реальный статус страны в современном  мире предопределяется тем, каков характер ее экономики: индустриально–сырьевой или индустриально–технологический. В группу развитых входят исключительно  страны, способные производить не только высокотехнологичную продукцию, но и сами высокие технологии или  технотронные средства производства для  обрабатывающей промышленности. Уделом слаборазвитых стран остается механизированная добыча сырья и природных ресурсов, поставляемых для удовлетворения нужд вертикально интегрированных корпораций ведущих стран. В мировой экономике  ресурсы текут к технологиям, а не технологии к ресурсам, поэтому  сырьевая экономика не может быть конкурентоспособной.

Лидирующее место в экономике  XXI века будет принадлежать экономическим системам качественно нового технологического уровня, в которых роль главного ресурса будет играть интеллектуальный ресурс.

При этом, для относительно отсталых стран, обладающих достаточным интеллектуальным потенциалом, открываются возможности  совершенствования технологических  рывков и выхода в мировые технологические  или экономические лидеры. Этот путь развития получил название «обгонять, не догоняя», «идти другой лыжней».

3.2Компоненты системы управления инновациями

Наука, технология, экономика и образование являются компонентами целостной системы управления инновационной деятельностью.

Игнорирование развития науки негативно  отразится на конкурентоспособности  продукции, так как уменьшится ее наукоемкость (отношение объема финансирования научно-исследо- 
вательских работ к валовому внутреннему продукту – ВВП).

Наука, прямо или косвенно, через  технологию, экономику или быт  воздействует на человеческие потребности. Изменение целей, идеалов и интересов способствует развитию новых ценностей, адекватных доминирующему технологическому укладу в общественном производстве.

Интеллектуальный вклад поколений  ученых и инженерно-технического персонала  постепенно увеличивал наукоемкость производимой продукции и повышал ее конкурентоспособность.

В свою очередь, недостаточное внимание к сфере образования приведет к обострению кадровых проблем не только в учреждениях науки и  организациях, создающих новую продукцию, но и в отраслях экономики.

В связи с тем, что научное  знание стало теоретической основой  материального производства, во всех развитых странах уделяется внимание фундаментальным теоретическим исследованиям (ФТИ) и поисковым НИР. Именно они образуют потенциал знаний для инновационной деятельности.

Однако фундаментальная наука  – лишь небольшое звено в научной  сфере. Проблема низкого спроса на науку  относится к ее переходным формам, доводящим ее достижения до массового  потребления. Это и есть прикладная сфера научно-технического прогресса, где результаты науки и научных  исследований реализуются непосредственной практикой их применения в различных  отраслях производства и секторах народного  хозяйства.

Низкая заработная плата не только ученых, но и всего населения, –  главный тормоз научно-технического прогресса, коренная причина низкого  спроса на результаты научных исследований, так как существует следующая  объективная логическая связь: если новая машина или технология дешевле, чем сэкономленная в результате их производства или применения заработная плата, то появляется спрос на научно-технические  достижения. Если же заработная плата  низкая, а машина или технология дороже, чем, сэкономленная за счет сокращения численности работающих, заработная плата, то научно-технического прогресса не будет, а будет продолжаться ориентация на использование ручного и дешевого труда, что у нас и происходит в реальности.

Потенциал научных знаний представляет собой весьма важный интеллектуальный продукт, который в силу своих особенностей не имеет рыночной стоимости. Без него в настоящее время практически невозможно создавать конкурентоспособную продукцию, имеющую высокую степень наукоемкости и новизны. Поэтому выполнение прикладных НИР и опытно-конструкторских работ (ОКР), а также проектно-технологических работ (ПТР) базируется на полноценном использовании научных знаний, что обеспечивает новой продукции высокую конкурентоспособность. Кроме того, прикладные НИР позволяют путем приобретения лицензий на нововведения-продукты, как это много лет практиковалось Японией, производить новую продукцию значительно лучше, чем это получалось у страны-патентодержателя, вытесняя последнего на рынке тех же товаров.

Технологическое лидерство в производстве наукоемкой продукции означает улучшение  состояния экономики страны, как  одного из важных компонентов целостной  системы инновационной деятельности.

Дополнительным фактором экономического развития является максимальное использование  интеллекта персонала, что невозможно без достаточно развитого образования. Компоненту «образование» в целостной  системе инновационной деятельности во всех индустриально развитых странах  всегда придавалось исключительно  важное значение. В нашей стране имеется более 30% населения с высшим и средним специальным образованием. Это достаточно высокий потенциал  для развития инновационной деятельности, обслуживания высокотехнологичных  процессов на производстве. Развитие образования обусловливается состоянием науки, технологии и экономики.

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

В условиях современных темпов развития науки и техники инновационные  приоритеты экономики страны должны объективно определяться не только по узловым направлениям преодоления  технологического отставания в развитии отдельных отраслей, сфер деятельности, в производстве важнейших видов  продукции, обеспечении ее качественных параметров и конкурентоспособности, но и по критериям прироста социально-экономической эффективности каждого нового воспроизводственного цикла, каждого кругооборота капитала, как определяющей предпосылки достижения долгосрочных целей сбалансированного устойчивого экономического роста нового качества на всех уровнях народного хозяйства страны.

Для реализации этого подхода к  инновационным процессам, как показывает опыт развитых стран, необходимо:

-глубоко, всесторонне познать структуру и качественные характеристики технологических укладов реального сектора экономики, его основных фондов и интеллектуальную составляющую производственного потенциала, как базы его инновационной модернизации и реконструкции;

-умело интегрировать деятельность структур, участвующих в формировании материальных ресурсов, денежных накоплений, имея в виду эффективное воспроизводство технологического капитала с использованием интегрального эффекта от системного регулирования и управления инновационно–инвестиционным процессом;

-обеспечить системное государственное воздействие (государственное регулирование) на структурно–инновационный цикл воспроизводства экономики страны, преодолевая структурные диспропорции вследствие сложившейся отсталой структуры технологических укладов.

Системный подход в современных  условиях связан с формированием  институционально–правового и социально-финансового регулирования интеллектуальной деятельности физических и юридических лиц в сфере науки и научного обслуживания. На основе этого возможны:

-создание устойчивой инновационной среды для самостоятельной новаторской деятельности всех субъектов экономических отношений;

-разработка действенных регуляторов ценообразования с учетом доли инвестируемой на инновационное обновление производства прибыли;

-оптимизация управления инновационной деятельности на базе органического сочетания государственного регулирования фундаментальных и приоритетных прикладных исследований;

-конкретная поддержка организаций инновационного характера;

-комплексное создание инфраструктуры инновационного процесса на всех его этапах.

В РБ проблемы управления инновационной  деятельностью предприятий на макроуровне  связаны с осуществлением структурной  перестройки экономики и созданием  макроэкономических условий для  активизации инновационной деятельности на предприятиях. Это проблемы: привлечения иностранных инвестиций; государственного регулирования инвестиционной деятельности предприятий; приватизации, как инструмента мотивации инновационной деятельности; компетентного управления предприятиями госсектора.

Важным выводом сказанного выше является обоснование невозможности  создания эффективной системы управления инновациями и их продвижением на рынок без формирования условий, необходимых для развития инновационной  деятельности. По мнению , к ним следует отнести:

-сознательное разрушение технологических цепей третьего технологического уклада и реконструкции составляющих их производственных процессов в целях приспособления к потребностям новых технологических укладов, а также избирательное развитие производств четвертого технологического уклада с целью наиболее эффективного насыщения спроса в их продукции;

Информация о работе Становление инноватики и ее современных концепций