Шпаргалка по "Инновациям"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 14:48, шпаргалка

Описание

1.Инновационная деятельность: понятие и предпослыки осуществления
4. Классификация и кодирование инновации
5 Новизна как основной критерий инновации
6.Исследования и разработки в инновационной деятельности
7. формы, фазы и субекты инновационного процесса

Работа состоит из  1 файл

Инновации ответы.docx

— 72.76 Кб (Скачать документ)

§ Американская ассоциация содействия развитию науки.

Большинство структур финансируется из федерального бюджета. Государство стимулирует создание венчурных фирм и исследовательских центров. По предоставлению Национального научного фонда США наиболее эффективные венчурные фирмы могут в первые 5 лет полностью или частично финансироваться из федерального бюджета. Наиболее наукоемкие и эффективные исследования государство финансирует полностью из-за их сложности, высоких издержек, риска, сильной международной конкуренции.

По данным Национального  научного фонда США, на современном  этапе НТП возросла в НИР доля малого бизнеса. Мелкие и средние  фирмы (с численностью до 500 человек) за последние два десятилетия  выдали примерно в 2,5 раза больше нововведений на одного занятого или доллар затрат, чем крупные корпорации (с численностью занятых более  
10 тысяч человек).

Как и в других странах  технологического ядра, в США действуют венчурные фирмы (фирмы «рискованного» капитала) и фирмы «спин-офф» (фирмы – «отпрыски», отделяющиеся от вузов, независимых институтов, государственных исследовательских центров и специальных лабораторий крупных промышленных корпораций), инвестиционные фонды. Государство активно ведет субсидирование фирм «спин-офф» через крупные некоммерческие научные центры и университеты, вокруг которых сосредоточены и от которых постоянно отделяются эти фирмы.

Следует также  отметить практику бесплатной выдачи лицензий на коммерческое использование изобретений, запатентованных в ходе бюджетных исследований и являющихся собственностью федерального правительства.

Существенный элемент  прямой поддержки инновационных  процессов – формирование государственной инновационной инфраструктуры.Государство может создавать сети центров распространения нововведений и консультационных центров, оказывающих деловые услуги инноваторам. Государство способствует формированию рынка инноваций (информация в государственных изданиях, выставки, биржи, ярмарки и т. п.) и само выступает его агентом, например, при покупке и продаже лицензий.

Государственные органы призваны осуществлять мониторинг и прогнозирование инновационных процессов в стране и за рубежом, а часто и поиск наиболее эффективных передовых технологий для широкого внедрения. Особое место занимает государственная экспертиза инновационных проектов,поскольку отдельным организациям, осуществляющим нововведения, трудно оценить все их возможные эффекты в общеэкономическом масштабе. Инновационным организациям могут предоставляться льготы по оплате государственных услуг – связи, тепла, электроэнергии и т. д.

Не менее популярны меры моральной поддержки: вручение выдающимся ученым и инноваторам государственных наград, присвоение почетных званий, пропаганда инновационных способов хозяйствования, потребления инновационных продуктов и услуг, имеющихся в стране научно-технических и нововведенческих традиций, посещение руководителями государства ведущих инновационных организаций, участие представителей научно-технической интеллигенции в важнейших государственных мероприятиях, поддержка самоорганизации научно-технического сообщества и т. д.

Среди мер косвенного регулирования  следует отметить налоговые льготы. Льготное налогообложение прибыли реализуется как путем сокращения налогооблагаемой базы, так и путем уменьшения налоговых ставок, вычета из налоговых платежей.

Особенностью государственной  инновационной политики США является также низкая «ведомственная» концентрация решений по выработке и реализации инновационных проектов (в Японии, наоборот, высокая).

В целях развития инновационной  деятельности в США в 1984 г. был  принят «Закон о кооперации в сфере  НИОКР».

В США большое внимание уделяется прогнозированию и  экспертизе инновационных проектов, ведению государственной статистики инноваций. Здесь отработан механизм развития внутренней и международной  конкуренции, антитрестовское законодательство действует уже более  
100 лет. Неудивительно, что страна занимает первое место в мире по уровню конкурентоспособности.  

 

16.3. Государственное управление инновационной политикой в Японии 

 

Ключевую роль в инновационной  деятельности играет  Министерство внешней торговли и промышленности (МВТП). Имеется долговременная программа инновационного развития страны, осуществляется стимулирование прикладных исследований закупок лицензий за рубежом.   

На смену вытеснению иностранных  конкурентов с существующих рынков за счет дешевизны и высокого качества товаров приходит еще более сложная  задача – самим формировать новые  рынки, сохраняя низкие цены и высокое  качество новых товаров.

Долгосрочная цель государственной  политики Японии – превращение страны из «имитатора» и «рационализатора»  в творца технологий. Приоритетное направление – информационные системы, механотроника, биотехнологии, новые  материалы.

Государство не только определяет стратегию общего и отраслевого  развития промышленности и внешней  торговли, но и имеет в своем  распоряжении достаточно большой арсенал  средств и методов, позволяющих  конкретизировать эту стратегию. Помимо традиционных экономических и административных способов воздействия на развитие экспортного  производства и экспорта, таких как  льготное кредитование и страхование  от уплаты налогов, прямое субсидирование, государственная комплексная помощь экспортерам, содействие их сбытовой деятельности и т. п., японские государственные  органы широко используют и косвенные методы:

а) целевое распределение финансовых ресурсов, предоставляемых частными банками, и сосредоточение их в приоритетных отраслях;

б) содействие предприятиям в приобретении передовой иностранной технологии;

в) контроль за научно-техническим  обменом с зарубежными странами.

Японская модель интеграции науки и производства, научно-технического прогресса предполагает строительство совершенно новых городов-технополисов, сосредотачивающих НИОКР и наукоемкое промышленное производство.

По мнению американского  специалиста по японским технополисам  
Ш. Тацуно, стратегия технополисов – это стратегия прорыва в новые сферы деятельности высшего технологического уровня, а тем самым – это стратегия интеллектуализации всего японского хозяйства.

Государственное регулирование  инновационными процессами в Японии также характеризуется индикативным планированием НИОКР, высокими импортными таможенными тарифами, предоставлением  налоговых и кредитных льгот  в финансировании НИОКР, протекционистской  политикой в продвижении новой  продукции.

Японское правительство  принимает меры по развитию международной  интеграции и кооперирования. Например, существует соглашение об американо-японском сотрудничестве в области науки  и техники.

В результате активной инновационной  деятельности Япония занимает первое место в мире по уровню ВВП на душу населения, эффективности использования  ресурсов, темпам экономического роста  среди промышленно развитых стран, продолжительности жизни населения.  

 

16.4. Инновационная деятельность в странах ЕС 

 

Германия, Англия, Франция  – эти страны являются ведущими в составе Евросоюза. Особенностями  стран Евросоюза являются: дороговизна  рабочей силы  и природных ресурсов, земли; высокая плотность народонаселения; высокий технологический уровень производства и информатизации; уважительное отношение к образованию, культуре, здоровому образу жизни, старости, историческим традициям; государственное регулирование цен на важнейшие продовольственные товары; применение в управлении и производстве международных и европейских стандартов, сертификация продукции; индикативное планирование инновационной деятельности; развитие наукоемких отраслей народного хозяйства; высокий уровень концентрации кооперирования производства. И, как следствие, в этих странах высокое качество жизни населения.

Евросоюз большое внимание уделяет активизации инновационной  деятельности. К основным направлениям инновационной политики Евросоюза относятся:

? выработка единого антимонопольного законодательства;

? использование системы ускоренной амортизации оборудования;

? льготное налогообложение НИОКР;

? поощрение малого наукоемкого бизнеса;

? прямое финансирование предприятий для поощрения инноваций в области новейшей технологии;

? стимулирование сотрудничества университетской науки и фирм, производящих наукоемкую продукцию.

Основой инновационной политики Евросоюза является «План развития международной инфраструктуры инноваций и передачи технологий»,принятый в 1985 г. Главной целью этого документа является ускорение и упрощение процессов воплощения результатов научных исследований в готовых продуктах на национальном уровне, а также содействие распространению инноваций в Евросоюзе. Один из разделов плана – «Кооперация между странами в области инноваций» – предусматривает создание и функционирование консалтинговых служб по передаче технологий и управлению инновациями – специфической инфраструктуры по внедрению инноваций на региональном уровне.

Второй раздел плана посвящен координации реализации инновационной  политики. Третий – созданию системы  передачи информации по инновациям и  технологиям, совершенствованию патентной  системы, унификации и стандартизации. Четвертый – мероприятиям по повышению  инновационного потенциала менее развитых стран (Греция, Ирландия).

Стимулирование  инновационной деятельности в Евросоюзе  осуществляется примерно на тех же принципах, которые приняты в  мировой практике.

 


Информация о работе Шпаргалка по "Инновациям"