Сетевой бизнес в общественном питании

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 20:08, реферат

Описание

Под ресторанной сетью будем понимать рестораны, работающие под единым брендом, с единым меню в рамках одной территории, придерживающиеся единых технологических стандартов и стандартов обслуживания.
Является нормальным внесе

Работа состоит из  1 файл

сетевой бизнес в оп.doc

— 167.00 Кб (Скачать документ)

А первым проектом для главного владельца этого бизнеса Ростислава ОРДОВСКОГО-ТАНАЕВСКОГО-БЛАНКО, в ресторанной сфере в Беларуси стало открытие в 1994 году «Испанского уголка». В Минске ресторан стал «кутком» и появился спустя 4 года после открытия аналога в Москве. Однако на белорусском рынке Р. Ордовский-Танаевский работал и раньше, развивая с конца 1980-х годов совместно с Kodak сеть «Фокус-центр». Только в 1995 году им было принято решение о специализации в ресторанной сфере. В настоящее время сеть, которая подчинена ОАО «Росинтер Ресторантс Холдинг», объединяет свыше 300 ресторанов в 9 странах.

Правда, в отличие от McDonald’s, который на 100% контролирует свою белорусскую дочку, у “Росинтера” в Беларуси существуют миноритарии. Во всех совместных предприятиях доля российской компании составляет 58-59%, остальная принадлежит группе местных инвесторов. По мнению экспертов, это может несколько сковывать стратегическую и тактическую оперативность “Росинтера” по сравнению с McDonald’s, чей бизнес суперцентрализован. К тому же в отличие от «Мак`а» сеть «Росинтера» в Беларуси находится сразу в нескольких сегментах - QSR, fast casual (демократические рестораны быстрого питания) и casual dining (демократические рестораны).

А вот проблемы компании весьма схожи с теми, что существуют в Беларуси у McDonald’s. Из-за позиции партнера по проекту развития топовой сети «Ростик’с” американской компании Yum!Brands Inc. (бренд KFC и др.) этот перспективный проект в Беларуси в 2006 году был заморожен. Американцы отказались развиваться в Беларуси по тем же политическим причинам, что и в истории с McDonald’s. Так, вместо «Ростик’с-KFC» у нас появился “Росток”. По просьбе американского инвестора была проведена даже реорганизация юрлица – вместо “РостиксБела” появилась другая структура. Но “Росток” тоже является частью группы “Росинтер” в Беларуси.

В перспективе упор, судя по всему, компания будет делать на развитии сегмента fast casual и на двух своих брендах в нем. Так, в июле 2008 года было открыто комбо двух топовых ресторанов - «Планета Суши» и Il Patio на ул. Сурганова. Не исключено появление в этом сегменте других брендов (в корзину «Росинтер Инвестментс Групп» входят еще «1-2-3 кафе», Café de Artist, «Американский Бар и Гриль», франшизы “Сибирская корона”, Benihana of Tokyo, Costa Coffee). А вот на сегменте casual dining компания, похоже, решила поставить крест. Закрытие «Испанского уголка», по мнению наших экспертов, продиктовано тем, что именно эта ниша сейчас на столичном рынке переполнена.

Финансово-экономический кризис, по мнению специалистов, приведет как к некоторому замедлению развития действующих иностранных сетевых проектов в Беларуси, так и к отсрочке появления на отечественном рынке новых инвесторов. В текущем году планировался выход на белорусский рынок третьей после MacDonald’s и “Росинтера” российской сети с единым управлением – “ГМР. Планета гостеприимства”. Компания даже начала через интернет поиск персонала для своего белорусского бизнеса. Однако в настоящее время процесс ее активного вхождения на рынок приостановлен.

Учредитель “ГМР. Планета гостеприимства” (ранее - “Бразерс и Ко”) Мераб ЕЛАШВИЛИ планировал вывести на рынок Беларуси, а также Грузии, Словакии, Литвы, Латвии и Азербайджана две концепции. Одна из них - это сеть итальянских ресторанов “Сбарро”, с покупки франшизы на которую, собственно, в 1997 году и начался этот успешный российский бизнес. Вторая концепция - это домашняя итальянская кухня под брендом Viaggio.

По мнению экспертов “Ежедневника", оба проекта имеют все шансы, чтобы стать успешными в Беларуси. Причем дело не только в недостатке итальянской кухни на рынке. Оба относительно недорогих по среднему чеку проекта пришлись бы весьма к месту в свете последней активизации итальянских туристов в Беларуси. Речь идет о так называемых бульдозеристах - относительно небогатых итальянцах рабочих профессий, которые с легкой руки какого-то первопроходца ищут в Минске недорогие развлечения.

В самой России, а также в Украине, Казахстане и Чехии сеть М.Елашвили охватывает сегодня свыше 150 заведений, среди которых также кафе под брендами “Восточный базар”, “Баш на Баш”, “Мондо пицца” (в Чехии).

С Беларусью бизнес М.Елашвили связывает еще один интересный факт: нынешний глава ГК Heineken в Беларуси (пивоваренные заводы в Бобруйске и Речице) Хенк ван Гельдерен некоторое время (в 2006 году) работал в этой ресторанной компании в должности генерального директора.

3. «Темпо»

Сеть одноименных пиццерий, действующих в Минске с 2002 года, имеет прямое отношение к литовско-белорусскому продовольственному ритейлеру – компании «Либретик» (бренд «Соседи»).

В настоящее время «Соседи» - один из сильнейших игроков на минском рынке в формате «магазин у дома».

Общепитовский бизнес по темпам развития не отстает от ритейла.

Большинство пиццерий «Темпо» находится в оперативном управлении УП «Новита». В составе сети сегодня 7 заведений, одно временно не работает, а последнее открылось в прошлом году. Из форматных проектов на данный момент это - самое крупное в стране, больше пиццерий нет ни у кого.

Сегмент fast casual и формат пиццерий по-прежнему считается у нас перспективным, хотя в Минске начинает ощущаться перенасыщение.

Не исключено, что с начавшимся выходом сети «Соседи» в регионы (в прошлом году открылся первый магазин в Минской области – в Борисове) вслед за супермаркетами потянутся и пиццерии.

4. Сеть Александра Пархимчика

Александр ПАРХИМЧИК - легенда белорусского ресторанного бизнеса , один из родоначальников местного рестораторского движения. По сути, он единственный в стране, в чьи заведения ходят не на бренд, а на имя - он эдакий белорусский Новиков, Деллос и Левин в одном лице.

В перечень (неполный) принадлежащих ему ресторанов входят “Ренессанс”, “Фрески», «Пан хмелю», «Безе», «Бригантина», «Салун», два кафе Olivo. На паях с другим известным белорусским ресторатором Чеславом Боярчиком ему принадлежал паб “Дрожжи Юнайтед”. Неизвестно, правда, что дальше будет с этим проектом, поскольку на месте паба, а также Night Star и «Папараць-кветкі» городские власти собираются строить паркинг. Night Star и «Папараць-кветка» уже закрыты с начала года, “Дрожжи» пока работают.

На “Дрожжах” у ресторатора выросло некоторое честолюбие, проявившееся в названии юридического лица, включившего в себя часть фамилий Пархимчика, а также Боярчика: ООО “Пар-Бор”. А. Пархимчик - фигура довольно замкнутая. Известно, что он имел отношение к ОАО “Минотель”, объединяющему несколько крупнейших гостиниц столицы. В 1993 году сделал свой первый ресторанный проект “Стейкхауз”. Но то, что в этой сфере можно зарабывать деньги (и неплохие), он продемонстрировал не на “Стейкхаузе”, который стал своеобразным пиар-проектом для него, а на “Пане хмелю”. Для своего времени это было одно из знаковых заведений. Оно первым взяло на вооружение танцы до 4 часов утра, живую музыку, что вкупе с креном в советское ретро позволяло заполнять залы и давать хорошую выручку.

Считается, что баланс “Пана хмелю” стал отправной точкой для активного вхождения в эту сферу чиновничества, особенно его отпрысков. Именно этот проект А. Пархимчика открыл им глаза на то, что рестораны могут приносить деньги.

Пархим, как уважительно называют его в рестораторской среде, до недавней поры размещал свой бизнес в двух высших сегментах - casual dining (демократический ресторан) и fine dining (элитный ресторан). Но в прошлом году он пошел в fast casual , где наконец начал строительство сети. Для нее был выбран бренд Olivо и пока два перешедших к нему от города заведения: свой же бывший «Кубик» и одно из знаковых мест белорусской столицы бар «Паляўнічы”.

Хорошие отношения в городских верхах открывают для ресторатора большие перспективы по приватизации оставшихся в госсобственности объектов. Вот и присутствие в директорском кресле “Экс-Криницы” его давнего партнера и помощника Валерия Тимаховича (он один из главных создателей проекта “Пан хмелю”) расценивается экспертами “Ежедневника”, как то, что это заведение уже “на крючке” у бизнесмена. И не оно одно.

5. Рестораны Павла Полонского

Амбициозный и энергичный ресторатор, лично объехавший свои заведения в эту новогоднюю ночь, ставку сделал на те же сегменты, что и Пархимчик: fast casual, casual dining, fine dining.

В высших сегментах у него рестораны “Семь комнат”, “Территория” . Осенью прошлого года он стал партнером Павла Шумилова (группа Tair), вместе с которым провел рестайлинг клуба “Изюм” в пивной ресторан “Госці”. Павел ПОЛОНСКИЙ является одним из совладельцев нового ресторана.

“Госцi” обещают стать успешным проектом хотя бы в силу неразвитости такого формата в Минске и растущего на него спроса. Тем более что ресторан находится практически в центре столицы. Это не Expobel, где неудачно попытался внедрить такой же формат («Beaver Koвчег”) владелец пивоварни «Минское пиво». Поэтому новому заведению вполне по силам положить конец доминированию в этом формате все больше страдающемуся от постоянных клиентов “0,5”.

Еще больше шансов, по мнению экспертов “Ежедневника”, у П.Полонского в сегменте fast casual, где он успешно развивает сеть «Эль Помидоро». Сейчас действуют два кафе, в декабре прошлого года должны были открыться еще два, но это событие перенесено на текущий год.

6. “Тифани”

Владелец ООО “Тифани” Борис ГРУБНОВ основал свой бизнес в Беларуси в 1999 году.

На сегодняшний день в группу ООО “Тифани”, объединяющую заведения в сегментах QSR, fast casual и casual dining, входят два «МаксиБИСА», две «Планеты Pizza», открывшееся в ноябре 2008 года первое из одноименной сети для городских окраин кафе “Пицца и пельмени”, кафе “Гурман», Fusion и, конечно, пивной ресторан «У ратуши 0,5».

Последнее заведение является своеобразными «воротами» в Минск для иностранцев. Вот как его воспел в «Огоньке» известный российский журналист Андрей Колесников, побывавший в «0,5» во время визита еще президента Путина: «Здесь пиво лилось рекой и играл американский джаз. Люди, которые здесь сидели, могли бы украсить собой любой московский или гамбургский пивной бар. Если бы пересадить эту компанию в лондонский паб, а компанию англичан из этого паба в минский «0,5», никто и не заметил бы подмены, в том числе и из них же».

В состав группы Б. Грубнова входит также ООО “Евромитекс” – компания, занимающаяся производством и продажей мясных полуфабрикатов. В этой сети уже 3 магазина-кулинарии в формате ”у дома”, бренд “Гурман”.

Собственная фабрика-кулинария удачно вписывается в экспансионистские планы этого бизнеса. До недавнего времени они строились в том числе и на эксклюзивном сотрудничестве с владельцами сети гипермаркетов “Гиппо” (компания “Белвиллесден”). “Тифани” разместила “МаксиБис” и “Планета Pizza” в первом минском “Гиппо”. В феврале прошлого года компания “Белвиллесден” открыла свой второй гипермаркет - в Могилеве. Всего планировалось строительство в Беларуси 16 объектов этой сети. Но, по некоторой информации, в настоящее время у ресторатора и ритейлера возникли трения. Кроме того, проблемы с вводом новых объектов есть и у самого “Белвиллесдена”, который не вписывается в заявленные сроки по многим объектам.

“Пельмени и пицца” – еще один проект, развитие которого значится в планах “Тифани” в текущем году. По информации “Ежедневника”, не так давно компания выкупила площадку бывшего ресторана “Меридиан” на ул. Притыцкого. Так что без приращений этот бизнес в 2009 году точно не останется.

Прошлый год стал предвестником серьезных изменений на ресторанном рынке страны. Появились новые бизнесы, новые форматы, новые бренды, активизировался процесс концентрации бизнеса.

7. Рестораны Юрия Чижа

Он, как и некоторые из его коллег - белорусских олигархов, мог ограничиться одним представительским рестораном. Так сказать, для себя и своих друзей. Претенциозный “Ракаўскi бровар”, открытый в 1997 году, вполне мог сгодиться для этой цели. Однако Юрий ЧИЖ как-то втянулся в этот рынок и сегодня продолжает с разной степенью успешности выстраивать свою империю.

Размытость этой ресторанной структуры (его заведения охватывают линейку fast casual, casual dining, fine dining) представляет собой небольшой макет со всего его бизнеса, в котором есть все, что можно: от футбола и нефти до дорогих бутиков и производства молока.

Центральным звеном ресторанного бизнеса Ю.Чижа является “Ракаўскi бровар” (с филиалом). При всей той критике в адрес этого заведения следует признать, что другого такого ресторана, который на протяжении уже более 10 лет без серьезного ребрендинга и рестайлинга выдерживает определенный уровень, в Беларуси пока не было.

Бизнесмену также принадлежат элитный ресторан La Crete d’or (“Золотой гребешок”), две кондитерские “Салодкi фальварак”, кафе “Овертайм” в одноименном клубе и приобретенный в этом году у не сумевших договориться, кто у кого выкупит долю, совладельцев ресторан «У Францыска”. За пределами МКАД Ю.Чижа имеет ресторан «Гасцінны маёнтак” в горнолыжном курорте «Силичи» и заведение на базе отдыха «Сябры” под Семково.

Оставлять это направление бизнесмен не собирается. Именно у него в ресторанном бизнесе, в La Crete d’or, работает единственный на сегодняшний день дипломированный сомелье в Беларуси Алексей Михальчик. По информации “Ежедневника”, новые заведения Ю.Чижа уже запланированы на улицах Сурганова и Пионерской в Минске, а через 2-3 года его ресторанные активы увеличатся по меньшей мере еще на 5 разноформатных предприятий общественного питания.

8. Sun Café

Один из бизнесов, в нашем рейтинге разделивший восьмую строчку, имеет под собой нефтяную и строительную основу. Он, по информации «Е:Лидера», оформлен на супругу Александра ЦЕНТЕРА, владельца столичной сети автозаправок “А-100”.

Удачная сделка в начале 2000-х годов, когда бизнесмен продал часть своих АЗС “ЛУКойлу”, принесла ему свободные ресурсы, которые он частично вложил в строительные проекты, частично - в ресторанную сеть.

Последняя объединяет на данный момент 4 заведения в сегменте QSR под брендом Sun Café и одно кафе Sun Italy на улице Я. Коласа (сегмент fast casual) . Оперативное управление обеспечивает компания “Асторэс” во главе с Максимом Максименко. Он, кстати, один из немногих частников-рестораторов, включенных в центральный кулинарный совет при Министерстве торговли Беларуси.

Информация о работе Сетевой бизнес в общественном питании